На правах рукописи
КЛИМАКОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА
МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА В. С. ВЫСОЦКОГО
Специальность 10.01.01 – русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Красноярск 2011
Работа выполнена на кафедре русской литературы и теории литературы
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор
Мароши Валерий Владимирович
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор Тропкина Надежда Евгеньевна
доктор филологических наук, профессор Ковтун Наталья Вадимовна
Ведущая организация:
ГОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования
имени В. М. Шукшина»
Защита состоится 21 марта 2011 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.099.12 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» по адресу: 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82, стр. 6, улк. ИНиГ, ауд. 3-17.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Сибирского федерального университета.
Автореферат диссертации размещён на сайте Сибирского федерального университета www.sfu-krasu.ru.
Автореферат разослан « » февраля 2011 г.
Ученый секретарь
д
иссертационного совета
кандидат филологических наук,
доцент И.В. Башкова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Творчество Высоцкого является одним из самых значительных феноменов русской культуры второй половины ХХ века и последние тридцать лет неизменно вызывает исследовательский интерес. Началом высоцковедения, не считая обилия литературно-критических отзывов, следует, по всей вероятности, признать статью А. Скобелева и С. Шаулова “Живое слово: Заметки о песенном творчестве В. С. Высоцкого” (1981).
На протяжении первого десятилетия формируется проблемное поле высоцковедения. В 1991 г. эти искания оформились в монографию А. В. Скобелева и С. В. Шаулова “Владимир Высоцкий: Мир и слово”, ставшую первой попыткой системного описания художественного мира поэта. В ней впервые возник интерес к мифопоэтике. С середины 1990-х возникали и продолжают появляться статьи, посвященные частным проблемам мифопоэтики (Е. В. Купчик, Д. Н. Курилов, С. М. Одинцова, А. В. Редькин, А. В. Руссова, А. В. Скобелев, С. В. Шаулов, О. Ю. Шилина, С. Г. Шулежкова, Е. Г. Язвикова и др.).
Значительный вклад в изучение мифопоэтики Высоцкого внесли исследования, предметом которых является хронотоп. Среди них ярким явлением стала диссертация С. В. Свиридова (2003), предпринявшего попытку целостного описания художественного мира поэта с опорой на категорию художественного пространства. Из числа исследований последних лет в свете нашей темы важно назвать еще одну крупную работу – лингвистическую диссертацию Н. В. Закурдаевой (2003), посвященную аксиологическим и экзистенциальным концептам поэзии Высоцкого.
Единственной работой, целиком посвященной общим проблемам мифологизма в поэзии Высоцкого, является сегодня статья Е. Г. Чернышевой “Судьба и текст Высоцкого: мифологизм и мифопоэтика” (1999). Автор ставит данную проблему как многоаспектную: миф Высоцкого как явление общественного сознания, творчество Высоцкого как мифологическая самоидентификация и собственно мифопоэтика текстов, однако подробной разработки намеченные пути исследования не получили. Таким образом, в современном высоцковедении отсутствуют работы, выстраивающие общую теорию на материале всего многообразия мифологических и архетипических образов, реализовавшихся в творчестве поэта. С нашей точки зрения, ни одна из так или иначе воплотившихся в поэзии Высоцкого мифологических систем при автономном ее рассмотрении не способна вывести исследователя к адекватному пониманию авторской картины мира.
Особое место в историографии нашего вопроса занимают три качественно несравнимые работы. Во-первых, публицистическое эссе В. Н. Тростникова “А у нас был Высоцкий…” (1980), где автор настаивает на доминировании созидательного начала в поэтическом творчестве Высоцкого, акцентируя всестороннюю мифологизацию. Во-вторых, заметка Т. Орловской “Мифология в поэзии Высоцкого” (“В. Высоцкий: все не так. Мемориальный альманах-антология”, 1991), где утверждается противоположное мнение. И в-третьих, диссертация австрийского слависта Х. Пфандля (1991), который доказывал, что основная роль Высоцкого в советской культуре была связана с демифологизацией официального языка и разрушением существующей системы поэтической мифологии. Здесь уместно вспомнить тезис В. Н. Топорова о том, что процессы мифологизации и демифологизации взаимосвязаны и работают в единстве разрушения и созидания.
Достарыңызбен бөлісу: |