1
Омский филиал Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Павлодарский государственный педагогический институт
КАЗАХИ ЕВРАЗИИ: ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА
СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ
Омск
Издательство Омского
государственного университета
им. Ф.М. Достоевского
Павлодар
Издательство Павлодарского
государственного
педагогического института
2016
2
УДК 39+82.0+929+902
УДК 94 (574) (082)
ББК 63.3 (5 каз)
К 14
Редакционная коллегия:
д-р ист. наук Н.А. Томилов (гл. ред.), канд. ист. наук Ш.К. Ахметова (отв.
ред.), канд. ист. наук А.А. Ильина (отв. ред.), канд. ист. наук И.В. Толпеко
(отв. ред.), канд. ист. наук С.Н. Корусенко, канд. ист. наук А.Г. Селезнев,
Т.Н. Смагулов.
К 14 Казахи Евразии: история и культура: сб. науч. трудов / [гл. ред.
Н.А. Томилов; отв. ред.: Ш.К. Ахметова, А.А. Ильина, И.В. Толпеко]. –
Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та им. Ф.М. Достоевского; Павлодар: Изд-во
Павлод. гос. пед. ин-та, 2016. – 314 с.
ISBN 978-5-7779-2047-8 (ОмГУ им. Ф.М. Достоевского). –ISBN 978-601-
267-410-1 (Павлод. гос. пед. ин-т)
В сборник научных трудов вошли статьи, написанные по материалам
Международной научно-практической конференции, посвященной 300-
летию города Омска и 150-летию со дня рождения А.Н. Букейханова (Омск,
19–20 октября 2016 г.), проведенной по инициативе и поддержке
Региональной общественной организации «Сибирский центр казахской
культуры «Мөлдір». В книге представлены работы, посвященные
различным проблемам истории и культуры казахов Евразии.
Для историков, археологов, этнографов, культурологов, политологов,
музееведов и всех интересующихся историей и культурой Казахстана и
России.
УДК 39+82.0+929+902
УДК 94 (574) (082)
ББК 63.3 (5 каз)
ISBN 978-5-7779-2047-8
(ОмГУ им. Ф.М. Достоевского)
ISBN 978-601-267-410-1
(Павлод. гос. пед. ин-т)
© Омский государственный университет
им. Ф.М. Достоевского, 2016
© Омский филиал Института археологии
и этнографии СО РАН, 2016
© Павлодарский государственный
педагогический институт, 2016
2
Omsk Division of Institute Archaeology and Ethnography SB RAS
Dostoevsky Omsk State University
Pavlodar
State Pedagogical Institute
KAZAKHS OF EURASIA:
HISTORY AND CULTURE
COLLECTION OF SCIENTIFIC PAPERS
Omsk
Dostoevsky Omsk State University
Publishing House
Pavlodar
Publisher of Pavlodar State
Pedagogical Institute
2016
6
УДК 39+82.0+929+902
УДК 94 (574) (082)
ББК 63.3 (5 каz)
К 14
Editorial team:
Dr.hist. N.A. Tomilov (ex. ed.), cand. hist. Sh.K. Ahmetova (ex. ed.),
cand. hist. A.A. Ilyina, cand. hist. I.V. Tolpeko (ex. ed.), cand. hist. S.N. Korusenko,
cand. hist. A.G. Seleznev, T.N. Smagulov.
К 14 Kazakhs of Eurasia: history and culture: сollection of scientific papers / [ex.
ed.: Sh.K. Akhmetova, A.A. Ilyina, I.V. Tolpeko, N.A. Tomilov]. – Omsk :
Dostoevsky Omsk State University Publishing House ; Pavlodar: Publisher of
Pavlodar State Pedagogical Institute, 2016. – 314 p.
ISBN 978-5-7779-2047-8 (Dostoevsky Omsk State University). – ISBN 978-
601-267-410-1 (Pavlodar State Pedagogical Institute)
The collection of scientific papers includes articles written on the materials
of the International scientific-practical conference dedicated to the 300th
anniversary of Omsk city and the 150th anniversary of A. Bukeikhanov (Omsk,
19–20 October 2016), on the initiative and support of regional public organization
«Siberian center of Kazakh culture «Moldir». The book presents various historical
and culture problems of the Eurasian kazakhs.
For historians, archaeologists, ethnographers, culture experts, political
scientists, museum and all those interested in the history and culture of
Kazakhstan and Russia.
УДК 39+82.0+929+902
УДК 94 (574) (082)
ББК 63.3 (5 каz)
ISBN 978-5-7779-2047-8
(Dostoevsky Omsk State
University)
ISBN978-601-267-410-1
(
Pavlodar State Pedagogical
Institut
e)
©
Dostoevsky Omsk State University, 2016
©Omsk Division of the Institute
of Archaeology and Ethnography
of Siberian Branch of Russian
Academy of Sciences, 2016
© Pavlodar State Pedagogical Institute,
2016
5
УДК 314.7
А.Б. Алдашева
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына,
Бишкек, Кыргызстан
Г.Т. Телебаев
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева,
Астана, Казахстан
КАЗАХИ В КЫРГЫЗСТАНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье проведен анализ формирования казахской диаспоры в Кыргызстане. На
основе исторического материала делается вывод о трехэтапном процессе формирования
диаспоры. Особый акцент сделан на проблеме определения границ расселения казахского
и кыргызского населения в дореволюционный период. Проанализировано влияние
важных политических событий XX в. на процесс формирования казахской диаспоры
(восстание 1916 г., голод 1920-1930-х гг., репрессии). Рассмотрена динамика развития
диаспоры в постсоветский период и перспективы ее дальнейшего пребывания в стране.
Сделан вывод о желательности сохранения диаспоры как для Кыргызстана, так и для
Казахстана.
Ключевые слова: казахская диаспора, казахи в Кыргызстане, политические
события XX в., диаспоральная политика Кыргызстана.
A.B. Aldasheva
Balasagyn Kyrgyz national university,
Bishkek, Kyrgyzstan
G.T. Telebayev
Gumilev Euroasian national university,
Astana, Kazakhstan
KAZAKHS IN KYRGYZSTAN: HISTORY AND MODERNITY
The analysis of the Kazakh Diaspora formation in Kyrgyzstan is made in given article.
Based on the historical material the work offers conclusion about the three-stage process of
Diaspora formation. Particularly here is emphasized the problem of defining the boundaries of
settling the Kazakh and Kyrgyz population in the pre-revolutionary period. The paper analyzes
impact of XX century's important political events on the process of Kazakh Diaspora formation
(the uprising of 1916, the hunger 20-30-ies, repression). Moreover there is considered the
dynamics of Diaspora development in the post-Soviet period and the prospects for its further
stay in the country. There is made conclusion about the desirability of preserving the Diaspora
as for Kyrgyzstan, and Kazakhstan.
Keywords: Kazakh Diaspora, Kazakhs in Kyrgyzstan, the political events of the
twentieth century, Diaspora policy of Kyrgyzstan.
Численность казахов в Кыргызстане, по данным Республиканского
статистического комитета, составила в январе 2013 г. 33400 человек, в то время
как по переписи 2009 г. их было 33200 [6, с. 48]. Прирост является совсем
небольшим, однако важна тенденция: остановился процесс уменьшения
казахского населения в Кыргызстане, который начался в 1990-е гг.
Рассмотрим исторические обстоятельства формирования и роста казахской
диаспоры в Кыргызстане. Однако прежде необходимо обратить внимание на то,
6
что часть казахского населения Кыргызстана является не диаспорой, а ирридентой
(впрочем, также как и часть кыргызского населения приграничных с
Кыргызстаном территорий Казахстана). Как свидетельствуют многочисленные
исторические факты, современные границы между двумя странами не проходят
(да и не могли проходить в принципе) по границе проживания представителей
того или другого этноса. Вернее будет сказать: проживание двух этносов было в
местах соприкосновения настолько тесным, что «за границей» оказывались и
кыргызы, и казахи, жившие в этих местах испокон веков. Значительное влияние
на это оказывал, конечно, кочевой образ ведения хозяйства.
Вместе с тем, весьма сложно определить численность и расселение казахов
на территории Кыргызстана в дореволюционный период. Дело в том, что в
материалах Первой всероссийской переписи населения 1897 г. в томе,
посвященном населению Семиреченской области (в которую входили населенные
как казахами, так и кыргызами Верненский, Пишпекский и Пржевальский уезды),
«распределение населения по родному языку» (так определялась этническая
принадлежность) выглядит так: «великорусский, малорусский, белорусский,
польский, остальные славянские, литовско-латышский, романские, немецкий,
остальные индо-европейские, турецко-татарские: татарский, башкирский,
мещерякский, чувашский, турецкий, туркменский, киргиз-кайсацкий, сартский,
узбекский, таранчинский, кураминский,…») [5, с. 52-53] и другие. Как видим,
казахи и кыргызы объединены в одну группу, для которой родным является
«киргиз-кайсацкий» язык.
Это подтверждает и В.В. Бартольд в статье «Киргизы. Исторический
очерк»: «Русская перепись 1897 г. признавала киргиз или, как тогда говорили,
кара-киргиз только в одной Ферганской области, где их насчитывалось 201579
душ (в других областях кара-киргизы или, как их еще называли в XIX в.,
«дикокаменные киргизы» объединялись вместе с казахами под общим названием
«киргизы»)» [1, с. 65-80].
Вернемся к формированию казахской диаспоры. По нашему мнению
(основанному на многочисленных архивных данных и публикациях ученых)
можно выделить три главных этапа формирования казахской диаспоры
Кыргызстана.
Первый этап – в период и после восстания 1916 г. Как свидетельствуют
архивные данные: «События 1916 года в бывшей Джетысуйской области или так
называемое «киргизское восстание» вначале закончилось тем, что масса
киргизского населения бежала за границу, в сопредельное государство Китай.
Каракольский уезд бежал из волостей почти весь; из Нарынского – 5 волостей, т.е.
большая часть. Из Пишпекского уезда бежала громадная Сарыбагизская волость и
большая часть соседних – Шамсинская и Тыкаевская. Точно также бежало
киргизов из Алма-Атинского, Джаркентского, Лепсинского и Копальского уездов.
Точную цифру бежавших после событий 1916 г. установить не представляется
возможным, но по приблизительным данным она не менее 100000 чел. Все эти
100000 чел. бежали в Западный Китай, в два района: Илийский – в район
китайского города Кульджи и Кашгар-Учтурфанский – в районе китайских
городов: Кашгар-Уч-Турфан и Ак-Су. По докладу уполномоченного,
командированного в китайские пределы в Илийский район, по данным А.
Салтанаева, насчитывается казахов в Илийском районе так: Лепсинских – до 300
семей, Копальских – до 150 семей, Джаркентских – до 400 семей, Каракольских –
до 210 семей и Пишпекских – 8 семей. Итого – до 1068 семей» [7, л. 136-136 об.].
7
Второй этап – в годы массового голода, в 1921-1922 и 1932-1933 гг.
Особенно массовым был исход казахов в Китай, Монголию, Россию, Узбекистан,
Кыргызстан, далее в Иран и Афганистан. По данным профессора З.К. Курманова:
«В общей сложности в миллионный Кыргызстан, который сам едва пришел в себя
после массовых потерь во время жестокого подавления национально-
освободительного восстания 1916 г., прибыло около 125 тыс. казахских
беженцев» [2].
Третий этап – в годы массовых репрессий в 1920-1950-е гг. XX в. В
исследовательской литературе по этой теме сложилось устойчивое представление
о том, что в Казахстане «за 33 года с 1920 по 1953, около 110 тысяч человек было
подвергнуто политическим репрессиям, около 18% всей казахстанской партийной
организации было объявлено врагами народа» [3].
После бурной первой половины XX в. численность казахов в Кыргызстане
к 1950-м гг. стабилизировалась и росла в основном за счет естественного
прироста населения.
В 1999-2009 гг. численность казахов уменьшилась с 42700 до 33200,
причем уменьшение произошло только за счет миграции, поскольку естественный
прирост составил 5200 чел., а миграционная убыль – 7900 [4, с. 82].
Расселение казахов в Кыргызстане остается стабильным и имеет
исторические корни, которые были рассмотрены выше. Так, больше всего казахов
было и остается в трех регионах Кыргызстана: Чуйской области (с Бишкеком),
Иссык-Кульской и Таласской областях. По данным переписи 2009 г. доля казахов
по месту проживания составляла: в Чуйской области – 38,6%, в г. Бишкеке –
27,1%, в Иссык-Кульской области – 19,5% и в Таласской области – 9,2%.
В заключение полагаем возможным сделать следующие выводы:
– казахская диаспора Кыргызстана хорошо интегрирована в кыргызское
общество благодаря языковой и культурно-исторической близости к кыргызам,
межэтническим бракам;
– для властей Кыргызстана наличие лояльной диаспоры является
позитивным фактором в качестве модели построения межэтнических отношений,
прежде всего, между тюркоязычными этносами страны;
– для Казахстана наличие диаспоры в соседней братской стране также
имеет положительное значение как с точки зрения экономических интересов, так
и в силу геополитических факторов необходимости дальнейшей интеграции
центрально-азиатских государств;
– миграционный потенциал диаспоры, на наш взгляд, исчерпан или почти
исчерпан, политика обоих государств должна быть направлена на сохранение
казахской диаспоры в Кыргызстане.
Источники и литература:
1. Бартольд В.В. Киргизы. Исторический очерк // Сочинения. М., 1963. Т.
II. Ч. 1. C. 65-80.
2. Курманов З.К. О голоде в Кыргызстане и Казахстане в 1932-33 годах,
«Алаш» и других парадоксах истории [Электронный ресурс] // Информационно-
аналитический портал «PR.kg». URL: www.pr.kg (дата обращения: 15.08.2016).
3. Массовые политические репрессии в Казахстане [Электронный ресурс] //
Электронная библиотека Библиотекарь. Ру. URL: http://www.bibliotekar.ru/gulag/6.htm
(дата обращения: 15.08.2016).
4. Население
Кыргызстана в начале XXI века / под редакцией
М.Б. Денисенко. Бишкек, 2011. 330 с.
8
5. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. /
Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел
под редакцией Н.А. Тройницкого. LXXXV. Семиреченская область. СПб., 1905.
6. Статистический ежегодник Кыргызской Республики / под редакцией А.
Осмоналиева / Национальный статистический комитет Кыргызской Республики.
Бишкек, 2013. 435 с.
7. ЦГА РК. Ф. 847. Оп.1. Д. 27.
УДК 394
Б.Б. Алимбаева
Оренбургский государственный аграрный университет,
Оренбург, Россия
КАЗАХСКИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ ОРЕНБУРЖЬЯ (ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ)
События 80-90-х гг. ХХ в. стали катализатором роста национального
самосознания, самоидентификации народов России. Актуализировалась потребность в
изучении родного языка, сохранении национальных традиций, что привело к созданию
национальных общественных организаций.
Ключевые слова: казахи, самосознание, развитие, родной язык, культурно-
просветительское общество, национальная газета.
B.B. Alimbaeva
Orenburg State Agrarian University,
Russia, Orenburg
KAZAKH NATIONAL-CULTURAL PUBLIC ORGANIZATIONS
OF THE ORENBURG REGION (THE HISTORY OF)
Event 80-90s of the twentieth century became a catalyst of national identity, identity of
the peoples of Russia. Actualized the need for studying the native language, preservation of
national traditions, which led to the establishment of the national public organizations
.
Keywords: кazakhs, consciousness, development, native language, cultural-educational
society, a national newspaper.
В Оренбургской области казахские активисты первыми создали и
оформили национально-культурные организации. Согласно переписи 1989 г. в
Оренбургской области было зарегистрировано более 80 национальностей, среди
них 114 477 казахов, что составило 5,1%
1
[4]. Традиционно местами компактного
проживания казахского населения являлись приграничные с Казахстаном районы:
Адамовский, Акбулакский, Беляевский, Домбаровский, Новоорский, Первомайский,
Соль-Илецкий, Ясненский.
В конце 1980-х гг. в районах компактного проживания казахского
населения стали открываться факультативные группы по изучению родного
1
Согласно данным переписи 2002 г., численность казахов возросла до 125 680 чел. (5,7%).
9
языка. В 1989 г. в Домбаровском, Илецком (совхоз Димитрово), Акбулакском р-
нах и г. Орске начали работать местные культурно-просветительские общества.
Следующим шагом стал созыв в июле 1990 г. областной учредительной
конференции, на которой был принят Устав, избрано руководство, заложены
основы для создания Областного казахского культурно-просветительского
общества «Казак тiле». Первым председателем избрали Мурзатая Бисембаевича
Тасмурзина, уроженца Адамовского района, учителя математики, директора
школы с 40-летним стажем. Он возглавлял общество с 1990 по 1994 гг.
Давлет Гильмутдинович Фахрутдинов
1
– один из активных участников
просветительского движения, выступая на конференции, обратился к
собравшимся на казахском языке, призывая оренбургских казахов поддержать
созданное общество. Д.Г. Фахрутдинов руководил казахской национально-
культурной автономией с 1997 г.
Люди, стоявшие у истоков создания культурно-просветительских обществ,
трудились в сфере образования. Это были учителя, директора школ, заведующие
отделами образования (многие из них получили образование на казахском языке,
свободно владели литературным казахским языком). Они прекрасно понимали
необходимость просветительской работы, ездили по районам области,
встречались с казахами. Им рассказывали о своих чаяниях, высказывали
пожелания, в частности, получать информацию о происходящих событиях на
страницах печатных изданий. Это совпадало с намерением руководства общества
«Казак тiле» иметь собственный печатный орган для поддержания связи с
казахами из отдаленных уголков Оренбургской области, для просвещения и
воспитания молодого поколения на традициях предков [3].
Руководители культурно-просветительского общества «Казак тiле» и
местных казахских организаций обратились к редакциям районных газет с
просьбой публиковать материал на страницах своих изданий. Газета должна была
помочь читать и понимать печатное слово на казахском языке, пропагандировать
возрождение языка, традиций, обычаев.
Редакции откликнулись и стали оформлять вкладыши на казахском языке
внутри районных газет, это вызвало интерес и понимание читателей, получило
широкий общественный резонанс. Так появились однополосные газеты «Достык»
в Акбулаке, «Бiрлiк» в Адамовке. На страницах изданий публиковали материал о
народных традициях, обычаях, появилась рубрика «Изучение родного языка».
Однако возникли трудности: отсутствие материальных ресурсов, подготовленных
кадров полиграфистов и творческих сотрудников редакций. Одной из проблем
стала малочисленная читательская аудитория (ведь многие казахи уже не владели
своим родным языком на литературном уровне
2
. Всё это отражалось на
коэффициенте отдачи. После первых неудачных опытов около двух с половиной
лет наблюдалось затишье в издании казахских газет.
1
Будучи татарином по национальности, он жил среди казахов, учился в школе, затем в
педагогическом училище на казахском языке, был учителем, возглавлял Домбаровский районный
отдел образования (Личная встреча автора статьи с Д.Г. Фахрутдиновым и его супругой К.М.
Мирмановой в августе 2006 г.).
2
На территории Оренбургской области последние казахские школы и педагогические
училища были закрыты в 1960-е гг. в связи с невостребованностью, т.к., преимущественно,
казахское население оставалось жить, учиться и работать в России, в РСФСР отсутствовали ссузы
и вузы с обучением на казахском языке.
10
Потребность в печатном органе оставалась. Зимой 1991 г. областное
казахское культурно-просветительское общество «Казак тiле» взялось за издание
газеты. Как вспоминал председатель общества М.Б. Тасмурзин: «Пришлось,
засучив рукава, взяться за газету» [5
]
. Долго обсуждали название, обратились к
историческим фактам. Как известно, в начале ХХ в. в Оренбурге издавалась
газета «Казак», а в г. Троицке в 1911-1915 гг. журнал «Айкап», его издателем и
редактором был Мухамеджан Сералин
1
. Остановились на названии «Айкап»
2
(«Взгляд»).
После длительных поисков кандидата в редакторы газеты (обязательным
требованием было знание литературного казахского языка и желание сменить
местожительство, переехать в г. Оренбург), нашли подходящую кандидатуру. Им
оказался Нурманов Аяган Туребекович, учитель литературы сельской школы
Адамовского р-на. В течение трех лет он жил вдали от семьи, в общежитии
«Юность». Аяган Туребекович возглавлял газету с 1991 по 1996 гг.
Соучредителем газеты была администрация Оренбургской области, и
долгожданный первый номер газеты увидел свет 16 мая 1991 г., тираж составил
2500 экземпляров. 2 июля 1991 г. газета «Айкап» получила свидетельство о
регистрации.
На страницах газеты «Айкап» публиковали материалы о выдающихся
личностях, истории казахского народа, обычаях, традициях, современных
событиях, происходящих в стране и области, социальном самочувствии,
национальной самоидентификации. В газете была рубрика «Изучаем родной
язык». В ней читателей знакомили с грамматикой, рассматривали правила,
предлагали задания на закрепление, расширяли словарный запас. Газета
публиковала материал на двух языках: русском и казахском.
1991 г. был плодотворным и результативным – в декабре была
зарегистрирована и Оренбургская областная общественная организация казахов
«Ак Жайык». Она сформулировала основные цели и задачи, важные для всех
организаций, входящих в «Ак Жайык». Это, прежде всего, возрождение и
дальнейшее развитие родного языка среди населения казахской национальности,
его старинных национальных обычаев, традиций, духовного наследия и
национальной психологии, необходимость содействия в изучении казахского
языка в общеобразовательных школах и других учебных заведениях народного
образования в различных формах - в виде отдельной учебной дисциплины,
1
Мухамеджан Сералин (1872-1929 гг.), казахский поэт и публицист, его заместителем и
секретарём редакции был Еркем Алимов (1892-1913 гг.) – двуязычный татаро-казахский поэт (сын
татарина и казашки), чьи произведения печатались на казахском языке в журнале «Ай-Кап» и на
татарском – под псевдонимом «Шала татар» на страницах «Акмолла».
На 20 страницах выходил журнал «Ай-Кап», освещая самые разнообразные темы:
национальная культура (исследовательские публикации по фольклору, этнографии казахов);
пантюркистское движение (пропаганда мусульманского образования, строительство мечетей),
проблемы аграрных и товарно-денежных отношений в казахском ауле, эмансипация казахской
женщины и т.п. «Ай-Кап» внёс значительный вклад в развитие литературы и оформление
казахского литературного языка. В сентябре 1916 г. после выпуска 88-го номера власти закрыли
журнал, т.к. в 1916 г. после объявления о мобилизации жителей Центральной Азии на тыловые
работы, встреченного народом крайне отрицательно (казахи были освобождены от воинской
повинности, её стали отбывать с осени 1928 г.), «Ай-Кап» призывает к вооружённому восстанию
против царского правительства [1; 2].
Достарыңызбен бөлісу: |