Реферат на тему Казахстан в эпоху нового времени (XVIII - начало ХIХ вв.)
Боздаев.К 1225 ОМ
Введение
В историческом прошлом народов Средней Азии и Казахстана, приход царской России занимает особое и видное место, равно как и в истории России. Политика завоевания и присоединения этих территории была вызвана объективными факторами. Россия ослабленная войнами и внешней политикой на Западе, а также неудачными внутренними реформами была не только вынуждена, но и видела перспективным обратить свой взор на восточные земли, которые могли сулить новые рынки сбыта своих товаров, транзитные торговые пути, выход на Юго-Восточные страны. Но самое главное, уже в период начала прихода на эти земли, Россия предсказывала свое соперничество с могущественной Британской империей на территориях среднеазиатских народов. Тем самым приход на эти земли мог послужить превентивным фактором в дальнейших столкновениях. И если Среднюю Азию принято считать завоеванной, то Казахстан явно не относится к такому определению, ибо его вхождение было «добровольным». Казахстан в отличие от своих приграничных соседей, сам изъявил желание о присоединений к России. Несмотря на некоторое сопротивление оказанное царскому режиму в ходе процесса присоединения, что объяснялось, прежде всего разрозненностью казахских народов, тем не менее можно отметить, что процесс сближения и объединения носил характер обоюдного согласия.
Предпосылки присоединения казахских ханство к России
Непосредственным толчком к образованию единого казахского ханства явилась откочевка из-под власти хана Абулхаира в конце 50-60-х годов ХV века части казахских родов и племен Центрального и Южного Казахстана в Жетысу. Откочевка из-под власти ханов было распространенной в средневековье формой протеста, классовой борьбы трудящихся масс кочевого скотоводства против эксплуатации. Откочевавших казахов возглавили против хана Абулхаира дальновидные потомки хана Ак Орды Уруса-султаны-чингизиды Жаныбек и Керей, умело воспользовавшиеся народным недовольством в борьбе за власть. В Жетысу казахские султаны вступили в союзные отношения с ханом Моголистана Есен-Бугой, искавшим опору в борьбе против своего брата Юнуса, претендовавшего на власть в Моголистане и стремившегося обезопасить свои границы от Абулхаира, Тимуридов и калмыкских предводителей. После смерти Есен-Буги казахским султанам удалось создать в Жетысу самостоятельное политическое объединение - Казахское ханство.
Началом возникновения Казахского ханства автор "Тарих-и-Рашиди" Мирза Мухаммад Хайдар Доглати называет 470 год Хиджры, то есть 1465-66 годы. Казахское ханство в первое время занимало территорию Западного Жетысу (долины реки Чу и Талас). Ханство объединяло как местные, так и переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана роды и племена. После смерти хана Абулхаира в 1468 году во время похода в Жетысу казахские ханы вступили в борьбу с потомками джучидов разных линий за власть в Восточном Дешт-и-Кыпчаке и Коканде. К концу ХV века Жаныбеку, Керейхану и султану Касыму удалось укрепить свою власть на значительной части территории расселения казахских родов и племен на Сарысу и Сырдарье, в Приаралье и в предгорьях Каратау.
В ХVI-ХVII вв. Казахское ханство укрепилось, расширились его границы, охватившие основную часть этнической территории казахов, поддерживались связи со Средней Азией, Астраханским, Казанским, Сибирским ханствами, Русским государством. Наибольшего могущества Казахское ханство добилось в первой четверти ХVI века, при Касым-хане (1511-1518). Видный казахский хан вел самостоятельную внешнюю политику с Московским государством, успешно вел борьбу с узбекскими правителями, быстро расширил территорию Казахского ханства. Победа Касыма-хана над войсками среднеазиатского правителя Мухаммада Шайбани в 1510 году отдала в его руки большую часть городов Туркестана, в том числе и Ташкент. Эти города по большей части оставались в их власти на протяжении почти полутора столетий и в ХVII-начале XVIII вв. были политическими центрами Казахского ханства, одновременно являясь местом пребывания казахских ханов.
Во втором десятилетии XVI века Касым-хан окончательно утвердил свое господство над обширными просторами казахской территории. Границы ханства достигли реки Урал. Но Смерть Касым-хана усилила смуту в Казахском ханстве.
Присоединение к России
После присоединения к Русскому государству Казанского ханства началось заселение заволжских степей и Башкирии русскими, а также народностями Поволжья - мордвой, чувашами, татарами. В начале XVIII в. южноуральские степи являлись далекой юго-восточной окраиной Российской империи, а Яик - пограничной рекой.
За ней начиналась «киргиз-кайсацкая» - казахская степь.
В начале ХVIII века жузы превратились в самостоятельные ханства, во главе с собственными ханами.
С этого периода казахские ханства переживали глубокие потрясения, вызванные обострением внешнеполитического положения. Внутренняя борьба за власть, сепаратизм султанов нарушили единство, чем воспользовались соседи. С юго-запада совершали набеги волжские калмыки, поддерживаемые яицкими казаками, с севера нападали сибирские казаки, на кочевья за Яиком претендовали башкиры-подданные Российской империи, с юга теснили среднеазиатские ханы. Но наиболее грозная опасность нависла с Востока со стороны сильного и агрессивного военно-феодального Джунгарского ханства. Нападения джунгар на Казахстан начались еще в ХV веке. В конце ХVI века джунгары потерпели поражение от казахов, попали в зависимость от казахского хана Тевекеля.
В начале ХVII века Тауке хан укрепил казахскую государственность. Он был одним из вдохновителей составления свода правовых норм - "Жеты Жаргы", определивший основные принципы феодального правопорядка и государственного устройства.
В конце ХVII века казахи не смогли сдержать захватнические замыслы джунгарских правителей. Эти годы вошли в историю казахов как годы великого бедствия, сломив устои экономической и политической жизни казахского общества на долгое время. Казахи понесли катастрофические материальные и людские потери. Джунгарское нашествие оставило глубокий след и в социальных отношениях казахского общества.
Все больше осложнялись взаимоотношения казахов с российскими подданными - Уральским казачьим войском, калмыками и башкирами.
Казахские ханства находились в окружении архаичных и агрессивных государств - Бухарского и Хивинского ханств, Джунгарии. Это обстоятельство ставило под угрозу существование казахского народа.
Мир на западной границе стал одной из главных задач казахских ханов. Казахское ханство нуждалось в союзе с могущественным северным соседом - Российской империей. Этот союз был крайне необходим для борьбы с главным противником - Джунгарским ханством. Вместе с тем, этот союз означал конец независимости Казахского государства, превращение Казахстана в колонию Российской империи.
Первым подданство России принял Младший жуз, кочевья которого примыкали к левобережью Яика. В 1730 г. хан Младшего жуза Абулхаир обратился с просьбой к русскому правительству о принятии в подданство России. Просьба была удовлетворена. 10 октября 1731 г. Абулхаир и большинство старшин Младшего жуза принесли присягу на верность России. Эта дата стала исторической в истории народов Казахстана. Далее в 1740 г. подданство России принял Средний жуз. Исконно казахские земли были постепенно аннексированы Российской империей. Началась военно-политическая колонизация.
С начала ХVIII века в государственной деятельности Петра I определились основные направления внешнеполитического курса России по отношению к Средней Азии и степям Казахстана. Петр I считал Казахстан "ключом и вратами ко всем Азиатским странам и землям". Царское правительство начало активно укреплять позиции и влияния Российской короны в степи.
Россия была страной с наиболее реакционным и отсталым государственным строем по сравнению с другими европейскими государствами. Национальный гнет в России был сильнее, чем в соседних государствах, и выражался в полном бесправии национальных меньшинств, преследовании национальной культуры, в насильственной русификации, деформации экономики, которая приспособлялась к потребностям русской буржуазии и царизма.
Большинство территории Младшего и Среднего жузов было включено в состав Российской империи в конце XVIII, начале XIX веков. В 1824 году в состав России вошла территория Семиречья. Таким образом к середине XIX века неподвластными России оставалась лишь территория Южного Казахстана от Ташкента до Чу на юге и от среднего течения Сырдарьи до Ак-Мечети на севере, поскольку эта часть края находилась под властью Кокандского ханства.
Опорными пунктами России на юге Казахстана стали военные крепости. Здесь были возведены укрепления Алатау, Капал, Сергиополь, Лепсинск, организованы приказы Аягузский, Кокпектинский. После создания на Сырдарье нескольких укреплений и вытеснения кокандцев из крепостей Таушубек (1851 год), Ак-Мечеть (1853 год) было поддержано предложение Западно-Сибирского генерал-губернатора Г. Гасфорта о соединении Сырдарьинской и Сибирской военных линий. Было решено с этой целью возвести несколько укреплений между реками Коксу и Или. Весной 1854 года приставом Старшего жуза майором М. Перемышельским было заложено укрепление Верное. В 1855 году сюда переместилась резиденция пристава из Капала, Верное стало превращаться в центр Семиреченского края.
Русские начали строительство городов и все новых и новых укрепленных линий по всему Казахскому краю.
Поражение России в Крымской войне 1854-56 гг. заставило русское правительство отказаться от идеи активной политики в отношении Казахстана и побудило встать на путь экономического и политического укрепления, проведение реформ в аннексированных территориях.
Процесс присоединения Казахстана к России, продолжавшийся около 150 лет, завершился только в середине XIX века.
царизм реформа борьба казахский
Казахстан в составе царской России
Административные и экономические реформы.
Основным правовым нормативом применительно к аннексированным степным территориям и народам ее заселявшим, прежде всего казахам, стал «Устав о сибирских киргизах 1822 г.» Этот документ был разработан в 1822 г. под руководством М. Сперанского. После разделения Сибири на две части (1822 г.) территория Казахской степи была причислена к Западной Сибири, главное управление которой до 1839 г. находилось в Тобольске, с 1839 г. - в Омске.
По Уставу, область сибирских киргизов разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи, кочевавшие за р. Иртыш. С 1822 г. по 1838 г. было образовано 7 округов - Каркаралинский, Кокчетавский, Аягузский, Акмолинский, Бая-наульский, Кушмурунский, Кокпектинский. Во главе округов стояли окружные приказы "дуан", где сосредоточивались администрация, полиция, суд.
Приказы возглавляли ага-султаны, при них работали четыре заседателя, два русских чиновника, назначаемых губернатором и два казаха, выбираемых на два года почетными биями, старшинами. Старший султан избирался по положениям Устава на собрании султанов на три года. Ему присваивалось на время службы звание майора. Успешно выдержавшие три выбора могли претендовать на диплом дворянина.
В округ входило от 15 до 20 волостей. Во главе волостей стояли волостные султаны, правда, за неимением их во многих родах на эту должность выбирали представителей "черной кости". По своему положению они приравнивались к чиновникам 12 класса, их власть была исполнительного характера, выполнение приказов и постановлений дуана и исполнение судебных приговоров.
Каждая волость составлялась из 10-12 аулов. Аульные старшины избирались каждые три года, утверждались окружным приказом. Каждый из таких административных аулов объединял от 50 до 70 юрт-шаныраков. При организации округов и волостей учитывалось родовое деление, с этим сочетались и территориальные признаки. Каждый округ получал определенную территорию.
По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские. Наиболее серьезные дела изымались из ведения бийского суда. Но даже при рассмотрении менее важных вопросов решения суда биев могли быть обжалованы в окружные приказы. Первые пять лет казахи, принявшие Устав, освобождались от налогов. Документом предусматривались и другие виды повинностей - охрана караванов, гужевая повинность, почта, наблюдения за путями сообщения.
"Устав о сибирских киргизах" должен был содействовать гражданской и военной колонизации Северо-Центрального Казахстана, закреплению казахских аулов на определенной территории, организации нового политико-административного управления, что способствовало завершению присоединения Казахстана к России.
"Устав об оренбургских киргизах 1824 г.". Разработанный в 1822 г. Оренбургским генерал-губернатором П. Эссеном проект аналогичного устава для Младшего жуза был принят Азиатским комитетом в 1824 г. В этой связи сразу же было принято решение об отмене ханской власти. Последний хан Младшего жуза Сергазы был вызван в Оренбург и оставлен там на постоянное жительство с жалованием в 150 рублей серебром в месяц. Ему присвоено звание "первоприсутствующего в Оренбургской пограничной комиссии". Младший жуз был разделен на три части: западную - из родов байулы; среднюю - жетыру и отчасти алимулы: восточную - из алимулы, а также кипчаков и аргынов. Султаны-правители, поставленые во главе частей, по сути являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии, куда вошли председатель, по четыре советника и заседателя из состоятельных казахов. По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского правления.
При каждом султане-правителе находился казачий отряд под командованием офицера. Ставки их находились в казачьих станицах и укреплениях. Как султаны-правители, так и их помощники ставились из среды сословия султанов. Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правителем, назначались Оренбургским генерал-губернатором по рекомендации пограничной комиссии. Здесь не было выборной системы.
Общеизвестно, что важнейшей особенностью казахского традиционного общественного строя было ведение кочевого хозяйства. Природно-климатические условия почти на всей территории Казахстана обусловили ведение кочевого хозяйства в большинстве регионов Казахстана. Кочевое скотоводческое хозяйство играло стержневую роль в жизнедеятельности казахского общественного устройства. Благодаря его функционированию сложилась система материального производства, социальной и политической организации, при этом происходил внутри общества обмен продуктами скотоводства и земледелия, вырабатывались определенная система социальной иерархии, складывалась устойчивая духовная общность и система ценностных ориентаций, наконец происходит объединения родоплеменных структур в сложную систему государственного устройства под главенством России.
В аграрной жизни казахов, в тех отношениях которые сформировались к началу XIX в. наблюдаются переходные формы от общинного владения к частной собственности. “Уставы” принятые для Сибирского и Оренбургского ведомств насильно создавали формы переходные от экстенсивного хозяйствования к интенсивному. На этом направлении значительную роль сыграло сенокошение, а так же занятие земледелием. Нужно определенно сказать, что реформы создали основы для преобразования самого кочевого общества, при этом хозяйственная деятельность ограничивалось не только своим районом проживания, но и формирующимся рынком.
Налоговая политика - это система, которая существовала в казахском традиционном обществе - уплата зякета и ушура. Зякет - это составная часть дохода получаемого рядовым кочевникам и отрываемая в пользу хана или государственного устройства в размере 0,1 или 0,4 части его дохода. Как правило зякет составлял в конце XVIII в. по одной овце или другого скота со ста или двухсот голов. Сохранилось более подробное описание ушура - налога который платил земледелец. При этом он относился к налогам религиозным, т.е. соответствовал феодальным нормам средневековья.
Земледельцы уплачивающие налог ушур представляли собой казахское население юга Казахстана или казахов подчиненных Среднеазиатским ханствам. По законам шариата “каждый хлебопашец обязывается по окончании уборки хлеба раздать десятую часть со всего полученного хлеба, исключительно беднейшим людям или дозволяется отдать эту часть таким лицам, которые постоянно занимаются религиозными правилами ”. Казахи же, как подданные Ташкентского, Кокандского, Бухарского и части Хивинского ханства “они отдавали наряду с другими магометанами, каждый год десятую часть, получаемого с обитаемой ими земли хлеба, а скотоводы платили скотом”. Таковы данные об ушуре на 1848 г. Но сбор зякета и ушура в какой-то степени был подменен налоговой системой внедряемый в казахскую степь Российскими властями. С другой стороны уплата зякета и ушура, считалась как бы выражением протеста против властей. Так сбор зякета и ушура проводимый местными чиновниками, демонстрировал неприятие налоговой системы царизма. По “Уставу” 1822 г. вводился налог ясак, первые пять лет он не собирался, а заменялся добровольными приношениями в пользу больниц и т.д. Но, как правило, эта добровольность приходилась на членов административных органов, которые были в приказах. При налоге, введенном в систему Российской администрации, не отмечается традиционный налог, и он получил формулировку “вспоможения”. О каждой такой помощи необходимо было ставить в известность приказ, но ведь главой приказа были султаны, которым делались эти “вспоможения” и потому после внедрения реформы 1822 г. султаны - правители в огромных масштабах обогащались. При сборе налогов принималось во внимание, и было зафиксировано содержание духовенства, которое полностью легло на плечи султанов, и тем самым не был отменен налог ушур. Таким образом, рядовое кочевое общество оказалось под двойным налогообложением - российской системой и традиционной.
Вместе с общими налогами была масса повинностей местного характера. Наиболее важной считалось “устройство внутренних сообщений” эту службу должны были вести казахи поочередно с каждого аула. Сама повинность превратилось в полное нарушение законодательства и своеволие бюрократии и чиновников. Как раз эти нарушение стали одними из причин восстаний на территории Казахстана. Необходимо отметить, что налоговая политика, проводимая в те годы составляла стержень колониализма. Для того чтобы окончательно закрепить Казахстан за Россией нужно была проводить сильные экономические меры. Одним из экономических инструментов была проводимая налоговая политика, которая стала и инструментом социальным.
Одновременно с проводимыми экономическими реформами необходимо отметить и факт начала освоения безграничных казахских степей богатых природными ресурсами. Вовлечение огромного края в орбиту общероссийской промышленности привело не только к интенсивной разработке его богатств, но и строительству промышленных объектов по его освоению.
Так, к примеру, в 1833 Аппаком Байжановым были открыты карагандинские угли, в 1834 русским купцом С. Поповым в ур. Берккара (Каркаралинск) - первые медные и серебросвинцовые месторождения. В 1844 получили первую плавку руды на Благодатно-Стефановском заводе. С 1886 года началась добыча каменного угля на месторождении в урочище Карагандабасы. В том же году купец П. Ушаков получил привилегию на строительство Спасского медеплавильного завода, в 40 верстах от Карагандинских угольных копей. Медная руда добывалась на Успенском руднике, обогащалась на Сарысуйской обогатительной фабрике.
Квалифицированных рабочих для металлургических и рудничных работ нанимали па Урале, в Южных и Центральных губерниях России, а чернорабочих - из местной казахской бедноты.
В 1889 году в связи с аграрным кризисом царское правительство издало закон о порядке и условиях переселения крестьян из России в Казахстан. Захват земель казахского населения достиг огромных размеров.
В конце 90-х годов в северных областях обнаружился недостаток земель под переселенческие участки. Столыпинская реакция предусматривала массовое переселение крестьян в Сибирь и Казахстан, с целью ослабления остроты аграрного вопроса в центральных районах России.
К 1917 году царскими властями в Казахстане было изъято до 45 млн. десятин земли. Не менее трети населения Казахстана к этому периоду составили русские и украинцы. Во второй половине XIX века переселенческое движение русского крестьянства приняло небывалый размах. Если за десятилетие с 1895 по 1905 гг. в степные области Казахстана переселилось 294296 душ, то в 1906-1910 гг. - свыше 770000. Только с 1905 по 1916 гг. крестьянское население русских в степном крае выросло до полутора миллионов человек. Переселение русского крестьянства привело к коренному изменению национального состава Казахстана. По переписи 1897 года в Степном крае русского населения было 20%, а в 1917 году-уже 42%.
Духовно-культурные реформы
В сфере духовной жизни казахского общества также происходили большие изменения в связи с проведением колониальной политики. В течение длительного времени официальные идеологические установки Российской империи претворялись в оформление так называемой русской идеи, кратким и концентрированным ее выражением стала официальная политика периода правления императора Николая I - “самодержавие, православие, народность”. Проведение этой политики во всех районах российской империи приняло разнообразные формы - для Казахстана характерной стала многоаспектность колониализма. Мощной вехой его проявления стало внедрение “Устава о сибирских киргизах” в 1822 г. и других законодательных актов по закреплению казахского народа как объекта колониальной экспансии. В сложившихся условиях весьма характерной стала духовная колонизация казахского народа.
В свете вышесказанного особенно чуждыми для народов должны были стать религиозные ценности и ориентиры. В этом направлении правительственная политика была чрезвычайно коварной и очень корыстной. Начиная с 1785 г., когда был издан указ Екатерины II о праве иноверцев отправлять без препятствий свои обряды, официальные органы дали возможность мусульманам совершать обряды ислама. Однако самым главным препятствием было то, что представители культа полностью подчинялись правительственным органам и по сути были проводниками правительственной политики. Начиная с первых десятилетий XIX в. мусульманское духовенство в Российской империи было подчинено правительственным органам - особому департаменту в составе МВД, который при кабинете императора ведал всеми делами по азиатским народам и странам. Непосредственным руководителем мусульман, попавших под власть Российской империи было Оренбургское духовное собрание с муфтием во главе. В 1827 и 1835 гг. собранию и муфтию “повелели иметь наблюдение за народом мусульманским татарами, ташкентцами и киргизами”
В видах воспрепятствования пропаганде ислама, администрация изгоняла из казахских степей всякого татарина; гонимый приобретал благодаря этому ореол мученичества.
Оставаясь преспокойно в степи, так как казахи его скрывали. Администрация требовала, чтобы в казахских мектебах - национальных школах, учитель знал русский язык. Для того, чтобы открыть школу, или построить мечеть, требовалось особое разрешение, которое обыкновенно не давалось. В результате и мечети и мектебы устраивались нелегально. Подпольно стали строить дома без минаретов, чтобы скрыть их от взора полиции. Вместе с тем, царизм, проводя соответственную политику в отношении мусульманства в Казахстане, стремился всячески препятствовать служителям культа из казахской среды.
Политика правительства вместе с тем была направлена на внедрение христианства в среде казахов. При этом учитывалась любая, малейшая возможность. Нередки были случаи насильственной христианизации. Вплоть до внедрения Уставов по управлению Казахстаном, казахи очень мало вступали в христианство, как уже было сказано выше, в среде казахского населения большое значение имела традиционная религия, которая представляла собой совокупность разных обрядов и традиций. Нужно иметь ввиду и другое - в царской России христианство православного толка было постоянно необходимым дополнением политической жизни, и потому христианизация нерусских народов имела всегда политический характер.
Геополитическое значение присоединения
Россия, устанавливая новую систему властных отношений, вместе с тем прилагала немало сил для умиротворения Великой Степи и, позднее, Туркестана, стягивая воедино геополитическое пространство Евразии.
Продвижение России в глубь евразийских степей хорошо маркируется динамикой укрепленных линий, защищавших страну с юга и востока. "Засечные черты" XVI-XVII веков - Белгородская, Тамбовская, Симбирская, Закамская, Сызранская, Петровская - проходили по границам лесов и обороняли сердцевину Московского царства. В XVIII веке лесные засеки теряют своё значение; укреплённые линии - система крепостей, форпостов, "маяков" - постепенно преодолевают границу леса и степи. Создаются Украинская линия (в 1769 году крымские татары в последний раз появились под стенами крепости Св. Елисаветы); Царицынская линия между Волгой и Доном (1731 год); Иртышская линия между Усть-Каменогорском и Омском (1720 год); система укреплений, одна из самых протяжённых, с центром в Оренбурге (1734-1744 годы); Новая Закамская линия (1732 год), связанная через Самару с Оренбургской; Нижнеяицкая "дистанция".
К середине XIX века укреплённые линии продвинулись в пределы Киргизского края (Казахстана) - линия пикетов от Уральского укрепления на реке Иргиз, Сырдарьинская линия, Семиреченская линия. Это были последние системы укреплений, построенные на границах степи и зоны оседлых поселений. После завоевания Туркестана (60-80 годы XIX века) нужда в них отпала. На огромной территории Российской империи окончательно кануло в прошлое противоборство степняков и пахарей.
В начале XIX в. стало четко вырисовываться огромное стратегическое значение Казахстана, расположенного между Россией, среднеазиатскими ханствами и Китаем. Для дальнейшего продвижения в Азию России требовалось укрепиться, прежде всего, в казахских степях. Активизация колониальной политики объяснялась также экономическими интересами растущей русской буржуазии. Казахстан привлекал русских купцов как источник животноводческого сырья и рынок сбыта промышленных товаров, неконкурентоспособных на западном рынке.
Период до включения в состав России территории племен Среднего и Старшего жузов в Центральном, Южном и Юго-Восточном Казахстане (1755-1821 гг.) характеризуется усилиями казахского ханства легитимно возвратить земли, завоеванные на какое-то время Джунгарским ханством, часть которых к периоду его падения уже была занята казахскими племенами. Задача решалась путем переговоров с новым завоевателем - Цинской империей, претендовавшей на все джунгарское наследство, а также явочным порядком - самовольной перекочевкой казахов вглубь Северного Притяньшанья, Тарбагатая и Монгольского Алтая.
После завершения присоединения Казахстана к Российской империи вопрос о границах стал прерогативой Российской и Цинской империй. Цинская империя поддерживала протест казахов против строительства на кочевьях Семиречья русских и кокандских крепостей на начальном этапе присоединения Казахстана к России, но, ослабленная "опиумными войнами" и восстаниями мусульман на окраинах страны, оказалась перед угрозой потери Синьцзяна.
Таким образом, в последующем, Россия, занявшись вопросами делимитации и демаркации огромных китайско-казахских границ, не только обеспечила безопасность присоединенных территории, но и вышла к перспективному китайскому направлению.
Национально-освободительное движение
Первым и одним из самых значительных выступлений народных масс явилось движение под предводительством Срыма Датова. Основными причинами выступления казахов в Младшем жузе стали запрещение царизмом перехода казахов «на внутреннюю сторону», за Урал, ущемление прав части казахской знати, неограниченная власть хана и злоупотребления его ближайшего окружения. Батыру Срыму были присущи наивно-монархические иллюзии, характерные для многих предводителей крестьянских восстаний в России. Веры в «хорошего хана» не избежал и Срым Датов. По отношению к биям (кулакам) он придерживался в основном иной политики - старался привлечь их на свою сторону, шел на уступки, соглашаясь на восстановление ханской власти. Такая тактика руководителя восстания существенно тормозила его развитие, хотя антиколониальный и антиханский характер сохранялся до последнего этапа движения.
Более четко была выражена антиколониальная и антифеодальная направленность массовых выступлений в крестьянском восстании 1836-1838 гг. под руководством батыра Исатая Тайманова, вспыхнувшем уже в завершающий период присоединения обширного края к России.
Восстание 1836/38 гг. проходило в несколько иной ситуации, чем предыдущее движение: присоединение основной части территории Казахстана было завершено, колонизаторская политика царизма приобретала все более открытый характер. Уставы «О сибирских киргизах» 1822 г. и «Об оренбургских киргизах» 1824 г., введение в Младшем жузе дистаночной системы управления были призваны облегчить захват казахских земель царской администрацией. Оттеснение казахских родов на малоплодородные земли, фискальная политика царизма - все это придало восстанию прежде всего антиколониальный характер.
Основную движущую силу восстания составляли рядовые кочевники до последнего момента, невзирая на превосходство в силе объединенных отрядов карателей и окружения хана Жангира, проявившие верность Исатаю, в то время как бии и старшины, примкнувшие к отряду Исатая Тайманова на первоначальном этапе, пошли на предательство, стремясь выторговать у хана уступки, ведя с ним переговоры в обход предводителя движения. Соглашательская позиция бийско-старшинской группы в значительной степени ускорила поражение восстания.
В истории национально-освободительного движения особое место занимает самое крупное в XIX в. - восстание 1837-1847 гг. По размаху, воздействию на политику России, охвату, длительности и упорству оно значительно отличается от предыдущих и последующих выступлений казахского народа. Начавшееся как протест против колониальных захватов, строительства в Среднем жузе военных линий и организации округов восстание под руководством хана Кенесары Касымова в течение 10 лет наряду с движением горцев Кавказа отвлекало силы, средства могущественной империи, отодвинуло сроки военного покорения части Среднего и Старшего жузов, закончившись поражением на земле казахов.
Восстание 1837-1847 гг. по характеру, движущим силам, основным целям было массовым, антиколониальным, направленным не против русского народа, а против утверждения колониальных порядков и вытеснения коренных обитателей степи с веками насиженных мест. В нем немало противоречий, не выясненных обстоятельств, требующих научно-критического осмысления.
Заключение
Присоединение Казахстана к России имело огромное прогрессивное значение для казахского народа. Оно избавило казахов от порабощения джунгарскими феодалами, приобщило к передовой русской культуре, способствовало развитию казахской культуры и переходу к более прогрессивным формам хозяйства. С присоединением Казахстана к России начинается новый этап в истории казахского народа.
На примере истории вхождения в состав Российской империи казахских племенных объединений (жузов) можно увидеть длительный и трудный для обеих сторон период слияния Пашни и Степи.
Этот период в советской историографии 20-30-х годов было принято называть периодом колониального подчинения Казахстана царизму, периодом "абсолютного зла". Само присоединение Казахстана к России расценивалось как результат происков и личных амбиций хана Абулхайра или как результат сговора части казахской знати с царским правительством. В 1941 году М. П. Вяткин впервые высказался о присоединении к России как о "наименьшем зле", имея в виду реальную опасность подчинения казахских жузов хищническому кочевому государству джунгаров. Наконец, с 1948-1949 годах восторжествовала оценка присоединения Казахстана к России как прогрессивного шага, но при этом главным образом подчёркивалась совместная борьба русского и казахского народов против царизма.
Между тем стоит остановиться хотя бы только на самых основных моментах, характеризующих процесс сближения казахских жузов с Россией. С конца XVI века начинается русско-казахская и русско-туркестанская торговля по трассам через Тобольск и Казань. В 1645 году в устье реки Яик для обеспечения безопасности торговли основывается по царскому указу город Гурьев. Уже в конце XVII века казахские ханы направляют русским властям ходатайства о развитии торговли.
Таким образом, наряду с военными преимуществами присоединения к России начинают вырисовываться и преимущества торгового плана, что в конечном итоге подтолкнуло само экономическое развитие казахского народа. В последующем казахские территории стали рассматриваться царской Россией уже не как конечная цель продвижения России по Средней Азии, а промежуточная, по пути дальнейшего углубления.
Тем самым Казахстан прочно вошел и утвердился в составе России как ее неотъемлемая часть.
Достарыңызбен бөлісу: |