1. Территория Казахстана была заселена человеком почти миллион лет назад. Уже в допалеолетический период древний человек поселился на благодатных землях Каратау, пригодных для нормальной жизни, щедрой на природные дары



бет1/6
Дата19.10.2022
өлшемі55,09 Kb.
#44037
  1   2   3   4   5   6
Байланысты:
Рахимов Ш.К. ТМО-22у (семинар 1 лекция 1-2)


1. Территория Казахстана была заселена человеком почти миллион лет назад. Уже в допалеолетический период древний человек поселился на благодатных землях Каратау, пригодных для нормальной жизни, щедрой на природные дары. Материальное свидетельство этому - древние поселения каменного века, найденные на этой территории. Вскоре, в период Среднего и Верхнего палеолита люди стали двигаться в районы Центральной и Восточной области Казахстана и Мангышлака. Как показали раскопки людских поселений Ботай в Северном Казахстане (эпоха неолита), Казахстан был древнейшей областью освоения лошадей. Таким образом, здесь были сформированы первые кочевые цивилизации. Археологи обнаружили жилища, многочисленные орудия труда из камня и слоновой кости, которые представляют картину древней истории Казахстана в каменной эпохе. Уже в Бронзовом веке, приблизительно четыре тысячелетия назад, территория Казахстана населялась племенами так называемого Андрона и культуры Бегазы-Дандыбай. Представители племен были заняты сельским хозяйством и животноводством. Они также были прекрасными воинами, искусно пользовавшимися боевыми колесницами. От этих времен остались наскальные изображения колесниц, в местах, где древние люди устраивали религиозные храмы под открытым небом. На поверхностях черных утесов, выжженных солнцем, люди высекали сцены танцев, изображения солнцеголового божества, могущественных верблюдов и быков как олицетворения древних богов.
Повсюду в казахских степях рассеяны могильные курганы благородных воинов, отличающихся друг от друга размерами насыпей и склепов. Самое известное такое кладбище находится в степях Сары-Арка и Тагискент. Люди той эпохи были не только прекрасными воинами, пастухами и фермерами, но также и квалифицированными металлургами. Из бронзы они изготовляли топоры, ножи, кинжалы, украшая эти орудия различными способами. Именно они начали развитие меди, которое актуально и по сей день. Ими разведаны медные карьеры Джезказган и Саяк. Древние люди жили в больших поселениях, объединенных в города, окруженные крепостными стенами. Города населялись воинами и мастерами, священниками и фермерами. Эти племена жили на территории Казахстана примерно в течение тысячи лет: с XVII века до н.э до IX-VIII веков н.э. С насиженной территории их изгнали саки. Так назвали эти новые племена древние персы. Китайцы назвали их «се», тогда как греки называли их скифами. По сути саки были кочевниками, полукочевниками и земледельцами. Но, прежде всего, они были превосходными наездниками. Фактически саки были самыми первыми всадниками в мире, умеющими на полном скаку, свесившись с седла, выстрелить прямо в цель.
В VI-II веках до н.э. саки образовали свое первое государство с центром в Жетысу (Семиречье) в Юго-Восточном Казахстане. Правители саков были в то же время первосвященниками. Саки имели собственный письменный язык и мифологию, они были известны хорошо развитой культурой. В летописях саки отмечены как основатели искусства «энимал-арт», создавшие уникальные фигуры животных (хищников и травоядных) из золота и бронзы. Сегодня эти шедевры украшают экспозиции лучших музеев мира.
До сих пор не решена ситуация с языком в сакском государстве. Уже было доказано, что в первом тысячелетии до н.э, население Казахстана было главным образом представлено носителями индоевропейского языка и иранских языков - Индо. Однако, в последнее время, историки склонны думать, что племена Бронзового века, особенно такие как саки, говорили на протюркских языках.
В захоронении «Иссык», где покоится всемирно известный «золотой человек», был найден серебряный шар, с надписью, состоящей из 26 стилей. Историки до сих пор не в состоянии прочесть эти загадочные письмена. Некоторые считают, что надпись сделана на одном из иранских языков, другие настаивают на ее протюркском происхождении. Так или иначе, именно в этот период произошло формирование склада ума и языка средневековых и современных казахов, их физиологические стереотипы, многие элементы их культуры, повседневной жизни и народных обрядов.
В середине первого тысячелетия нашей эры начинается очень важный исторический период в истории всех тюркских народов и казахов в частности. Период отмечен этническими изменениями: в результате многих ассимиляций сложилась определенная народность тюркских племен, которые выбрали Алтай уентром своего обитания. Письменные источники VI века зарегистрировали термин «тюрки», который китайцы произносили как «тютзю», а согдийцы как «турк».
Археологическое исследование тюркских памятников позволяет идентифицировать определенные культуры с конкретными тюркскими племенами. В области Саяно-Алтая были найдены археологические культуры, схожие в раннекиргизскими, раннекипчакскими и раннеогузскими. В ходе весьма частых внутренних войн и племенных разногласий в борьбе за власть и пастбища часть тюркских племен, населяющих степи и долины Казахстана, переместились на юг Средней Азии (карлюки, кипчаки, узбеки, Огузы, тюрки-сельджуки), к Малой Азии и Кавказу (туркмены, сельджуки), к Восточной Европе (кангары, печенеги, кипчаки-половцы, тюрки-огузы, каракалпаки).
Начиная с IV века, до начала XIII столетия территория Казахстана была местом проживания западных тюркских племен: государством, созданным огузами, караханидами, кипчаками. Все они последовательно сменяли друг друга вплоть до монгольского нашествия. После вторжения монголов в начале XIII века эта территория была поделена на улусы – владения монгольского Джучи-хана и Чагатай. Позже улусы преобразовались в Белую Орду, Монголистан и, наконец, Казахское Ханство.
По идее все эти государства практиковали смешанные экономические отношения. Племена скотоводов соседствовали с племенами земледельцев, торговали с соседями. Прямо в степи росли города, опережая друг друга. К примеру, такие города как Тараз, Отрар, Испиджаб, Талхир были построены прямо на Великом Шелковом Пути, который служил надежной связью со средневековой цивилизацией Запада и Востока: Японией, Кореей, Китаем, Ираном, Государством Сельджукидов, Россией, Византией, Францией и Италией. По Великому Шелковому Пути из страны в страну «переезжали» искусства танца и музыки, живописи, архитектуры и т.д., а также различные религии: манихейство, буддизм, христианство, ислам, который с VIII века стал основополагающей религией казахов.
Нация, населявшая территорию Казахстана, сосредоточила в себе все идеи и достижения различных цивилизаций, в свою очередь, сделав свой собственный вклад в сокровищницу мировой культуры. Среди казахской экзотики, известной во всем мире, можно назвать юрту, седла и стремена для лошади, боевые искусства, ковроткачество, ювелирные изделия из серебра и золота. Казахстан – родина сладких мелодий напоминающих музыку ветра от проносящегося по степи табуна лошадей. Все эти факторы определили целостность и непрерывность древней и средневековой истории Казахстана.

2. Кочевая цивилизация — одна из ярких страниц в истории челове­чества на пути его развития. В своей 3-тысячелетней истории кочевое общество прошло долгий эволюционный путь. Казахское кочевое общество в системе мирового кочевничества создало высокие образцы хозяйственной, общественно-политической и культурно-бытовой этнической жизни.


Проблема изучения цивилизаций кочевников является одной из актуальных в современной историографии Казахстана и в тоже время сложной. Некоторые ученые, которые рассматривали жизнь всех народов мира через призму их соответствия уровню развития европейских стран, полностью отрицали в мировой истории роль тюрко-монгольских кочевых народов. Такое направление в исторической науке, связанное с доминирующей ролью европейских народов и необъектив­ным занижением уровня развития кочевых цивилизаций Востока, носит название европоцентризм. О кочевниках писали народы, которые вели оседлый образ жизни, их описывал Геродот, китайские историки. Теория о кочевничестве и о кочевом государстве возникла позже.
Поскольку до XV-XVI вв. европейцы знали о кочевниках лишь по их периодическим нашествиям на Европу, они воспринимали кочевые народы не иначе как своих врагов.
В XVIII — XIX вв. европейские ученые высказывали свое мнение о кочевниках. Так, Монтескье рассматривал их как справедливых и вольных людей свободного общества, Фергюсон, А. Смит доказывали, что у кочевников имущественное и социальное неравенство проявилось раньше всех. И. Кант сделал вывод, что само государство как таковое возникает в результате столкновения кочевников и оседлых людей. Ф. Гегель считал, что, несмотря на наличие у кочевников социальных противоречий, государственности у них не было.
И хотя взгляды ученых были разными, но больший акцент в них делался на негативные стороны жизни кочевого общества. Например, такие ученые, как Торнвальд, Тойнби, считали, что кочевники не в силах создать цивилизованное общество и госу­дарство без помощи извне. По мнению большинства исследователей, кочевые сообщества без помощи оседлого населения не смогут развиваться.
С 1920-1940х годов кочевая цивилизация становится предметом специальных исследований.
В 60—70-х годах XX в. отдельные ученые стали признавать объективный характер возникновения кочевого образа жизни в силу географических, экономических и других факторов. Это не являлось "отступлением от пути к цивилизации", а было своеобразным способом хозяйственно-экономического развития. Приспосабливаясь к особенностям природно-географической среды, кочевники были вынуждены заниматься именно скотоводством. С увеличением поголовья скота им приходилось постоянно перемещаться в поисках новых пастбищ, что привело к возникновению кочевого образа жизни.
О способностях и своеобразной культуре кочевников в свое время говорили В. Радлов, Л. Н. Гумилев, Б. Я. Владимирцев, А. Х. Маргулан, и др. «Степную грамоту» кочевников высоко оценил Б. Я. Владимирцев. Он пишет, что «монголы часто отличаются превосходной памятью и могут, прослушав 2-3 раза какое-нибудь понравившееся им поразившее их сказание, повторить его почти дословно».


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет