Канглы, шанышклы, дулат, албан, суан, шапрашты, сарыуй-сын, ергели, ысты



Pdf көрінісі
Дата12.06.2023
өлшемі0,6 Mb.
#100734


племен., объединенных в три жуза. Существовала иерархия жузов,
отразившаяся в их названиях. В Старший жуз входили племена: жалаир, ошакты,
канглы, шанышклы, дулат, албан, суан, шапрашты, сарыуй-сын, ергели, ысты.
Средний жуз составляли племена: аргын, найман, кыпчак, керей, конрад. Казахи
Младшего жуза подразделялись на три крупных объединения: алимулы, байулы
и жетыру. Сильные(старшие) роды и племена выступали в качестве ядра
казахских государств. В случае военной опасности жузы объединялись под
руководством одного хана. Таким образом Родоплеменная организация казахов
играла важную стабилизирующую роль, поскольку регулировала порядок
организации и совместной деятельности казахов как этноса. Она поддерживала
порядок в Степи и само существование казахской государственности. Казахи
объединялись в роды и племена, объединенных в три жуза. Старший, Средний и
Младший жузы с помощью общей генеалогической традиции объединяли
казахский народ.
29)«Чокан Валиханов – первый учёный-просветитель Казахстана». Насколько
вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа
приведите несколько аргументов.
Чокан Уалиханов — известный казахский ученый и исследователь, который
оставил богатое наследие. За свою недолгую жизнь он много путешествовал,
изучал быт и культуру кочевых народов. Он появился на свет в 1835 году, а его
малой родиной стала территория орды-зимовки Кунтимес. В те времена это
была Омская область, а в современном Казахстане здесь расположился поселок
Костанайской области. Чокан Валиханов был чингизидом — правнуком Абылай-
хана и племянником Кенесары Касымова. Дед Чокана Вали-хан — один из 30
сыновей Абылай-хана. Мальчик хоть и рос в степи, но с малых лет ему
прививали любовь к наукам, да он и сам тянулся к образованию. Казахский,
арабский и персидский языки, рисование и восточную поэзию он освоил еще в
местной школе. В 1847 году он стал кадетом Сибирского кадетского корпуса,
расположенного в Омске, где учился до 1853 года. Здесь он освоил французский
и немецкий языки, увлекся путешествиями и понял, что хочет открыть всему
миру
культуру
Азии.
Учитель
истории
Гонсевский
симпатизировал
любознательному ученику и разрешил ему пользоваться собственной огромной
библиотекой. Семейные традиции и полученное образование определяли его
дальнейший путь, но и свои мечты он смог реализовать. В течение 12 лет
активной деятельности личные качества позволили Шокану служить в царской
армии, выполнять различные поручения разведывательного характера,
заниматься научными исследованиями и творчеством. Служба в армии не
только не мешала его исследованиям, а даже помогала им. Так, путешествие в
Кашгарию было и разведывательной миссией, и географической поездкой.
Позднее в своих трудах он описал этот период как Кашгарскую экспедицию.
Затем ученый побывал на озере Иссык-Куль, в китайском Кульджу, поселениях
Восточного и Западного Туркестана. Собрал данные о территории в Алтышахаре,
климате, населении, составил карты Средней Азии, Совершенствовал систему
самоуправления и реализовывал судебную реформу, Как переводчик и
дипломат налаживал дружественные отношения между казахами и киргизами: В


1864-м участвовал в походе в Западный Туркестан как переводчик и дипломат в
чине штабс-ротмистра. Его цель заключалась в установлении дружеских связей
с местным населением и устранением споров о пастбищах между казахскими и
киргизскими землевладельцами. Написал научные труды о казахах и их
культуре: Еще адъютантом Шокан изучал родословную казахов — сопоставлял
данные из летописей и писаний разных народностей. Но работу эту не закончил.
В дальнейшем же он создал много трудов как географического характера
(дневники поездок в Кульджу, на Иссык-Куль, очерки Джунгарии), так и
исторические произведения о батырах XVIII века, о казахской народной поэзии,
о родословиях киргизов, так и литературные («Песня об Алае»). Ученый всегда
интересовался местными преданиями и легендами, записывал их и литературно
обрабатывал, чтобы сохранить уникальность и красоту народной мысли. Также
фиксировал он и быт, условия жизни в Азии. Шокан Уалиханов описал культуру и
быт своих соотечественников, собрал и передал общественности данные о
местных обычаях, экономическом устройстве жизни кочевых народностей. Его
деятельность трудно переоценить, а потомков восхищает смелость и
решительность этого человека, который так много успел за столь короткую
жизнь.
30) Используя данную инфографику и исторические знания, объясните роль
долгосрочных стратегий в развитии экономики независимого Казахстана.
1. Национальная безопасность. Обеспечить развитие Казахстана как
независимого суверенного государства при сохранении полной
территориальной целостности.
2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества. Сохранить и
укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что
позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в
течение нынешнего и последующих десятилетий.
3. Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с
высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.
Достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического
роста.
4. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана. Постоянно
улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех
казахстанцев, улучшать экологическую среду.
5. Энергетические ресурсы. Эффективно использовать энергетические
ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти
и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать
устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.
6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь. Развивать эти
ключевые секторы таким образом, чтобы способствовать укреплению
национальной безопасности, политической стабильности и
экономическому росту.
7. Профессиональное государство. Создать эффективный и современный
корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и


способных выступать представителями народа в достижении наших
приоритетных целей.
31)
Используя исторические знания и данные документа,
проанализируйте процесс модернизации сферы образования и науки в
Казахстане.
Дошкольное образование. В 2010 году была принята программа
«Балапан», направленная на развитие дошкольного образования. Уже в
ближайшие годы было введено в действие более 4 тыс. детских садов и
мини-центров. В 2018 году в стране действовало около 10 тыс.
дошкольных учреждений. Благодаря господдержке стала активно
развиваться
сеть
частных
дошкольных
учреждений.
Общеобразовательные школы. Была решена проблема обеспечения школ
учебниками и учебно-методической литературой. В 1997 году была принята
государственная программа по информатизации системы среднего
образования в целях обеспечения школ республики компьютерными
классами. В Казахстане был взят курс на постепенный переход на 12-
летнее обучение. С 2003-2004 года выпускники школ стали проходить ЕНТ
как выпускной экзамен, так и экзамен для поступления в вуз. Процесс
дальнейшего совершенствования ЕНТ продолжается. Значительно
увеличилось количество школ с казахским языком обучения – более 75%
учащихся оканчивают общеобразовательную школу на государственном
языке. По всей школе начали открываться «Назарбаев Интеллектуальные
школы», где обучение ведется по программам зарубежных аналогов, а
также казахско-турецкие лицеи, школы для одаренных детей «Зерде».
Казахстанские
школьники
стали
серьезными
конкурентами
для
зарубежных сверстников на международных предметных олимпиадах.
Среднее профессиональное образование. В этом отношении важное
место уделяется системе дуального (двойного) обучения. Это один из
видов обучения на рабочем месте – в Казахстане внедрено с 2012 года.
Дуальное обучение направлено на совместную подготовку кадров
учреждениями технического и профессионального образования и
работодателями, при которой значительную часть учебного времени
обучающиеся проводят на предприятии. Благодаря увеличению роли
практической
подготовки
будущие
специалисты
осваивают
производственные навыки уже на стадии обучения. Дуальные
образовательные программы способствуют разностороннему развитию и
высокому внедрению их на производство – необходимость в
профессиональной адаптации отпадает. В 2015 году создали центры
подготовки кадров совместно с Германией, Канадой, Австрией,
Сингапуром и др. В 2017 году началась реализация проекта «Бесплатное
профессионально-техническое
образование
для
всех».
Высшее
образование. В 1993 году был принят Закон РК «О высшем образовании», а
годом позже утвержден Государственный стандарт высшего образования
РК. В 1996 году в соответствии с Указом Елбасы Н. Назарбаева, был


создан университет «евразийского типа». Евразийский национальный
университет им. Л.Н. Гумилева стал одним из первых научно-
образовательных и культурных центров столицы. В 1991 году был открыт
Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясауи в
Туркестане. Основной целью создания которого наряду с подготовкой
современных высококвалифицированных специалистов являлось также
возрождение и развитие Туркестана, древнего центра науки и культуры
тюркоязычных народов, современной духовной столицы тюркского мира.
Это
первый
государственный
вуз
Казахстана,
получивший
международный статус. После присоединения Казахстана к Болонскому
процессу (2010) в системе высшего образования Казахстана произошли
серьезные изменения: более 60 казахстанских вузов подписали Великую
Хартию университетов, что позволило приблизить отечественное
образование к европейским стандартам, вузы осуществили переход на
трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр – магистр –
доктор, в учебный процесс внедрили прогрессивные технологии и системы
обучения и др. Расширилась сеть военных учебных заведений: МВД, КНБ.
Они играют значительную роль в укреплении интеллектуального
потенциала нации и обеспечении безопасности граждан страны.
Президентская программа «Болашак». В 1993 году по инициативе Первого
Президента РК была учреждена международная стипендия «Болашак». Это
стипендия, учреждаемая Президентом РК для обучения граждан
республики в ведущих зарубежных высших учебных заведениях по очной
форме обучения или прохождения работниками стажировки в зарубежных
организациях. Разработана договорная база, в соответствии с которой
стипендиаты обязываются отработать в течение 5 лет по возвращении в
страну. В 2011 году обучение по программе бакалавриата было отменено,
прием стал проводиться только на программы магистратуры и
докторантуры. В 2014-2015 годах был несколько повышен пороговый
уровень знания иностранного и государственного языков. Запущена новая
модель языковой подготовки «6+6». Значительная часть болашаковцев
обучалась на английском языке, выбор которого был продиктован его
возрастающим значением во всем мире. Выпускники международной
стипендии Болашак принимаются на работу все конкурса. Этот прокет
стал эффективным механизмом формирования положительного имиджа
республики за её пределами.
32)
Используя исторические знания и исторический источник,
объясните особенности традиционного мировоззрения казахского
народа.
Традиционное мировоззрение — это не просто философская система,
показывающая особенности определенного этноса. Это мировоззрение,
основанное и «говорящее» на языке ее создателей. Богатая жизненная практика
казахов позволила народной мудрости найти особый способ мышления — устное
творчество, которое удивительным образом сохраняло, приумножало и
передавало в течение веков из поколения в поколение живительную влагу


сокровенных мыслей, впоследствии составившую уникальное явление в истории
казахской философии вообще. Понятие Тенгри в общетюркской мифологии и
особенно «осколки» первоначальных представлений о Тенгри включали сначала
элементы поклонения духам предков, анимизма и политеизма. Впоследствии
Тенгри стало отождествляться с образом верховного божества, а под влиянием
ислама оно превратилось в синоним Аллаха. Однако идеи ислама не
прививались в чистом виде у кочевников. Они привнесли в ислам культ своих
предков и святых, что отчетливо прослеживается в эпическом наследии казахов,
поэзии жырау и акынов. Изображения Тенгри практически отсутствовали,
поскольку Тенгри лишь декларировался как мужское начало, Бог-Отец.
Характерной чертой Божественной религии является то, что она не отрицает
предшествующих
ей
религиозных
верований,
а
снова
играет
роль,
систематизируя их. Шаманы своей деятельностью нейтрализовали негативную
психическую
энергию,
накопившуюся
в
коллективе,
гармонизировали
социальную жизнь.
33)
Используя исторические знания и опорную схему, объясните, какие
этнические процессы происходили на территории Казахстана в древнюю
и тюркскую эпоху.
Этапы формирования казахского народа. Историю процесса образования
(этногенеза) на территории Казахстана можно разделить на два больших этапа:
индоевропейский и тюркский.
Первый этап этногенеза на территории Казахстана охватывает эпоху бронзы и
железа. В эпоху бронзы (2 тысячелетие до н. э.) жили андроновцы
европеоидного типа и индоевропейской языковой семьи. В период железа
расселяются саки, сарматы и уйсуны и, по мнению ученого-антрополога О.
Исмагулова, их черты лица схожи с обликом андроновцев. Однако с вторжением
на территорию Казахстана с востока гуннских племен и смешением их с
местными племенами появляются монголоидные признаки.
Второй, основной, этап связан с образованием тюркских государственных
объединений в VI–XIII вв. Тюркские племена, смешиваясь с потомками древних
саков,
сарматов,
уйсунов,
кангюев,
изменили
лингвистическую
и
антропологическую обстановку: увеличили долю монголоидных черт в облике
населения и распространили тюркский язык как основной. Монгольское
нашествие в начале XIII века нарушило процесс формирования казахской
народности. На казахской земле появились новые племена конратов, мангытов
и барласов, которые впоследствии стали тюркоязычными. Из-за нашествия
было разрушено хозяйство, сопровождалось опустошением земель, массовым
истреблением и угоном населения, гибелью городов и оседлых поселений,
очагов
земледелия
и
ремесленного
производства,
разграблением
и
уничтожением материальных и культурных ценностей. У тюркских родов и
племен
после
монгольского
нашествия
усилилась
монголоидность


антропологического облика. И такая ситуация привела к замедлению процесса
сложения казахов как народности, оно было отброшено на 150–200 лет вперед.
Третий, завершающий, этап связан с историей образования и укрепления
государств послемонгольского периода: Ак Орда, ханство Абулхаира, Ногайская
Орда и Могулистан. В этническом формировании казахского народа главную
роль сыграли племена Ак Орды, в составе ее населения преобладали кыпчаки, и
вокруг них группировались родственные племена, их называли узбеками.
Жителей Ногайской Орды называли мангытами или ногаями. В письменных
источниках население Могулистана называли могулами, и среди племен
наиболее многочисленными были племена уйсунов, часто вместо названия
«уйсуны» в письменных источниках употребляли «дулаты». Таким образом,
существовавшие в XV веке на территории Казахстана ханства по этническому
составу, языку, хозяйству, обычаям и традициям были схожими друг с другом.
Все условия и предпосылки формирования казахской народности сложились в
XIV–XV вв. Процесс завершается с образованием Казахского ханства. На основе
схожести языков этих племен формируется единый казахский язык, и население
приобретает единый монголоидный антропологический тип.
34)
Используя исторические знания и представленные иллюстрации,
проанализируйте особенности развития культуры Казахстана в 20-80-е
годы ХХ века.
Первая половина 20-х годов характеризовалась господством в литературе
классического направления, созданного Абаем, однако власти, прекрасно
понимая, что литература обладает огромным пропагандистским потенциалом,
прилагают огромные усилия по созданию казахского социалистического
реализма. В середине 20-х годов разгорелась дискуссия о месте и роли
литературы в жизни общества и о наличии казахской "пролетарской" литературы.
В ходе этой дискуссии такие поэты и писатели, как М. Жумабай, Ж. Аймауытулы,
А. Байтурсын, М. Дулатулы, К. Каменгеров были обвинены в национализме.
Литературная деятельность этих авторов в 20-е годы послужила позже поводом
для обвинения их в антисоветском заговоре и репрессий. Одновременно шла
работа по установлению политического контроля над творчеством самих
пролетарских" писателей и поэтов. Таким образом, к началу 30-х годов в
Казахстане устанавливается жесткий контроль над литературой, целый ряд
жанров, тем и направлений становится запретным и дальнейшее развитие
казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политике властей.
Музыкальное и театральное искусство. После Октябрьской революции в
Казахстане зародилась и сформировалась национальная социалистическая
культура. В своём становлении и развитии она опиралась на богатейшее
народное музыкальное творчество, освоение русской и зарубежной классики, на
использование опыта советской музыки. Развернулась большая работа по
записи и изучению музыкального фольклора. Известность получили труды А. В.
Затаевича "1000 песен киргизского (казахского) народа" (1925) и "500 казахских
песен и кюев" (1931). Чаще, чем прежде, проводились состязания певцов, акынов,


музыкантов, особенно по созданию и исполнению произведений на советские
темы. Музыкальное и песенное искусство казахов, как самое распространенное
и популярное у народа, с первых дней Советской власти стало объектом
пристального внимания со стороны партии большевиков. Уже в 1919 г. в г.
Верном был проведен слет акынов Семиреченской области. Сразу же после
гражданской войны началась работа по сбору и систематизации творческого
наследия народа. В 1921 г. был образован Главный политико-просветительный
комитет, музыкальный отдел которого записывал народную музыку,
организовывал музыкальные коллективы и т.п. В 1925 г. известный ученый-
этнограф и музыкант А. Затаевич опубликовал труд "1000 песен казахского
народа" - плод многолетней работы по сбору и систематизации музыкальных
произведений казахов. В 1931 г. он опубликовал "500 казахских песен и кюев". В
целях популяризации народной музыки и песенного искусства в крупных
городах стали производиться концерты казахских исполнителей. С начала 30-х гг.
в Казахстане начинает бурно развиваться музыкально-драматическое искусство.
В 1933 г. на основе Постановления Казкрайкома ВКП (б) началась организация
казахских театральных и музыкальных студий в Москве, Ленинграде и Алма-Ате.
13 января 1934 г. на базе музыкальной студии при Казахском драматическом
театре был открыт Казахский государственный музыкальный театр, первыми
постановками которого стали Айман-Шолпан М. Ауэзова и "Шуга" Б. Майлина.
Крупными событиями стали оперы Е.Брусиловского "Кыз Жибек", "Ер Таргын" и
"Жалбыр". Развиваются и традиционные драматические жанры. До середины 20-
х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы,
наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбурского
казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926
г. в Кызыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр. В
предвоенное время возникает казахское кино. В конце 1938г. была организована
Алма-Атинская студия кинохроники и создана первая звуковая документальная
лента "Джамбул ата", в том же году на Ленфильме был снят и первый игровой
фильм казахстанских кинематографистов - "Амангельды". В республике
появляется ряд новых театров. В 1944 г. в Кызыл-Орде был организован Театр
для детей и юношества (ТЮЗ). Продолжали расти областные театры, возникают
колхозно-совхозные
полупрофессиональные
театры.
Своеобразной
демонстрацией достижений казахстанской культуры стала Декада казахской
литературы и искусства в Москве в 1958 г. Попытка десталинизации,
предпринятая XX съездом КПСС, позже получила название «оттепели». Борьба с
продолжением культа личности выразилась в реабилитации части невинно
осуждённых. В феврале 1957 года выборочно были реабилитированы
представители интеллигенции. В новых «основах уголовного права» было
отменено понятие «враг народа». Но и в годы «оттепели» творить и писать
разрешалось только в рамках «социалистического реализма». Годы Советской
власти вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной
революции», под которой подразумевалось не только значительное повышение,
по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня народа
и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное
торжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и


искусства в институт воздействия на массы. Одной из основных черт этого
периода является всеохватывающий партийно-государственный контроль над
духовной
жизнью
общества
с
целью
формирования
человека
коммунистического типа, внедрения в массовое сознание единственной
унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния
режима.
35)
Используя исторические знания и текст, проанализируйте
проблемы и перспективы в развитии науки Республики Казахстана.
Наука и её приоритеты
1 июня 1946 года в Алмате открылась Академия наук КазССР. Общая
численность сотрудников составила 1400 человек. Усилились связи с
Академиями наук союзных республик. Принимались меры по укреплению
контактов с производством, по пополнению книжных фондов библиотеки.
Увеличилось финансирование. После обретения Казахстаном независимости
появились проблемы в сфере отечественной науки. Согласно Указу Первого
Президента РК Н.А. Назарбаева в 2003 году Национальная Академия наук была
лишена государственного статуса и стала общественной организацией, а
некоторые
научно-исследовательские
институты
перешли
в
ведение
Министерства образования и науки республики, многие из них сократили свои
штаты. В то же время есть и ряд позитивных моментов. Руководством страны
взят курс на увеличение расходов на науку и образование до 5% от ВВП.
Разработаны и апробированы новые правила отбора в магистратуру и
докторантуру. При Министерстве образования и науки РК создан Совет молодых
ученых. С 2019 года введен конкурс на грантовое финансирование молодых
ученых. С 2020 года конкурс научных проектов и программ проводится ежегодно.
Были приняты «Закон о науке» и «Государственная программа развития
образования и науки на 2020-2025 годы». Ученые страны активнее стали
печататься в ведущих научных журналах мира. Приняты меры по интеграции
вузовской и академической науки. Государством выделяются специальные
гранты ученым для прохождения научной стажировки в ведущих центрах мира.
МОН РК выделяет финансирование на обновление инфраструктуры научно-
исследовательских институтов.
36)
Используя контекст и исторические знания, проанализируйте
предпосылки и причины образования Казахского ханства.
Казахское государство образовалось в результате объединения родственных по
происхождению, образу жизни и культуре тюркозычных племен. Важным этапом
в развитии государственности казахского народа было образование Ак орды,
Могулистана, ханства Абулхаира, Ногайской Орды. Эти государства создавали
племенам возможности для выживания и развития, дали возможность
организованно бороться с внешней агрессией и подготовили условия для
объединения.
Ход
образования
Казахского
ханства
связан
с
внитриполитическим состоянием двух государств – ханства Абулхаира
(Государства кочевых узбеков) и Могулистана, которые во второй половине XV
века переживали упадок. Формирование Казахского ханства явилось


закономерны м итогом экономических и политических процессов на территории
Дешт-и Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. Образование Казахского
ханства связано с именами Жаныбека и Керея. Итого, предпосылками
образования Казахского ханства стали: политический кризис в ханстве
Абулхаира и Могулистане; беспрерывные войны и феодальные междоусобицы в
ханстве Абулхаира в середине XV века; стремление казахских племен к
созданию независимого государства. В 1465 году образовалось Казахское
ханство. Просуществовало до 1847 года.
37. Используя источник и исторические знания, оцените роль Академии наук
Казахской ССР в развитии науки во второй половине ХХ века.
В эти годы все научные учреждения Казахстана делились на две группы:
казахстанские и центрального подчинения. Последние подчинялись оборонному
ведомству СССР.
В Казахстане успешно развивались геологическая, химическая, географическая,
медицинская, сельскохозяйственная науки. Например, в 1956 году Институту
геологических наук удалось создать уникальную прогнозно-металлогеническую
карту Центрального Казахстана. Казахстанские ученые приняли участие в
изучении и освоении крупных месторождений нефти и газа на территории
Западного Казахстана. Благодаря ученым Казахстана удалось построить
водоканал Иртыш–Караганда. Ученые-агрономы вывели новые сорта пшеницы
и т.д.
Заметных успехов достигли и в области общественных наук. В 1945 году
Постановлением Совета Министров КазССР был образован Институт истории,
археологии и этнографии АН КазССР, впоследствии ему было присвоено имя Ч.Ч.
Валиханова. Здесь работали такие известные ученые, как А. Нусупбеков, А.
Маргулан, Х. Аргынбаев, Е. Бекмаханов, Б. Сулейменов, Г. Дахшлейгер и др. В
1957–1959 годах была опубликована «История Казахской ССР» в двух томах.
Позднее коллективом научного учреждения был издан фундаментальный труд
«История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней» в пяти томах,
собрания сочинений Ч.Ч. Валиханова и И. Алтынсарина. В 1958 году был создан
Институт философии и права, в 1961 году – Институт литературы и искусства и
Институт языкознания, которому впоследствии было присвоено имя А.
Байтурсынова.
К концу 50-х годов ХХ века в структуре АН КазССР действовало 50 научно-
исследовательских учреждений. К 1985 году Казахская ССР имела более 40 тыс.
научных сотрудников.


38 Используя карту и исторические знание, проанализируйте влияние Великого
Шёлкового пути на развитие торговых отношений на территории Казахстана.
Увеличение населения в городах и расширение ремесел повлекло за собой и
развитие торговли, иначе было невозможно, потому что Казахстан был на
Шелковом. Расширение ремесел позволило расширить и продукцию, которой
можно торговать - это - и стекло, ювелирные изделения, продукты, и так далее.
Шелковый путь появлиял на развитие товаро-денежных отношений в Казахстане,
особенно в крупных городах такие как Туркестан, Отрар и прочие. Помимо денег
обменивали и на зерно, козьи шкуры, ткани, мясо и так далее.
На сегодняшний день при многократном взаимодействии между разными
народами, Великий Шелковый Путь остается новаторским торговым маршрутом,
обеспечивающим
выдающуюся
модель
долговременного
мирного
взаимодействия между различными культурами, обществами и цивилизациями.
39 Используя карту и исторические знания, проанализируйте особенности
археологических культур эпохи бронзы на территории Казахстана.
Центральный Казахстан был основной территорией расселения племен в
бронзовом веке. Там нашли свыше 30 поселений и 150 могильников. В Северном
Казахстане археологами было найдено около 80 могильников и поселений.
Андроновская культура
Ученые-археологи описали жизнь племен эпохи бронзы, живших на территории
Евразии, назвав их носителями андроновской культуры. Такое название идет от
места первых находок у села Андроново возле города Ачинска в Южной Сибири.
Памятники андроновской культуры распространены от реки Жайык (Урал) на
западе до Енисея на востоке, от тайги на севере до гор Памира на юге.
Ученые исследовали более 80 поселений Северного и Западного Казахстана.
Некоторые из них можно назвать предшественниками древних городов. Так,
например, на границе Костанайской области Казахстана и Челябинской области
России проводятся раскопки города Аркаима. Он относится к эпохе бронзы и, по
мнению многих ученых, является древнейшим городом.
Важной особенностью андроновской культуры было использование глины для
изготовления посуды. У андроновских племен были высоко развиты рудное
дело и металлургия.
Ученые реконструировали жилища андроновцев. Они имели вид полуземлянок.
Ученые считают, что легкое круглое жилище андроновцев является прототипом
казахской юрты.


Бегазы-дандыбаевская культура.
На смену андроновской культуре с ее земледельческо-скотоводческим
характером хозяйства пришла кочевая бегазы-дандыбаевская культура. Названа
она так по погребениям, найденным археологами в местностях Бегазы и
Дандыбай, что в Центральном Казахстане. Жилища и могильники, относящиеся к
этой культуре, отличаются крупными размерами, искусством камнерезания.
Большинство погребений бегазы-дандыбаевской культуры представлено
курганами. В отличие от андроновских курганов, эти курганы очень высокие и
сооружены из гальки и дерна, а основание обкладывали каменными валунами.
Глиняная посуда этого периода отличалась прямым горлышком и выпуклыми
боками. Горшки украшались различным орнаментом. Часто встречаются
игольчатые и волнистые узоры.
На территории Казахстана были обнаружены многочисленные древние
поселения и стоянки - памятники эпохи бронзы
40 Используя карту и исторические знания, укажите направления Великого
Шёлкового пути в Казахстане и объясните их социально-экономическое
значение.
Основная трасса Великого Шелкового пути по территории Казахстана пролегала
через юг страны, от границы Китая торговые караваны двигались через города
Сайрам, Яссы, Отрар, Тараз далее в Центральную Азию, Персию, на Кавказ и
оттуда в Европу.
Более двух тысячелетий сеть маршрутов Великого Шелкового Пути
способствовала многим взаимодействиям между разными людьми и
культурами. Торговля и обмен товарами были основной мотивацией для
обменов, но также породили поток информации, знаний и идей.
Социально-экономическое значение Великого Шелкового пути для Казахстана
заключается в том, что многие земли южные, восточные, - центральные были в
эпицентре торговли. В связи с этим происходил рост торговли, обмен товарами.
Это способствовало укреплению экономики Казахстана.
Шелковый путь наладил торговые отношения, повлиял на укрепление
культурных и дипломатических связей с другими странами.
Экономический рост позволял строить города, укреплять караваны, строить
школы, осваивать ремесла. В итоге кочевые народы переходили к оседлому
образу жизни.



Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет