Цели, задачи и актуальные проблемы изучения дисциплины «История Казахстана». Историография и источники



бет1/9
Дата23.12.2022
өлшемі394,48 Kb.
#59230
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Байланысты:
История казахстана(Один шрифт)-1


  1. Цели, задачи и актуальные проблемы изучения дисциплины «История Казахстана». Историография и источники.



Ответ: История – это наука о прошлом и настоящем, соответственно целью данной дисциплины является изучение общественно-политических, этнических, культурных процессов на территории Казахстана с каменного века до настоящего времени. Она способствует прививанию студентам активную патриотическую гражданскую позицию. Задачи предмета: Усвоение курса. Умение последовательно и логически излагать материал. Приобретение навыков работы с научной, учебно-методической, справочной литературой. Умение творчески применять исторические знания. Знание основных терминов исторической науки. Исторические источники – информация о жизни людей, их деятельности. Устные: легенды, мифы, шежире, предания, народные песни и эпосы, сказки, слова-назидания, пословицы-поговорки, обрядовые песни. Антропологические: костные останки захороненного человека. Письменные: законы и указы правителей, государственные и торговые документы, записи летописцев и историков, различные литературные произведения, научные трактаты. Археологические (вещественные): орудия труда, оружие, украшения, посуда, жилища, захоронения, городища. Нумизматические: денежные знаки, монетные печати, денежные документы. Этнографические: легенды, шежире, предметы быта, традиции и обычаи. Геральдические: гербы, отличительные знаки.


2. Периодизация исторического процесса. Территория Казахстана – один из центров становления homosapіens.


Ответ: Периодизация – метод исторического познания, который позволяет выявить качественные изменения во времени. Вообще Историю Казахстана можно разделить на несколько видов это: историческая, антропологическая и археологическая. Историческая: Казахстан в древности (2,5 млн лет – V в). Казахстан в средневековье (VI-XVII вв). Новая история Казахстана (XVIII в – 1917 г). Новейшая история (1917-1991). Независимый Казахстан (с 1991 г). Антропологическая периодизация: Homo Habilies (австралопитек). Homo erectus (питекантроп, синантроп). Homo sapiens (неандерталец, кроманьонец). Археологическая: Каменный век (2,5 млн лет – III тыс до н э). Эпоха бронзы (II-I тыс до н э). Железный век (I тыс до н э – V в н э).



  1. Археологические памятники каменного века на территории Казахстана. Хозяйство и быт древнего человека.



Ответ: Стоянки раннего палеолита, где были обнаружены тысячи артефактов, остроконечников, нуклеусов, отщепов, находятся северо-восточнее города Каратау Жамбылской области. Это стоянки Кызылтау, Борыказган, Танирказган. Памятники того времени имеются и в других частях Казахстана, в Центральном Казахстане это стоянки Семизбугы, Кудайколь, расположенные на восточной окраине Сары-Арки, стоянки Жаман-Айбат под Жезказганом, Обалысай, в Жездинском районе Карагандинской области. В Восточном Казахстане это стоянка Козыбай на берегу реки Колгутты, недалеко от села Каратогай Курчумского района.
Памятники среднего палеолита широко представлены в Казахстане. Это стоянка в урочище Карасу на правом берегу реки Арыстанды в Южно-Казахстанской области. В Центральном Казахстане, это находки в среднем течении реки Сарысу, в урочищах Батпак севернее Караганды. В Западном Казахстане на полуострове Мангышлак.
 На территории Казахстана памятниками позднего палеолита являются в Южном Казахстане стоянка Ачисайская западнее поселка Чулак-Курган, в Восточном Казахстане на правом берегу реки Бухтармы стоянка Пещера. Также в Восточном Казахстане стоянки Канай, Свинчатка и другие.
В Казахстане известно свыше 500 исторических памятников эпохи неолита и энеолита. Это стоянка Караунгур в пещере к северу от одноименного села на одноименной речке в Южно-Казахстанской области. В Западном Казахстане это стоянка Кульсары вокруг поселка Кульсары Жылыойского района Атырауской области. В Восточно-Казахстанской области это стоянка Кызыл-Су на речке Кызыл-Су недалеко от с. Белокаменки. В Северном Казахстане это стоянка Пеньки.
Охота играет ведущую роль в хозяйстве периода палеолита. Способы охоты были разнообразны: загон с применением огня, ловчие ямы и т.д. Большой толчок развитие охотничьих орудий получило вследствие вымирания крупных животных, когда объектом .охоты стали мелкие животные, охота на которых с копьем была менее продуктивной. Именно тогда изобрели лук и стрелы. В удобных местах первобытные люди занимались рыбной ловлей с помощью гарпунов и примитивных крючков из кости. Человек также занимался собирательством.
«Первобытное человеческое стадо» или «праобщина» появилось вместе с выделением человека из животного мира. Праобщина была неустойчивой структурой и постепенно уступала место более прочной форме общественной организации, т.к. устойчивые иерархические объединения могли наиболее успешно бороться за существование. Существующее уже в праобщине естественное разделение труда получило дальнейшее развитие. Мужчины - охотники, женщины - собиратели и хранительницы домашнего очага, дети и старики помогали трудоспособным сородичам. Старики, кроме того, обычно были хранителями коллекционного опыта и активно участвовали в изготовлении орудий труда. В позднем палеолите в качестве жилищ люди продолжали использовать пещеры, но наряду с ними стали строить искусственные 
жилища - наземные и землянки. Находки костяных иголок свидетельствуют, что человек в это время научился шить. К верхнему палеолиту также относятся первые захоронения людей, что свидетельствует о зарождении религиозных представлений в ту эпоху. А в эпоху неолита активно развивается земледелие и скотоводство.


4. Искусство и религиозные представления раннего палеолита.


Ответ: Искусство - Произведения первобытного искусства можно разделить на две большие группы: первая - наскальная и пещерная живопись и гравировка; вторая - мелкие произведения искусства из камня, кости, рога.
Религия - Люди древности не могли объяснить какие-либо процессы в природе и в попытке объяснить их таким образом и были созданы религии. Это были такие религии как: тотемизм – вера в то что какое-то животное является предком какого-то рода, фетишизм – вера в то что какие-либо предметы или места имеют свою духовную сущность, анимизм – вера в души и духов, а также одушевление природы. Также во многих регионах Европы, датируемые эпохой палеолита женские статуэтки, обычно изготовленные из обожженной глины, тоже носят религиозно-культовый характер. Это свидетельство о ритуальном почитании хранительницы очага или же видят в них изображение жриц, совершающих ритуалы плодородия.


5.Наскальное искусство эпохи палеолита – петроглифы (Мыншункыр, Оленты, Енбек, Тесиктас, Шатыртас, Акбидаик, Акбаур, Баянжурек).


В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды.


6 вопрос.
Энеолит – меднокаменная эпоха, переходный период от неолита (нового каменного века) к бронзовому веку. Энеолит стал первым периодом, когда человечество освоило качественно новый материал – металлы. В IV-III тысячелетиях до н.э. стали появляться первые медные изделия в Казахстане. В Центральном и Восточном Казахстане в итоге было найдено около 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.). Причем главным регионом здесь выступил Жезказган. В эпохе энеолита в Северном Казахстане происходило развитие Ботайской культуры. Ботайская культура включает в себя такие стоянки как: Ботай, Красный Яр, Бестамак. Стоянка Ботай занимает около 15 гектаров и относится к 3-2 тыс. лет до н. э. Там были найдены остатки 158 жилищ, здесь были обнаружены в огромном количестве кости свыше 70 тысяч лошадей, что свидетельствовало о том, что ботайцы приручили лошадь. Ботайцы были первыми коневодами степей Евразии. Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы тотемизма, с другой – на поклонение духам предков В местности Шебир на Мангыстау археологами найдены орудия труда из камня и меди, посуда с яйцеобразным дном из обожженной глины. Также они делали украшения из морских моллюсков.
7 вопрос.
ОТВЕТЫ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА
7 ВОПРОС – Ботайская культура. Значение формирования культуры коневодов в развитии цивилизации Евразии.
ОТВЕТ – Основой хозяйства ботайцев было коневодство. По мнению остеологов и многих археологов лошадь в этом время уже была одомашнена. Здесь в то время обитали многочисленные дикие лошади, на которых обитали ботайцы. В поселке существовал определенный порядок в производственной топографии. Жилые постройки находились в центре поселения, производственные – в береговой части, поближе к воде, где обрабатывались шкуры. Кроме непосредственных занятий, связанны с коневодством, ботайцы большое внимание уделяли и домашним промыслам. Как показали исследования, на поселении было развито ткачество с использованием примитивных станков. Исходным сырьем служили лен и конопля. Отпечатки тканей из этого материала обнаружены на стенках глиняных сосудов. Одежда изготавливалась из льняной ткани. Ботайцы занимались и гончарством. Глина, пригодная для этой цели, находилась прямо под ногами. На поселении было найдено 16 тысяч фрагментов керамики и целых сосудов. Обувь, одежда, сбруя. Ремни – все этот делалось из шкур лошади. В жизни ботайцев еще имела место быть и деревообработка. Бревна рубили, тесали, строгали, сверлили разнообразными каменными орудиями.
Значение ботайской культуры довольно велико, ведь именно являются фактически прародителями кочевников


8 ВОПРОС – Антропологический тип древних насельников Казахстана. Ареал распространения и проблема происхождения культур эпохи бронзы.
ОТВЕТ – здесь очень много инфы
Среди множества аспектов происхождения казахского народа можно выделить два стержневых: лингвистический и антропологический. Есть все основания полагать, что оба процесса на рассматриваемой территории развивались параллельно, главным образом по исторической вертикали.
В рассматриваемый период территория Казахстана по существу становится центром распространения так называемой “кочевнической триады”, характерной для всех евразийских степей, т. е. ареалом повсеместного бытования классических предметов вооружения, конского снаряжения и “звериного стиля” в оформлении изделий. Истоки этой триады, как полагают некоторые исследователи, восходят к древним казахстанским племенам андроновской культуры середины П тыс. до н. э.3 Однако с открытием аржанской фазы развития номадических культур в последнее время
Однако этот обширный кочевой мир имел своебразные локальные хозяй- Жтвенно культурные варианты. Одним из них являлись кочевые пле-Кена Казахстана эпохи раннего железного века.В этот период в евразийских степях в виде отдельных этнических Общностей зафиксированы индоевропейские племена под названием “скифы” (“саки”). Эти термины в сущности отражают одну и ту же Общность кочевых племен. Современниками сако-скифского племенного союза были савроматы, обитавшие в Западном Казахстане и за его пределами. Вместе с тем в древних источниках упоминаются их многочисленные подразделения с довольно туманной локализацией в европейских степях. Да и современная литература пестрит противоречиями об их местонахождении. Наиболее широкую освещенность в литературе получили племена массагетов, исседонов, аримаспеев и др. Некоторые исследователи последних лет настойчиво подчеркивают, что эти и другие этнонимы евразийских племен отражают не целостное этническое образование, а скорее обобщенное наименование нескольких определенных хозяйственно-культурных общностей


9 ВОПРОС – Искусство эпохи бронзы: петроглифы.
ОТВЕТ – Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тесаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах. На территории Казахстана существует знаменитый на весь мир археологический комплекс Танбалы. В 2004 году он вошел в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Тамгалы – памятник, который находится в 170 км к северо-западу от Алматы, в горах Аныракай, где нашли свои гнезда прекрасные наскальные рисунки, которые поистине считаются сакральным местом для петроглифов Казахстана. Здесь можно встретить около 5000 петроглифов, которые таят в себе интересные загадки прошлого времени. Общеизвестно, что рунические алфавиты имеют отношение к предкам казахского народа, об этом свидетельствуют Орхонские памятники. В Танбалы есть рунические надписи, сохранилась надпись из пяти букв в четвертой группе. Если прочитать согласно 13 вариантам рунического алфавита, который утвержден учеными мира, то получится слово «нерел» или «нарет». Можно предположить, что это обращение Огыз кагана к своим потомкам и народу, потому что слова запечатлены на правой стороне от наскального изображения сыновей


11 ВОПРОС – Формирование металлургических центров на территории Казахстана.
ОТВЕТ – Четыре тысячи лет назад земля Казахстана стала крупнейшим цент­ром металлургии на Евразийском континенте. В то время медь здесь стали производить не только для потребностей местного населения, но и для широкого межгосударственного обмена по Шелковому пути. Свидетельством грандиозных масштабов древней казахстанской металлургии стали открытые археологами многочисленные древние выработки и следы плавки руд в поселениях вокруг современного города Жезказгана. А сердцем древней металлургии был расположенный здесь город Милыкудук.
Металлургия той эпохи представляла собой тайное искусство. Первые медные изделия были настолько поразительны для древнего человека, что получили сакральное значение и стали принадлежностью шаманов, осуществляющих с их помощью связь с высшими силами.
В казахстанских погребениях людей меднокаменного века (энеолита) и ранней бронзы ученые отмечают следы ритуальных обрядов почитания металла. В древности в гробницу усопшего плавильщика помещали куски медной руды, шлака, слитки меди.
На территории Сарыарки сохранилось громадное число древних рудников, карьеров и штолен. Среди них выделяются грандиозные комплексы Джезказган, Каражал (Шетский район), группы рудников Северного Прибалхашья, Каркаралинской, Баянаульской и Карагандинской степей. Первые плавки проводились на костре, а затем в специальных горнах, большое количество которых было обнаружено в районе Жезказгана при раскопках медеплавильных центров. Они тянулись цепочкой вдоль протоков рек Кенгир и Жезды с интервалом от 3 до 8 км. Главный город казахстанских металлургов – Милыкудук – располагался в 12 км к юго-востоку от центра современного Жезказгана в долине реки Жезды, простираясь на 700 м.


12 ВОПРОС – Предпосылки возникновения кочевничества: природно-географический и социокультурный факторы.
ОТВЕТ – Существует комплекс причин, способствовавших возникновению кочевого скотоводства в евразийских степях. Полагается, что этот переход является следствием действия различных факторов. Как одна из основных предпосылок возникновения кочевничества отмечается аридность географической среды, где земледелие возможно только при наличии ирригации; состав стада, максимально приспособленного к условиям окружающей среды; наличие верховых животных и транспортных средств, развитая имущественная дифференциация. К числу главных предпосылок можно отнести степень дифференциации труда между скотоводами и земледельцами.
В евразийских степях определяющее влияние на переход к пастушеству, а затем и к кочевому скотоводству сыграло коневодство. Использование лошади продвинуло древнее население степи далеко вперед. Кочевники использовали все универсальные возможности лошади как транспортного, пищевого, военного средства. Лошадь помогала беречь другой скот, отвоевывать его у других и даже облегчала им доступ к траве, разбивая своими копытами снежный покров. Наиболее ранние элементы хозяйственно-культурной системы евразийских степей появились в эпоху неолита-энеолита
13. Семиречье и Южный Казахстан - это крупнейший регион заселения сакскими племенами – тиграхауда в Семиречье и массагетов в Приаралье на Сырдарье. Одним из центров расселения саков была Илийская долина. Именно здесь находились некрополи Бесшатыр, Иссыкский, Тургенский, Кегенский и Алексеевский.
Сакская культура Семиречья в своем развитии прошла два этапа: ранний (VΙΙΙ−VΙ вв. до н.э.) и поздний (V−ΙΙΙвв. До н.э.). наиболее полные представления о царских памятниках позднего этапа дает Бесшатырский могильник, относящийся к середине Ι тыс. до н.э., и курган Иссык. Могильник Бесшатыр находится на правом берегу р. Или, в урочище Шилбыр и состоит из 31 кургана. Большой Бесшатырский курган и сейчас поражает своими размерами: диаметр его насыпи 104, высота – 17 м. под насыпью первого Бесшатырского кургана находилась деревянная постройка, сделанная из бревен тяньшанской ели. Курганы могильника разграблены, но грабители не смогли забрать все. Найдены короткие железные кинжалы-акинаки, остатки колчанов с бронзовыми наконечниками стрел. Датируются могильники V в. до н.э.
Одним из замечательных сакских памятников Семиречья является курган Иссык, входивший в состав могильника Иссык, находящегося в 50 км восточнее г.Алма-Аты, в предгорьях Заилийского Алатау. Диаметр кургана 60, высота 6м. Под земляной насыпью два захоронения – центральное и боковое. Центральное разграблено, боковое осталось непотревоженным. Как удалось установить, часть пола, на котором лежал покойник, была застлана матерчатой подстилкой, украшенной мелкими золотыми бляшками. На ней когда-то лежал труп на спине, головой на запад, в полном парадном облачении, с окружением. По определению антропологов, умершему было 17-18 лет, рост 165 см.
У южной стены стояла деревянная посуда: четыре прямоугольных блюда, черпак и миска. У западной стены стоял глиняный краснолощеный кувшин и миски. Тут же лежали серебряная ложка с изогнутой ручкой, конец которой сделан в виде головы цапли, серебряная чаша (фиал) с восьмилепестковой розеткой на дне, миниатюрная серебряная чашечка с двумя строками надписи из 26 знаков. Надпись располагалась на внешней поверхности чаши в два ряда. Долгое время эту надпись не могли расшифровать. Известный ученый тюрколог А.Аманжолов прочитал ее так: «Брат, этот очаг для тебя! Иноземец, преклони колени! Пусть будет плодородие для народа!» А.С.Аманжолов предложил искать прототипы рунических знаков в иссыкском письме. К.А. Акишев рассматривает иссыкскую надпись как свидетельство существования письменности у саков в середине первого тысячелетия до н.э.
Голову погребенного украшал высокий кожаный колпак с золотыми фигурами зверей и птиц, перьями и стрелами. Изображающими горы, на которых растут деревья, а на ветвях сидят птицы. Верх колпака венчала миниатюрная фигурка горного барана – архара. На шее умершего – гривна, концы которой украшены головками барсов, в ухо вдета серьга с зернью и бирюзовыми подвесками. На двух пальцах надеты перстни – один с гладким щитком, другой с изображением головы человека в нимбе из лучей. На поясе справа висел длинный меч в деревянных, окрашенных в красный цвет ножнах. Датируется курган Иссык ΙV в. до н.э.
Истоки культуры саков Приаралья лежат в культуре поздней бронзы, известной по раскопкам могильника Тегискен. Раскопки царских могильников Уйгарак и Южный Тегискен свидетельствуют о том, что они были сооружены в VΙΙ−V вв.до н.э. Насыпи курганов песчаные, под ними находились два типа погребальных сооружений: погребение на поверхности земли на камышовых подстилках, внутри легкой деревянной каркасной постройки или шалаша. В погребении отмечен обряд трупосожжения. Второй тип представлен захоронениями в грунтовых ямах.
Саки, судя по дошедшим до нас описаниям, были скотоводами, занимались разведением лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, были великолепными наездниками и стрелками из лука.
Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд – наиболее приспособленные для дальних кочевий. Полукочевой вид скотоводства предусматривал наличие постоянных зимних и летних стоянок, на которых скотоводы проводили лето и зиму. На зимниках строились жилища – землянки и полуземлянки. Часто на зимниках, на лето оставалась часть населения, которая занималась хлебопашеством, заготавливая на зиму растительную пищу. Такое скотоводство было распространено в Восточном Казахстане, в Семиречье, в ряде районов Центрального и Западного Казахстана.
Третий вид скотоводства – оседлый – предусматривал постоянную оседлость части населения, которая занималась земледелием. Другая вместе со скотом откочевывала на летние и зимние пастбища, расположенные, как правило, неподалеку. Так было и на юге Казахстана, в долинах Сырдарьи, Арыси, Келеса. В стаде было много крупного рогатого скота. Конечно, в жизни все было сложнее и существовало множество отклонений от этих видов скотоводческого хозяйства и накладывало отпечаток на жизнь населения разных регионов и районов Казахстана.
Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. Высокого развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработки, в частности с литьем бронзы. Как и в эпоху бронзы, продолжали разрабатываться уже известные месторождения железа, меди, олова, свинца, серебра, золота.
В период сакского господства в степях и горных долинах Евразии началась транзитная международная торговля, которая связывала страны Запада и Востока, Средиземноморье и Китай. В середине 1 тыс. до н.э. начал функционировать Степной путь, по которому доставлялись престижные товары в степную зону по 40 параллели и, начинаясь в большой излучине Хуанхэ, он пересекал восточные и северные отроги Алтая, степи Казахстана и Причерноморья, достигал земель греков и этрусков.
Исследователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и с искусством Китая эпохи Чжоу и Хань – с другой.Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона, «древа жизни». Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание. Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства.
Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы – солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, коенгрифы. Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали к жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве евразийских степей.
Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами которых были боги Митра, Варуна, Индра модель мира представлялась как сочетание трех миров – подземного мира – низа; середины – земли, и верхнего – неба. У мира было четыре стороны – правая, левая, передняя и задняя. Примером символического представления саков о космосе является головной убор сакского царя из Иссыка.
14. Если коротко рассказать про племена гуннов, то в первую очередь стоит заметить, что это был кочевой народ, произошедший во 2 веке н.э. от смеси племен угров и сарматов из Центральной Азии. С 370 годов гунны начинают свое движение на запад, давая толчок Великому переселению народов.



Перейдя Дон во главе с Баламбером, начинают покорять аланов Северного Кавказа и готов в Северном Причерноморье. В конце 4 века, пересекая Кавказ, разоряют Сирию и Каппадокию. Осев в римской провинции Паннонии, племена гуннов совершают набеги на восточные римские поселения. Однако до середины 5 века выступали в союзе с Западным Римом против германских племен. Наибольшей мощи гунны достигли во времена правления Атиллы (434-453), когда племенам принадлежало большое число завоеванных территорий и покоренных племен (остготы, гепиды, герулы). В это время племена так и не освободились от военной демократии, появилось рабство, как следствие имущественной неравности в социуме, а власть начала передаваться по наследству.



Если говорить о дальнейшем развитии варварских племен, то многие из них исчезли оставив лишь за собой память в истории в виде разрушенных городищ и географических названий территорий. Некоторые из них перешли в христианскую веру, создавая впоследствии крупные города и цивилизации, но основная масса так и оставалась в язычестве.



Гуннские племена оказали достаточно разрушительное воздействие на Европу. Римляне приходили в ужас при упоминании об этих варварах. Больше всего их пугал внешний вид гуннов – лохматые спутанные волосы, лица в рубцах, как последствия обряда инициации, некоторое слияние с конем, которого они не отставляли нигде без присмотра. Само название «гунны» переводилось христианскими авторами, как «нелюди». Впоследствии одним гунны казались наказанием за отступничество от языческих богов, а другим возмездием за пристрастие к языческим грехам и колебаниями в христианской вере. Поэтому Атиллу также называли «Бич Божий». Современники описывали его, как человека невысокого роста, с большой головой и узкими глазами, с редкой бородой и вогнутым носом. Получив щедрый откуп от Рима, вождь решает вступить с ним в объединение и помогает римлянам одержать победу над бургундами. Но вскоре Атилла повздорил с римскими правителями, из-за сестры правителя Западной Римской Империи Валентиниана III. Он хотел взять ее в жены и получить приданое в половину империи. Все это впоследствии привело к военному конфликту.



В 451 году произошла решающая битва в этом противостоянии. Со стороны гуннов и римлян сошлось большое количество войск, включая союзные обеим сторонам древнегерманские племена остготов, франков, гепидов и др. Перед сражением гунны проводили гадания на внутренностях животных, и результатом его стало предсказание победы варваров, но ценою их именитого вождя. Это не устроило гуннов и они провели еще несколько обрядов с использованием священных белых коней, доставленных специально из Азии. И после этого предсказание поменялось – гуннам предстояло поражение, но Атилла оставался жив. Только после этого племена варваров вступили в битву. Кровопролитное сражение длилось до самой ночи. Но все же она ничем не окончилась, победитель, казалось, не был объявлен. Опустившийся ночью на поле битвы туман развел сражающихся по разным сторонам. Гунны воспользовались этим и оставили свое место дислокации, в то время как римские соединения никуда не отступили и по давним правилам проведения войн вышли из этого сражения победителями. Для кочевников оказалось важнее сохранить своего влиятельного вождя, что было не редкостью в варварских племенах.
В 453 году Атилла внезапно умирает, и гунны начинают постепенно распадаться. В дальнейшем они соединятся с кельтскими племенами Центральной Европы, которые более развиты, а потомки гуннов в 6 веке войдут впоследствии в объединение аваров.

15. 2.Усуни 
В конце первого тысячелетия до н.э. на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая формируется государ­ство, известное из китайских источников, как «страна Усунь». Усуни были потомками прежнего населения Жетысу, т.е. саков-тиграхауда. Данные об усунях есть в «Секретной Монгольской летописи», в трудах Рашид ад-Дина (XIV в.). Территория государства усуней была обширной, северные его границы доходили до Балхаша, западные - до Таласа. Центром усуньских владений была Илийская долина в Жетысу. Ставка правителей находилась в Кызыл Ангаре (Красная долина) на берегу Иссык-Куля.
 
Хозяйство и быт усуней. Основой хозяйствования усу­ней было скотоводство, разводили все виды скота: лоша­дей, овец, крупный рогатый скот, двугорбых верблюдов, коз, ослов. Более всего ценились лошади. Археологические раскопки говорят о существовании у усуней земледелия. Землю обрабатывали мотыгой, урожай убирали бронзо­выми серпами. Земледельцы умело строили оросительную систему, что позволяло выращивать огородно-бахчевые культуры, просо, ячмень и т.д. Усуни занимались не только орошаемым, но и богарным (бесполивным) земледелием. В начале I века усуни постепенно переходят к оседлому образу жизни, что подтверждается таким направлением хозяйственной деятельности, как садоводство.
 
Промыслы усуней. У усуней было развито ремесло. Они знали технологию добычи и плавки руд, получая из нее золото, медь, бронзу, свинец, железо. Из металла делали оружие, предметы быта, из драгоценных и полудраго­ценных камней ювелирные украшения. Использовали усуни камень, дерево, кость, кожи, глину для изготовления необходимых предметов быта, одежды, посуды. О занятии усуней ткачеством говорят остатки тканей и глиняные пряслица от веретен. Зимовки - поселения усуней сос­тояли из нескольких жилых каменных построек, обогре­ваемых очагами и громадного двора - загона для скота. Люди жили здесь не только зимой, но и летом.
 
Общественный строй усуней. Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые - племенная и родовая знать, дружинники, жрецы - и рядовая масса скотоводов и земледельцев. Частная собственность рас­пространялась не только на скот, но и на землю. Источ­ники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду со свободными общинниками, в обществе усуней были рабы, в основном из военноплен­ных. Письменные источники и археологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности.
 
Верховная власть в государстве находилась в руках правителя, носящего титул гуньмо. Вождей родов назы­вали беками. Население достигло 630 тыс. человек, государство могло выставить во время военных конфлик­тов более 188 тыс. воинов.

16. Во II в. до н. э. в Казахстане складываются новые государственные объединения, среди них — Кангюй.
Несмотря на обширную историографию, изученность Кангюй все еще остается неудовлетворительной. Причиной тому является крайне ограниченный круг письменных источников, сведения которых к тому же отрывочны и противоречивы, что порождает неоднозначные интерпретации. Весь круг вопросов, остающихся дискуссионными, и по сей день составляет так называемую «кангюйскую проблему». Территория государства занимала обширные пространства: Южный Казахстан, включая Ташкентский оазис (Узбекистан) и бассейны древних русел Сырдарьи, Жанадарьи, Кувандарьи и часть юго-западного Семиречья. В период наибольшего могущества ему подчинялись пять «малых владений» — Сусе, Фумо, Юени, Цзи, Юецзянь, а также владения Янцай. Однако локализация их остается спорной.
[adsense]
История вопроса о местонахождении государства Кангюй и его владений начинается с российского востоковеда И. Бичурина, определившего местоположение его в степях к северу от р. Сырдарьи. В комментарии к тексту «Шицзи» с «повествованием о Давани» он отмечает: «Владение Кангюй занимало степи от Сырдарьи к северу, на которых ныне кочуют Большая и Средняя казачьи (казахские) орды». В «Шицзи» о локализации Кангюя сказано следующее: «Кангюй лежит почти в 2000 ли от Давани на северо-запад. Это кочевое же владение, в обыкновениях сходствует с юеджийцами, имеет до 20000 войска. Кангюй смежен с Даванью и по малосилью своему признает над собой на юге власть юеджийцев, на востоке — власть хуннов». В следующей династийной хронике старшей Хань «Цянь Ханьшу» в главе «Описание устройства земель» есть раздел, посвященный Кангюю, в котором дословно говорится следующее: «Кангюйский владетель пребывание имеет в стране Лоюени, в городе Битянь, за 12 300 ли от Уанань. Он не зависит от наместника. От Лоюени семь дней пути до летнего владетелева местопребывания… Народонаселение состоит из 120 000 семейств, 600 000 душ; строевого войска 120 000 человек. Обыкновения одинаковы с большим Юеджи. Кангюй на востоке подчинен хуннам.»
К середине XX века сложились две основные точки зрения по вопросу локализации:
Кангюй занимал обширные пространства в среднеазиатском междуречье от Ташкентского оазиса до Хорезма; владения его были сосредоточены в долине р. Сырдарьи от низовьев и до Ташкента, коренные же земли размещались по среднему течению до р. Сарысу, Чу, гор Улутау.
Первую точку зрения наиболее аргументированно отстаивал С.П. Толстов. Он считал, что на востоке земли Кангюя доходили до Ферганы (Давань), на юге граничили с Парфией и Бактрией, на западе включали Бухарский оазис и Хорезм. Пять владений располагались следующим образом: Сусе — область Шахрисябса на Кашкадарье; Фуму — область Кушания на р. Зеравшан; Юени — Ташкентский оазис; Чи — Бухара; Юагань — Хорезм, являющийся центром всего государства.
Основной оппонент С.П. Толстова в этом вопросе А.Н. Бернштам считал, что восточная граница земель Кангюя проходила по р.Талас. Позже, в III в. н. э., по сведениям Цзиньши, она отодвигается вплоть до р. Или. Пять владений Кангюя размещены им следующим образом: Юегань — Хорезм; Ги — низовья Сырдарьи; Фуму — к северо-западу от Яны-Кургана до Казалинска; Сусе — среднее течение Сырдарьи, бассейн р. Арысь, склоны Каратау; Юени — Ташкентский оазис. Им соответствуют отдельные археологические культуры: в Ташкентском оазисе — культура каунчи; на средней Сырдарье — кангюйско-каратауская культура; джетыасарская культура на древних руслах Кувандарьи; культура «болотных городищ» в низовьях Сырдарьи. Земли по среднему течению Сырдарьи были коренными владениями кангюев. Здесь же локализуется, по мнению А.Н. Бернштама, легендарная страна Кангха исторических памятников — Авесты, Махабхараты и Шахнаме.
Эта точка зрения в последующем была в основном принята казахстанскими исследователями.
Хотя в различного рода древних письменных источниках название страны Кангха известно с XIV в. до н. э., античные авторы, хорошо осведомленные о событиях конца IV в. до н. э. в Средней Азии, не упоминают Кангюя. Можно предполагать, что возвышение «дома Кан» в присырдарьинском регионе происходит в III, а скорее, во II в. до н. э.
Отметим, что в этот период в среднеазиатском междуречье происходит передвижение основного ядра юеджей на юг, в левобережную Бактрию, оседание на землю и разделение на пять отдельных владений, что не могло не привести к их ослаблению по сравнению с Кангюем, перед которым открылись возможности для экспансии на юг и запад. В это время (конец II в. — нач. I в. до н. э., по-видимому, у Кангюя появляются пять, упоминавшихся выше, зависимых владений, он подчиняет себе Янцай (приаралокаспийский сармато-аланский союз племен), Янь (сарматские племена Приуралья). По отношению к Китаю правители Кангюя ведут себя независимо и даже дерзко, о чем в конце I в. до н. э. ханьский наместник Западного края сообщал императору: «Кангюй, напротив (по сравнению с Усунь) горд, дерзок и никак не соглашается делать поклонение перед нашими посланцами. Чиновников, посылаемых к нему от наместника, сажает ниже усуньских послов. Князьям и старейшинам его подают кушанья прежде, а потом уже посланным от наместника… »
Позже, в 47-46 гг. до н. э., кангюйский правитель поддержал северо-хунского шаньюя Чжи Чжи в борьбе с Усунь, союзником которой выступал могущественный ханьский Китай.
В III-V вв. н. э. Кангюй утрачивает свою гегемонию над владениями в Среднеазиатском междуречье, Приаралье и распадается на ряд независимых владений. В V в. он известен в списке стран, приславших посольство к императорскому двору. Видимо, к этому времени мелкие владения, возникшие на месте Кангюя, попадают в зависимость от эфталитского государства.
Вопрос о языковой принадлежности кангюйских племен остается дискуссионным, одни исследователи относят их к северо-иранским, другие считают их тюркоязычными. Начиная с середины первого тысячелетия н. э., этнополитическая ситуация в районе Средней и Нижней Сырдарьи меняется. Сюда переселяются тюркоязычные племена.
Еще со времен Чжан Цяня китайская историография усвоила традицию, характеризующую население кангюя, акцентировать внимание на кочевническом характере культуры, называя его «кочевым владением». Однако китайские хроники сообщают о кангюях как о народе, который живет внутри глиняных стен. Столичный город называется Битянь, но правитель не жил здесь постоянно, так как имел еще летнюю резиденцию. Последнее свидетельствует о сезонном передвижении главной ставки, о полукочевом характере правящей элиты. Археологические данные, накопленные за последние годы, помогают существенно расширить представления о культуре и хозяйстве кангюйцев.
В районах, где обитали кангюйцы, археологи выявили поселения и могильники. Эти памятники отнесены к каунчинской, отрарско-каратауской, джетыасарской археологическим культурам. Первая была распространена в Ташкентском оазисе; вторая — в районах среднего течения Сырдарьи в предгорьях Каратау до Таласа; третья — в бассейне Кувандарьи и Жанадарьи.
При сравнительной характеристике регионов Центральной Азии эпохи Кангюя выделяется единая культурно-хозяйственная зона от низовьев Сырдарьи до Ферганы. Для нее характерны земледельческо-скотоводческая экономика, монументальная архитектура и фортификация, небольшие укрепленные поселки как ведущий тип расселения, ограниченность денежного обращения.
При этом установлено, что каунчинская и отрарско-каратауская культуры были тесно связаны друг с другом. В первый период развития трех культур можно видеть, что направление культурных связей идет с юга на север: каунчинская — отрарско-каратауская и джетыасарская культуры. Это, видимо, связано с передвижением кочевых племен в конце I тыс. до н. э.
В начале второго периода в джетыасарской культуре стали заметны влияния и распространение элементов материальной культуры из Сибири, Тувы, Монголии. Под влиянием прихода сюда новых этнических групп джетыасарское население двигается вверх по Сырдарье, а представители отрарско-каратауской и каунчинской культур передвигаются на территорию Западной Ферганы, в Согд, Бухару и Хорезм. В третий период отмечено влияние на все сырдарьинские культуры Согда и через Ташкентский оазис на Жетысу-Семиречье.
В это же время наблюдается переселение на Каратау и в низовья Сырдарьи тюрок и вытеснение ими джетыасарского населения в низовья Сырдарьи и Амударьи.

17. Как указывает С. Г. Кляшторный, в орхонских рунических памятников упоминаются три божества — Тенгри, Умай и Ыдук Йер-Су. Историк И. В. Стеблева предложила расположить древнетюркские божества по «уровням» — высший — Тенгри, затем Умай, третий уровень — Йер-Су, и, наконец, культ предков[11]. Как пишет С. Г. Кляшторный, доказательно тут только помещение Тенгри во главе пантеона[12].
Сегодня много исследователей склоняются к тому, что воззрения ранних тюрков были трихотомическими, то есть делили макрокосм на Нижний, Верхний и Средний миры[13]. В енисейских текстах упомянут Эрклиг-хан[14][15]: «Нас было четверо, нас разлучил Эрклиг (повелитель подземного мира), о горе!».
Одним из признаков культуры тюрок были балбалы — небольшие иногда обработанные каменные столбы. В Тюркском каганате балбалы устанавливались перед каменным изваянием с изображением лица человека. Число балбалов подчеркивало значимость и авторитет умершего. У Бильге-кагана и Кюль-Тегина ряды балбалов достигали 2—3 км. На балбалах иногда указывались имена побеждённых вождей[16].
В 2000—2001 годах монгольский археолог Д.Баяр руководил археологическими раскопками комплекса памятников Бильге кагану и были сделаны сенсационные открытия для тюркской археологии: был найден клад, содержащий золотую корону Бильге кагана, серебряные посуды, вещи и другие ценности (всего 2800)[17].
На территории современной Монголии существовал столичный древнетюркский город Каракум-балык (682 год)[18].

Западно-тюрский каганат
Древнетю́ркское письмо́ (орхо́но-енисе́йская пи́сьменность) — письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VII—X веках н. э.[27] Древнетюркская письменность использовалась литературным языком (наддиалектный койне) того времени[28][29][30][31][32], который также называется языком орхоно-енисейских надписей[33].
Памятники, написанные древнетюркским письмом в основном эпиграфические, небольшое число рукописей, сохранились в Восточном Туркестане), были созданы в тех областях Центральной и Средней Азии и Сибири, Монголии, в которых в Раннем Средневековье располагались государственные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, карлуков, древних уйгуров и др. Первым тюркским поэтом, писателем и историком был Йоллыг тегин (конец VII-начало VIII в.), который был автором памятных надписей в честь тюркских каганов Кюль-тегина, Бильге-кагана, Кутлуг Ильтерес-кагана. В надписях отразились культурный уровень тюрок, их литература, исторические знания.

Тюрки в живописи Афрасиаба (Самарканд, середина VII в.)
Среди согдийских документов начала VIII века на территории Согда был обнаружен документ на тюркском языке, написанный руническим алфавитом[34]. На территории Ферганской долины обнаружено более 20 рунических надписей на древнетюркском языке, что говорит о наличии у местного тюркского населения в VII—VIII веках своей письменной традиции.
Имела место погребально-поминальная обрядность, в том числе захоронение в сопровождении коня (китайские источники сообщают о сожжении мёртвых, что, вероятно, относилось к знати), поминальные оградки с портретными каменными бабами и балбалами.
Как указывает С. Г. Кляшторный, в орхонских рунических памятников упоминаются чётко лишь три божества — Тенгри, Умай и Ыдук Йер-Су. Историк И. В. Стеблева предложила расположить древнетюркские божества по «уровням» — высший — Тенгри, затем Умай, третий уровень — Йер-Су, и, наконец, культ предков[35]. Как пишет С. Г. Кляшторный, доказательно тут только помещение Тенгри во главе пантеона[36].
Сегодня много исследователей склоняются к тому, что воззрения ранних тюрков были трихотомическими, то есть делили макрокосм на Нижний, Верхний и Средний миры[37]. В енисейских текстах упомянут Эрклиг-хан[38][39]: «Нас было четверо, нас разлучил Эрклиг (повелитель подземного мира), о горе!».

18. ападные тюрки и карлуки
В июне 751 года на реке Талас произошла битва между войсками Аббасидского халифата и Тюргешского каганата, с одной стороны, и танского Китая – с другой. Причем столкновение сразу нескольких культур вошло в историю не только как борьба за контроль над Центральной Азией. Это сражение остановило танскую экспансию на Запад. А еще стало решающим фактором в исламизации Центральной Азии.
Полководцы двух армий, выстроившихся 1270 лет назад друг против друга, вряд ли думали о том, что от исхода их битвы решится вопрос, какая культура станет доминировать в регионе в последующие столетия – мусульманская (арабская) или дальневосточная (конфуцианская, китайская)?
Военное событие на самом деле имело важное цивилизационное значение: ученые называют (помимо остановки танского Китая в его дальнейшем продвижении) еще технологию производства бумаги, подстегнувшую промышленное развитие Центрально-Азиатского региона, когда бумагу вслед за Китаем начали производить в Самарканде. «Бумажный секрет» выдали китайские мастера, плененные арабами, и технология, словно джинн, захватила тогдашний мир.
А политическая элита местных тюркских народов получила новую религию: несмотря на их сопротивление арабам, ислам в результате Таласской битвы все-таки утвердился в регионе Центральной Азии. И оставил свой отпечаток в развитии тюркского искусства, в частности, в городской культуре и градостроительстве. Но, как свидетельствуют археологические исследования, наряду с исламом население продолжало исповедовать буддизм, зороастризм и христианство несторианского толка. Такое было возможным, скорее всего, потому что ислам вначале являлся религией правящей элиты.
Директор Республиканского информационного центра по изучению исторических материалов при Институте востоковедения им. Р. Б. Сулейменова, доктор исторических наук, член-корреспондент НАН РК Меруерт Абусеитова подчеркнула, что на исход единственного в истории арабо-китайского сражения на реке Талас (на границе современных Казахстана и Кыргызстана) в немалой степени повлияли местные народы – западные тюрки и карлуки. Наши предки, оставившие заметный след в этногенезе казахов, встали на сторону арабов.
В июне 751 года у города Атлах, который находился недалеко от Тараза, а если быть еще точнее, то на реке Талас, выстроились друг против друга арабская армия во главе с аббасидским военачальником Зиядом ибн Салихом и китайская, возглавляемая полководцем Гао Сяньчжи. И четверо суток никто из них не решался начать сражение. Причина была в том, что арабы ожидали подкрепления от союзных им тюрков и согдийцев, как и танский Китай ожидал конницы от других тюрков – карлуков. Гао Сяньчжи верил, что они ему помогут, поскольку буквально два года назад он взял Шаш (Ташкент) и казнил его правителя – противника карлуков. Однако события складывались не в пользу Гао.

20. Образование


В образовании государства Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, населявшее в X-XII вв. Восточный Туркестан — чигили и ягма. Родоначальником династии Караханидов был — Сатук Богра-хан (915-955), который в 942 г. сверг правителя карлуков в Баласагуне и объявил себя верховным каганом.
В состав Караханидского ханства присоединились:

  • в 990 г. — Тараз, Испиджаб;

  • в 992 г. — Хотан, Бухара;

  • в 999 г. — государство Саманидов. Территория (XI-XII вв.) — Семиречье, Мавераннахр, Кашгар.

Столица — Баласагун.
В конце 30-х гг. XI в. государство распалось на 2 части:

  1. Западное ханство — Мавераннахр вплоть до Ходжкента. Столица — Бухара, позднее Самарканд.Верховный правитель -Ибрахим Тамгаш Богра хан ;

  1. Восточное ханство — Семиречье, Кашгар. Города — Тараз, Испиджаб, Шаша, Фергана. Столица — Баласагун Верховный правитель — Арслан Сулейман хан.

В XI в. граница между двумя ханствами проходила по р. Сырдарье.
Общественное устройство

  • Хан — титул правителя.

  • Илак, тегын — правители уделов.

  • Отличие от других государств — военное управление было отделено от административного. Военно-административная структура строилась по иерархическому принципу.

  • Икта — право сбора налогов, а его обладателя называли — иктадар. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным право на получение с населения района или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства.

В 960 г. при Муса хане, сыне Сатука Бограхана караханиды впервые объявили ислам — государственной религией. Мусульманская религия вытеснила древнетюркскую руническую письменность и способствовало сложению новой тюркской письменности на основе арабской графики.
«В отличие от других государств в Караханидском ханстве бурный рост духовной культуры. Появилась мусульманская литература на тюркском языке, представителями которых были — Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари.
В X-XII вв получило развитие архитектура — мавзолеи Бабаджи-хатуна, Айила-биби, Карахана, Аяккамыра, Сырлытам. Каменный мост на р. Талас, баня в г. Таразе.
Караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества.
19. Огузские племена, наряду с другими кочевниками Евразии, сыграли значительную роль в сердневековой истории Западной Азии и Восточной Европы. Вступление огузов на арену мировой истории произошло в эпоху насыщенную стремительными и бурными событиями. Это была пора гибели Саманидского и Буидского государств, распада Газневидской державы и заката Византийской империи. Значительным событием данной эпохи явилось образование империи Сельджукидов и начало крестовых походов, поэтому исторические судьбы огузов тесно переплетены со многими регионами Ближнего и Среднего Востока, Передней и Малой Азии. Заметный след огузские племена оставили и в истории Причерноморья, Южной Руси и Балканского полуострова.
Благодаря своей исторической значимости огузская тематика издавна привлекала внимание исследователей. Однако несмотря на это, имеется еще немало спорных и нерешенных проблем. Наиболее сложной и запутанной является этническая история огузов. До сих пор остается неясным вопрос об исходном ареале огузов Средней Азии и Казахстана [1]. Очевидно начальный этап становления огузской, или протоогузской группировки был связан с Западным Семиречьем. В пользу такого мнения говорит анализ огузских исторических преданий и археологические исследования последних лет [2].
В средневековых исторических преданиях отмечается, что ставка одного из первых легендарных предков огузских племен находилась на побережье озера Иссык-Куль. Должно быть, в этом предании сохранилось воспоминание о тех протоогузских родоплеменных группах, которые некогда обитали в Семиречье. В этой связи интересно также отметить, что еще в XI в. среди огузов сохранялись предания о далеких временах когда они жили по соседству с чигилями. Махмуд Кашгарский отмечает, что между огузами и чигилями были враждебные отношения. Тюрки-чигили, входившие в VII-VIII в.в. в состав Западно-Тюркского каганата, жили, как известно, и на южном берегу Иссык-Куля [3].
Все это дает основание предположить, что в рассказе Махмуда Кашгарского сохранилось воспоминание о тех временах, когда огузы и чигили обитали рядом на Иссык-Куле. Дальнейшие судьбы этих огузских племен не прослеживаются по достоверным источникам. Однако в исторических преданиях огузов, сохранившихся в труде Рашид ад-Дина и других историков, имеются некоторые данные, которые позволяют говорить об их передвижениях с востока на запад в степи Евразии
21. Кыпчакское ханство (нач. XI в. —1219 г.)
Этноним «кыпчак» впервые упоминается в древнетюркском руническом памятнике, датируемом 760 г. В мусульманских источ­никах кыпчаки впервые отмечаются арабским географом Ибн Хордадбехом (IX в.) в списке тюркских племен, хронологически относящихся также к VIII в.
После падения Западнотюркского каганата в 656 г. значительные группы кыпчаков на севере от Алтайских гор и в Прииртышье под эгидой кимеков составили ядро племенного союза. Однако стремление основных кыпчакских племен к самоопределению привело их в конце VIII в. К отделению от кимекской федерации и передвижению на запад от кимеков. Но окончательной независи­мости кыпчаки не достигли. В IX—X вв. история кыпчаков тесно переплелась с историей кимеков. Кыпчаки находились в полити­ческой зависимости от кимекского кагана, входили в конфедера­цию, а затем в Кимекский каганат.
После падения Кимекского каганата в начале XI в. военно-политическая гегемония на территории прежнего расселения кимекских, кыпчакских и куманских племен перешли в руки кыпчакских ханов. Пришедшая к власти династийная знать кыпча­ков стала предпринимать активные действия в южном и западном направлениях, что привело к непосредственным контактам с государствами Средней Азии и юго-восточной Европы.
Во второй четверти XI в. племенная знать кыпчаков вытеснила огузских джабгу из нижнего и среднего течения Сырдарьи, При-аральских и Прикаспийских степей.
С изменением этнополитической ситуации в регионе связано появление в начале второй четверти XI в. названия Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письмен­ных источниках «Степь огузов» (Мафазат аль-гуз). Завладев Ман­гышлаком и прилегающими к нему областями, кыпчаки вплотную подошли к северным рубежам Хорезма.
В середине XI в. началось движение кыпчакских племен в западном направлении от Итиля (Волги). По мере движения на запад племенной массив куман первым вступил в непосредствен­ные контакты с народами Восточной Европы, в частности Руси, Византии, Венгрии.
Историко-географическую область Дешт-и Кыпчака, обнимав­шую всю аридную зону от Иртыша до Днестра, условно можно разграничить по Волге на два крупных этнотерриториальных объединения: Западнокыпчакское во главе с династийным родом токсоба и Восточнокыпчакское с правящим ханским родом ель-борили.
Формирование кыпчакской этнической общности на террито­рии Казахстана было сложным и длительным процессом, в разви­тии которого прослеживаются три этапа.
Первый этап связан с образованием ядра кимекского племен­ного союза, в котором кыпчаки со второй половины VII в. и до конца VIII в. играли значительную роль. В это время происходили тесные этнокультурные взаимодействия кыпчаков с телескими племенами.
Второй этап — с конца VIII в. до начала XI в. В эти хронологические рамки кыпчаки постепенно расселились на об­ширной территории от Алтая и Иртыша на востоке до Южноу­ральских гор и Волги на западе. Совместно с кыпчаками в Западном Казахстане с центром в Мугоджарах обитали куманы. Взаимодействие и интеграция трех основных этнополитическихобъединений: кимеков, кыпчаков и куманов проходили под консо­лидирующей ролью кимекских племен. Кыпчаки, равно как и кимеки, и куманы, находились в тесных этнокультурных взаимосвя­зях и взаимодействиях с конфедерациями древнебашкирских, печенежских, карлукских и в особенности огузских племен. Вместе с тем линия внутреннего этнического развития кыпчакского этноса была направлена на ассимиляцию древних насельников, местных телеских, угро-финских, сармато-аланских этнокомпонентов. Кыпчакский этнос складывался на базе множества родов и племен, объединенных не на основе кровнородственных связей, а по принципу территориально-хозяйственных отношений.
С начала XIдо начала XIII вв. формирование этнической общности кыпчаков вступает в третий этап развития, связанный прежде всего с ростом могущества кыпчакских ханов, власть которых легитимизировалась ханским династийным родом ель-борили. Степень развития и углубления этнических связей в Кыпчакском ханстве, а также уровень формирования кыпчакского этноса в известной степени определялись по племенному составу кыпчаков восточного улуса.
Структура племенного состава конфедерации кыпчаков в XI—XII вв. была сложной и неоднородной. Кыпчакская общность вобрала в себя, помимо собственно кыпчакских, тюркоязычные кимекские, куманские, древнебашкирские, огузские племена, а также тюркизированные элементы ираноязычного этнического пласта.
В силу специфики развития исторического процесса в кочевых обществах в таких «вторичных» племенных образованиях сохраня­лось значение кровнородственных связей, родословных генеалоги­ческих древ, подтверждавших общность происхождения, не утрачи­вались племенные самоназвания.
В формировании кыпчаков приняли участие многочисленные племена канглы, компактные группы которых во второй половине XIIв. образовали этнотерриториальное объединение в пределах Приаральских степей, а также тюркоязычные племена уран, при­шедшие в X в. на территорию Казахстана из Восточного Туркеста­на, баят, азкиши и тюргеши. Появление двух последних племен в XII в. в Причерноморье, скорее всего, было связано с передвиже­нием туда кыпчакских племен, а вместе с ними азкишей и гюргешей. Одним из этнических компонентов кыпчаков также эыли карлуки, чигили, каи.
Формирование кыпчакской народности на территории Казах­стана стимулировалось процессом нивелировки этнокультурных признаков, чему содействовали однотипность форм хозяйствова­ния, система общественных отношений и общность языка. Тесное взаимодействие кыпчаков с различными этническими группами сказывалось на их этнической общности. Со все растущим полити­ческим весом кыпчаков, племена и этнические группы, сознавая воюпринадлежность к единому этносу, принимали этноним кыпчак. Однако завершающий этап формирования кыпчакской народности был прерван монгольским нашествием.
22. В V-VIII веках Великий Шелковый Путь достигает своего наивысшего расцвета. В это время, во второй половине VI века тюркоязычные племена народов Алтая объединились с народами Семиречья и Центральной Азии в Тюркский каганат, который впервые в истории объединяет в рамках одного государства практически весь ареал Евразийских степей, а так же области древних оседлых цивилизаций - Согд и Бухару, которые являлись ключевыми точками на трассе Великого шелкового пути. Тюрки не без влияния согдийских купцов становятся партнерами Византии по налаживанию прямой бесперебойной торговли от Китая к Средиземноморью. Рост городов оживил торговлю с Китаем, Ираном. Только в 627-647 годах в Китай было направлено 9 торговых посольств. Караваны шли через Мерв-Чарджоу-Бухару-Самарканд-Чач-Исфиджаб-Талас-Суяб и дальше к оазисам Восточного Туркестана.
Огромная масса шелка, бархата, различных других тканей, стеклянных изделий, украшений, парчи, кожаных изделий потоком шла из Китая в Византию и обратно, оседая в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Мерве, Кашгаре, Суябе, Куче и Турфане.
Согдийцы открывали по всей трассе торговые колонии, строили за многие тысячи километров от своей родины города, дворцы, храмы, создавали направления в музыке, живописи и архитектуре, привносили новые религиозные воззрения.
Торговые фактории и поселения согдийских купцов, ремесленников и земледельцев в VI-VIII вв. распространялись на северо-восточные районы центральной Азии, в Синьцзян, Южную Сибирь, Монголию, северный Китай, а на западе до Крыма.
Третий значительный период истории Великого Шелкового Пути приходится на конец VIII – начало XIII веков. Это период от арабских завоеваний и исламизации народов Передней Азии, Ирана, Кавказа, части Восточной Европы, Афганистана, Северной Индии и Центральной Азии до монгольских нашествий.
23. АЛЬ ФАРАБИ.В частности, ему принадлежат труды «О достижении счастья», «Об (искусстве) поэзии», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Отношение философии к религии», «Диалектика», «Метафизика». Энциклопедией средневековой науки назван его труд «Слово о классификации наук», переведенный на греческий и латинский языки еще в Х-ХП вв. В Европе в XV в. была популярна «Большая книга о музыке» – самое крупное произведение Абу Насра, впервые вышедшее на языке оригинала в Каире в 1967 г. с комментариями, общим объемом более 1200 страниц. Его книги начинаются с мусульманской заповеди «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!». 
ЮСУФ БАЛАСАГУНИ Герои поэмы Баласагуни названы тюркскими именами, свидетельствующими о богатстве языка и его возможности к умозрительности: Огдулмыш – Достохвальный, Кюнтолды – Солнце в зените, Айтолды – Полнолунный, Одгурмыш – Пробуждающийся. Так, Кюнтолды олицетворяет Власть, Справедливость, Бесстрашие, Волю, Доблесть, Закон. Для Баласагуни все эти качества воплощены в правителе (Элике). Основной принцип, на котором должен основываться «счастливый» и «праведный» правитель, облаченный благодатным знанием, – это соблюдение справедливого закона и его верховенство, в союзе с разумом и счастьем праведной жизни.
«Благодатное знание» не просто этико-моралистический трактат, но и глубокое философско-дидактическое произведение, рисующее нормы поведения людей различных сословий, правила взаимоотношений между правящими и управляемыми. Твори добро и сей добро – в этом гуманистический пафос Баласагуни. Если ты сделаешь зло, ответом на него будет раскаяние», «скверный молодой стареет в раскаянии, хороший пожилой живет не раскаиваясь». 
КАШГАРИ
руды Махмуда Кашгари раскрывают нравственные стороны человеческой натуры, которые писатель высоко ценит: мужество, справедливость, вежливость, уважение. Кроме этого, филолог тщательно исследовал родной язык, сумел адаптировать его к обычной жизни. Ученые выяснили, что Махмуд Кашгари создал еще один труд — «Китаб джавахир ан-нахв фил-лугат ат-турк». Но эта книга о синтаксисе тюркских языков была утеряна. Ее изучение помогло бы больше узнать о личности Кашгари, а также осознать уникальность языков тюркских народов. Читайте больше: https://www.nur.kz/family/school/1712755-mahmud-kasgari-trudy-filosofia-i-biografia/


Ходжа Ахмет Яссауи - основоположник тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. Из­вестна только дата смерти - 1166. До наших дней сохранилось его произведение «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости» - часто сокращенно употребляется под именем «Хикметы»). Отец Ахмета Ибра­гим был известным шейхом в Сайраме. Становление личности Ахмета связано с г. Ясы (одно из преж­них названий г. Туркестана с VI по XV вв.), позже он направился в Бухару, где проходил учениче­ство у Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Яссауи вернулся в Ясы и продолжил традицию, заложенную Арыстанбабом. Последние годы жизни он провел в подземелье (ныне оно найдено и реставрировано). Построенный в честь Ахмета Яссауи по личному указанию и планам Тимура мав­золей (ханака), именуемый «Хазрет султан» - шедевр средневековой архитектуры Казахстана. Ахмет Яссауи занимает особое место в развитии суфийской идеи смысла жизни. Бог присутствует везде и во всем, существует вечно, утверждал А. Яссауи. По мнению А. Яссауи, абсолютно в каждом человеке есть условия, благодаря которым возможно совершенствование личности. Для достижения истинного смысла предназначения у человека есть свобода, дарованная Богом с определенной целью. 

24. Образование монгольской империи. Завоевание монголами территории Казахстана (1219-1224 гг.). Казахстан в составе трех монгольских улусов.
В конце ХІІ - начале XIII вв. на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство под властью одного из представителей родовой верхушки - Темучина. Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Орхона. Объединение родственных племен и завоевание соседних стран превратило Монгольское государство в могучую империю не только в Центральной Азии, но и во всем мире. В 1203-2004 гг. войска Темучина разгромили Кереитское и Найманское ханства, в 1207 - 1211 гг. покорили народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1215г. был взят Пекин, а к 1217г. завоеваны все земли к северу от реки Хуанхэ.
В 1206 г. Темучин стал всемонгольским каганом и получил титул Чингисхана. Образование монгольского государства содействовало прекращению междоусобных войн и консолидации ранее малосвязанных племен в единый этнос.
Темучин родился по одним сведениям в 1162 г., по другим - в 1152 г. в семье богатого нойона, умер в 1227 г.

25.Образование Золотой Орды как евразийской империи: территория, этнические процессы, культурный симбиоз.
С 1257 по 1266 годы Золотой Ордой правил брат Бату, хан Берке. Его правление связано с развитием культуры и экономики государства. По одной из версий, Берке был первым ханом, принявшим ислам. Религиозно-культурные связи помогли ему привлечь в Орду учёных, поэтов, ремесленников и купцов из Ирана, Египта и других мусульманских стран. Наладились торговые связи с европейскими и восточными государствами. В основанной Бату столице — Сарае — появились роскошные дворцы, мечети и караван-сараи.
Постепенно монголы и тюрки, составлявшие костяк Орды, переходили к оседлому образу жизни. У кочевых монголов не было собственной развитой культуры, они перенимали достижения цивилизации покорённых народов и постепенно смешивались с местным населением. Улус Джучи становился всё больше похож на феодальное государство, чем на орду кочевников. 
В 1269 году новый правитель Золотой Орды, Менгу-Тимур, вместе с ханами других улусов провозгласил независимость своих владений от Монгольской империи. С этого момента Золотая Орда официально стала самостоятельным государством. 
После смерти Менгу-Тимура в 1282 году в Орде наступил политический кризис. Темник Ногай, управляющий западными владениями Орды в районе Дуная, не подчинился власти нового хана. Позже он попытался заполучить полную власть над государством, но это ему не удалось. Тогда Орда раскололась на Волжскую и Дунайскую. Через 10 лет хан Тохта сумел разбить войска Ногая и восстановить целостность страны. 

26. Государство Ак-Орда (конец XIII-начало XVвв.).
Бе́лая Орда́ — одна из двух частей Золотой Орды (улуса Джучи) в XIII—XV вв..
Ак Орда - феодальное государство, существовавшее на территории Дешт-и-Кыпчака в середине XIII - первой трети XV вв. Территория Ак Орда сформировалась постепенно, по мере ослабления её зависимости от Золотой Орды. В состав Ак Орды входила восточная часть улуса Джучи (левое крыло), охватившая обширную площадь современного Казахстана, кроме Жетысу, к востоку от р.Урал и к северу от Аральского моря и реки Сырдарьи. В Ак Орде правили Бату-хан и его преемники. Орда-Ежен, старший брат Бату, получил в удел резиденцию своего отца Жошы-Кок Орду, располагавшуюся в верховьях Иртыша около озера Алаколь. Столицей Ак Орды в XIV в. был г. Сыгнак.
Ак Орда была населена тюркоязычными племенами. Наряду с кыпчаками на этой территории обитали найманы, уйсуни, карлыки, кереиты, конграты, мангыты, аргыны и др.
Первым ханом Ак Орды был султан Сасы-Бука, после его смерти ханом стал его сын Ерзен. При них политическая история Ак Орды характеризуется борьбой за освобождение территории Восточного Дешт-и-Кыпчака из-под власти Золотой Орды. Во второй половине XIV и в первой половине XV вв. ханам Ак Орды приходилось вести войны со своими могущественными соседями.
27.Могулистан (сер. XIV- нач. XVIвв.). Образование государства. Территория и этнический состав.
Образование Могулистана
В результате распада государства Чагатаидов в Юго-Восточном Казахстане в середине XIV в. образовалось государство Могулистан.
Основатель — Тоглук-Тимур (1347-1362).
Территория — Семиречье, Восточный Туркестан и северо-восточная часть Средней Азии.
Границы государства изменялись на протяжении его существования. Они тянулись «на 7-8 месяцев пути» от Ташкентского и Туркестанского вилайетов на западе до озера Баркуль и г. Хами на востоке; от Балхаша, Тарбагатая и Черного Иртыша на севере до Ферганы и земледельческих оазисов Кашгарии на юге.
Столица — Алмалык.
Господствующем племенем в Могулистане были племена — дулаты. Эмир дулатов Пуладчи в 1347-1348 гг. поставил первым ханом нового государства Чагатаида Тоглук-Тимура.
Население — тюркские и тюркозированные монгольские племена: дулаты, канглы, кереиты, уйсуны и др.
Термин «Могулистан» образован от этнонима «могул», так произносился и писался в Средней Азии и Казахстане этноним «монгол».
Общественное устройство

  • Хан — глава государства и верховный собственник земли;

  • Улусбек — помощник хана в управлении государством.

  • При хане функционировал Совет знати.

  • Существовали формы условного землевладения знати, в кочевых районах земля находилась в общинном пользовании.

  • Виды повинностей — военная, транспортная, трудовая, почтовая, и т.д.



28. Государство кочевых узбеков (1428-1468гг.) или ханство Абулхаира.
В 20-х гг. XV в. на степных просторах Казахстана образовалось ханство Абулхаира. Обособление его произошло в результате распада Ак Орды и усобиц Джучидов, которое завершилось гибелью Барака, хана Ак Орды и власть захватил потомок Шейбана, сын Давлат Шах-оглана 17-летний Абулхаир (1428-1468).
Территория — от Яика (Урала) на западе до Балхаша на востоке, от низовьи Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере.
Столицы — Тура (1428-1430), Орда-Базар (1430-1446), Сыгнак (1446-1468).
Этнический состав: кыпчаки, найманы, мангыты, карлуки, конграты, канглы, уйсуни, уйгуры и др.
В исторических источниках конца XIV -первой половины XV вв. население ханство известно под общим этнонимом «узбеки», а ханство Абулхаира имело и другие названия — «Государство кочевых узбеков» или «Узбекское ханство».


29.Откочевка султанов Джанибека и Керея (1459г.).Объективные и субъективные прочины.
Откочёвка явилась одной из причин распада ханства кочевых узбеков, повлияла на политическую карту региона, изменила места проживания различных племён и родов, стала началом консолидации казахского народа. Долины Чу и Таласа были выбраны не случайно, на то есть четыре причины:

  • 1) этническая близость населения;

  • 2) давние дружественные связи Могулистана и Ак-Орды;

  • 3) слабость феодально-разробленного Могулистана;

  • 4) природный фактор (плодородность земель в долинах рек).



30. Ногайская орда. Территория и этнический состав.
Ногайская Орда находилась на юге России и северо-западе нынешнего Казахстана. Ядро территории составляли степи между Волгой и Яиком (Уралом). На востоке ногаи кочевали по левобережью Яика, на юго-востоке их кочевья доходили до Южного Приаралья, на юге — до центрального Восточного Прикаспия, на западе — до Астраханского ханства, на северо-западе до Казанского ханства, на северо-востоке — до Западно-Сибирской низменности.
Этнический состав Ногайской орды был близок к составу племен Ак Орды и Ханства Абулхаира. В Ногайскую Орду входили тюркские и тюркизированные монгольские племена и племенные объединения: мангыты, кипчаки, канглы, конграты, найманы, уйсуни, карлуки, Китай, аз (ас), алшин, тама и др. Во второй половине XVв. появилось название народности «ногаи», под которым они стали известны соседним народам.


31.Исторические предпосылки образования казахской народности. Этнические процессы на территории Казахстана.
Основными аспектами изучения происхождения казахского народа является лингвистический и антропологический. С этих позиций древнюю историю Казахстана можно разделить на индоевропейский и тюркский периоды. В III - I тысячелетиях до н.э. насельники Казахстана по своим хозяйственным, культурным традициям, в лингвистическом и антропологическом отношении входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи.
В эпоху бронзы на просторе Западной Сибири, Казахстана, Средней Азии была распространена андроновская культура, имеющая свои региональные черты. Она стала основой номадизма. Преемниками этой культурно-исторической общности местных насельников стали номады евразийских степей раннего железного века.
В период раннего железа здесь обитали сако-скифские племена, савроматы и их многочисленные подразделения. Этот племенной союз в Казахстане имел индоевропейскую общность и сохранил ее в своем этнокультурном развитии до рубежа нашей эры. Результаты исследований по археологии, этнологии, этнографии, топонимике, палеоантропологии свидетельствуют, что в эпоху бронзы и раннего железа на основе хозяйственных, культурных традиций, этнического развития и лингвистической близости возникла предковая база процесса формирования культурно-исторической общности последующих племен и племенных союзов Казахстана, включая и казахскую народность.
Начало I тысячелетия н.э. для большей части Евразии, включая Казахстан и Среднюю Азию, ознаменовалось новым этапом в этногенетическом развитии, вследствие чего произошел переход к прототюркской этно-культурной и языковой общности. В это время происходили многочисленные миграции кочевых племен с Востока на Запад и образование разных кочевых объединений с тюркоязычными наречиями. Территория Казахстана стала на долгие века мостом между Востоком и Западом, а ее насельники были в центре миграционных путей Евразии.
Таким образом, истоки этногенетических процессов, определивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности - эпохе разложения первобытного строя. В начальной стадии они были связаны с автохтонным населением, но в последующем здесь все большую роль играли этнические процессы на обширных пространствах Центральной Азии. Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народов Центральной Азии составили многочисленные племена от саков, усуней, канглов, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, аргынов, киреев и других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них имели свои государства, многие тюркские родовые и племенные названия сохранились у казахов в позднее время.
В XIII веке поступательное развитие этнической консолидации населения Казахстана было задержано монгольским нашествием. Добавился новый этнический компонент - монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана - жалаиры, конграты, мангыты, барласы и другие. Численность монголов была относительно не велика, монгольский элемент был постепенно ассимилирован преобладающей тюркской средой, но монголы составляли правящий слой.
Этнос - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей с общими физическими чертами, общностью культуры, языка, психики, этническим самосознанием и самоназванием. Важнейшее значение для формирования и сохранения этноса имеет его территориально-социальное единство, необходимое для длительного, непрерывного общения представителей этноса друг с другом.
В XV - XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее XIV - XV веков на основе окончательного взаимодействия двух больших рас - автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это теперь составляет единый монолитный сплав антропологического состава казахского народа.


32. Образование и периодизация эпохи Казахского ханства. Историческое значение образования Казахского ханства.
Одной из объективных причин откочевки многих казахских племен во главе с Кереем и Жаныбеком в 1459–1460 гг. было поражение хана Абулхаира от ойратов в 1457 году под стенами Сыгнака. Абулхаир жестоко расправлялся с теми, кто ему не повиновался. Откочевка была формой протеста кочевников против тяжелых налогов и повинностей, феодальных междоусобиц и непрекращающихся войн. Об откочевке султанов Керея и Жаныбека в Могулистан сообщал автор «Тарих и-Рашиди» Мухаммед Хайдар Дулати (Мирза Хайдар Дуглат).
Хан Могулистана Есен-Буга (1434–1462 гг.) выделил султанам Керею и Жанибеку земли на берегу реки Чу. Он рассчитывал использовать султанов для борьбы с притязаниями на власть в Могулистане своего брата Жунуса (Юнуса), которого поддерживал хан Абулхаир и тимуриды. Они угрожали западным границам Могулистана. Также Есен-Буга хотел использовать силы казахов против ойратов, не раз в начале XV века вторгавшихся в Могулистан.
Мухаммед Хайдар Дулати относит время образования Казахского ханства к 1465–1466 годам. Первый Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в своей книге «В потоке истории», написанной в 1999 году, считает годом образования Казахского ханства 1471 год, когда в борьбе казахских ханов с шайбанидами за территорию Восточного Дешт-и-Кыпчака там стали властвовать потомки Урус-хана.
Первая ставка казахских ханов Козыбасы находилась в долине рек Чу и Таласа. Численность населения Казахского ханства при султанах Керее и Жаныбеке составила около 200 тысяч человек. Первым казахским ханом стал старший по возрасту султан Керей, Жаныбек – его советником.
Историческое значение образования Казахского ханства:

  1. прекратилось разделение власти между разными государствами;

  2. централизация системы управления способствовала сплочению казахского народа;

  3. Казахское ханство расширило свою территорию;

  4. были установлены прочные связи с соседними странами;

  5. быстрое экономическое и культурное развитие способствовало расцвету традиций и обычаев, распространению ислама среди казахского народа;

  6. прекратились междоусобицы и распри внутри страны;

  7. были созданы условия для использования скотоводами пастбищ по традиционно сложившимся маршрутам кочевок.



33. Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в начале XVI в. Хозяйство: скотоводство, земледелие, города, торговля.
В XVl–XVll веках главной отраслью хозяйства казахов было кочевое и полукочевое скотоводство, при котором наиболее продуктивно использовались пастбища. Все пастбища делились по сезону на четыре типа: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летние (жайлау), осенние (кузеу).
Для занятия полукочевым скотоводством были благоприятные солончаковые, пустынные, полупустынные и полынные степи. Это полуостров Мангистау, плато Устюрт, Прикаспийская низменность, горы Мугоджары, Большие и Малые Барсуки, Приаральские Каракумы, Тургайские степи, Бетпак Дала, Мойынкумы и Кызылкумы.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет