Актуальность темы исследования имеет как академические, так и практические аспекты



Дата05.05.2023
өлшемі17,07 Kb.
#90673
түріРешение
Байланысты:
философия


Введение.
Актуальность темы исследования имеет как академические, так и практические аспекты.

Цель: необходимо изучить роль глобальных проблем современности; выявить сущность, факторы, обострения и предполагаемые пути решения; рассмотреть глобальные проблемы с точки зрения философии и влияния на их решение.

В соответствии с поставленной научной целью определены частные задачи исследования:

- рассмотреть понятие и сущность глобальных проблем;

- раскрыть основные предпосылки и причины возникновения глобальных проблем;

- дать характеристику современной типологии возникших глобальных проблем.

Одна из характерных особенностей современного мира − обострение глобальных проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества.

Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях, существовавших ранее противоречий в системе «человек − общество – природа». Поэтому для более детального их анализа необходимо остановиться на выяснении тех причин, которые способствовали их актуализации. Прежде всего, в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил и производственных отношений, результат развития материальной культуры общества. С другой – возникновение и углубление глобальных проблем является результатом социального прогресса. Эти две основные причины возникновения глобальных проблем обусловили и их углубление. Если на первых ступенях развития человеческой истории эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер.


включается проблема ликвидации эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства, проблемы здравоохранения, образования, проблема планирования и регулирования роста уровня и качества жизни, гарантия прав человека и т.д.

Системная целостность глобальных проблем предполагает и определенную систему знания, характеризующуюся комплексностью исследований, которая получила общее название глобалистика. В свою очередь комплексный характер современного научного знания означает не простое объединение представителей разных наук вокруг одной научной проблемы, а их активное, совместное участие в ее разработке. А это предполагает, прежде всего, выработку некой общей базы для междисциплинарного общения, введение определенной совокупности общенаучных понятий и новой терминологии, создание условий для практического взаимодействия между представителями различных наук в процессе их совместной работы [4].

Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация глобальных проблем позволяет установить их объективную «иерархию», то есть степень актуальности и их соподчиненность. Правильное определение приоритетов имеет важное теоретическое и практическое значение, что позволяет определить последовательность их теоретического анализа, методику практического решения.

Имеются различные подходы к классификации глобальных проблем. Среди них наибольшее признание получил подход, в котором за основание классификации берется степень остроты проблемы и необходимая последовательность их решения.

В соответствии с данным подходом глобальные проблемы делятся на три большие группы:

• Интерсоциальные проблемы. Они возникают между различными государствами, их союзами, регионами планеты. К наиболее значимым проблемам этой группы относятся две: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; установление нового международного экономического порядка.

• Экологические проблемы, возникающие в результате взаимодействия общества и природы: сохранение чистоты окружающей среды; обеспечение мировой цивилизации энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами; освоение Мирового океана, космического пространства и др.

• Антропосоциальные глобальные проблемы, возникающие между обществом и человеком. Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования, духовной культуры человека и общества и др.

Предпосылки возникновения глобальных проблем.

Было бы неверно полагать, что только во второй половине ХХ века человечество столкнулось с феноменом глобальных проблем. В свое время предельно актуальными для населения Земли были эпидемии инфекционных болезней, нашествия, войны. Вечной является проблема взаимоотношения человека с окружающей средой, освоения природы и овладения ее стихийными силами, проблема установления прочного мира между народами, гарантий социально-экономического, политического и культурного прогресса. Многие глобальные проблемы возникли изначально, другие наметились и назревали давно, но проявились более явно и на глобальном уровне лишь с утверждением капитализма, т.е. в ХУП - ХУШ вв.


Растущая по мере развития капитализма интернационализация всех общественных отношений, вела к созданию единого взаимосвязанного мира. Причины возникновения глобальных проблем следует искать в историческом процессе развития человечества. История человечества представляет собой сопряженное развитие двух типов отношений определяющих всю жизнедеятельность людей. Первый из них - отношения человека и окружающей его среды (система «человек – природа»): вторая отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения. Историю можно рассматривать с двух сторон − писали в работе «Немецкая идеология» К. Маркс и Ф. Энгельс − ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга [2].

Обе эти линии развития органически связаны, и разделить их можно лишь в абстракции. Именно в рамках системы «человек – природа» осуществляется процесс производства. Развивая производство, осваивая природу, добиваясь своего господства над ней, человек постепенно все больше нарушал естественное развитие компонентов. Сам человек, оставаясь частью природы, стал одновременно явлением принципиально нового типа − воплощением совокупности общественных отношений, которые сложились в ходе человеческого общения на базе производственной деятельности, то есть на основе принципиально новых отношений, сложившихся между человеком и остальной природой.

Гармония между человеком и природой на ранних этапах развития человечества оставалась незыблемой. Это было с одной стороны результатом неразвитости самого человека, с другой − следствием достигнутого к тому времени невысокого уровня развития общественных отношений. В условия собирательного способа производства не могло существовать сколько-нибудь острых конфликтов человека с окружающей его природой. Социальная однородность тогдашнего общества не порождала условий для нерационального использования природных богатств в ущерб самой природе и обитающему в ее среде человеку. Таким образом, на первом этапе взаимодействия общества с природой, когда его экономика была еще присваивающей, когда с социальной точки зрения оно было однородным, сохранялись как согласованность в самих общественных отношениях, так и гармония в отношениях человека и природной среды. И речь здесь идет не о случайном совпадении этих двух компонентов, а об их закономерном сочетании. В результате развития самого человека общество получило возможность добывать основные средства жизни за счет преобразовательной деятельности, материального производства. Произошел переход от "пре-производства" (собирательство и охота) к производству в собственном смысле слова и переработке посредством труда предметов природы для нужд потребления. Материальное производство стало основным источником жизнеобеспечения людей.

Уровень развития производственных сил в конечном итоге определяет характер производственных отношений, а последние в свою очередь оказывают направляющее воздействие на тип отношений общества к окружающей его природной среде. Возникшая, таким образом, взаимосвязь отношений между человеком и природой, обществом и природой и отношениями внутри общества полностью подтвердилась на всех последующих этапах общественного развития. Место естественных производительных сил заняли общественные производительные силы, которые по мере развития принимали антагонистическую форму. Рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественно-экономическим формациям соответствовали адекватные их сущности формы социально-экономических и политических отношений между людьми и, естественно, формы и типы отношений между обществом и природой, человеком и природой.


Важно отметить, что в данном аспекте мы ставим на первый план уже не отношения человека и природы, а социальные отношения. Объясняется это тем, что с завершением антропосоциогенеза человеческая история определяется в первую очередь общественными законами, существом и характером социальных отношений, хотя взаимосвязь природных и социальных процессов, взаимная обусловленность истории природы и истории людей сохраняет свое значение в жизни человечества. Однако характер этой взаимообусловленности существенно меняется. О гармонии между человеком и природой с момента утверждения первой антагонистической формации уже не могло быть и речи.

Напротив, с течением времени развивались и углублялись конфликты, перерастающие в антагонизмы. Антропогенная деятельность в рамках частной собственности, настолько нарушала присущие природе состояния, что приводила к острокризисным ситуациям. Конкретные причины этих кризисных ситуаций могли быть различными, но во всех случаях в их основе лежали два фактора: развитие производства и социальная почва, на которой оно развивалось.

Таким образом, поднимаясь с одной ступени общественного развития на другую человечество, с одной стороны двигалось вперед под воздействием потребностей растущих производственных сил, а с другой − тем самым стимулировало их дальнейший прогресс. Он означал, что человек постепенно все более овладевал искусством борьбы со стихийными силами природы, подчинял ее себе, добивался таких изменений, которые необходимы ему для жизни. Однако этот процесс имеет и обратную негативную сторону. Подчиняя себе природу, как уже отмечалось ранее, человек вступал с ней в многочисленные конфликты, вызывал к жизни противоречия, грозящие весьма неприятными, а подчас трудно предвидимыми последствиями [5].

Как уже отмечалось ранее, другим таким источником является система социальных отношений. Иными словами, отношения человека с природой тесно связаны с отношением людей друг с другом. Одни как бы перерастают в другие. Возникнув в процессе взаимодействия человека с природой, общественные отношения навсегда остаются в рамках этого взаимодействия. При этом, если характер процесса производства в конечном счете определяет и характер отношений между людьми, то социальные отношения не могут не оказывать значительного влияния на взаимодействия человека и природы. Иными словами, возможности совершенствования взаимосвязей человека с природой зависят не только от развития материальной базы и условий производства, но в огромной степени определяются характером общественных отношений между людьми.

Однако сама история человечества говорит о том, что одних только научно-технических предпосылок для решения конфликтных ситуаций в отношениях человека и природы еще недостаточно. Для этого нужны и определенные социальные условия, которые делают возможным оптимальное использование данных предпосылок. Таких условий господство классических частнособственнических отношений не создало. Утверждение частнособственнических общественных отношений означало, ликвидацию социального единства общества, его раскол на антагонистические классы [6].
возникновения и обострения своими корнями уходят в историю становления современной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры.

Глобальные проблемы имеют двойственный характер: с одной стороны − естественно-природный, а с другой - социальный. Такое понимание глобальных проблем позволяет в их генезисе проследить две взаимосвязанные линии.

• Они есть нежелательный итог отношений между человеком (обществом) и природой, возникают в системе «общество – природа». Глобальные проблемы порождены возросшими масштабами и глубиной технического воздействия общества на природу и огромным размахом хозяйственной деятельности человека. Взаимодействие общества с природой стало ныне сравнимо с геологическими и другими естественными планетарными процессами. Бурная, все более возрастающая и плохо планируемая, преобразовательная деятельность человека приводит к деградации окружающей среды.
поступательного развития цивилизации, существуют, и в ряде случаев усугубляются трудности и противоречия, стоящие на пути такого развития. Трудность решения глобальных проблем обусловлена также их двойственной сущностью. Они одновременно являются и естественно-природными и социальными по своему характеру. Разорвать эти две стороны глобальных проблем практически невозможно. Следовательно, и для их решения необходимо учитывать научно-технические (или естественно-природные) и социально-политические аспекты.

Планетарный характер глобальных проблем предопределил и широкий диапазон подходов, мнений, теорий. Среди этого множества концепций можно выделить как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие друг друга. Стратегия решения глобальных проблем с неизбежностью должна соединить в себе научный, социальный и гуманистический подходы к этим проблемам.

Следует отметить, что не выработано единого понимания глобальных проблем. Обострение глобальных проблем во второй половине ХХ века по-новому заставило взглянуть на проблему предсказания будущего развития глобальных проблем. На волне «бума прогнозов» в 60 – 70-е годы возникает так называемая футурология (наука о будущем) [7].

Глобальные проблемы современности представляют собой единую, динамичную, постоянно изменяющую свое состояние во времени систему, которая является открытой, незамкнутой, так как в нее могут входить вновь возникающие проблемы общечеловеческой значимости, а прежние — по мере их решения — исчезать.

Но как бы, ни был запутан клубок глобальных противоречий, его необходимо распутать с помощью науки философии, т. е. теоретически осмыслить, чтобы отличать причины от следствий, существенное от несущественного, объективное от субъективного. Учитывая ограниченные ресурсы и возможности людей влиять на ход мировых событий, важно также проводить различие между тем, что требует безотлагательного решения, и тем, что менее актуально.

Основными направлениями и способами решения современных глобальных проблем признаны:

- гуманизация мирового сообщества;

- формирование неагрессивной личности XXI века;

- рациональное ограничение научно-технического прогресса;

- устранение войн из жизни общества;

- создание эффективных международных органов по совместному решению глобальных проблем и др.

Среди наиболее важных забот современного человечества, помимо проблем взаимодействия природы и общества, которые подробно рассматривались в главе «Философия природы», неизменно называется неконтролируемый рост населения, создающий во многих государствах и регионах избыточную перенаселенность. Основания для беспокойства на этот счет вполне реальные и достаточно легко просчитываются. По оценкам некоторых специалистов, имеющиеся на планете энергетические, сырьевые, продовольственные и другие ресурсы могут обеспечить достойную жизнь на Земле только примерно 1 млрд. («золотому миллиарду») человек. Остальные оказываются лишними. В то же время за последнее тысячелетие население нашей планеты увеличилось в 15 раз и сегодня составляет уже более 6 млрд. человек. Причем поражают не только масштабы, но и темпы прироста населения. Так, первое удвоение произошло за 700 лет, второе — за 150 лет, третье — за 100 лет и последнее — менее чем за 40 лет. Достаточно сказать, что еще в 1956 г. на Земле было только 2,8 млрд. человек, а уже к концу ХХ в. эта цифра достигла 6 млрд.среды тесно связаны с еще одной глобальной проблемой современности. Существует как прямая, так и косвенная связь между многими болезнями и антропогенными изменениями в окружающей среде. Поколению современных людей приходится испытывать на себе множество еще не изученных или малоизученных физических (прежде всего электромагнитных), химических, биологических факторов загрязнения окружающей среды, в которой доля искусственного мира, созданного руками человека, непрерывно увеличивается. Этим объясняются изменения, произошедшие в структуре и характере болезней населения, прежде всего экономически развитых стран.Преодоление отсталости развивающихся стран и установление нового международного экономического порядка занимают особое место в системе глобальных проблем современности, так как здесь кроются мощные факторы дестабилизации всей системы сложившихся международных отношений. В последнее время при общемировом росте валового продукта значительно увеличился и без того огромный разрыв в уровне социально-экономического развития между богатыми и бедными, развитыми и развивающимися странами. Эта проблема нередко характеризуется еще как противостояние между «богатым Севером» и «бедным Югом».

Бурный процесс освобождения многих стран в 1960-е годы от прямой колониальной зависимости привел к установлению новой зависимости, но уже иного рода. Послевоенный период был отмечен ростом мировой торговли и межгосударственных связей. В это же время происходило усиление процесса монополизации в экономике западных государств и возникновение транснациональных корпораций, которые в поисках более дешевой рабочей силы и во избежание дополнительных расходов на охрану окружающей среды стали экспортировать в развивающиеся страны наиболее трудоемкие и грязные в экологическом отношении производства. В значительной мере это объяснялось, с одной стороны, активизацией в развитых капиталистических странах массового движения в защиту окружающей среды и более строгим экологическим законодательством, а с другой — тем, что развивающиеся страны по причине своей бедности не всегда могли позволить себе ввести жесткие экологические нормативы и связанные с этим ограничительные меры.позволяет выявить их сущность, структуру и сложный механизм их взаимодействия и взаимозависимости, что содействует определению причин их появления и развития, а также способов и путей их решения. При рассмотрении глобальных проблем и поиске путей их решения философия активизирует взаимодействие обширного круга наук, при котором происходит их междисциплинарное объединение. Философия обеспечивает мировоззренческую, методологическую, культурологическую, моральную основу определения путей решения глобальных проблем.

Список использованной литературы.

1. Александрова И.И., Байков Н.М., Бесчинский А.А. Глобальные проблемы. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2015.

2. Воронцов А. И., Щетинский Е. А., Никодимов И. Д. Охрана природы. - М.: изд. Агропромиздат, 2016.

3. Дрейер О. К., Лось В. А. Экология и устойчивое развитие. - М.: Гардарика, 2016.

4. Кувалдин В. Глобальность: новое измерение человеческого бытия / Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. - М.: Инфра-М, 2016.

5. Лужков Ю. М. Глобальные вызовы современности / Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков; Центр науч. и приклад. программ «Диалог». - М.: Дело, 2015.

6. Макевнин С. Г., Вакулин А. А. Охрана природы. - М.: изд. Агропромиздат, 2014.

7. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. - М.: Знание, 2014.

8. Померанц Г. С. Глобальные проблемы современности / Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков; Центр науч. и приклад. программ «Диалог». - М.: Дело, 2015.



9. Раскатов А.Б.Современный мир и проблема глобального управления// Век глобализации 2009 №1(3)

10. Осипов В.В. Материалы 6 Российского философского конгресса 2 том.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет