Особенностью лирики Тютчева является повышенный интерес к противоречивым
явлениям природы и жизни. Но если трагизм был присущ многим поэтам, то Тютчев
воспринимал мир как катастрофу. Распадение времени и пространства, гибель вселенной
– таково мироощущение Тютчева.
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
В природе поэта привлекают кризисные, крайние ситуации – гроза, буря, борьба
стихий. В человеческой жизни – борение страстей, их «роковой поединок». Любовь у
Ф.И.Тютчева – это высочайшее счастье, но оно связано с борьбой индивидуальностей. Его
любовная лирика развивается в окружении мотива роковой предопределенности, в
оппозиции жизнь – смерть. Любовь может разрушить цельность личности. Часто жертвой
любовного поединка оказывается женщина. Драматизм любви ярко выражен в стихах:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Вспомните стихотворение Некрасова из «панаевского цикла» «Слезы и нервы».
Стихотворение Тютчева «Предопределение» написано на ту же тему и рационально
может быть объяснено так же: оно о борьбе мужчины и женщины, о завершении любви.
Но как выражена эта мысль у Тютчева?
Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединениье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…
Н одного «прозаического» слова, ни одной бытовой детали. Наоборот, образы
архаически приподнятые: «союз души», «поединок роковой», «борьба неравная».
Последнее «изноет наконец» может быть объяснено как угодно – как «разлюбил, или как
«успокоился», но рационально – никак. «Денисьевский цикл», как и «панаевский»
несобранный, т.е. поэт специально не объединял стихотворения. Цикл создаваля с 1850 г.
и почти до конца жизни поэта. В 1928 г. опубликована книга Г. Чулкова «Последняя
любовь Тютчева», в которой собраны 18 стихотворений, посвященных Елене Денисьевой.
Эта книга и положила начало формированию «денисьевского цикла». Исследователи
насчитывают до 30 произведений поэта, которые по праву можно включать в этот цикл.
Тютчевед О.В. Орлов включает в цикл 21 стихотворение (Орлов О.В. Поэзия Тютчева:
пособие по спецкурсу. М., 1981. С. 98–102).
Лирику Ф.И. Тютчева можно определить как философскую. Но этим ее
особенности далеко не исчерпываются (это отмечал еще Тынянов). Безусловно, можно
вычленить философскую составляющую тютчевских стихов, это не составит труда,
утверждает Тынянов, но мало даст для понимания специфики поэтического языка. Лирика
Тютчева наполнена раздумьями о гармонии и противоречиях человека – «мыслящего
тростника» и природы. Основной мотив всей поэзии Тютчева – борьба в природе,
человеке, любви. Природа более гармонична и спокойна, чем жизнь человека («Ночное
небо так угрюмо…», «Как океан объемлет шар земной…», «Осенний вечер», «Есть в
осени первоначальной…»). Путь человека – это путь мучительных поисков, раздумий,
противоречий («Силенциум», «Душа моя – Элизиум теней…», «Певучесть есть в морских
волнах…»). Противоречия составляют и основную черту любовной лирики. Любовь –
«борьба неравная двух сердец» ,вечное столкновение индивидуальностей , это «
блаженство и безнадёжность» («Она сидела на полу…», «Последняя любовь», «С какою
негою, с какой тоской влюбленной…»).
Если
у
Ф.И.
Тютчева
любовь
–
это
«роковой
поединок»,
борьба
индивидуальностей, то у А.А. Фета любовь – прибежище «от вечного плеска и шума
жизни». Любовная лирика Ф.И. Тютчева драматична, А.А. Фета – светла и счастлива.
Но главное, что необходимо понять при рассмотрении лирики Тютчева, ее сложное
историческое положение – периоды забвения сменялись периодами воскрешения, а также
то, что он находился на переломе ХVIII и ХIХ вв. – искал жанровые формы, искал стиль.
1803 – родился, 1810 г. семья Тютчева поселяется в Москве в своем доме в
Армянском переулке. В августе 1812 г. накануне захвата Москвы наполеоновской армией
Тютчевы уезжают в Ярославль. Воспитателем молодого Тютчева был поэт, переводчик,
знаток древней классической литературы С.Е. Раич. В 1813 г. написано самое раннее из
известных стихотворений Тютчева «Любезному папеньке». 1816 г. посещает лекции в
Московском университете. В 1817 г. сближается с будущими любомудрами М.П.
Погодиным, В. Ф. Одоевским, С.П. Шевыревым, Киреевскими. В 1818 г. а Обществе
любителей российской словесности читает подражание Горацию, оду «На новый 1816
год». 30 марта избран сотрудником Общества любителей российской словесности.
1819 – первая публикация – вольный перевод Горация «Послания Горация к
Меценату».
Здесь
очевидно
влияние
Раича,
который
стремился
объединить
«Ломоносовский стиль с итальянской эвфонией» и "усовершенствует слог своих учеников
вводом латинских грамматических форм". 6 ноября Тютчев становится студентом
словесного отделения Московского университета.
1821 – заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук.
1822 – переезжает в Петербург, поступает в Государственную коллегию
иностранных дел.
1822–1833
–
служба
в
Мюнхене
(сверхштатный
сотрудник
русской
дипломатической миссии в Баварии). Роман с Амалией Лерхенфельд (в замужестве
баронесса Крюденер) – к ней обращено стихотворение «Я помню время золотое…»
(1836), «Я встретил вас – и все былое…» (1870).
1825 – в наоябре в альманахе «Урания» опубликовано стихотворение «Проблеск»
1826 – брак с Элеонорой Петерсон, урожденной графиней Ботмер.
1827 – знакомство с Шеллингом
1828 – знакомство с Г. Гейне
1833 – Начало романа с Эрнестиной Дёрнберг (урожденной баронессой
Пфеффель), вскоре – вдова. Чтобы избежать скандала, переводят в Турин. Секретарь
русской миссии в Турине.
1836 – публикация в «Современнике» Пушкиным. 16 стихотворений под заглавием
«Стихотворения, присланные из Германии», подписаны инициалами Ф.Г. Затем – еще 8
стихотворений.
1837 – стихотворение на смерть Пушкина «29 января 1837 г.». В июле уезжает в
Турин в качестве старшего секретаря русской миссии.
1838 – умирает Элеонора Тютчева (нервное потрясение во время пожара на
пароходе «Николай II» c 3 тремя дочерьми возвращалась из России). Тютчев поседел за
одну ночь. 1839 – венчание с Эрнестиной Дернберг.
1841 – уволен из министерства иностранных дел за то, что самовольно оставил
службу, чтобы обвенчаться с Эрнестиной Дёрнберг в Швейцарии. Лишен звания
камергера.
1843 – приезжает в Россию. Знакомится с Чаадаевым, Герценом. Через
Бенкендорфа представляет Николаю I записку.
1844 – публикация в «Современнике» Некрасовым
1845 – восстановлен на службе, возвращено звание камергера.
1846 – назначен чиновником особых поручений при государственном канцлере.
1848 – назначен на должность старшего цензора. В апреле пишет статью «Россия и
революция» (опубликована в мае 1849 г. в Париже). Написано стихотворение «Море и
утес».
1849 – стихотворения «Русской женщине», «Слезы людские, о слезы людские…».
1850 – в №1 «Современника» выходит статья Некрасова «Русские второстепенные
поэты». В пушкинском «Современнике» в 1836–1840-х гг. печатался Тютчев. Публикует
24 стихотворения, ставит наравне с Пушкиным, Лермонтовым, называет первостепенным
поэтом. Написаны стихотворения «Святая ночь на небосклон взошла…», «Два голоса»,
«Кончен пир, умолкли хоры…». Начало отношений с Е.А. Денисьевой – 24-летней
девушкой, племянницей А.Д. Денисьевой, инспектрисы Смольного института, где
воспитывались две дочери поэта. 14 лет продолжалась их открытая связь, родилось трое
детей.
1851 – стихотворения «Предопределение», «Близнецы», «Я очи знал, – о, эти
очи!..», «Не говори: меня он, как и прежде любит…», «Чему молилась ты с любовью…»,
«О, как убийственно мы любим…».
1854 – отдельное издание стихотворений под редакцией И.С. Тургенева. В №4
«Современника» помещена статья Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.
Тютчева».
1855 – стихотворение «Эти бедные селенья…».
1856 – знакомство с Л.Н. Толстым.
1857 – произведен в действительные статские советники. Написаны стихотворения
«Над этой темною толпой…», «есть в осени первоначальной…», «Смотри, как роща
зеленеет…». В ноябре пишет «Письмо о цензуре в России».
1858 – назначен председателем комитета «ценсуры иностранной» – принимает
решение о разрешении или запрещении ввоза иностранных книг в Россию
1861 – в марте опубликован переведенный Тютчевым на французский язык
манифест об освобождении крестьян
1864 – 4 августа умирает Денисьева. Тютчев считает себя виновником ее смерти.
Написано стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…». Тютчев произведен в
тайные советники.
1865 – умирают двое детей Денисьевой, мать Тютчева, затем сын Дмитрий, брат
Николай, дочь Мария, многие сверстники и знакомые («Дни сочтены, утрат не перечесть, /
Живая жизнь давно уж позади…» из стихотворения «Брат, столько лет сопутствовавший
мне…», 1870). Написаны стихотворения «есть и в моем страдальческом застое…»,
«Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»
1866 – в ноябре создано стихотворение «Умом Россию не понять…»
1868 – выходит второй сборник Тютчева, не имеет успеха.
1873 – умирает в Царском Селе.
Итак, Тютчев творил на сломе двух поэтических эпох и главное в его поэзии –
поиск новых форм. Тынянов пишет: «Тютчев находит… выход в художественной форме
фрагмента. Все современные критики отмечают краткость его стихотворений: "Все эти
стихотворения очень коротки, а между тем ни к одному из них решительно нечего
прибавить" (Некрасов); "Самые короткие стихотворения г. Тютчева почти всегда самые
удачные" (Тургенев). Фрагмент как художественная форма был осознан на Западе
главным образом романтиками и канонизован Гейне». Из фрагментарности следует ряд
важных особенностей поэтического языка Тютчева: «Тютчев вырабатывает особый язык,
изысканно архаистический. Фрагментарность, малая форма, сужающая поле зрения,
необычайно усиляет все стилистические ее особенности. И прежде всего, словарный,
лексический колорит». Сознательная архаичность делает Тютчева наследником
Державина, и так возникает «монументальность малых форм». Но все же пессимизм
Тютчева нельзя оставить без внимания, и в отношении пессимизма, катастрофичности
Тютчев не архаист (трудно сказать «новатор»), он приближается к мироощущению
экзистенциалистов ХХ в. В.С. Баевский отмечает, что по катастрофичности бытия в ХIХ
в. Тютчеву был близок лишь Достоевский и Серен Кьеркегор – философ, который «в
маленькой Дании прожил недолгую жизнь и написал несколько странных книг».
Предвестием экзистенциализма звучат слова Тютчева:
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
Достарыңызбен бөлісу: |