Тема 3.1 Формирование казахской культуры Эпическая культура казахов.
План
1) Формирование казахской культуры
2) Эпическая культура казахов.
1)Современный казахский народ сформировался в ходе длительного исторического процесса, уходящими глубоко корнями в прошлое. При образовании нации прослеживается обычно пять этапов: род, племя, союз племен, народность и последняя общность – нация.
В эпоху бронзы на территории нашей страны жили племена ариев, андроновцы, кияны. Племена эпохи бронзы по антропологическому облику принадлежали к европеоидам. Этим объясняется наличие 30% европеоидных черт у современных казахов.
В период раннего железного века самыми многочисленными оказались племена саков. Значительное влияние на формирование племен на территории современного Казахстана оказали племена гуннов близкие по языку, культуре, хозяйственной деятельности. Состав этих племен сыграл большую роль в формировании облика предков казахского народа.
Средневековье в VI - IXвеках характеризуется сплочением племен в союзы. Тюркский каганат состоял из более 30 крупных племен. В Западно-тюркский каганат вошли 10 племен. Они себя называли «он окбудун» или страна десяти стрел. Союз 10 племен ставил задачу объединиться, чтобы противостоять внешним врагам. Сила и сплоченность были настолько сильны, что соседний народ, согдийцы, смешивались с местным населением, перенимая их язык и культуру.
Базой казахского народа стали многочисленные тюркские племена - тюрки, тюргеши, огузы, кыпчаки, смешавшиеся с племенами юга и юго-востока.
В VI-IX века значительную силу составляло племя кыпчаков. Они господствовали на всей территории Казахстана кроме Семиречья, объединяя на большом пространстве многочисленные племена. Все пространство подвластное кыпчакам называли «Дешит- и Кыпчак», что в переводе означает «Степь кыпчакская». На основе кыпчакского языка сложился современный казахский язык.
Процесс образования казахской народности был прерван нашествием монголов в начале XIII века. Под напором жестокого завоевателя Чингисхана погибло большое количество формирующейся народности с единым языком культурой, значительная часть бежала в различные регионы и влилась в состав других этносов, часть племен включились позже. Большую роль в послемонгольский период сыграло наличие общего языка, общность религии, кочевой культуры. Уже в XV веке в ханстве Абулхаира значительная часть населения осознавала себя казахами. Монгольские завоеватели не смогли навязать казахским племенам монгольский язык, традиции, язык. Сложившаяся в этот период народность стала предпосылкой к образованию Казахского ханства под руководством султанов Керея и Жанибека. К новому ханству присоединились казахские племена Могулистана и составили прочную основу населения. Очагами становления казахского этноса можно считать Центральный, Южный и Юго-Восточный Казахстан. Процесс формирования и развития казахской народности продолжился в Казахском ханстве на основе единого кочевого хозяйства и центральной власти новой династии. Выполняя стратегические планы, ханы присоединяли в свой состав новые территории и племена.
К XV веку окончательно сложился типичный антропологический облик казахского этноса, относящегося к переходной расе.
2) Эпическое творчество казахов является неотъемлемой частью духовной культуры народа и своими корнями уходит в глубокую древность. На всем протяжении своей истории - от эпохи консолидации из разрозненных племен кочевников единой монолитной казахской народности до ее расцвета в современную эпоху - эпос казахов пронес самые важные нравственные и эстетические ценности, выработанные в народе, отразил все крупнейшие поворотные исторические события, став поистине летописью его духовной, социальной и материальной жизни. Высочайшие образцы казахского эпоса вошли составной частью в сокровищницу мировой культуры.
Эпос – самый большой, монументальный жанр народного творчества. В Казахстане от народных сказителей записано свыше 100 сказаний, в каждом из которых тысячи строк. Эпические сказания - один из самых любимых жанров народного творчества. И взрослые, и дети могут часами, ночами напролёт слушать эпический рассказ о чудесном рождении эпических богатырей – Алпамыса и Кобланды, об их освободительных походах, о страданиях Кыз-Жибек и Баян-Сулу.
Эпос можно считать поэтической историей народа. В эпических сказаниях отражены реальные исторические события древних эпох. Но воспроизведены они в идеализированном, поэтическом изложении.
Эпос казахов, по единодушному мнению его исследователей, возник в эпоху разложения родового строя, истоки же формирования эпической традиции растворяются в глубине веков. Отдельные крупные героические сказания датируются VI-VIII веками нашей эры. XV-XVI века являются эпохой расцвета героического эпоса. По мнению П.П.Грязнова: «…если еще недавно считалось, что древность героического эпоса народов нашей страны (СССР) исчисляется лишь немногими веками, то за последние годы исследователи все чаще приходят к заключению о его более глубокой древности, о сложении его в период военно-демократического строя, что на наших территориях соответствует времени ранних кочевников, конкретнее - второй половине первого тысячелетия до нашей эры". Как бы там ни было, очевидно, что, во-первых, казахский эпос складывался задолго до образования казахской народности и, во-вторых, он является частью иерархической системы высшего порядка и генетически связан с каждым из ее уровней. В самом общем плане эта иерархия такова: эпос тюркоязычных народов, эпос народов Средней Азии и Казахстана, эпос и фольклор казахов, эпос и локальные традиции казахов, сказительские школы внутри каждой эпической традиции, индивидуальные черты стиля сказителей внутри одной школы и т.д.
2. Виды эпоса
Эпические сказания можно разделить на два вида: эпос героический (батырлар жыры) и эпос лирический, или социально-бытовой.
В центре первого – богатырские деяния героя, его борьба за освобождение родной земли (эпические сказания «Ер-Таргын», «Камбар», «Алпамыс», «Кобланды»).
Сказание о герое начинается с предистории, с рассказа о том, что бездетные старики, будущие родители героя ожидают чуда – рождения ребёнка. Наконец, рождается богатырь, который растёт не по дням, а по часам. Верной подругой, сподвижницей героя выступает его жена или невеста, которую он обретает с помощью героического сватовства и в результате победы в свадебных испытаниях. Основное содержание героического эпоса – защита родной земли от захватчиков, битвы и поединки батыра с врагами, нападающими на мирный народ. Эпические богатыри – люди необычайные. Батыр в эпосе уподобляется нару, льву, тигру. Он один может победить многочисленное войско. Противники богатыря – великаны, подобные горам. Кони батыров – их незаменимые помощники. Когда они скачут, «мнут камни, как глину».
Второй вид эпоса – эпос лирический или социально-бытовой – часто называется по имени героини «Кыз-Жибек», «Сулушаш», «Макпалкыз» или по именам влюблённых «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». В лирическом эпосе также присутствуют темы героической борьбы с завоевателями, но здесь они подчиняются главной теме – любви, семьи. В лироэпосе воспевается глубокая и верная любовь, во имя которой герои могут пожертвовать даже собственной жизнью. Преданность и чистота любви отличают Баян и Козы-Корпеш, Кыз-Жибек и Тулегена. Им свойственны лучшие человеческие качества.
3. Носители и исполнители
Сложилось мнение, что в казахской культуре существуют два вида исполнителей эпических произведений – «жырау» и «жырши». Опираясь на положения, выдвинутые фолькористами-филологами казахстанской науки можно констатировать, что жырау – это представитель древней народной устной поэзии, исполнитель легендарных сказаний, мыслитель, предсказатель. Жырау были известны в народе как общественные деятели, они поддерживали боевой дух сарбазов, были советниками при ханах, участвовали в военных дипломатических советах. Впервые поэзия жырау была зафиксирована на бумаге в ХI веке. Жырау оказали влияние на развитие устной народной поэзии, на народные традиции песен-жыров, искусство риторики, импровизации. Среди «жырау» ХV – XVIII вв., чьи имена запечатлелись в народной памяти развернутыми легендарными сказаниями, известны Казтуган, Шалкииз, Доспамбет, Жиембет, Умбетей, Бухар, Актамберды жырау и т.д. Произведения «жырау» того времени отличают дидактический характер повествования, масштабность, монолитность, глубокий философский подход к жизни. Не смотря на то, что это своего рода летопись жизни и культуры народа, эти памятники культуры нельзя назвать эпосом в том понимании, какой смысл мы закладываем в него в настоящее время. Это «терме», «толгау», «накыл соз», «осиет» – размышления о бренности и о ценностях жизни того времени. Со временем смысл слова «жырау» стал меняться до исполнителей эпических произведений.
Жырши – скорее, хранитель традиции народной устной поэзии, исполнитель, распространитель героического, любовно-романического эпоса. Различают два вида жырши. Первый – просто исполнитель готового текста, второй – импровизатор. Но, не смотря на это, любой исполнитель-жырши вносит свою лепту в исполнение, распространение и сохранение казахского эпического искусства. Жырши обладает уникальными способностями – ёмкой памятью, даром певца и рассказчика, актёра и музыканта, поэтическим талантом. Ведь для того, чтобы исполнить эпос целиком, недостаточно знать наизусть весь текст сказания. Профессиональный мастер – каждый раз творит текст сказания как бы заново. В зависимости от обстоятельств жырши может пространно изложить тот или иной эпизод, сократить его, или вводить новые фрагменты. Вдохновение жырши питается одобрением слушателей – без них исполнение эпоса невозможно. Жырши по ходу исполнения эпоса применяет обычно несколько напевов. Напоминая взволнованную, омелодизированную речь, они не похожи на песенные мелодии, музыка в них является канвой для поэтического текста, она чутко следует за ним.
Эпос также может исполняться акынами, иногда можно услышать эпические сказания, исполняемые обычным человеком, не профессионалом. Как правило, он исполняет весь текст без сопровождения, на известный в этой местности напев. У такого исполнителя есть свои слушатели. Но гораздо больше их у профессиональных сказителей. Знатоки эпоса пользуются большим уважением и любовью народа. Имена прославленных жырши, акынов живут в народе – Майкота на юге Казахстана, Джанака на Севере, Марабая в Западном Казахстане. Современные сказители и сейчас складывают новые сказания: о героях XIX-XX веков, о вожаках повстанцев («Али Батыр» Кенена Азербаева).
4. Музыкальное воплощение эпоса
Особенностью художественной специфики эпоса является его музыкальное воплощение. Оно своими корнями уходит в далёкое прошлое, сопутствуя всей истории развития музыкальной культуры от зарождения до наших дней.
Наиболее древний и распространённый вид исполнения эпоса, легенд имеет синкретический – нерасчленённый характер. В нём объединяются в разных сочетаниях дар рассказчика и элементы вокального, инструментального, театрального искусства. При этом главная, наиболее яркая, сторона такого вида исполнительства – искусство речи, а другие его элементы – пение, игра на инструменте, мимика и жестикуляция – не представляют самостоятельного художественного целого.
Мастерство многих профессиональных жыршы отмечается интонационной гибкостью речи, умением использовать мимику и выразительную жестикуляцию в отдельных драматических эпизодах, в жанровых и лирических сценках эпоса, передачей душевного состояния главных персонажей эпоса. Исполнение диалогов действующих лиц оттеняется разными интонациями: суровыми, мужественными – героя; нежными, лирическими – героини; надменными, злобными – отрицательного персонажа. Поэтому неудивительно, что выступление талантливого жыршы даже перед небольшим кругом слушателей, может продолжаться с вечера до утра, а то и несколько ночей кряду; очарованные и благодарные слушатели часами сидят в полной тишине, изредка прерываемой возгласами одобрения.
Такое синкретическое исполнение эпоса сохранилось в своих традиционных формах и до нашего времени.
По своим музыкально-выразительным средствам исполнение эпических сказаний и легенд распределяется на три основных вида: песенно-речитативный, музыкально-иллюстративный (фрагментарный), музыкально-завершённый (Классификация Б.Г.Ерзаковича).
Исполнение эпоса (жыра, дастана) предваряется несколькими короткими произведениями назидательного характера (терме, толгау. Казахский музыкальный эпос невозможно представить себе без инструментального сопровождения (двухструнная домбра, кобыз). Музыкальный инструмент поддерживает голос певца, сливается с ним, а иногда вступает с ним в диалог.
К песенно-речитативному относится исполнение эпоса в стихотворной форме, называемой жыр (силлабические по строю стихи, чаще всего имеющие 7-8 или 11 слогов в строке), на короткую, небольшую по диапазону, равномерную по ритму речитативную мелодию, предваряемую вступительным возгласом. Такую мелодию, весьма близкую по характеру к терме и желдирме (традиционные песенные речитации акынов, на которые они исполняют поэтические импровизации), жырау или жыршы по ходу изложения эпоса по тирадам поэтического текста расширяют или суживают вариантным или вариационным изложением. Своё исполнение эпоса они обычно аккомпанируют на домбре или кобызе, а в более близкие к нам времена (с конца XIX века) и на сырнае двухрядной гармони. Жыр – это размер, свойственный эпическим произведениям, а для героического эпоса он является стихотворной формой. В форме жыра созданы такие казахские героические эпосы как «Кобланды», «Алпамыс», «Камбар» и др.
Второй вид – музыкально-иллюстративный (фрагментарный) характерен тем, что основное содержание эпоса зачастую передаётся в речитации с кантиленными эпизодами. Но в процессе повествования некоторые из них приобретают явные признаки произведений фольклорного песенного жанра.
Блестящим образцом такого исполнения является «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», состоящий из 17 фрагментов, различных по своим средствам музыкальной выразительности.
Третьим видом воплощения казахского эпоса являются музыкально-завершённые по форме произведения, имеющие самостоятельное художественное значение. Перед игрой жыршы или кюйши (музыкант) в самом сжатом виде передаёт основное содержание эпоса и, заключая его словами: «А теперь послушаем, как расскажет об этом домбра (кобыз или сыбызгы)», - исполняет кюй, в котором музыкальными средствами воссоздаёт рассказанное.
Этим видом исполнения эпоса пользуются, главным образом, мастера инструментального искусства, талант которых сочетается с даром рассказчика. Обладая пылкой фантазией и чувством музыкальной формы, они в процессе подготовки к выступлению или во время исполнения оттачивают выразительность фрагментов разных частей эпоса, соединяют их логическими связками, творчески формируя тем самым произведения самостоятельного художественного значения, часто довольно сложной формы. Классическим образцом музыкально-завершённых произведений на темы эпоса является кюй «Камбар-батыр» для кобыза народного композитора Ыхласа Дукенова.
5. Исследователи казахского эпоса. Проблематика его изучения
Изучение казахского эпоса имеет свою историю и сложившиеся, прочные традиции. Пожалуй, ни один исследователь народного творчества казахского народа не обошел внимание этот выдающийся художественный феномен. Основательно изучен наиболее распространенный сюжетный состав сказаний, произведена исходная жанровая классификация эпических произведений, изучается его поэтика, язык, история формирования и основные этапы эволюции. Детальную разработку получили проблемы историзма казахского эпоса. Большинство исследователей народного казахского творчества являются порой не только знатоками, но и носителями эпической традиции отдельных регионов Казахстана, и это бесценно обогащает их труды. Подробно освещена роль эпоса в духовной культуре казахского народа. Корифеи казахской филологии М.Ауэзов, М.Габдуллин, К.Жумалиев, Е.Исмайлов, М.Каратаев, Н.Смирнова, Л.Соболев, Т.Сыдыков в своих трудах неоднократно обращались к проблемам генезиса казахского эпоса. Такие монументальные эпические сказания, как «Кобланды», «Алпамыс», «Кыз-Жибек» и другие, стали предметом тщательнейшего анализа с точки зрения сюжетного состава, особенностей архитектоники, драматургии. Исследованы в целом ряде работ вопросы поэтики казахского эпоса.