Использование метода «шести шляп мышления» эдуарда де боно на дополнительных занятиях по литературе в старших классах



Pdf көрінісі
Дата27.01.2017
өлшемі189,11 Kb.
#2851

Социальные науки 

Social sciences 

 

УДК 37:80 (Образование. Воспитание. Обучение. Филология. Языкознание) 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ШЕСТИ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» ЭДУАРДА ДЕ БОНО  

НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ  

(НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Э.-Э.ШМИТТА «ДЕТИ НОЯ»)… 

 

© 2016 Т.А.Самсонова 



Самсонова Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры русской, зарубежной 

литературы и методики преподавания литературы. E-mail: samsonovvv1@yandex.ru  

 

Самарский государственный социально-педагогический университет. Россия 



 

Статья поступила в редакцию 21.06.2016 

 

Методический  прием  «шесть  шляп»  –  эффективное  средство  формирования  ключевых  компетенций: 

1) учебно-познавательных: направленных на готовность к разрешению проблемы, когда ребенок анали-

зирует поставленную перед ним задачу (на нее указывает цвет шляпы) и разрабатывает алгоритм ее ре-

шения; 2) технологических: когда успех школьника во многом зависит от четкого  соблюдения инструк-

ции (например, в «черной» шляпе акцентируем внимание только на минусах, никаких плюсов; в «белой» 

шляпе мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок и т.п.); 3) ценностно-смысловых: 

направленных на готовность к самообразованию, когда ученик сам осуществляет информационный по-

иск нужного материала (предварительное домашнее задание по самостоятельному ознакомлению с ме-

тодикой «шести шляп»); 4) информационных: направленных на формирование и развитие способов рабо-

ты с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стра-

тегии  поиска  информации,  способность  систематизировать,  обрабатывать  и  воспроизводить  информа-

цию,  способность  синтезировать  существующую  информацию,  создавая  на  ее  основе  новое  знание; 

5) коммуникативных:  направленных  на  готовность  к  социальному  взаимодействию,  когда  школьники 

взаимодействуют друг с другом в группе и цивилизованно отстаивают свою точку зрения. 



Ключевые слова: теория и методика преподавания литературы; методический прием «шесть шляп»; фор-

мирование ключевых компетенций. 

 

Современные  исследователи  установили,  что 



наличие своих и чужих описаний событий, логи-

ки  возникновения  и  развития  вопроса  или  про-

блемы,  наличие  базовых  убеждений  и  культур-

ных  предписаний  часто  не  дает  возможности 

понимания  той  информации,  которую  человек 

получает как от других людей, так и из книг или 

из  средств  массовой  информации.  Как  правило, 

считают  они,  «выявляется  наличие  определен-

ных  стереотипов,  конструктов,  которые  не  по-

зволяют  увидеть  событие  или  осмыслить  вос-

принимаемую информацию, текст объективно, в 

“чистом  виде”,  а  приводят  к  созданию  опреде-

ленных,  разной  степени  достоверности  интер-

претаций» [1]. 

Метод Эдварда де Боно «шесть шляп мышле-

ния»  –  простой  и  практичный  способ  получить 

навыки практического мышления для более объ-

ективного  восприятия  информации,  какой  бы 

сферы  это  не  касалось  (научное  познание,  обу-

чение, межличностное взаимодействие). 

Н.Ременцова считает, что «еще одна проблема 

мышления  человека  заключается  в  одновремен-

ности  протекания  мыслительных  процессов  и 

эмоциональных состояний: мы пытаемся сделать 

слишком  многое  сразу.  Эмоции,  информация, 

логика,  воображение,  интуиция  и  творчество  – 

все это говорит в нас одновременно. Метод рабо-

ты по развитию мышления “шесть шляп” Эдварда 

де  Боно  позволяет  мыслящему  человеку  концен-

трироваться на одном деле в определенное время. 

Он позволяет отделить эмоции от логики, творче-

ство  от  информации  и  т.д.  Каждая  шляпа  задает 

определенный образ мышления» [1]. 

Методический прием «шесть шляп» – эффек-

тивное  средство  формирования  ключевых  ком-

петенций:  1)  учебно-познавательных:  направ-

ленных  на  готовность  к  разрешению  проблемы, 

когда  ребенок  анализирует  поставленную  перед 

ним задачу (на нее указывает цвет шляпы) и раз-

рабатывает  алгоритм  ее  решения;  2)  технологи-

ческих: когда успех школьника во многом зави-

сит  от  четкого  соблюдения  инструкции  (напри-

мер,  в  «черной»  шляпе  акцентируем  внимание 

только  на  минусах,  никаких  плюсов;  в  «белой» 

шляпе мыслим фактами, цифрами, без эмоций и 

субъективных  оценок  и  т.п.);  3)  ценностно-

смысловых: направленных на готовность к само-

образованию,  когда  ученик  сам  осуществляет 

информационный  поиск  нужного  материала 

35 


Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 

Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2, 2016 

Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. 

Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2, 2016 

 

(предварительное  домашнее  задание  по  само-



стоятельному  ознакомлению  с  методикой  «шес-

ти  шляп»);  4)  информационных:  направленных 

на формирование и развитие способов работы с 

информацией:  способность  осознавать  потреб-

ность в информации, способность разрабатывать 

стратегии поиска информации, способность сис-

тематизировать, обрабатывать и воспроизводить 

информацию,  способность  синтезировать  суще-

ствующую  информацию,  создавая  на  ее  основе 

новое  знание;  5)  коммуникативных:  направлен-

ных  на  готовность  к  социальному  взаимодейст-

вию,  когда  школьники  взаимодействуют  друг  с 

другом  в  группе  и  цивилизованно  отстаивают 

свою точку зрения [2]. 

Помимо  формирования  основных  компетен-

ций, использование данного метода способству-

ет  формированию  позитивной  внутренней  мо-

тивации,  заинтересованности  в  решении  «про-

блемной  задачи»,  развитию  навыков  упорядо-

ченного, структурированного мышления, воспи-

танию культуры обмена мнениями. 

Метод  «шесть  шляп  мышления»  –  это  мето-

дика  ролевой  игры.  Надевая  шляпу  определен-

ного  цвета  (буквально  или  мысленно),  ученик 

играет  определенную  роль,  которая  ей  соответ-

ствует,  смотрит  на  себя  со  стороны,  смотрит  на 

проблему  с  определенной  точки  зрения.  Меняя 

шляпы,  меняет  роли,  ракурс  рассмотрения  во-

проса. А еще этот метод – своеобразная техника 

«мозгового штурма», с помощью которой можно 

рассматривать  вопрос  с  разных  точек  зрения. 

Когда  ученик  или  группа  «примеряют»  шляпу, 

они  начинают  мыслить  в  определенном  русле, 

как бы говорить от лица шляпы. Н. Ратке счита-

ет,  что  «это  снимает  напряжение,  раскрепощает 

учащихся, дает им некую свободу. Идеально, ко-

гда ученики знают суть вопроса, отлично владе-

ют текстом, тогда работа идет очень качественно 

и интересно» [3]. 

Поскольку  работа  с  художественным  произ-

ведением  предполагает  различные  операции 

(интеллектуальные,  творческие,  логические)  с 

большим  объемом  информации,  то  использова-

ние метода «шести шляп» подходит для форми-

рования  критического  мышления  учащихся  в 

рамках дополнительных занятий по литературе. 

Метод «шести шляп» предполагает шесть раз-

ных  видов  мышления.  Каждой  из  шести  шляп 

соответствует  свой  собственный,  индивидуаль-

ный цвет, делающий ее легко различимой среди 

всех остальных и наделяющий ее характерными, 

присущими только ей одной чертами и качества-

ми  –  цветовое  различие  делает  каждую  шляпу 

особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа 

указывает на роль, на определенный тип мышле-

ния и деятельности. Итак, «шесть шляп» это: 



Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объ-

ективен, как чистый лист бумаги: мыслим фак-

тами,  цифрами,  без  эмоций  и  субъективных 

оценок. 


Желтая  шляпа.  Желтый  цвет  солнечный,  жиз-

неутверждающий. Человек в желтой шляпе по-

лон  оптимизма,  он  ищет  преимущества:  поло-

жительное,  позитивное  мышление,  выделение 

позитивных сторон и аргументирование. 

Черная шляпа. Черный цвет мрачный, словом, – 

недобрый.  В  черной  шляпе  человек  проявляет 

осторожность:  выявление  противоречий,  не-

достатков, их причин. 



Красная  шляпа.  Красный  цвет  символизирует 

эмоции,  внутреннее  напряжение.  В  красной 

шляпе человек отдает себя во власть интуиции, 

чувств:  разнообразные  эмоции,  с  чем  они  свя-

заны,  изменение  эмоций,  связь  изменения 

эмоционального  состояния  с  рассматриваемы-

ми явлениями. 

Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей 

листвы,  изобилия,  плодородия.  Зеленая  шляпа 

символизирует  творческое  начало  и  расцвет 

новых  идей:  поиск  новых  граней  в  изучаемом 

материале, что можно усовершенствовать. 

Синяя шляпа. Синий цвет – это цвет неба. Синяя 

шляпа  связана  с  организацией  и  управлением: 

осмысление,  поиск  обобщающих  параллелей, 

общие выводы [4]. 

 

Особое  внимание  следует  уделить  Синей 



шляпе,  т.к.  эта  шляпа  –  особенная.  Ее  задача  – 

выстраивать  логику  деятельности,  руководить 

процессом,  суммировать  полученные  данные, 

анализировать их, подводить итоги. 

При  коллективном  участии  метод  Э.  де  Боно 

подразумевает  обязательное  наличие  модерато-

ра,  который  руководит  процессом  познания  и 

следит  за  тем,  чтобы  он  не  превратился  в  бала-

ган. Все время, находясь под синей шляпой, мо-

дератор  (в  нашем  случае  –  учитель)  записывает 

сказанное на бумагу и в  конце урока суммирует 

полученные результаты. 

Вначале учитель вкратце знакомит коллектив с 

общей  концепцией  метода  «шесть  шляп  мышле-

ния», далее обозначает проблему или задачу. Ра-

бота  начинается  с  того,  что  принимающие  в  ней 

участие «надевают шляпу» одного и того же цвета 

и  смотрят  оценивающим  взглядом  на  ситуацию 

по  очереди,  в  соответствующем  этой  шляпе  ра-

курсе. Порядок примерки шляп определяется мо-

дератором.  Так  как  универсальной  последова-

36 


Социальные науки 

Social sciences 

 

тельности на все случаи жизни не существует, его 



задача  –  научить  создавать  последовательности 

из шляп так, чтобы укрепить интерес учащихся в 

работе  над  текстом,  выстроить  логическую  цепь 

анализа  текста,  создать  ситуацию  творческой 

сплоченности в детском коллективе. 

Приведем  пример  использования  метода 

«шести шляп» на дополнительных занятиях по 

литературе  –  при  изучении  повести  совре-

менного французского прозаика и драматурга  

Э.-Э.Шмитта «Дети Ноя».  

В  самом  начале  работы  модератор  должен 

решить, каким образом будет построен в «шести 

шляпах»  анализ  данного  текста.  Можно  пойти 

классическим путем, анализируя «вслед за авто-

ром»; можно рассмотреть каждого героя в «шес-

ти шляпах»; можно остановиться на анализе от-

дельного  эпизода  произведения  или,  как  будет 

показано  ниже,  проанализировать  несколько 

ключевых эпизодов. 

Итак,  модератор-учитель  в  Синей  шляпе  на-

поминает  учащимся  правила  работы  с  методом 

«шести  шляп»  и  записывает  на  доске  памятку-

подсказку  с  кратким  описанием  особенностей 

каждой шляпы: 

«Белая шляпа» – факты, информация. 

«Желтая шляпа» – плюсы, преимущества, толь-

ко положительные стороны. 

«Чёрная  шляпа»  –  минусы,  только  отрицатель-

ные стороны. 

«Красная шляпа» – чувства, эмоции. 

«Зеленая шляпа» – новые идеи. 

«Синяя шляпа» – выводы, оценки. 

 

Учащиеся надевают Белую шляпу и сообщают 



все факты, которые известны им о том времени, 

когда разворачивается действие повести – исто-

рии  мальчика  Жозефа,  т.е.  об  оккупации  фаши-

стской Германией Бельгии во время Второй ми-

ровой  войны.  Учитель  может  уточнить,  какие 

факты были известны учащимся до знакомства с 

произведением, о чем они узнали, прочитав по-

весть, о чем узнали из других источников (каких 

именно:  учебников  истории,  из  сети  интернет, 

из  документальных  фильмов,  художественных 

произведений и т.д.). Такая работа позволяет не 

только  вспомнить  все  известные  детям  факты, 

но  и  выстроить  структуру  межпредметных  свя-

зей, указать учащимся пути поиска и структури-

рования  информации,  научить  их  выделять  и 

систематизировать главное. 

Далее учитель-модератор просит учащихся из 

всей  совокупности  фактов  выбрать  только  те, 

которые  имеют  отношение  к  героям  повести 

«Дети  Ноя».  Эту  работу  можно  выполнить  всем 

коллективом, а можно – разделив класс на груп-

пы.  Второй  вариант  предпочтителен,  т.к.  он 

предполагает  большую  самостоятельность  уча-

щихся,  развивает  навыки  групповой  работы  и 

представления  итогов  группового  обсуждения 

перед всем классом. 

Метод  «шести  шляп»  обогащает  мышление 

учащихся и делает его более всесторонним. Ес-

ли  мы  просим  детей  о  чем-то  подумать,  часто 

они приходят в растерянность. Однако, если их 

приглашают  исследовать  предмет,  используя 

схему  «шести  шляп»,  широта  восприятия  быст-

ро возрастает.  

Далее при анализе произведения можно обра-

тить внимание класса на главного героя повести – 

10-летнего  мальчика  Жозефа.  Мы  знакомимся  с 

ним в самом конце весны 1945 года. Вместе с дру-

гими  обитателями  Желтой  Виллы  Жозеф  нахо-

дится  в  ожидании,  что  родители  вернутся,  забе-

рут  его  домой  и  начнется  счастливая  жизнь.  Ко-

нец  ужасной  войны,  конец  тревогам  за  жизнь  и 

свободу  близких  дарит  надежду  на  счастливый 

исход. И хоть живется мальчишкам в приходском 

приюте бедно и голодно, они надеются, что жизнь 

их в скором времени изменится. 

Жозеф рассказывает  то, что произошло с ним 

и его товарищами за три последних военных го-

да. До 1942 года жизнь еврейской семьи в окку-

пированной нацистской Германией Бельгии, хо-

тя и была наполнена тревогами, все-таки проте-

кала  достаточно  спокойно.  Однажды  в  трамвае 

мама Жозефа услышала разговор немецких сол-

дат о том, что скоро начнутся облавы, и поняла, 

что нужно спасать жизни своих близких. С этого 

момента жизнь главного героя меняется. Яркие, 

но  отрывочные  картинки  воспоминаний  маль-

чика о счастливом беззаботном детстве, о любя-

щей  семье,  словно  разрозненные  карточки  паз-

лов, вплетаются в повествование. Герою кажется, 

что  тогда,  до  его  вынужденного  пребывания  на 

Желтой  Вилле,  все  в  жизни  было  прекрасно.  Но 

детские  воспоминания  обманчивы,  маленькие 

дети не запоминают тревожные моменты и фак-

ты  или  не  придают  им  значения.  Учитель-

модератор  предлагает  детям,  надев  Черную 

шляпу, подумать над тем, какие опасности под-

стерегали главного героя повести до того, как он 

поселился в приюте. Работу можно организовать 

по принципу «мозгового штурма»: учащиеся вы-

сказывают  свои  мысли,  учитель-модератор  все 

записывает,  а  затем  они  совместно  обобщают 

мысли,  подводят  итог.  Можно  предложить  уча-

щимся  подумать  и  ответить  на  следующие  во-

просы: 1) Понимал ли Жозеф всю тяжесть своего 

положения? 2) Осознавал ли он, какая опасность 

37 


Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 

Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2, 2016 

Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. 

Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2, 2016 

 

угрожала его близким? 3) Понимали ли взрослые, 



которые  помогали  семье  Жозефа,  к  каким  по-

следствиям могли привести их действия? 4) По-

чему графиня де Сюлли, отец Понс, мадемуазель 

Марсель продолжали помогать евреям? 

Ответы  на  эти  вопросы  помогут  учащимся 

глубже  понять  ситуацию,  в  которой  оказались 

герои  произведения,  порассуждать  об  их  харак-

терах, поступках, об их убеждениях. 

Особого  внимания  заслуживает  сцена  пребы-

вания  маленького  Жозефа  у  мадемуазель  Мар-

сель. Точнее понять состояние героя, его настрое-

ние  и  поступки  поможет  Красная  шляпа.  Итак, 

учитель-модератор  предлагает  учащимся  надеть 

Красную шляпу и проанализировать все события, 

которые произошли с мальчиком с того момента, 

как он покинул гостеприимный дом де Сюлли до 

момента его появления на Желтой Вилле (трудная 

дорога,  пребывание  у  мадемуазель  Марсель,  на-

чало приютской жизни),  с точки зрения его эмо-

ционального  состояния.  Можно  предложить  уча-

щимся  составить  эмоциональную  карту  состоя-

ния Жозефа.  Можно провести групповую  работу: 

разделить класс на произвольные группы и пред-

ложить обсудить каждой группе один из эпизодов 

произведения.  В  качестве  рефлексии  –  подумать 

над следующими вопросами: 1) Как эмоциональ-

ное  состояние  мальчика  отразилось  на  его  по-

ступках?  2)  Как  вы  думаете,  понимали  ли  окру-

жающие, что испытывал  Жозеф?  3) А какие эмо-

ции,  на  ваш  взгляд,  испытывали  отец  Понс,  ма-

демуазель  Марсель?  Можете  ли  Вы  подтвердить 

свое мнение текстом? 

Еще  раз  примерить  Красную  шляпу  можно 

при  анализе  тех  эпизодов,  в  которых  герои  – 

воспитанники  приюта  –  узнают  о  судьбе  своих 

родных  после  снятия  оккупации  Бельгии  в  сен-

тябре  1944  года.  1)  Как  реагируют  мальчики  на 

новости, поступающие в приют? 2) Что пугает их 

больше  всего?  3)  В  каком  эмоциональном  со-

стоянии они находятся?  4) Что переживают Жо-

зеф  и  Руди?  5)  Как  они  пытаются  справиться  с 

тем,  что  обрушилось  на  них?  6)  Какие  эмоции 

переполняют  взрослых  (крестьян,  отца  Понса, 

выживших и вернувшихся из лагерей евреев)? 

Особенно трогателен в эмоциональном плане 

эпизод  встречи  Руди  с  матерью.  Восторг  и  гор-

дость,  переполнявшие  молодого  человека,  от-

правившегося встречать мать, известную пиани-

стку, сменяются ужасом и отчаянием. Ведь Руди 

не  может  узнать  в  безликом  существе,  которое 

более  всего  интересовала  еда,  ту  величествен-

ную,  гордую,  талантливую  артистку,  которой 

была его мать. И лишь, когда молодому человеку 

удалось  уговорить  ее  снова  сесть  за  рояль,  она 

обрела прежние черты, стала самой собой. Мать 

Руди  неспроста  выбрала  для  исполнения  мело-

дию Шопена – прекрасной игрой ей удалось вы-

разить  все,  что  сидевшие  в  зале  люди  не  могли 

высказать  друг  другу  словами.  Боль,  страх,  от-

чаяние – все то, что было пережито в концлаге-

рях;  надежда,  вера  в  счастливый  исход,  радость 

встреч с родными и друзьями – все было в этой 

музыке,  написанной  великим  композитором  и 

исполненной выдающейся пианисткой. 

Надевая Зеленую шляпу – шляпу творческую, 

генерирующую  новые  идеи,  –  учащиеся  стано-

вятся  исследователями.  Для  работы  как  нельзя 

лучше  подойдет  эпизод  с  почти  детективным 

содержанием, когда мальчики – Жозеф и Руди – 

стараются  раскрыть  тайну  отлучек  отца  Понса. 

Сколько предположений рождается в юных умах 

героев!  Отец  Понс  сначала  представляется  им 

страшным  злодеем,  совершающим  ужасные  по-

ступки.  Но  через  некоторое  время  они  готовы 

признать в нем героя, помогающего партизанам 

и  войскам  Сопротивления.  Мальчишеская 

страсть к приключениям, желание докопаться до 

истины и разобраться во всем побуждает наших 

героев начать тайное расследование. И даже яв-

ная  опасность  не  останавливает  их.  Учитель-

модератор  может  предложить  детям  написать 

мини-детектив  по  мотивам  данного  эпизода, 

продумать  диалоги  героев,  сюжетную  линию, 

последовательность отбора сцен, выразительные 

средства  для  характеристики  персонажей.  Мож-

но предложить учащимся попробовать оформить 

этот мини-детектив в виде комиксов – картинок 

с краткими подписями и диалогами героев. 

Еще один эпизод, с которым можно работать 

в  Зеленой  шляпе,  –  это  создание  отцом  Понсом 

«музея  иудаизма»  –  музея  еврейской  религии  и 

знакомство  с  ним  Жозефа.  Для  начала  необхо-

димо обсудить в классе мотивы данного поступ-

ка  отца  Понса,  понять,  почему  католический 

священник  принялся  изучать  иудаизм.  Что  под-

вигло  его  заняться  сохранением  так  тщательно 

уничтожаемой культуры? Почему это стало важ-

но лично для него? А затем с помощью Зеленой 

шляпы  под  руководством  учителя-модератора 

можно  попытаться  воссоздать  этот  «музей», 

тщательно  скрываемый  в  заброшенном  крипте. 

В ходе выполнения творческого задания учащие-

ся могут сделать описание зала крипта, где была 

осуществлена  попытка  создания  подпольной 

синагоги,  составить  рассказ  об  основных  экспо-

38 


Социальные науки 

Social sciences 

 

натах,  разработать  экскурсионный  маршрут  по 



«музею» отца Понса. Такое задание потребует от 

учащихся  достаточно  серьезного  погружения  в 

тему:  им  придется  найти  описание  убранства 

синагоги, узнать названия и назначения предме-

тов  культа,  выяснить  порядок  и  структуру  орга-

низации  и  проведения  религиозных  мероприя-

тий.  Учащимся  придется  обращаться  к  разным 

источникам  информации:  что-то  они  узнают 

непосредственно  из  произведения  Э.-Э.Шмитта, 

о  чем-то  найдут  информацию  в  справочных  из-

даниях,  специальной  литературе,  в  сети  Интер-

нет. Задача модератора-учителя в данном случае 

–  вести  подробный  учет  всех  источников  ин-

формации, анализировать их вместе с учащими-

ся, а при необходимости указать пути и последо-

вательность  поиска  необходимых  данных  с  по-

мощью разных информационных источников. 

Надев последнюю – Желтую шляпу,  учащиеся 

должны  определить  только  положительные  мо-

менты в выбранных эпизодах. Для работы в Жел-

той  шляпе  можно  предложить  самые  напряжен-

ные  моменты  в  повести:  сцену  с  немецким  офи-

цером,  который  увидел  еврейских  детей  в  при-

юте; момент разоблачения и неожиданное спасе-

ние; вынужденное пребывание беглецов в крипте. 

Каждый из этих эпизодов имеет  трагическую  за-

вязку,  исполнен  страстей  и  переживаний  героев. 

Автор,  умело  используя  образные  средства,  на-

гнетает  обстановку  так,  что  читателю  кажется, 

будто положение героев безвыходное и все долж-

но  закончиться  трагически.  Но  задача  учащихся 

при  работе  в  Желтой  шляпе  –  увидеть  даже  в 

этих моментах положительные стороны, а затем 

найти возможность использования их таким об-

разом,  чтобы  исправить  ситуацию.  Ведь  даже 

опасность  разоблачения,  когда  немецкий  офи-

цер  понял,  что  перед  ним  еврейские  дети,  не 

сломила  духа  отца  Понса.  Его  горячая  вера  в 

добро и справедливость пробудила человеческие 

чувства  даже  в  офицере  гестапо.  Его  находчи-

вость  помогла  юным  мальчикам-евреям  избе-

жать немедленной отправки в концлагерь, а по-

следующий  остроумный  план,  блестяще  разра-

ботанный  и  воплощенный,  спас  детей  от  неми-

нуемой гибели в фашистских застенках. 

В  заключение  занятия  учитель-модератор 

предлагает  всем  учащимся  примерить  Синюю 

шляпу  для  того,  чтобы  подвести  итоги  урока, 

проанализировать  результаты  деятельности. 

Иногда  эту  работу  целесообразно  представить  в 

качестве  индивидуального  задания:  например, 

попросить  учащихся  написать  эссе.  Часто  быва-

ет,  что  в  силу  возрастных  психологических  осо-

бенностей  более  подготовленные  дети  на  уроке 

высказывают свои мысли, идеи, предположения, 

не  давая  остальным  времени  сосредоточиться. 

Тогда  и  незаменим  прием  эссе:  каждый  может 

проанализировать  обсуждаемый  вопрос,  поду-

мать,  сделать  самостоятельный  выбор.  Главное 

правило свободного письма – не останавливать-

ся,  не  перечитывать,  не  исправлять.  Написание 

эссе – это рефлексивная деятельность учащихся. 

Для  учителя-модератора  –  это  возможность  ус-

тановить обратную связь. 

Итак,  к  достоинствам  метода  «шести  шляп», 

по мнению Н.Ратке, можно отнести наглядность, 

простоту освоения и применения; умение видеть 

ситуацию  и  рассмотреть  ее  с  нескольких  точек 

зрения;  кроме  того,  данный  метод  позволяет 

«устранить» свое эго от мышления [3]. 

Недостатки  метода  «шесть  шляп  мышления» 

заключаются  в  том,  что  для  эффективного  при-

менения требуется развитое воображение и тща-

тельная тренировка. К сожалению, современные 

учащиеся  в  большинстве  случаев  оказываются 

недостаточно  подготовленными  к  подобной 

мыслительной  работе,  поэтому  применение  ме-

тода  на  уроках  литературы,  особенно  в  первое 

время, может вызвать у учащихся некоторые за-

труднения  и,  соответственно,  негативную  реак-

цию. Кроме того, использование метода в педа-

гогической  практике  предполагает  и  усиленную 

психологическую  нагрузку  учащихся,  что  также 

может  сказаться  на  его  эффективности  и  попу-

лярности.  Однако,  тренируя  мышление  учащих-

ся при помощи данного метода, постепенно уве-

личивая  долю  самостоятельной  деятельности 

учащихся, в рамках метода можно достичь высо-

ких  результатов  в  мотивации  и  познавательной 

активности учащихся старших классов. 

 

1.

 



Ременцова, Н. Метод «шесть шляп мышления» Эдварда де Боно для развития навыков работы с информа-

цией. http:// www.trizway.com/art/form/348.html  

2.

 

Зрелова,  Е.М.  Методический  прием  «шесть  шляп»  как  эффективное  средство  формирования  ключевых 



компетентностей. 

http://www.testsoch.com/metodicheskij-priyom-shest-shlyap-kak-effektivnoe-sredstvo-

formirovaniya-klyuchevyx-kompetentnostej/2  

3.

 



Ратке,  Н.А.  Метод  «шесть  шляп  мышления»  как  средство  активизации  познавательной  активности  обу-

чающихся на уроках литературы. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/11/05/metodicheskiy-priem-

shest-shlyap-myshleniya  

39 


Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 

Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2, 2016 

Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. 

Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2, 2016 

 

4.



 

Метод  шести  шляп  мышления  Эдварда  де  Боно.  http://  constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlyap-

myshleniya-edvarda-de-bono.html 

 

USE OF THE METHOD OF EDUARD DE BONO'S "SIX HATS OF THINKING" ON  

ADDITIONAL CLASSES OF LITERATURE IN HIGH SCHOOL (ON THE EXAMPLE OF WORK  

WITH E.-E.SCHMITT'S "NOAH'S CHILDREN") … 

 

© 2016 T.A.Samsonova 



Tatyana Aleksandrovna Samsonova, Candidate of philology, Lecturer of Department of Russian and foreign literature and 

methods of teaching literature. E-mail: samsonovvv1@yandex.ru  

 

Samara State University of Social Sciences and Education. Russia 



 

Methodical technique of "six hats" is an effective means of formation of key competences: 1) educational and in-

formative: directed at readiness for solution of the problem, when the child analyzes the given task (the color of 

the hat points to it) and develops an algorithm for its solution; 2) technological: when the success of the school 

student in many respects depends on accurate observance of the instruction (for example, in the "black" hat we 

only focus attention on minuses, ignoring any pluses; in the "white" hat we consider the facts, figures, without 

emotions and value judgment, etc.); 3) axiological and semantic: directed at readiness for self-education, when 

the pupil himself carries out information search of the necessary material (preliminary homework for independ-

ent acquaintance with the technique of "six hats"); 4) informational: directed at formation and development of 

approaches  to  work  with  information:  ability  to  realize  need  for  information,  ability  to  develop  information 

search strategies, ability to systematize, process and reproduce information, ability to synthesize the existing in-

formation, creating new knowledge on its basis; 5) communicative: directed at readiness for social interaction, 

when school students interact with each other in a group and in a civilized way argue their point of view. 



Keywords: theory and methods of teaching literature; methodical technique of "six hats"; formation of key com-

petences. 

 

1.

 



Rementsova, N. Metod «shest' shliap myshleniia» Edvarda de Bono dlia razvitiia navykov raboty s informatsiei (The 

"six  hats  of  thinking"  method  of  Edward  de  Bono  for  development  of  skills  of  work  with  information).  http:// 

www.trizway.com/art/form/348.html  

2.

 



Zrelova,  E.M.  Metodicheskii  priem  «shest'  shliap»  kak  effektivnoe  sredstvo  formirovaniia kliuchevykh 

kompetentnostei  (Methodical  technique  "six  hats"  as  an  effective  means  of  formation  of  key  competences). 

http://www.testsoch.com/metodicheskij-priyom-shest-shlyap-kak-effektivnoe-sredstvo-formirovaniya-klyuchevyx-

kompetentnostej/2  

3.

 

Ratke, N.A. Metod «shest' shliap myshleniia» kak sredstvo aktivizatsii poznavatel'noi aktivnosti obuchaiushchikhsia 



na urokakh literatury (The "six hats of thinking" method as a means of activization of informative activity of stu-

dents  at  literature  lessons).  http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/11/05/metodicheskiy-priem-shest-

shlyap-myshleniya  

4.

 



Metod  shesti  shliap  myshleniia  Edvarda  de  Bono  (Method  of  six  hats  of  thinking  by  Edward  de  Bono). 

http://constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono.html 



 

40 


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет