История политической мысли в Древнем Востоке и Античности. План



бет1/2
Дата14.02.2023
өлшемі18,87 Kb.
#67664
  1   2
Байланысты:
2. Политич. мысль Др.Востока и Античности


Тема. История политической мысли в Древнем Востоке и Античности.
План:
1. Религиозно-мифологическая трактовка политики в Древнем Иране и Древней Индии.
2.Политические идеи Древнего Китая.
3.Теории и концепции правления и власти в Древней Греции и Древнем Риме.


1. В основе древневосточной политической мысли была идея Божественного происхождения политических порядков.
Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги при любых обстоятельствах сами оставались вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями.
В VIII в. до н.э. в Древнем Иране зародилась религиозная доктрина зороастризма (Зороастр, Заратустра). Государство согласно Заратустра, должно быть земным воплощением светлого бога Омузда, олицетворяющего добро. Монарх выступает как его служитель и должен бороться против зла в государстве, насаждая добро.
В Древней Индии идеология брахманизма, изложенная в Ведах (II тыс. до н.э.), обосновывает деление общества на 4 Варны: брахманы, кшатрии, шудра и вайшьи. Различное положение сословий предопределены дхармой, т.е. мировым законом и долгом. Законы Ману (II тыс. до н.э.) обосновывали руководящую роль брахманов и их исключительное право толковать дхарму.
Против брахманистской идеологии и системы варн было направлено учение буддизма (VI в. до н.э.) Дхарма у буддистов выступает как управляющая миром закономерность, естественный закон. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона.


2. Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (VI-V до н.э.) признавал божественное происхождение императора, но отказался от божественного происхождения государства. Согласно его учению, государство – это большая патриархальная семья, где император строгий, но справедливый отец, а народ его послушные дети. Отношения в государстве, прежде всего, должны регулироваться моралью. Благо народа – один из центральных пунктов политической части его доктрины.
В рамках даосизма, основателем которого считается Лао-цзы (VI в. до н.э.) правильный путь (дао) рассматривался не как путь в соответствии с требованиями богов, а как естественная природная необходимость. То есть законы природы выше законов богов и несут в себе высшую добродетель и естественную справедливость. Тем самым Лао-цзы один из первых подверг критике общественно-политическое устройство Китая. Однако его призывы к возврату к общественной жизни в ее патриархальности не получили широкой общественной поддержки.
Основатель моизма Мо-цзы (V в. до н.э.) обосновал идею естественного равенства людей. Он одним из первых обосновал договорную концепцию происхождения государства: для устранения вражды и хаоса в обществе люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека и назвали его сыном неба.
Легисты Древнего Китая (Шан Ян IV до н.э.) считали, что управлять нужно не с помощью добродетелей, а с помощью жестких законов, которым люди должны подчиняться под страхом наказания и насилия. Для этого легисты обосновали принцип коллективной ответственности на основе круговой поруки и внедряли идеи тотального доносительства.
Таким образом, первые попытки осмысления общественно-политического устройства в рамках религиозно-мифологического мировоззрения заключались в рассмотрении земных порядков как неразрывной части космических порядков, имевших Божественное происхождение. Тем самым утверждалось превосходство порядка над хаосом.
3. В Древней Греции одной из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека и общества как части естественного природного процесса, как результата приспособления и подражания стали идеи Демокрита (460-370 гг. до н.э.) – полис и законы – это искусственные образования, но созданные в ходе естественной эволюции человека и общества как части природы. Отсюда вытекает и критерий справедливости для общества: справедливо все, что соответствует природе. Демокрит одним из первых обосновал идею демократического общественного устройства, построенного на принципах равенства и справедливости; управлять государством должны лучшие люди, наибольше способны к управлению.
Сократ (470-399 гг. до н.э.) считал, что власть в государстве должна принадлежать знающим, «лучшим», т.е. нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления гражданам. Власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, он называл царством, а власть против воли народа и основывающуюся не на законах, а на произволе правителя, называл тиранией. Если правление исходит от таких лиц, которые исполняют законы, то такое устройство он называл аристократией; если оно исходит от богатства - плутократией, а если от воли всех - демократией. Главный недостаток демократии видел в некомпетентности ее должностных лиц, избранных путем жребия, т.е. случайным образом. Низко ставил политическую мудрость народного собрания. Сократ первым в истории европейской политической мысли сформулировал концепцию договорных отношений между государством и его гражданами: принятие гражданства должно носить добровольный характер.
Платон (497-347 гг. до н.э.) объясняет образование государства тем, что большинство людей одними общими усилиями не могут приблизиться к совершенству. Отсюда возникает необходимость в государстве и законах. В работе «Государство» он пишет о 5 видах государственного устройства: аристократии, тимократии (военное), олигархии (власть богатых), демократии и тирании. Каждое из них представляет этап в развитии государства, которые, развиваясь, сменяют друг друга. Платон полагал, что частная собственность и семья являются источниками противоположных интересов, которые подрывают единство общества. По мнению Платона, идеальным государством должны управлять философы.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет