Ауки о человеке и обществе



Pdf көрінісі
Дата08.02.2017
өлшемі1,57 Mb.
#3644

Н

АУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

 

 

Средневековые воины Алтая



 

С

С

С

Р

Р

Р

Е

Е

Е

Д

Д

Д

Н

Н

Н

Е

Е

Е

В

В

В

Е

Е

Е

К

К

К

О

О

О

В

В

В

Ы

Ы

Ы

Е

Е

Е

 

 

 

В

В

В

О

О

О

И

И

И

Н

Н

Н

Ы

Ы

Ы

 

 

 

А

А

А

Л

Л

Л

Т

Т

Т

А

А

А

Я

Я

Я

 

 

 

А

.



А

Тишкин



В

.



В

Горбунов



  

Алексей Алексеевич Тишкин, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии, 

этнографии и источниковедения Алтайского государственного университета. Руководитель 

проекта 01-06-99509.  

Вадим Владимирович Горбунов, кандидат исторических наук, директор Музея археоло-

гии и этнографии Алтая при Алтайском государственном университете.  

В настоящее время российская, да и всемирная история в основном рассматриваются че-

рез призму событий, происходивших в Европе. На это есть объективные причины, среди ко-

торых главными можно считать существование письменных источников и изученность терри-

тории. Между тем влияние событий, связанных с историей народов Востока, на судьбы мно-

гих  этносов  весьма  значительно.  Это  особенно  относится  к  истории  многонациональной  ев-

роазиатской России.  

Мы  работаем  над  созданием  единой  картины  этнокультурного  развития  Алтая  в  эпоху 

средневековья,  основываясь  на  археологических  и  других  данных.  В  этой  статье  отражен 

главным образом опыт реконструкции военного дела и комплекса вооружений. И то, и другое 

уточняет представления об уровне развития культуры рассматриваемых обществ. Вооружение 

средневекового  населения  Алтая  уже  оказывалось  в  поле  зрения  специалистов,  однако  сте-

пень  его  изученности  неравномерна.  Наибольшее  освещение  получили  средства  нападения. 

Анализ  доспехов  привлекал  гораздо  меньше  внимания.  Современные  сведения  по  вооруже-

нию, относящиеся к территории Лесостепного и Горного Алтая, позволяют реконструировать 

панораму событий периода III—XIV вв. Публикуемые факты помогают также оценить острые 

политические коллизии, которыми была богата Азия и которые наложили печать на историче-

ское развитие Европы.  

 

Рис.1. Этнополитическая ситуация в Евразии в середине IV в. 1 — одинцовская культура; 2 — булан-

кобинская культура; 3 — кенкольская культура; 4 — Византийская империя. Здесь и далее объедине-

ния племен и государства представлены на фоне современной карты.  

Напомним, что средневековью предшествовал своеобразный переходный период, полу-

чивший название эпохи великого переселения народов. В Восточной Азии он начался в III в. с 


Н

АУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

 

 

Средневековые воины Алтая



 

распада крупных объединений кочевников-хуннов (215) и сяньби (235), а также империи Хань 

в Китае (220). Череда миграций кочевых племен к V в. совершенно перекроила этническую и 

политическую карту Восточно-Азиатского региона.  



Рис.2. Горноалтайские воины. III—V 

вв. (Все приводимые в статье рисунки 

выполнены Д.В. Поздняковым на ос-

нове реконструкций, сделанных В.В. 

Горбуновым.)  

Произошли  значительные  изменения  и  на  Алтае.  В  лесостепной  зоне  к  середине IV в. 

(см.  схему  на  с.407)  появилось  население,  пришедшее  из  Средней  Азии  (носители  кенколь-

ской  археологической  культуры)  и  Горного  Алтая  (носители  булан-кобинской  археологиче-

ской  культуры).  В  результате  контакта  с  местными  племенами  (кулайская  археологическая 

культура) образовалось объединение племен, получившее в археологии название одинцовской 

культуры.  

Территория Горного Алтая также испытала в этот период сильное внешнее влияние. По-

сле  возникновения  в  Центральной  Азии  Жужаньского  каганата (359) земли  Горного  Алтая 

вошли в его состав. В 460 г. жужане переселили сюда из Гаочана (Восточный Туркестан) пле-

мя ашина, которое славилось искусными кузнецами. Ашина сумели консолидировать вокруг 

себя  местное  население  (булан-кобинская  археологическая  культура),  в  результате  чего  воз-

никла новая этнокультурная общность, вошедшая в историю под самоназванием тюрк (тюр-

ки).  


Тюркская

 

эпоха

  

Сложившийся  в  горах  Алтая  новый  народ  в 552 г.  разгромил  Жужаньский  каганат  и  в 

течение трех лет завоевал господство в Центральной Азии. Так было положено начало коче-

вой  империи — I Тюркского  каганата (552—604)*. Ставка  (столица)  каганата  находилась  в 

Монголии на р. Орхон. В 554 г. тюрки покорили государство Цигу в Минусинской котловине 

и  племена  киданей  в  Юго-Западной  Маньчжурии.  К 558 г.  граница  каганата  пролегала  по 

Волге, в него входили казахстанские и приуральские степи. В 565 г. тюрки разгромили держа-

ву эфталитов в Средней Азии. В результате Тюркский каганат включился в систему полити-

ческих  и  экономических  отношений  с  крупнейшими  государствами  того  времени — Визан-

тийской  империей,  Ираном,  северокитайскими  царствами — и  вел  борьбу  за  главенство  на 

торговом (Великом шелковом) пути, связывавшем Дальний Восток со странами Средиземно-

морья. В момент своей наибольшей территориальной экспансии (576) Тюркский каганат про-

стирался от Маньчжурии до Боспора (таково название древней Керчи) и от верховьев Енисея 

до верховьев Амударьи. Таким образом, тюрки стали создателями первой евразийской импе-

рии, которая оказала существенное влияние на политическую и культурную историю Средней 

Азии и Юго-Восточной Европы (схема на с.409).  

 


Н

АУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

 

 

Средневековые воины Алтая



 

* Позднее это государство распалось на два самостоятельных каганата — Восточный (его называют I Восточно-

тюркский  каганат) (604—630) и  Западный (604—657), которые  были  последовательно  разгромлены  империей 

Тан (Китай). В конце VII в. произошло возрождение тюркской государственности. На востоке возникает II Вос-

точно-тюркский каганат (682—744), а на западе Тюргешский каганат (699—756).  

Армия тюрок состояла из тяжеловооруженной конницы. Всадник и конь были защище-

ны  доспехами  из  железных  пластин  и  кожаных  полос,  связанных  между  собой  ремешками. 

Воин одевался в панцирь, закрывающий грудь, спину, ноги и руки, и шлем с бармицей, пре-

дохраняющий голову и шею. На  коня надевали попону, прикрывающую шею, грудь, бока и 

круп; морду защищала железная маска.  

Панцирные  пластины  от  доспехов  находят  в  могилах  и  оградках.  Наскальные  рисунки 

показывают  всадников  в  полном  облачении.  Сражалась  такая  конница  плотно  сомкнутым 

строем. При сближении с противником тюрки осыпали его стрелами, затем наносили таран-

ный  удар  копьями  с  последующим  переходом  к  кавалерийскому  бою  на  мечах  и  топорах. 

Оружием  дальнего  боя  служил  сложносоставной  лук,  деревянная  основа  которого  укрепля-

лась  накладками  из  рога.  Стрела  состояла  из  деревянного  древка,  снабженного  оперением, 

костяным ушком для упора в тетиву и железным наконечником. Наконечники были разными: 

трехлопастными для поражения большей площади тела, с отверстием в лопастях для нанесе-

ния рваных ран, и гранеными для пробивания вражеских доспехов. Часть наконечников снаб-

жалась  костяными  свистунками,  издающими  в  полете  шум,  пугающий  коней  противника. 

Воины  носили  стрелы  в  берестяных  колчанах,  а  луки  в  кожаных  налучьях,  которые,  как  и 

колчаны, подвешивались к поясу. Все это снаряжение часто изображалось на камне и кости, а 

вот в погребениях сохраняются только накладки лука и наконечники стрел, иногда колчаны. 

Находят так же железные наконечники от копий.  

 

Рис.3. Этнополитическая ситуация в Евразии во второй половине VI в. 1 — одинцовская культура; 2 

— Византийская империя; 3 — Аварский каганат.  

На рисунках видно, что они имели длинные (2,5–4 м) деревянные древки. Копья носили 

за спиной на ремнях, накидывая их на плечо и щиколотку. Оружием ближнего боя служили 

мечи, с одним или двумя лезвиями, боевые топоры и кинжалы. Делались они из железа. Мечи 

и  кинжалы  прикрепляли  к  поясу  в  деревянных  ножнах,  скрепленных  металлическими  обой-

мами, топоры насаживались на деревянные древки, снабженные петлей для руки, и притора-

чивались к седлу. Все эти виды оружия встречаются в могилах, а мечи и кинжалы очень часто 


Н

АУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

 

 

Средневековые воины Алтая



 

изображаются на каменных изваяниях. Тюркское войско состояло из профессионалов, специ-

ально подготовленных бойцов.  

Рис.4. Тюркские воины. VI—VIII вв.  

 

 

Самодийские



 

племена

 

и

 

сросткинская

 

культура

  

Западная Сибирь и ее южная часть, в которую входит территория Лесостепного Алтая, 

не подчинялась Тюркскому каганату. Культура населения, проживавшего здесь, развивалась 

вполне  самостоятельно  вплоть  до  середины VIII в.  Влияние  тюркских  государств,  конечно, 

проявлялось,  но  не  имело  решающего  значения  до  тех  пор,  пока  тюркские  племена  не  про-

двинулись на земли Западной Сибири. Как уже было сказано, в Лесостепном Алтае за вторую 

половину IV — первую половину V в. сформировалась одинцовская культура, носителями ко-

торой было самодийское население, растворившее в своей среде небольшую часть пришель-

цев из Средней Азии и Горного Алтая. К середине V в. одинцовские племена занимали север-

ные предгорья Алтая и его лесостепную часть. Их взаимоотношения с тюрками Горного Ал-

тая не отражены в письменных источниках. Археологические находки позволяют говорить о 

некотором  культурном  воздействии  тюрок  на  самодийцев,  но  тюркские  памятники  в  Лесо-

степном Алтае времен одинцовской культуры не встречаются. Это свидетельствует о полити-

ческой независимости самодийских племен, что, очевидно, связано с распространением гра-

ниц тюркских каганатов по естественным для их основателей горно-степным ландшафтам.  

Среди одинцовских погребальных комплексов попадаются захоронения с полным набо-

ром вооружения. Эти могилы позволяют говорить о выделении в обществе особой прослойки 

воинов-дружинников. Исследование «княжеского» погребения дает представление о сущест-

вовании «знати» и вождя — предводителя дружины. Одинцовские воины использовали разви-

тый  комплекс  вооружения,  в  который  входили  защитные  доспехи  воина  и  наступательное 

оружие.  Их  войско  состояло  из  двух  родов:  легкой  и  средне  вооруженной  конницы.  Первая 

применяла панцири-кирасы из железных пластин, соединенных ремешками, двух- и однолез-

вийные мечи, кинжалы, сложносоставной лук с костяными накладками и стрелы с железными 

наконечниками (трехлопастными с прорезями и бронебойными). Вторая — такое же оружие, 

копья  с  железными  наконечниками  и  более  полный  набор  доспехов,  состоящий  из  шлема  с 

бармицей, панциря, закрывающего грудь, спину, ноги до голени и руки до локтей, и круглого 

деревянного  щита,  оббитого  по  краю  железным  кантом.  Из  военного  снаряжения  известны 

берестяные колчаны для стрел, которые носились с помощью железных крюков, деревянные 

ножны мечей, снабженные обоймами или скобами для портупейных ремней. Ножны, рукояти 

меча и кинжала из могилы «князя» отличаются богатством отделки. Это золотые и серебря-

ные оковки, выполненные в технике полихромного стиля: гнезда, напаянные рядами на оков-


Н

АУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

 

 

Средневековые воины Алтая



 

ках  и  окруженные  зернью,  инкрустированы  полированными  альмандинами,  сердоликом, 

цветной пастой и стеклом. Кинжал крепился к поясу при помощи двух серебряных пряжек. 

 

 



Рис. 5. Воин Лесостепного Алтая. X—XI вв. 

Политическая  ситуация  на  Алтае  кардинально  изменилась  после  падения  в 744 г.  по-

следнего  тюркского  государства — II Восточно-тюркского  каганата.  Основная  часть  тюрок 

закрепилась в Горном Алтае, но довольно значительная их группа (племя или несколько пле-

мен)  продвинулась  далее  на  север  и  заняла  земли  Лесостепного  Алтая.  Население  одинцов-

ской культуры было покорено. За вторую половину VIII — первую половину IX в. в результа-

те  контактов  между  тюрками  и  самодийцами  в  Лесостепном  Алтае  сформировалась  новая 

общность,  получившая  название  сросткинской  культуры.  Местное  население  (самодийцы) 

численно  превосходило  пришельцев.  Однако  культура  приобрела  тюркский  облик.  Господ-

ство  в  степях  Центральной  Азии  Уйгурского  каганата  не  отразилось  на  развитии  сросткин-

ской культуры. Как раз в то время формируются ее самобытные черты. При этом нельзя отри-

цать возможного участия сросткинских племен в антиуйгурской коалиции (с горноалтайски-

ми тюрками и кыргызами).  

Несмотря  на  расширение  границ  Кыргызского  каганата,  Лесостепной  Алтай  сохранил 

самостоятельность.  Памятников  кыргызов  на  его  территории  нет,  исключая  приграничный 

район Алейской степи. Во второй половине IX в. к западу от Лесостепного Алтая, в Верхнем 

Прииртышье, складывается еще одно государство кочевников — Кимакский каганат. Полити-

ческая ситуация того времени (вторая половина IX — первая половина XI в.) для населения 

сросткинской культуры была сложная (см. рис. 6). Почти не прекращалась пограничная война 

между кимаками и кыргызами. Одним из районов их столкновения стала Алейская степь, где 

оставлено множество курганных могильников с захоронениями воинов из дружин кыргызов, 

кимаков и местного сросткинского населения.  

Но,  несмотря  на  существование  сильных  соседних  государств,  племена  сросткинской 

культуры не были поглощены ни одним из них.  



Н

АУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

 

 

Средневековые воины Алтая



 

 

Рис. 6. Этнополитическая ситуация в Евразии в середине X в. 1 — сросткинская культура; 2 — Ки-



макский каганат; 3 — Кыргызский каганат.  

Война  и  военное  дело  были  наиважнейшей  сферой  занятия  сросткинского  населения. 

Войско состояло из средне вооруженной конницы, использовавшей в своем арсенале развитые 

средства защиты и нападения. Воин облачался в доспехи из железного шлема с кольчужной 

бармицей и панциря из железных пластин, связанных ремешками. Дополнительной защитой 

служил круглый деревянный щит диаметром 80 см. Для дальнего боя применялся сложносо-

ставной  лук  с  костяными  накладками  в  средней  части,  стрелы  с  железными  наконечниками 

разных форм, часть которых снабжалась костяными свистунками. Конница атаковала против-

ника плотно сомкнутым строем для нанесения таранного удара копьями. Воинам полагалось 

иметь длинные деревянные древки с железными гранеными наконечниками. В ближнем бою 

применялись  мечи  с двумя  или  с  одним лезвием.  С  середины IX в.  распространяется  слабо-

изогнутая сабля. Использовались также кинжалы и кистени (железные и бронзовые гири, за-

крепленные на рукоятке при помощи цепи или сплетенных ремней). Из снаряжения известны 

берестяные колчаны с бронзовыми тройниками под ремни портупеи, деревянные ножны с ме-

таллическими  обоймами  для  скрепления  и  ношения.  На  сросткинских  бронзовых  бляхах-

подвесках встречаются изображения конных и спешенных воинов в полном снаряжении. Од-

ни  стреляют  из  лука,  другие  мчатся  с  копьями  наперевес  в  обеих  руках.  Справа — мечи  в 

ножнах, слева — колчаны, подвешенные к поясу, за спиной — щиты. Есть могильники, в ко-

торых похоронены только воины (дружинные кладбища).  

После распада Кимакского каганата усилился племенной союз кыпчаков, входивший ра-

нее в Кимакское государство. Широкое движение племен кыпчаков привело к проникновению 

их на западные земли Лесостепного Алтая (Кулундинскую степь). Значительным было куль-

турное воздействие кыпчаков на сросткинское население. Во второй половине XI в. и в XII в. 

территория  сросткинской  культуры  значительно  сокращается,  ограничиваясь  Барнаульско-

Бийским Приобьем.  


Н

АУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

 

 

Средневековые воины Алтая



 

Монгольская

 

эпоха

  

Начиная с X в. в Центральной Азии господство переходит к монголо-язычным этносам. 

Главной политической силой становятся кидани. После падения империи Ляо в 1125 г. часть 

киданей двинулась на запад и образовала на территории Средней Азии и Южного Казахстана 

новое государство — Западное Ляо (1125—1218). Западную Монголию заняли племена най-

манов, которые в начале XII в. отвоевали у Кыргызского каганата Горный Алтай, а в 1199 г. 

— Туву (см. рис.7).  

 

Рис. 7. Этнополитическая ситуация в Евразии в конце XII в. 1 — сросткинская культура.  

 

Рис. 8. Монгольские государства в конце XIII — начале XIV в. (по: Козин В.Н. Сокровища Золотой ор-

ды. СПб., 2000. С.127—128).  


Н

АУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

 

 

Средневековые воины Алтая



 

 

Рис. 9. Горноалтайский воин. XII—XIV 



вв.  

Рис. 10. Воин Лесостепного Алтая. XIII—

XIV вв.  

С начала XIII в. народы Центральной Азии начали объединяться под властью монголов. 

В 1204 г. монголы разбили войско найманов. Однако найманские владения в Горном Алтае и 

Туве, видимо, сохранили независимость, и монголам потребовался специальный большой по-

ход  в  Южную  Сибирь  для  ее  покорения.  В 1207 г.  монгольская  армия  под  командованием 

Джучи, сына Чингисхана, обрушилась на племена Саяно-Алтайского нагорья. Горный Алтай, 

Тува и Минусинская котловина были включены в состав улуса Джучи, столица которого на-

ходилась  на  Иртыше.  Но уже  в 1218 г.  вспыхнуло антимонгольское  восстание,  которое  воз-

главили  кыргызы.  Джучи  разбил  и  вновь  покорил  повстанцев.  После  смерти  Джучи (1227) 

земли Южной Сибири отошли во владения к улусу великого хана Тулуя, а затем к Юаньской 

империи,  созданной  великим  ханом  Хубилаем  (см.  рис.8).  Новое  восстание 1273 г.  вернуло 

независимость  населению  Южной  Сибири  на 20 лет.  Только  в 1293 г.  монгольская  армия 

кыпчака Тутуха (полководца Хубилая) разбила кыргызов и их союзников. Территория Саяно-

Алтайского нагорья вошла в состав Юаньской провинции Линбей. Частые войны XIII в. при-

вели  к  сокращению  населения  Горного  Алтая  и  других  земель,  что  подтверждается  неболь-

шим  количеством  археологических  памятников  того  времени.  С  целью  ослабить  местные 

племена юаньские власти прибегали к насильственному переселению. Для закрепления терри-

торий  организовывались  военные  поселения  выходцев  из  внутренних  районов  империи.  В 

1368 г. империя Юань пала в результате восстания в Китае. На территории Центральной Азии 

и Южной Сибири возник целый ряд мелких ханств, управление в которых принадлежало ме-

стной аристократии.  

Предметы монгольского времени, обнаруженные археологами в Горном Алтае, дают оп-

ределенное представление о материальной культуре оставившего его населения. К вооруже-

нию  относятся:  железные  наконечники  стрел,  берестяные  колчаны,  железные  наконечники 

копий, сабли, шлемы. Имеющиеся изображения позволяют говорить об использовании воин-

ских и конских доспехов. Войско состояло из тяжеловооруженной конницы. Конь был защи-

щен попоной из железных пластин и кожаных полос, воин — шлемом с бармицей и панцирем 

из кожи или железа. На древках копий всадники носили квадратные флажки.  

Лесостепной  Алтай  после 1207 г.  также  был  завоеван  монголами  и  вошел  во  владения 

улуса Джучи. На его землях не велось таких упорных войн, как в Южной Сибири, и археоло-

гических памятников здесь больше, чем в Горном Алтае. Однако иноземное влияние привело 


Н

АУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

 

 

Средневековые воины Алтая



 

к изменению культуры, а возможно, и состава населения. Памятники этого периода локали-

зуются в основном на территории Барнаульско-Бийского Приобья. Изучены только могильни-

ки. Инвентарь, помещенный с умершими, довольно стандартен. Из предметов вооружения — 

это  роговые  накладки  на  сложный  лук,  железные  наконечники  стрел,  копья,  сабли,  шлемы, 

панцирные пластины, колчаны из бересты и дерева, ножны с обоймами. Такой набор воору-

жения характерен для средне вооруженной конницы.  

Земли  Лесостепного  Алтая  определенное  время  оставались  за  улусом  Джучи,  позднее 

переименованном в Золотую Орду. Распад Золотой Орды на самостоятельные ханства в конце 

XIV в. привел к обособлению Западной Сибири. В XV в. здесь образовалось Сибирское хан-

ство, в сферу влияния которого входил и Лесостепной Алтай.  

Монгольская эпоха ознаменовалась для народов Алтая гибелью обществ, основанных на 

древнетюркских традициях, сменой культурного облика и утратой местной культурой прису-

щего ей своеобразия.  




Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет