Как справляться с беспокойством и стрессом
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид
Введение
Хвала Аллаху, Господу миров, Всемилостивому и Милосердному, Владыке Судного дня.
Свидетельствую, что нет божества, кроме Него, Господа предшествующих и последующих
поколений и Кормильца небес и земли. Да будет мир и благословение тому,
кто послан как
милость мирам. Свидетельствую, что он - посланник Аллаха (да благословит его Аллах и
приветствует). Да будет мир и благословение над ним, его семейством и сподвижниками, и над
теми, кто уверовал в его руководство и следовал его стопам до Дня Суда.
Такова природа этой жизни, что люди подвергаются
беспокойству и стрессу, потому как
этот мир есть пристанище недугов, тягостей и страданий. Следовательно, среди того, что отличает
рай от этого мира, это то, что там нет ни забот, ни стрессов:
"Там их не коснётся усталость, и их не изгонят оттуда". (Аль-Хиджр 15:48).
Ничто и никогда не опечалит людей рая, даже неуважительное слово:
«Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только слова: "Мир!
Мир!"». (Аль-Вакиа 56:25-26).
Природа этой жизни также такова, что люди должны мириться со страданиями и тяготами
по различным поводам, так как указано в Коране:
"Мы создали человека в тяготах". (Аль-Балад 90:4).
Поэтому люди испытывают досаду по тому, что было в прошлом, тревогу от того, что
может быть в будущем и беспокойство от того, что происходит в настоящем.
То, что приходит нам на ум и заставляет нас горевать, это
события из прошлого,
опечалившие нас,
предстоящие события, о которых мы беспокоимся, и настоящие события,
которые заботят нас. Люди реагируют по разному на стрессы и беспокойство, в зависимости от
того, как много они затрагивают, является ли беспокойство продолжительным или нет, и есть ли у
них вера в сердце, или же они непокорны и грешны. Мы можем описать людские сердца, как двух
видов: либо сердце это престол Аллаха, исполненное света, жизни, счастья,
радости и всех
сокровищ добродетели; либо сердце это престол шайтана, в котором муки, темень, смерть, печаль,
беспокойство и тревоги. Людские беспокойства и заботы также различаются по их побуждениям,
обстоятельствам и по личной ответственности.
Одним из видов беспокойства и заботы есть то, что может быть описано, как "стоящее
беспокойство", что есть хороший признак, такой как встревоженность учёного разрешением
непростой проблемы, относительно которой мусульмане нуждаются в ответе, особенно когда дело
очень серьёзно и не видно путей его решения. Другой пример, это обеспокоенность
мусульманского главы проблемами людей в его подчинении.
Это то, что заставляло беспокоиться и тревожиться обоих Умаров (т.е.
Умара ибн аль-
Хаттаба и Умара ибн Абд уль-Азиза) и других лидеров. Умар ибн аль-Хаттаб в своё время думал
над тем, как подготовить армию, когда молился и был прощаем за это; его также беспокоил падёж
скота в Ираке.
Умар ибн Абд уль-Азиз выражал свою печаль так: "Я боюсь нечто, против чего мне не
может помочь никто, кроме Аллаха. Старики достигают кончины с ним (в такой ситуации),
молодые выросли с ним; иноземцы выучили арабский язык, и бедуины переселились в города при
таких обстоятельствах. (Это нечто так сильно укоренилось), что они думают, что это религия, и
они не могут найти правду нигде, кроме как в этом".
Когда хилафа пришло ему в руки, и люди
дали ему свою бай'а (клятву верности), он вернулся домой встревоженный и подавленный. Его
освобождённый раб спросил: "Почему я вижу тебя таким встревоженным и печальным? Это не тот
случай, когда тебе следует быть таким". Он сказал: "Горе тебе! Как я могу не тревожиться, когда
нет ни одного, ни на востоке, ни на западе из этой уммы, кто бы ни потребовал удовлетворения
своих прав у меня или бы не просил уладить такие-то дела с таким-то, письменно ли он направит
свою просьбу или нет, спросит ли напрямую или нет?".
Чем больше какое-либо решение связывалось с
судьбой мусульман, тем больше были
задействованы тревога и стресс. Так, когда Абд ар-Рахману ибн Ауфу было поручено задание
избрания следующего халифа мусульман после смерти Умара, он не спал в это время, потому что
был занят консультациями с мусульманами, даже со старой женщиной. Другими разновидностями
похвальных забот являются: забота да'ийа, который трудится за распространение Ислама и
передаёт послание,
ведя других к пути Руководства; забота поклоняющегося, дабы
удостовериться, что его поклонение правильно, и по намерению, и по исполнению, и
озабоченность мусульманина страданиями своих братьев по вере в различных частях света.
Разновидности тревог, которые могут быть результатом совершения греха включают:
Подавленность, ощущаемая после незаконного кровопролития; или тревога женщины, беременной
в результате прелюбодеяния или измены.
Виды огорчений, как результат недоброго обращения со стороны других,
включают
страдания из-за плохого обхождения своих собственных родственников, как сказал поэт:
Страдания от рук тех, кто близок по крови мучительнее снести, чем удар лихого меча.