Модуль I. Казахстан в эпоху древности. Тюркская цивилизация и Великая Степь. Тема 1. Культура доисторического человека и зарождение цивилизации кочевников в эпоху древней металлургии.
План:
1. Периодизация исторического процесса и археологические памятники каменного века на территории Казахстана.
2. Генезис всаднической культуры. Памятники археологических культур эпохи раннего железа.
3. Начальные этапы становления государственности, урбанизации и взаимодействия кочевой и оседлой культурных зон на территории Великой степи (III век до н.э. – II век н.э.).
Для обозначения периода человеческой истории до возникновения письменности в 1851 г. Д.Уиолсоном был введен термин «доистория» или «праистория». Данный термин получил довольно широкое распространение. Можно сказать, что доистория – часть истории человечества, ее «анонимный» период.
Для обозначения периода человеческой истории до возникновения письменности в 1851 г. Д.Уиолсоном был введен термин «доистория» или «праистория». Данный термин получил довольно широкое распространение. Можно сказать, что доистория – часть истории человечества, ее «анонимный» период.
В 1870 г. американским этнологом Льюисом Морганом, в его труде «Древнее общество» впервые была предложена общая периодизация первобытной истории.
три ступени: низшую (начинается с появление человека и членораздельной речи); среднюю (с возникновения рыболовства и применения огня); высшую (с изобретения лука и стрел). Аналогично была представлена эпоха варварства. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением гончарного ремесла, к средней – освоением земледелия и скотоводства, высшей – освоением железа. С изобретением буквенного письма, алфавита начинается эпоха цивилизации.
Ф.Энгельс, обобщив периодизацию Моргана, определил эпоху дикости, как время присваивающего, а эпоху варварства - как время производящего хозяйства.
Ф.Энгельс, обобщив периодизацию Моргана, определил эпоху дикости, как время присваивающего, а эпоху варварства - как время производящего хозяйства.
Из специальных периодизаций первобытной истории наиболее важной является археологическая. Историю человеческого общества археологи делят на эпохи, условно называемые веками: каменный (орудия труда изготовлялись в основном из камня (галька, кремень); бронзовый (использовали сплав олова и меди, а также и другие полиметаллы), железный (использовали железо).
Три линии: антропогенез – процесс возникновения и развития человека как общественного существа; техногенез – процесс развития техники обработки и применения орудий труда, что в свою очередь вело к прогрессу материальной культуры;
социогенез - процесс развития человеческого общества от простейших форм к сложному общинному коллективу. Эти линии взаимосвязаны и в совокупности формируют четвертую – развитие духовной культуры человека.