Казахстан в контексте политики России: административное реформирование



Pdf көрінісі
бет1/2
Дата03.11.2022
өлшемі265,54 Kb.
#47138
түріРуководство
  1   2


Казахстан в контексте политики России: административное реформирование (последняя 
четверть XVIII -начало ХХвв.)
1. 
Деятельность О.Игель-строма в обширном Оренбургском регионе началась в сложное время. 
Казахская степь была охвачена уже второй год национально-освободи­тельным движением под 
руководством стар­шины рода байбакты Младшего жуза Срыма Датова. В сложившейся ситуации 
(политический кризис в Степи, слабость позиций Нуралы хана, замешательство казахского населения в 
выборе нового хана и т.д.) генерал-губернатор О.Игель-стром посчитал, что искать опоры для 
рос­сийской администрации в лице казахской ари­стократии (ханов и султанов) бесполезно и 
целесообразно использовать внутреннюю борьбу в Степи для укрепления русской власти путем 
административного реформирования традицион­ных властных структур. C другой стороны, барон 
О.Игельстром уже имел опыт в предотвращении беспорядков, так как будучи на службе в 1767г. в 
Польше принимал участие в подавлении вос­стания и реформировании.Перед О. Игельстромом стоял 
вопрос: «Как и каким образом осуществить эту реформу?» Генерал -губернатор видел выход в 
реализации своих замыслов посредством привлечения руко­водителей движения, в первую очередь 
стар­шины С.Датова, который представлял в сере­дине 80-х годов XVII^. реальную силу в Степи. Для 
региональной администрации важно было выстроить линию сотрудничества со старши­нами родов, роль 
которых зачастую была клю­чевой в жизни казахского кочевого общества. Тем более, что в 1786г.хан 
Младшего жуза Нуралы был вынужден перейти пограничную линию и получить «. покровительство 
рос­сийских властей». Суть реформы О.Игельстрома включала ликвидацию ханской власти и 
пере­распределение властных полномочий Погра­ничному суду, организованному в Оренбурге (октябрь 
1786) и Пограничным расправам (в количестве трех единиц, что соответствовало родо-племенной 
структуре казахов Младшего жуза, а именно три племенных объединения Алимулы, Байулы, Жетру) - 
коллегиальные Советы с судебными функциями, подчиненные Пограничному суду (сентябрь, 1787г.). 
Кроме того предполагалось введение должности глав­ных старшин (1787). В этой ситуации 
вырисо­вывается роль М. Хусаинова. Именно по реко­мендации О.Игельстрома его назначают в 1785 
году первым ахуном в Казахской степи. Не случайно, что в период освободительного дви­жения под 
руководством С.Датова учреждается должность ахуна, создается ОМДС и утверж­дается должность 
муфтия. Создав мусульман­скую управленческую структуру, правительство окончательно признало 
ислам в качестве тер­пимой веры, рассчитывало на активное участие Духовного собрания во 
внешнеполитических акциях правительства в Казахстане и Средней Азии и одновременно взяло под 
надежный контроль духовенство, фактически поставив его на государственную службу. Не случайно, 
что М. Хусаинов, будучи ахуном Пограничной экс­педиции, направлял в Степь «увещевательные 
письма» казахскому народу. Суть данных писем сводилась к тому, что подданство мусульман государю 
иной веры не только не противоречит мусульманскому закону, а наоборот прямым образом им 
одобряется и освящается и что выступление против царского правительства является величайшим 
грехом для правоверного мусульманина. Причем свои доказательства он основывал, приводя отрывки из 
Корана.Посреднические функции в переговорах со старшинами и С.Датовым по реформированию 
власти в Степи были возложены именно на М. Хусаинова, которые он выполнил блестяще. 21 сентября 
1785г. участвовал на собрании старшин близ р. Женешке (приток Илека), где принял присягу в верности 
Е.и.в. у 208 старшин Младшего жуза. Пребывание М. Хусаинова более месяца (7 сентября по 8 октября 
1785г.) в Степи позволили ему разобраться в причинах борьбы старшин и хана Младшего жуза Нуралы 
и соответственно предложить региональной администрации свои предложения по измене­нию 
сложившейся ситуации в регионе.Одновременно М.Хусаинов распространял «от­крытые листы», т.е. 
обращение генерал-губер­натора. О.Игельстрома к казахскому населению Младшего жуза к 
прекращению взаимной ба-рымты и призванию «жить в покое.В 1786 М.Хусаинов вновь участвовал на 
съезде старшин на р. Хобда, несмотря на то, что казахи «злословили и стращали умерщвлением» ахун 
сумел оказать на них влияние и принял присягу у семи султанов и 168 «лучших людей», а именно 
влиятельных старшин Младшего жуза в верноподданстве. Кроме того, М. Хусаинов сумел объяснить 
представителям казахской знати важность и необходимость реформирования системы управления в 
Степи, предлагаемые генерал-губернатором Уфимского и Симбирского наместничества. В мае 1786 года 
он доносил О. Игельстрому, что казахи «... истинно желают пребыть верными в подданстве и жить в 
мире с соседями»


2.
В первой половине XIX в. начинает развиваться местная промышленность и промыслы. Казахи из 
Прииртышья и Урала, Прикаспия, Арала и Зайсана превратили ловлю рыбы в постоянный промысел. Из 
соленых озер в Западном и Северо-Восточном Казахстане, стали добывать соль на продажу. В 
восточных и центральных районах Казахстана начали осваиваться месторождения цветных металлов и 
каменного угля. В середине ХIX в. в Казахстане были построены водяные и ветряные мельницы, 
кузницы, рудоплавильные, салотопенные и кожевенные заводы, дававшие продукции на 70 000 руб. 
Казахи стали работать на предприятиях горнодобывающей промышленности. На Уральской линии 
число отходников увеличилось с 6 тыс. человек в 1820 г. до 8 тыс. в 1824 г. Первая половина XIX в. — 
время оживления торговых связей Казахстана со среднеазиатскими ханствами, Сибирью и Китаем. В 
целях обеспечения безопасности караванов через правительство России в мае 1803 г. разрешено купцам 
содержать вооруженные отряды. В Западном Казахстане крупным торговым центром стала Ханская 
ставка. В 1855 г. в Семипалатинске были учреждены две городские ярмарки. В торговле со Средней 
Азией не было равных Петропавловску. В 1849 г. сюда доставлены товары из Ташкента на 5 тыс. 
верблюдах и 150 арбах. Расширяющаяся казахско-русская торговля открывала путь для приспособления 
хозяйства Казахстана к нуждам экономического развития России. Усиливая политическое дробление 
Среднего жуза, царское правительство назначило в 1815 г. второго хана Букея. После смерти хана Букея 
в 1817 г. и хана Вали (Уали) в 1819 г. новые ханы в Среднем жузе не были утверждены. Сложившееся 
положение было использовано для ликвидации ханской власти и введения новой системы управления 
Средним жузом. «Устав о сибирских киргизах» 1822 г. был разработан под руководством Сибирского 
генерал-губернатора М.М.Сперанского, участие принимал будущий декабрист Г.С.Батеньков. Главной 
целью «Устава» была ликвидация традиционной казахской политической системы, изменение 
административного, судебного, территориального управления на северо-востоке Казахстана Средний 
жуз был разделен на аулы, волости, округа. Аул состоял из 50-70 кибиток, волость — 10-12 аулов, округ 
— 15-20 волостей. Средний жуз составлял «Область сибирских киргизов», которая подчинялась Омской 
области. Омская, Томская и Тобольские области вошли в состав Западно-Сибирского генерал-
губернаторства с центром в Тобольске, а с 1839 г. — в Омске. Позже управление сибирскими казахами 
было возложено на Пограничное управление. Практически неограниченные полномочия приобретал 
пограничный начальник. Генерал-губернатор утверждал старшего султана с его одобрения. 
Пограничный начальник единолично утверждал казахских заседателей окружного приказа и волостных 
управителей, вел переговоры по пограничным делам с соседними владетелями; управлял казахами. 
Область делилась на внешние и внутренние округа Казахские кочевья отошли к внешним округам, 
создаваемым на правобережье Иртыша Округа подчинялись Омскому областному правлению, а 
руководство ими возлагалось на окружные приказы. Формальное руководство округом передавалось 
старшему султану. Старший султан избирался султанами, его приравнивали к чину майора российской 
службы, а через 9 лет службы он мог рассчитывать на дворянское звание. Старшего султана, как раньше 
хана, поднимали на белом войлоке. Старшие султаны избирались на 3-года с правом дальнейшего 
переизбрания. Срок пребывания в должности волостного султана не ограничивался, его власть 
переходила по наследству, но обязательно утверждало в должности областное правление. Волостные 
султаны имели звание чиновников 12-го класса Султаны, не избранные на должности, сохраняли свое 
наследственное звание, но не имели права вмешиваться в управление. Аульные старшины избирались 
каждые 3 года, запрещалось переизбираться на последующие сроки. Аульный старшина утверждался в 
должности окружным приказом. Судебные дела по «Уставу» делились на 3 категории: уголовные, 
исковые и жалобы на правление. Уголовные дела рассматривались в окружных приказах на основании 
законов Российской империи. Предварительное следствие велось бием с участием российского 
чиновника. По требованию казахов рассматриваемые дела решались на основании местных старых 
законов, но окружной приказ имел право пересмотра решений биев. «Устав» 1822 г. создавал условия 
для расширения торговли между Россией и Казахстаном. Казахи могли пригонять на российский рынок 
свои стада. Продажа вина запрещалась. Караванная торговля не облагалась пошлиной, а султан мог 
отправлять караваны за границу. Реформа открыла путь к освоению богатств казахского края. 
Длительное время оппозицию в Младшем жузе возглавлял султан Каратай Нуралиев. Большинство 
казахов в нижнем течении Сырдарьи признавали ханом Арынгазы. По «Уставу об оренбургских 
киргизах», разработанному П.К.Эссеном в 1822 г., планировалось назначение в Младший жуз трех 
ханов, но такое предложение было отвергнуто и Устав не был утвержден. Он был принят в Азиатском 
комитете лишь в 1824 г. Хан Шергазы был вызван в Оренбург и принят на службу, а ханская власть на 
территории Младшего жуза упразднена. Ханская власть сохранялась до 1845 г. лишь во Внутренней 
орде,образованной в 1801 г. в междуречье Волги и Яика. 


3.
По времени реформы совпали с отменой крепостного права и буржуазными реформами в России. 
Распространение капиталистических отношений на окраины также берет начало с этого времени. Для 
изменения системы управления Казахстаном в 60-е гг. XIX в. была образована комиссия, которую 
возглавил И.И.Бутков. Комиссия предложила разделить всю степь на две области — Западную и 
Восточную. Предложения комиссии были вручены Оренбургскому генерал-губернатору А.П.Безаку. В 
1865 г. в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым губернатором назначен Н.Л.Крыжановский. В 
1865 г. для подготовки реформы образована Степная комиссия, ее возглавил член совета Министерства 
внутренних дел Ф.К.Гирс. Шокан Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстаном на 
началах народного самоуправления. Проект реформы по Тургайской. Уральской, Акмолинской, 
Семипалатинской областями был подготовлен комиссией Ф.К.Хирса, Л.Баллюзека, Л.Мейера, 
А.П.Проценко. Комиссия, куда вошли В.Д.Дандевиль, Ф.К.Гейнс, подготовила проект по 
Семиреченской и Сырдарьинской областям. В 1867 г. царь Александр II утвердил «Временное 
положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», а в 1868 г. — «Временное 
положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-
губернаторства». Вся казахская территория делилась на 3 генерал-губернаторства: Туркестанское, 
Оренбургское и Западно-Сибирское. Военная и гражданская власть сосредоточивалась в руках генерал-
губернатора Каждое генерал- губернаторство делилось на области.Уральская и Тургайская области 
относились к Оренбургскому.Акмолинская и Семипалатинская — к Западно-
Сибирскому,Семиреченская и Сырдарьинская — к Туркестанскому генерал-губернаторствам. 
Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 г. была включена в состав Астраханской губернии. 
Мангыстау в 1870 г. отошел под управление Кавказского военного округа, а позже в Закаспийскую 
область. Сосредоточение военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора составляло одну из 
узловых задач реформ. Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право ведения 
дипломатических переговоров с Китаем и Ираном. Стоявший во главе области военный губернатор 
одновременно являлся наказным атаманом казачьих войск. При военных губернаторах для ведения дел 
создавались областные правления, которые имели 3 отдела: хозяйственный, судебный и 
распорядительный. Контроль над его деятельностью осуществлял вице-губернатор. Он являлся 
председателем правления, имел при себе советников. Согласно реформам области делились на уезды. 
Один из двух помощников уездного начальника, назначаемый генерал-губернатором, был из 
представителей местной правящей верхушки. Уездным начальникам подчинялись полиция, воинские 
части, учреждения уезда. Уезды делились по территориальному принципу на волости, а волости — на 
административные аулы, состоявшие из 100-200 кибиток. Отбираемые из знати волостные и аульные 
утверждались вышестоящим колониальным руководством. Султаны-чингизиды обеспечивались 
государством пожизненной пенсией и освобождались от налогов. В оседлых населенных пунктах 
Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов, они 
избирались и утверждались областными военными губернаторами. Им, как и аульным и волостным 
старшинам, вручали бронзовый знак и печать. Согласно реформам 1867-1868 гг. были учреждены 
военно-судебные комиссии. уездные суды. Хотя в Сырдарьинской области сохранился суд казиев, роль 
военно-уездных судов в решении споров была весомей. В каждой волости избирались от 4-х до 8 ми 
биев. Утверждаемые военными губернаторами суды биев и казиев были низшим звеном колониальной 
судебной системы. Реформы 1867-1868 гг. создали предпосылки для освоения богатств края. Усилилось 
социальное расслоение, формировалось жатачество — уход обедневших казахов на заработки в 
прилинейные поселки и города, на первые промышленные предприятия. (последствия реформы 
подвергались критике Абая Кунанбайулы, Ыбрая Алтынсарыулы). Проект «Положения об управлении в 
Семиреченской и Сыр-Дарьинской областях» вместе с докладом «Особого комитета» и объяснительной 
запиской «Степной комиссии» поступил на утверждение в кабинет министров, а затем к царю. 11 июля 
1867 г. Александр II подписал Указ об утверждении «Временного положения об управлении в 
Семиреченской и Сыр-Дарьинской областях». 21 октября 1868 г. Царское правительство обнародовало 
«Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского 
генерал-губернаторства». Таким образом, реформа 1867-1868 гг. подготавливалась сверху, без участия 
самого казахского народа. Она определила колониальное положение Казахстана, его административное, 
судебное устройство и законодательную основу дальнейшей аграрной политики самодержавия, 
стремившегося превратить край исключительно в сырьевой район и аграрный придаток Российской 
империи. Если завершение присоединения Казахстана к России явилось важнейшим фактором, 
способствующим консолидации казахского народа, то реформой 1867-1868 гг. царизм стремился 
помешать развитию этого процесса. 


4.
Младший жуз занимал территорию от Яика на западе до низовьев Сырдарьи на юго-востоке 
протяженностью 850 тысяч верст. После подавления Крестьянского восстания под предводительством 
Е.И. Пугачева река Яик была переименована в Урал. В начале XIX века часть населения Младшего жуза 
кочевала в междуречье Волги и Урала. На этой территории указом императора Павла I от 11 марта 1801 
года была создана Внутренняя Орда. Ее также называют Букеевским ханством по имени ее первого хана 
Букея.Букей Нуралыулы (1748/49–1815 гг.) был одним из влиятельных султанов Младшего жуза, одно 
время возглавлял Ханский совет. По его инициативе была образована Букеевская Орда. В 1803 году на 
новые земли переселилось около 5 000 семей. В ханском звании Букей был утвержден только в 1812 
году. Давая возможность племенам Младшего жуза свободно заселять междуречье Волги и Яика, 
Российское правительство намеревалось ослабить борьбу казахов за землю.Сын Букея, Жангир получил 
хорошее образование в доме астраханского губернатора. Владел русским, арабским и персидским 
языками. Опираясь на царское правительство, Жангир провел преобразования в системе управления 
Внутренней Ордой. С привлечением средств царского правительства в местности Жаскус стал 
возводиться ханский дворец (ханская ставка). В 1827 году был создан Ханский совет из 12 биев, 
ставший составной частью администрации Букеевской Орды.Причины восстания.Система общеханского 
управления Внутренней Ордой была расшатана несовпадением политики хана Жангира и интересов 
народа, самоуправством феодалов. Лучшие земли в Орде принадлежали русским помещикам. В 1818 
году царским правительством был издан указ, запрещавший казахам переселяться на территорию 
Букеевской Орды. Положение усугубилось в 1834 году в результате джута, когда погибло 40 000 голов 
скота.Хан Жангир Букеев (1825–1845 гг.) рассматривал территорию Орды как свое собственное 
владение, защищал интересы колонизаторов. Произвол, который творили родственники Жангира в 
отношении народа, оставался безнаказанным. Все это вызывало недовольство и подтолкнуло народные 
массы к восстанию.Антифеодальный и антиколониальный характер восстания обусловил двойное 
угнетение казахских шаруа царскими чиновниками, помещиками и местными феодалами. Поводом к 
восстанию стало назначение в 1833 году Карауылкожи Бабажанова, зятя хана Жангира, правителем 
казахских родов, кочевавших в районе Каспия.Основной движущей силой восстания стали казахские 
шаруа. В восстании приняли участие некоторые старшины и бии. Переход родоправителей на сторону 
хана Жангира и царских войск в связи с ослаблением восстания ускорили его поражение.Восстание в 
Букеевской Орде делится на три периода:1833–1836 годы – формирование главных предпосылок 
восстания;1837 год – развитие восстания, столкновение восставших с царскими карательными отрядами 
и подручными хана Жангира;декабрь 1837 – июль 1838 гг. – ослабление сил восставших и поражение 
восстания.Руководители восстания.Восстание возглавили старшины Исатай Тайманов и Махамбет 
Утемисов. В 1812 году хан Букей назначил Исатая Тайманова старшиной отделения жайык племени 
берш. В 1814 году он был утвержден в старшинстве Оренбургской пограничной комиссией. В 1817 и 
1823 годах Исатай привлечен к суду по наветам оренбургского губернатора, но оправдан. В 1826 году он 
сопровождал посла хана Бухары. В 1835 году Исатай написал хану письмо, в котором просил защитить 
народ от бесчинств Карауылкожи.Сподвижник Исатая, воин-поэт Махамбет Утемисов был старшиной 
племени берш. Он сыграл особую роль в определении целей восстания. Представление о главных 
требованиях восставших можно получить из стихов Махамбета, обращенных к хану Жангиру и султану 
Баймагамбету, исполнителя ханской воли.Главными целями движения стало ограничение всевластия 
хана, улучшение положения шаруа, изменение земельной политики царизма.Начало 
восстания.Восстание началось с отдельных выступлений против Жангира и его подручных. С февраля 
1836 года восстание в Букеевской Орде приняло национально-освободительный характер. Количество 
повстанцев увеличивалось. В конце октября 1836 года под знамена Исатая перешли еще 20 
аулов.Встревоженные усилением авторитета Исатая среди народа старшины, поддерживающие хана 
Жангира, в декабре 1836 года совершили внезапное нападение на аулы Махамбета и Тиналы 
Тайсоганулы, разграбив имущество и угнав скот.По требованию оренбургского губернатора В.А. 
Перовского атаман Покатилов с отрядом в 200 казаков попытался захватить Исатая в плен. Попытка 
кончилась неудачей, к отряду Исатая, состоявшему из 1 000 человек, присоединились другие отряды 
Букеевской Орды.Меры царского правительства по подавлению восстания.События, происходившие в 
конце 1836 года в Букеевской Орде, стали известны в Петербурге. Николай I потребовал сурово наказать 
руководителей бунта. Для координации действий по подавлению восстания оренбургский губернатор 
В.А. Перовский назначил подполковника Геке, выделив ему дополнительные военные силы.15 октября 
1837 года недалеко от местности Теректи-Кум отряды Исатая и Махамбета разгромили аул бия Балкы 
Кудайбергенулы, приближенного хана Жангира. В конце октября 1837 года восставшие численностью в 
2 000 человек осадили ханскую резиденцию.Поражение отрядов Исатая 15 ноября 1837 года у Тастобе 
повлияло на дальнейший ход восстания. Число восставших уменьшилось. За это сражение Геке получил 
чин полковника. Наказание аулов, поддержавших восставших, могло вызвать всеобщее возмущение в 


Букеевской Орде, поэтому по предложению подполковника Геке им было даровано прощение, а 
захваченный у восставших скот был распределен между султанами и феодалами хана 
Жангира.Ослабление восстания.За поимку Исатая царской администрацией было обещано 1 000 рублей, 
а за его голову – 500 рублей. Не достигнув цели, отряд Геке возвратился в Кулагинскую крепость.13 
декабря 1837 года, прорвав заградительную линию в районе Жаманкалинской крепости, Исатай ушел на 
территорию Младшего жуза, что по времени совпало с движением шаруа, вызванным восстанием 
Кенесары Касымова. Отряды Кенесары нашли поддержку у кочевавших в районе Тургая племен 
кыпшак, аргын, затем – жагалбайлы и табын. К Кенесары присоединились отряды Жоламана 
Тленшиева, находившиеся на берегах Илека. В январе 1838 года отряд Исатая подошел к озеру 
Шошкаколь и Горской крепости, создав угрозу для Уральской военной линии.Поражение восстания.На 
последнем этапе восстания целью Исатая Тайманова стало распространение восстание на территорию 
Букеевской Орды. Для борьбы с восставшими губернатор подчинил все военные группы полковнику 
Данилевскому. Тот поручил султану Баймагамбету Айшуакову создать вооруженную группу для 
преследования Исатая.В это время территорию Младшего жуза охватило восстание Кенесары 
Касымулы, что побудило правящие круги ускорить подавление восстания Исатая. Западносибирский 
генерал-губернатор князь Горчаков выставил против сарбазов К.Касымова, нападавших на военные 
линии на Иртыше и Ишиме, новые военные группы. Отступая из пределов Сибири, часть отрядов 
Кенесары оказалась в Оренбургском крае.Последнее сражение отрядов И. Тайманова с царскими 
войсками состоялось 12 июля 1838 года в местности Акбулак. В сражении погибли около 80 повстанцев. 
Тяжелораненый Исатай был расстрелян. Часть восставших во главе с Махамбетом Утемисовым 
продолжала сражаться. Но гонения на участников восстания усиливались, и он вынужден был уйти в 
пределы Хивы.В октябре 1839 года Махамбет тайно возвратился в Букеевскую Орду. В 1841 году он был 
схвачен карателями и доставлен сначала в Гурьев, а затем – в Уральскую крепость. Приговор военного 
суда ограничился его высылкой за пределы Букеевской Орды. В октябре 1846 года Махамбет был 
предательски убит приверженцами султана Баймагамбета.Расправа с пленными повстанцами была 
суровой, однако большинство восставших смогли укрыться среди соплеменников. Чтобы не вызвать 
нового недовольства среди казахских шаруа Букеевской Орды, судебное преследование было 
прекращено.Новое движение в Букеевской Орде.После подавления восстания тяжелое положение 
казахских шаруа во Внутренней Орде не изменилось. И в 1842–1844 годах здесь началось новое 
движение, которое возглавили Аббас Кошаев и Лаубай Мантаев. Главными требованиями движения, 
носившего антифеодальный характер, были отказ от подчинения ханам и султанам; разрешение на уход 
из Внутренней Орды на территорию Младшего жуза.Чтобы выразить недовольство действиями хана, 
Аббас Кошаев выехал в ноябре 1842 года в Уральск, а затем – в Оренбург; с этой же целью 18 февраля 
1843 года побывал в Оренбурге Лаубай Мантаев. По требованию хана Жангира они оба были заключены 
в тюрьму. Вернувшись в Орду, Аббас и Лаубай призывали не признавать власть Жангира.В марте 1844 
года они были схвачены и преданы военному суду в Уральске. Лаубай Мантаев умер в тюрьме в 1847 г. 
Аббас Кошаев и другие руководители движения были сосланы на работы в ведение Лифляндского 
инженерного корпуса.Причины поражения и последствия восстания.Причины поражения восстания 
Исатая Тайманова:разобщенность повстанческих отрядов, как во Внутренней Орде, так и на основной 
территории Младшего жуза;часть участников восстания ограничилась борьбой против своих 
непосредственных противников и при ослаблении восстания перешла на сторону хана 
Жангира.Восстание 1836–1838 годов имело некоторые положительные последствия:был положен предел 
ежегодному росту налогов в пользу хана и его родственников;царское правительство стало считаться со 
старшинами казахских аулов;была ослаблена социальная база ханской власти;царское правительство 
склонялось к ликвидации ханской власти во Внутренней Орде. В начале XIX в. на территории 
Казахстана сформировались три различные системы управления: в восточной половине - так называемое 
Сибирское ведомство, в западной -Оренбургское ведомство. В дополнение к этому в 1801 г. в результате 
перехода за Урал пяти тысяч кибиток в междуречье Волги и Урала возникла Букеевская орда (с 1812 г. - 
Букеевское ханство). 


5.
Группы представляли собой отдельные казачьи войска и отличались по ряду организационных, 
хозяйственных и бытовых особенностей. Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское казачьи 
войска были одной из основ политического, военного, хозяйственно-экономического и 
социокультурного присутствия России в Средней Азии вообще и в Казахстане, в частности. Уральские, 
оренбургские, сибирские и семиреченские казаки непосредственно соприкасались с местным казахским 
населением, входили с ними в сложную систему отношений. Эти отношения были порой мирными и 
взаимовыгодными, сопровождавшимися торговлей, обменом, заимствованием технологий, культурных и 
хозяйственных навыков, а порой - натянутыми и враждебными, сопровождавшимися борьбой за 
земельные ресурсы, военными столкновениями, грабежами. Семиреченское казачество.Семиреченское 
казачье войско было образовано в 1867 г. из 9-го и 10-го полковых округов сибирского казачества, 
расположенных в Семиреченской области. В конце XIX в., кроме города Верного, где находился центр 
казачьего управления, семиреченские казаки населяли 13 станиц: Сергиопольскую, Урджарскую, 
Лепсинскую, Сарканскую, Копальскую, Кок-суйскую, Каскетинскую, Голубовскую, Надеждинскую, 
Софийскую, Большую Алматинскую, Малоалматинскую и Николаевскую. Кроме того, они имели 17 
выселков. На начало 1894 г. население на территории Семиреченского войска было всего около 32,5 тыс. 
человек, в том числе войскового - 25 тыс. и 7,5 тыс. иногородних. В мирное время войско выставляло 1 
конный полк, а в военное - 3 конных полка. Для семиреченских казаков было характерно развитое 
самоуправление. Специальным положением 1870 г. вместо подчиненности населения военному 
губернатору и уездным начальникам вводилось почти полное самоуправление в станичных обществах. 
Важная роль отводилась главному органу самоуправления - сходу, на котором могли присутствовать и 
лица невойскового сословия, имевшие недвижимость в районе станиц, но они получали право голоса 
только в делах, их касающихся.Уральское казачество. Первые поселения уральских (яицких) казаков 
появились в северо-западной части территории современного Казахстана (по реке Урал (Яик)) в XVI в. 
Московское государство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной 
колонизации.Яицкие казаки приняли активное участие в Крестьянской войне 1773-1775 годов, что было 
связано с ущемлением правительством традиционной системы самоуправления казачьего войска. После 
завершения войны Яицкое войско было официально переименовано в Уральское казачье войско.Во 
второй половине ХIХ в. Уральское войско делилось на три отдела - Уральский, Лбищенский и 
Гурьевский.По данным на начало 1900 г., численность уральских казаков с членами семей составляла 
чуть более 123 тыс. человек. Кроме того, на земле Уральского войска проживало 42,6 тыс. человек, не 
принадлежащих к казачьему сословию - так называемых «иногородних».Важным фактором 
устойчивости традиционной социальной структуры и всех элементов повседневной культуры было 
широкое распространение в Уральском войске старообрядчества. В конце ХIХ в. более 40% уральских 
казаков были старообрядцами. Оренбургское казачество.Оренбургское казачье войско было создано в 
1748 - 1755 гг. Основным его ядром послужили самарские, уфимские, алексеевские и исетские казаки, а 
также солдаты ландмилицейских полков, переведенные на жительство и службу в Оренбургскую 
губернию.Казаки расселялись по станицам, крепостям и редутам, и должны были нести постовую 
службу по охране границ, заниматься земледелием и скотоводством.Возникшее войско было 
многонациональным по своему составу: при преобладании русских в нем были также украинцы, татары, 
башкиры, калмыки, казахи и представители других национальностей.Оренбургское войско занимало 
южную и юго-восточную часть Оренбургской губ., от границ уральского казачьего войска до границ 
сибирского казачьего войска. На юге и юго-востоке войско граничило с казахскими степями.12 декабря 
1840 г. было издано «Положение об Оренбургском казачьем войске», согласно которому все крестьяне, 
проживающие на землях войска, причислялись к казакам. «Положение…» определяло границы войска, в 
состав которого вошли Троицкий и Верхнеуральский, а также значительная часть Челябинского, 
Орского и Оренбургского уездов.По своей организации Оренбургское казачье войско было близко к 
регулярным войскам и несло службу по Верхнеяицкой линии - от Яицкого городка до Верхнеяицкой 
крепости. До 1868 г. Оренбургское казачье войско разделялось на 12 полков и на военные округа. Затем 
военные округа были переименованы в отделы, а окружные начальники - в атаманы отделов. Атаманств 
было три: первое - в Оренбурге и отчасти в Оренбургском уезде, второе - в Орском и Верхнеуральском 
уездах, третье - в Троицком и Челябинском уездах.В конце ХIХ в. войско имело 404 поселения, 
составлявших 44 станицы. Войскового сословия на начало 1894 г. числилось около 350 тыс. чел., 
иногородних - 49 тыс. чел., всего - около 400 тыс. чел. В 1916 г. население Оренбургского казачьего 
войска составило уже около 533 тыс. человек. Казачье население жило в основном в сельской местности. 
В городах проживало лишь около 2%. Столицей войска являлся город Оренбург. Войсковой круг, 
проводившийся 23 апреля, в день войскового покровителя Св. Великомученика Георгия Победоносца, 


имел статус войскового парада и церковного праздника.Представители казачьих войск вплоть до начала 
ХХ века сохраняли традиции, «старинные» порядки и быт. Основными занятиями были земледелие, 
рыболовство, добыча соли, охота.Отношения казаков с казахским населением складывались 
противоречиво. С одной стороны, между этими группами существовали интенсивные торгово-обменные 
контакты. Многие казаки свободно владели казахским языком.Вплоть до начала ХХ века существовал 
институт куначества - дружеские, близкие, взаимовыгодные отношения между двумя - казацкой и 
казахской - семьями. Казаки оказывали большое влияние на хозяйство и быт казахов, заимствуя в свою 
очередь ряд хозяйственных навыков у казахского населения.С другой стороны, нередкими были 
конфликты из-за земельных угодий, захват казаками казахских пастбищ, лошадей. Казахи отвечали на 
это периодическими восстаниями, нападениями на казацкие поселения. Принятое в 1870 г. «Положение 
об общественном управлении» дало право выбора органов станичного самоуправления. Атаманы 
отделов назначались военным министром по представлению Войскового атамана. В состав управления 
отдела входили: помощник атамана (из штаб-офицеров), старший адъютант, помощник старшего 
адъютанта, делопроизводитель, офицеры, наблюдавшие за школами, военной подготовкой казаков и 
конским запасом, а также ветеринарный врач. Правление станиц состояло из помощника станичного 
атамана, двух писарей, станичных судей и почетных станичных судей.Казачество принимало активное 
участие во всех крестьянских войнах и многих народных восстаниях. Начиная с XVIII века, казаки 
непосредственно участвовали во всех войнах России. Они особенно отличились в русско-турецких 
войнах XVII—XVIII вв., Семилетней войне (1756—1763), Отечественной войне (1812) и заграничных 
походах (1813—1814), Кавказской войне (1817—1864), Крымской войне (1853—1856), Русско-турецкой 
войне (1877—1878) и в Первой мировой войне. В этот период казачество выставило свыше 8 тыс. 
офицеров и 360 тыс. нижних чинов, из которых было сформировано: 164 конных полка, 3 отдельных 
конных и 1 пеший дивизион, 30 пластунских батальонов, 64 артбатареи, 177 отдельных и особых сотен, 
79 конвоев, 16 запасных полков и другие запасные части. Казачество поголовно участвовало в 
Гражданской войне, испытало на себе процесс большевистского расказачивания. Большие социальные 
последствия для казачества имели преобразования 30-х гг. ХХ века.В 1920 г. Декретом СНК 
ликвидировалась система казачьего самоуправления, а Постановлением ВЦИК распространялось общее 
для страны положение о землеустройстве и землепользовании. В 1936 г. ЦИК СССР отменил 
существовавшие для казачества ограничения по службе в армии.Казаки в массовом масштабе 
героически сражались с врагом в период Великой Отечественной войны.Современное казачество 
казахстана.В конце 1980-х в начале 1990-х годов в СССР, а после его распада начался процесс 
возрождения казачества.Первая организация казаков в Казахстане была зарегистрирована 30 марта 1990 
г. под названием «Уральское городское казачье историко-культурное общество». Одновременно шло и 
«возрождение» сибирского казачества. В Северном Казахстане в июне 1989 г. объявил о своем создании 
Союз казаков «Горькой линии», вошедший в состав Сибирского казачьего войска.В Омске в декабре 
того же 1990 г. Малый круг Союза сибирских казаков провозгласил себя преемником бывшего 
Сибирского казачьего войска и записал в своем приговоре, что «исторически казачьими землями 
считаются освоенные нашими предками казаками территории Западной Сибири и Степного края...», т.е. 
весь Северный, Восточный и Центральный Казахстан. Этот документ был разослан во все казачьи 
формирования России, Уральскому и Семиреченскому казачеству, а также Президенту Казахстана.В это 
же время в Восточном Казахстане было зарегистрировано общество «Казачий круг».В 1992 г. на базе 
данного общества был создан Союз казаков Восточного Казахстана. Первоначальной задачей его также 
являлось возрождение обычаев и традиций казачества, поиск и объединение потомков казаков и т.д.В 
целом историю современного казачьего движения можно разделить на три этапа. На первом этапе — в 
1990-1995-е гг. — происходил процесс стихийного возрождения и восстановления казачьих 
формирований в Казахстане, для которого характерны патриотизм, высокий энтузиазм. Процесс 
стихийной самоорганизации часто сопровождался столкновениями как между казачьими организациями 
в борьбе за сферы влияния, так и между казаками и представителями титульной нации в вопросах 
суверенитета страны.Следующий этап — 1995-2005 гг. — характеризуется становлением казачества в 
Казахстане. В этот период казачьи структуры проходили официальную государственную регистрацию 
под видом общественных объединений различного статуса, налаживали всевозможные контакты между 
казачьими формированиями непосредственно в Казахстане и с казачьими формированиями России и 
дальнего зарубежья. В первой половине 2006 г. ряд казачьих общественных объединений образовал 
новый «Союз казачьих общественных объединений Казахстана».В 2008-2009 гг. из данной организации 
вышли Региональные общественные объединения «Союз казаков Степного края» и «Союз казаков 
Семиречья», которые функционируют и сегодня. 


6.
Одним из самых известных событий в истории Казахстана в XIX веке стало переселение уйгуров и 
дунган в Семиречье. Уйгуры – древний тюркоязычный народ Центральной Азии, издавна 
расселявшийся на территории Восточного Туркестана. Этноним дунгане в переводе с тюркского 
означает «возвратившийся народ». Дунганский язык относится к китайско-тибетским языкам, их родина 
– китайские провинции Ганьсу и Шэньси.В 50-х годах XVIII века Джунгария и Восточный Туркестан 
были завоеваны правившей в Китае маньчжурской династией Цин и включены в состав Цинской 
империи под названием Синьцзян – «Новая граница».В течение XVIII века и в первой половине XIX 
века дунгане и уйгуры неоднократно поднимали восстания против правительства, боролись за обретение 
национальной независимости. Восстания жестоко подавлялись китайскими властями. В ходе борьбы 
уйгуров и дунган в илийском крае образовался Илийский султанат – государственное объединение, 
раздираемое внутренними противоречиями. После захвата данного региона российскими войсками в 
1871 году обстановка несколько стабилизировалась, были созданы местные органы власти, находящиеся 
под наблюдением царской администрации. Под давлением мировой общественности начались 
переговоры о возвращении края Китаю. Возник вопрос о дальнейшей судьбе уйгуров и дунган. В 1881 
году между двумя империями был заключен Санкт-Петербургский мирный договор, по которому 
уйгуры и дунгане получили право переселиться на территорию Семиреченской области. Тогда перейти 
границу изъявили желание около 100 тыс. уйгуров, дунган и небольшая часть казахов. Переселение 
уйгуров и дунган в Семиречье.Первое переселение дунган на территорию Казахстана состоялось в 
декабре 1877 г. Тогда около 4 000 дунган, спасаясь от преследований, добрались до Семиречья. Второе 
переселение дунган произошло в 1884 г., тогда же переселилась часть уйгуров. Переселяя уйгурских и 
дунганских крестьян в Среднюю Азию, царское правительство преследовало две цели: во-первых, 
попытка ослабления экономической базы Китая в Кульджинском регионе, во-вторых, использование 
переселенцев в качестве военной силы против Китая в случае осложнения военно-политической 
ситуации. Переселяя эти народы, царские власти не поинтересовались мнением местного казахского 
населения, поскольку к тому времени земля в Семиречье уже была объявлена государственной 
собственностью. Уйгуры и дунгане старались селиться компактно и пытались сохранить земляческие 
связи. Мигранты были размещены в основном в Жаркентском и Верненском уездах Семиреченской 
области.Численность уйгуров и дунган на территории Казахстана постепенно росла. В 1897 году в 
Казахстане проживало 56 тыс. уйгуров и 14 тыс. дунган. Социальное и экономическое положение 
переселенцев.На прежнем месте уйгуры и дунгане оставили обработанные ими земли, сады, огороды, а 
также дома, поэтому в первые годы испытывали некоторые трудности. Им приходилось жить в палатках 
и шалашах, поскольку в Семиречье лес был очень дорогой. Не хватало семян, скота, строительных 
материалов и орудий труда. Некоторые переселенцы вернулись обратно в Илийский край. Несмотря на 
то, что по правилам переселения мигранты должны были получить по 10 десятин земли на каждого 
человека мужского пола, им выделили небольшие участки земли. Так, если русские переселенцы 
получали по 20–25 десятин земель на каждую мужскую душу, то уйгуры и дунгане – по 5–7.Кроме всего 
прочего, им выделяли участки, нуждающиеся в искусственном орошении. Такие земли зачастую были 
каменистыми и неплодородными, и поэтому осваивались только на треть. В результате часть 
дунганского населения нищала. Более того, переселившиеся в города продолжали платить налоги в 
волостях, куда первоначально были приписаны.Уйгурская и дунганская беднота, испытывая нехватку 
рабочей силы и орудий труда, обрабатывала небольшие участки земли. Этим пользовались богатые 
общинники. Они брали землю в аренду, превращаясь в новых хозяев. Так, богатый уйгур из 
Жаркентской волости Верненского уезда Вали Ахун Юлдашев взял в аренду свыше 10 тысяч десятин 
земли. Завладев водоразделами, он построил десятки арыков в соседних волостях. Дехкане отдавали ему 
от трети до половины урожая. Юлдашев стал монополистом и в хлебной торговле.Уйгурские 
промышленники старались организовать перевозку грузов по реке Или. При поддержке областных 
правителей они приступили к налаживанию водной торговли до Кульджи. Уйгурские баи стали 
вкладывать деньги в постройку водяных мельниц, в создание производств по переработке 
сельскохозяйственного сырья. Наемными рабочими на этих предприятиях становились обедневшие 
уйгуры и дунгане, что сближало их с казахскими и русскими трудящимися.Культура уйгуров и 
дунган.До 20-х годов XX в. дунгане одновременно пользовались китайскими иероглифами и арабским 
алфавитом одновременно. Большинство из них знали казахский, русский и кыргызский языки. 
Значительная часть песен и легенд дунган посвящалась национально-освободительноу движению в 
Китае. Сочинялось немало сатирических и шуточных песен. Например, поэт Ву Сан писал песни, 
осуждающие и высмеивающие богатых и скупых людей, их лицемерие и ханжество. 


7.
Казахстан накануне коллективизации. Ф.И.Голощекин избрал курс на «советизацию аула», на 
проведение «новой революции» в Казахстане. В 1926 году был произведен передел пахотных и 
сенокосных угодий, в ходе которого трудящиеся получили в пользование земли, ранее принадлежавшие 
баям. Это еще больше обострило обстановку в ауле накануне коллективизации. Зимой 1927-1928 годов 
власти столкнулись с серьезным кризисом хлебозаготовок. По указанию И.В. Сталина в ходе 
хлебозаготовок было разрешено использовать чрезвычайные меры. Для проведения хлебозаготовок Ф.И. 
Голощекин направил в села и аулы 4800 уполномоченных. В ходе хлебозаготовок были подвергнуты 
репрессиям около 31 тысячи крестьян.В 1928 году силовой нажим на крестьянство определил Декрет 
ЦИК и СНК Казахстана «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов». 
По Декрету от 1928 года было выселено 657 баев-полуфеодалов, у которых было изъято 145 тысяч голов 
скота.Насильственная коллективизация. В декабре 1927 года XVсъезд ВКП (б) провозгласил курс на 
коллективизацию сельского хозяйства. Коллективизация - процесс объединения мелких единоличных 
крестьянских хозяйств в коллективные сельскохозяйственные предприятия путем кооперирования. В 
развитии кооперации на селе провозглашались принципы добровольности, материальной 
заинтересованности, поэтапного перехода от низших форм кооперации к высшим.Коллективизацию в 
Казахстане намечалось закончить к весне 1932 года. В зерновых районах основной формой колхозного 
строительства должна была стать сельскохозяйственная артель, в животноводческих районах - 
товарищество по совместной обработке земли и косьбе (ТОЗ). Колхозное движение в республике со 
второй половины 1929 года стало развиваться форсированными темпами. Для проведения 
коллективизации и оседания наряду с местными «коллективизаторами» Казкрайком партии привлек 8 
тысяч рабочих. Из внутренних районов России в республику было направлено 1 204 рабочих. Посланцы 
партии из «далеких краев» насаждали в Степи тип расселения, в точности повторявший планировку 
российской деревни. С 1929 года в Казахстане создаются первые машинно-тракторные станции (МТС), 
которые обеспечивали техническую и организационную помощь колхозам сельскохозяйственной 
техникой. Коллективизация и одновременное оседание разрушали вековой уклад жизни казахского аула. 
Процесс оседания предполагалось завершить в 1933 году. В ходе коллективизации в условиях жесткого 
администрирования особенно преуспевали лжебелсенды (лжеактивисты).Коллективизация в Казахстане 
проводилась без учета местных условий. К октябрю 1931 года в Казахстане было коллективизировано 
65% всех хозяйств. Тогда как в 1928 году - всего 2%. Девиз: «Перегибов не допускать - парнокопытных 
не оставлять!» принадлежал тургайским перегибщикам. В ходе их деятельности от 1 миллиона голов 
скота осталось всего 98 тысяч голов. В 1931-1932 годах в Шубартауском районе сдали государству на 
мясо 80% всего поголовья скота. На 1 января 1933 года в республике насчитывалось всего 4,5 млн голов 
скота.В ходе коллективизации, наряду с эксплуататорскими элементами, раскулачивались зажиточные и 
середняцкие хозяйства. Беднякам и середнякам, не желавшим вступать в колхоз, угрожали высылкой за 
пределы Казахстана или зачислением в кулаки. За 1933 год органы ОПТУ Казахстана арестовали свыше 
21 тыс. человек.Голод в республике. В 1930-1932 годах в Казахстане разразился голод, потери от 
которого составили 40% населения республики. За годы коллективизации из пределов республики 
мигрировали свыше 1 млн казахов, из них 616 тыс. безвозвратно и 414 тыс. впоследствии вернулись в 
Казахстан.В 1931-1933 годах из 6,2 млн жителей республики погибли от голода около 2,1 млн, из них 
потери некоренного населения составили 400 тысяч. Численность казахского населения после 
коллективизации была восстановлена спустя почти 40 лет-в 1969 году. Казахский голодомор 1931-1933 
годов получил в народе название «ашаршылык». Голод 1930-1932 годов в Казахстане вошел в историю 
как годы «великого джута», как величайшая трагедия казахского народа. Огромные потери при 
проведении коллективизации понесло животноводство. С 1928 по 1932 год численность крупного 
рогатого скота сократилась с 6 млн 509 тысяч до 965 тысяч; овец - с 18 млн 566 тысяч до 1 млн 386 
тысяч; лошадей - с 3 млн 616 тысяч до 416; верблюдов - с 1 млн 42 тысяч до 63 тысячи.В июле 1932 года 
группа деятелей республики: Г. Мусрепов, М. Гатауллин, М. Давлетгалиев, Е. Алтынбеков, К. 
Куанышев написали лично Ф. Голощекину о голоде, причинах катастрофы («Письмо пяти»). В марте 
1933 года о голоде в казахской Степи в письме И.В.Сталину сообщал Т. Рыскулов. О голоде и 
эпидемиях в Актюбинской области, Тургайском и Балхашском районах в 1932 году имеются данные в 
докладе московского отряда «Красного креста».Сопротивление коллективизации. Сталинская модель 
коллективизации сельского хозяйства вызвала ожесточенное сопротивление крестьян. Волна 
вооруженных выступлений в Казахстане прошла в 1929-1931 годах. Крупным очагом народного 
недовольства в Восточном Казахстане стал Семипалатинский округ. Огромный резонанс по всему 
Казахстану имело Батпаккаринское восстание в Тургайской области, начавшееся 1 ноября 1929 года. 
Оно было квалифицировано Казкрайкомом как проявление бандитско-басмаческого 


движения.Упорством и умелой организацией отличалось восстание в Сузакском районе, начавшееся 2 
февраля 1930 года. Восставшие заняли районный центр Сузак, убили руководителей района. Наряду с 
осуждением беззакония властей, в своих требованиях они затрагивали и религиозные вопросы. Большие 
массы людей Южного, Центрального и Западного Казахстана, недовольных политикой 
коллективизации, стекались в Каракумы. Численность восставших достигла 5 тысяч человек. 
Каракумское восстание 1930 года было подавлено 8-й дивизией, дислоцировавшейся в Оренбурге.В ходе 
насильственной коллективизации в Казахстане имели место 372 массовых волнения и восстания. 
Руководство Казкрайкома и СНК республики за последствия коллективизации не понесло перед 
народом никакой ответственности.Борьба с последствиями коллективизации. В сентябре 1932 года ЦК 
Компартии Казахстана принял постановление о сельском хозяйстве. Искусственно созданные колхозы 
были распущены. В зерновых районах вместо коммун были организованы сельхозартели. В феврале 
1935 года состоялся съезд колхозников-ударников, на котором был принят новый Устав 
сельскохозяйственной артели. К концу второго года первой пятилетки на колхозных полях республики 
работало около 9 тысяч тракторов. Особое внимание уделялось подготовке трактористов и комбайнеров. 
К концу второй пятилетки в Казахстане было создано около 200 совхозов. На полях республики 
работало свыше 24 тысяч тракторов и 8 тысяч комбайнов. К концу второй пятилетки в основном был 
завершен переход казахов от кочевого образа жизни к оседлому. На их хозяйственное устройство 
Советское правительство отпустило 40 млн рублей.В ноябре 1938 года в Казахстан с Дальнего Востока 
было переселено более 100 тысяч корейцев. Из корейцев-переселенцев в Кзыл-Ординской и Алма-
Атинской областях было создано 57 колхозов. Часть корейцев-переселенцев перебралась в Узбекистан в 
районы орошаемого земледелия. 24 января 1930 г. при Совете Народных Комиссаров Казахской ССР 
был создан Республиканский комитет по вопросам перехода к оседлости 11 . 19 февраля ЦИК 
республики утвердил положение о Комитете. На него возлагалось общее руководство переводом 
кочевого и полукочевого населения к оседлой жизни. Решения Комитета были обязательны для всех 
наркоматов, учреждений, окрисполкомов республики. При президиумах окружных исполнительных 
комитетов были созданы окружные комитеты, а при районных - районные комиссии по вопросам 
перехода к оседлости.Центральный Комитет ВКП(б) и союзное правительство оказывали постоянную 
помощь Казахстану в социалистической перестройке сельского хозяйства. 16 февраля 1930 г. СНК СССР 
принял решение о плане хозяйственного развития Казахской АССР 12 . План предусматривал 
осуществление землеустройства и других мероприятий, обеспечивавших оседлость населения в 
земледельческой и земледельческо-животноводческой полосах Казахстана. При этом подчеркивалась 
необходимость максимального стимулирования коллективизации кочевых и полукочевых хозяйств 
одновременно с переходом их к оседлости и внедрением машинной техники. Союзное правительство 
обязало соответствующие плановые, финансовые и земельные органы определить источники и размеры 
средств, необходимых для устройства намеченных к оседанию в 1929 - 1930 гг. 85 тыс. хозяйств 13 . Без 
этой помощи Казахстан не смог бы в короткий срок решить стоявшие тогда перед ним задачиПереход к 
оседлости представлял собой сложный и трудный процесс. Эти трудности были связаны главным 
образом с общей отсталостью аула. Серьезным тормозом являлись сохранявшиеся еще среди казахов 
пережитки патриархально-феодальных отношений и родового быта. Байские элементы старались 
использовать эти пережитки в своей борьбе против мероприятий Советской власти. Одним из 
пережитков являлся так называемый "ынтымак". Согласно этому обычаю, каждый казах должен был 
защищать прежде всего интересы рода и слушаться аксакалов. Эксплуататорские элементы ловко 
использовали этот обычай для сдерживания классовой борьбы в казахских аулах.Трудности, возникшие 
при переходе к оседлости, усиливались реакционной деятельностью буржуазных националистов, вроде 
алашординцев и сторонников Чаянова и Кондратьева, подвизавшихся в то время на руководящих постах 
в Казахстане. Все они настойчиво твердили о "крепости родовых отношений в казахском ауле". Тем 
самым они пытались доказать невозможность перехода от политики ограничения эксплуататорских 
элементов к их ликвидации. Но, несмотря на сопротивление классового врага и его агентуры, 
трудящиеся Казахстана развернули борьбу за социалистическое переустройство аула.По плану в 1929/30 
г. к оседлости должно было перейти население 34 районов Алма-Атинского, Сыр-Дарьинского, 
Актюбинского, Гурьевского, Павлодарского, Петропавловского, Семипалатинского и Каркаралинского 
округов. На расходы, связанные с этим переводом, было ассигновано 8303 тыс. руб., не считая средств, 
выделенных наркоматами и другими ведомствами. В результате огромной помощи Советского 
правительства и братских республик Казахстану его сельское хозяйство к весне 1933 г. имело 2264 
трактора, 179520 плугов, 20912 сеялок, 45312 сенокосилок.


8.
Этап первый 1897-1926 гг. Этот этап этнокультурной истории характеризировался глобальными 
трансформациями общества на территории Казахстана. Эти трансформации были вызваны массовым 
крестьянским переселением, резко усилившимся после революции 1905 г., Первой мировой войны, 
революции 1917 г., Гражданской войны.Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 
проведенная в 1897 году, зарегистрировала 4 млн. 84 тыс. казахов проживавших в пределах Российской 
империи, из них примерно 3 млн. 391 тыс. проживали на территории современного Казахстана.В конце 
XIX – в начале XX вв. Казахстан превращается в полиэтничную провинцию России. Увеличивается, 
особенно в городах, численность татар, в Казахстан переселяются мордва, эстонцы, поляки и другие 
этносы. Значительную группу переселенцев составляли уйгуры и дунгане. В некоторых уездах, где 
изъятие казахских земель под переселенческие участки достигло наибольшего размаха, казахское 
население оказалось даже в меньшинстве. Так, если в 1897 г. в Омском уезде казахи составляли 38% 
населения, то с 1915 г. – 15%. В Петропавловском уезде – 44,5% и 32% соответственно, в Кокшетауском 
уезде – 51 и 26%, в Костанайском – 77 и 41%, в Уральском – 51 и 24%. Широкомасштабная 
сельскохозяйственная колонизация была преимущественно славянской и воспринималась местным 
населением как русская. Согласно материалам переписи 1926 г., в современных границах Казахстана 
проживало 6198 тыс. чел. Численность казахов в 1926 г. составила 3627,6 тыс. чел., а удельный вес 
снизился по отношению 1897 г. до 57,1%. Численность русского населения увеличилась в 2,8 раза [3, c. 
19]. Формирование этнокультурного облика Казахстана шло под активным влиянием миграционных 
процессов. Миграции сыграли большую роль в истории Казахстана – огромной страны с низкой 
плотностью населения, значительной пространственной дифференциацией, темпов социально-
экономического развития и уровня жизни. Это напрямую отразилось на этносоциальном составе страны. 
Коренное население к 1925 г. на престижных должностях и в органах управления составляло не более 10 
процентов. Также следует отметить низкий процент урбанизации и грамотности казахов. Численность 
городского населения в целом была незначительной – 519 тыс. чел., из них казахов всего 14,4%. 
Основную долю населения городов составляли русские – 52,8%. Этап второй 1927-1939 гг. Результаты 
демографических процессов конца 20-х – 30-х гг. ХХ века были отражены в переписях 1937 и 1939 
гг.Всесоюзная перепись 1937 г. зафиксировала убыль населения на 1071,7 тыс. чел. по сравнению с 1926 
г. Произошло сокращение численности казахов на 39,8%. Соответственно, доля казахов в составе 
населения уменьшилась с 57,1% по переписи 1926 г. до 38,8% по переписи 1937 г. Также произошло 
сокращение численности украинцев на 36%, узбеков на 19%, уйгуров на 48%. В то же время происходит 
увеличение численности русских на 33,5%, татар на 13,4%, немцев на 36,6%.
Исходя из данных 
переписей можно вычленить следующие основные тенденции в формировании 
этнокультурного облика Казахстана в довоенный период:наметилась четкая тенденция 
организованной миграции на территорию Казахстана из европейских регионов СССР. за счет 
прибывшего населения повышается и уровень урбанизации. Если по данным переписи 1926 г. 
доля городского населения равнялась 8,5% [6], то в 1939 г. – 35,9%, то есть 1710 тыс. чел. [7] 
тенденция к сокращению числа местного, преимущественно сельского населения продолжала 
усугубляться. К 1939 г. численность казахского населения сократилась в 1,8 раза против 
данных 1926 г. Если в 1926 г. казахи составляли большинство населения (58,2%), то в 1939 г. 
доля их снизилась до 36,4%. Большинством населения стали русские — 41,2%, тогда как в 
1926 г. доля их составляла 20,5% [8]. Такой резкий спад числа казахского населения был связан 
с масштабным голодом в 30-х гг. и откочевкой в сопредельные территории. Основная масса 
откочевавших казахов погибла.При использовании данных переписи 1939 г., необходимо 
учитывать, что сведения по численности коренного населения оказались сильно завышенными. 
Ученые (, , Поляков, , Д, д. Богоявленский, , . , , Ю. А. ) проанализировавшие данные 
переписей 1937 и 1939 гг. пришли к выводу, что в рамках идеологической борьбы и в целях 
приобретения политических выгод, общая численность, в частности, сельского населения была 
сильно преувеличена. Масштабы фальсификации были огромными и беспрецедентными. К 
общей численности населения республики была «добавлена» восьмая часть, а к числу 
сельского (преимущественно коренного) населения – пятая часть мужчин и десятая часть 
женщин. Тем не менее, данные переписи 1939 г. можно использовать в научных 
исследованиях, но только лишь с учетом корректировок.


9.
В начале ХХ века царские власти приступили к активизации переселенческого процесса крестьян из 
внутренних губерний империи в Сибирь и Казахстан. Политика переселения крестьян из России на 
окраины должна была решить вопрос помещичьих угодий. После проведения крестьянской реформы 
возникла острая необходимость в решении вопроса выделения земель для освободившихся от 
крепостничества крестьян. Российских крестьян решили обеспечить землей за счет населения 
Казахстана. С целью решения вопросов, связанных с переселением крестьян на новые земли в 1904 году 
было образовано переселенческое управление.В первых годах XX века, Россия оставалась абсолютной 
монархией. Страной, где отсутствовали политические свободы, где управление обширным государством 
в месте с его колониями сосредотачивалось в руках самодержавного императора. В государстве, 
простиравшейся на огромной территории Евразии, отсутствовала конституция и представительные 
учреждения, ограничивающие власть монарха. Противоречия между самодержавием и новыми 
экономическими отношениями, складывавшимися в стране, к началу века достигли своего апогея. 
Понимая, что старые методы управления столь огромным по своим масштабам государством не могут 
отвечать потребностям нового времени, царь предпринимает некоторые уступки в сторону создания 
представительного органа власти -Государственной Думы. Манифест 17 октября 1905 года вошел в 
историю Российской империи как первый документ, учредивший в системе имперского управления 
институты конституционной монархии, обосноваться которой не удалось в силу исторических событий. 
На основании данного документа в период царствования Николая II действовало четыре созыва 
Государственной Думы. Депутатами от Казахстана в двух первых являлись виднейшие представители 
казахской интеллигенции: А. Беремжанов, А. Букейханов, А. Кальменов, Б. Кулманов, Б. Каратаев, 
М.Тынышпаев.Несмотря на ряд уступок, сделанных царем для разряжения политической обстановки в 
стране, все же властям не удалось стабилизировать ситуацию. Нарастал политический кризис, как в 
самой России, так и в ее окраинах. Начало века, в связи с активизацией переселенческого движения 
крестьян из внутренних губерний империи, ознаменовалось усилением аграрного вопроса в Казахстане. 
Политика переселения крестьян из России на окраины, по плану царских властей должна была решить 
ряд вопросов: во-первых, помещичьи угодья, после проведения крестьянской реформы, оставались в тех 
же размерах что и до реформы. Царь не желал ущемления прав помещиков, пользовавшихся землей, в 
лице этой прослойки император видел надежную поддержку для существующей формы 
государственного правления. Возникла острая необходимость в решении вопроса выделения земель для 
освободившихся от крепостничества крестьян другими способами; во-вторых, поскольку основным 
видом хозяйствования казахского и киргизского населения являлось скотоводство, и вели они кочевой 
образ жизни, имперской власти представлялось возможным все «излишние» земли передать в 
переселенческий фонд и за счет этих земель обеспечить крестьян наделами. Таким образом, проблема 
обеспечения землей российского крестьянства должна была решаться за счет коренного населения 
Казахстана.В 1904 году было образовано переселенческое управление. Данная организация была 
призвана координировать все вопросы, связанные с переселением крестьян на новые земли.В условиях 
сложных поземельных отношений в Казахстане развернулось проведение столыпинской аграрной 
реформы. П.А. Столыпин, будучи председателем Совета министров и министром внутренних дел 1906-
1911 гг., выработал принцип модернизации страны, основной целью которой было сделать крестьянина 
собственником земли. Суть аграрной политики П.А. Столыпина выражалась в трех законодательных 
актах. Это Указ «О дополнении некоторых постановлении действующего закона, касающихся 
крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 года, который был дополнен и 
переработан во II Государственной Думе в закон «Об изменении и дополнении некоторых 
постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 года. И, наконец, 29 мая 1911 года был 
принят закон «О землеустройстве». Проведение мероприятии по аграрной реформе началось с 1906 
года. Направлена она была на разложение крестьянской общины и формирование крепких 
самостоятельных хозяйств. В тоже время, Столыпин не хотел трогать крупные помещичьи владения и 
решил недостаток земли восполнить за счет «казенных» земель в Казахстане.10 июня 1903 года было 
принято «Правило о добровольном переселении на казенные земли в области: Сырдарьинскую, 
Ферганскую и Самаркандскую», предусматривающие изъятие «излишков» земли у местного населения
25 июня 1903 года были приняты «Правила о пособиях от правительства переселяющимся в Сибирь и 
Степное генерал-губернаторство», определяющие размеры пособий и льгот крестьянам - переселенцам.6 
июня 1904 года были приняты «временные правила о переселении сельских обывателей и мещан-
земледельцев». Вместе с «Временными правилами» правительство утвердило специальную инструкцию 
«О порядке определения государственного земледельческого фонда в областях Акмолинской, 
Семипалатинской, Тургайской, Уральской для переселения, а равно иных государственных 


потребностей», ставшую основной нормативной базой для массового изъятия земли у 
казахов.Переселенческое управление, для обеспечения всех желающих получить по новому закону 
наделы на территории Казахстана, осуществляло непосредственное изъятие земель у казахов и передачу 
их в Переселенческий фонд.В 1905 году Переселенческое управление было включено в состав Главного 
управления землеустройства и земледелия.На территории Казахстана, в связи с создавшимися 
благоприятными условиями, стали в больших количествах переселяться русские и украинские 
крестьянские семья.Под кулацкие хозяйства отвадились лучшие сельскохозяйственные угодья 
казахского населения. Это в конечном итоге привело к обезземеливанию коренного населения и выселке 
их с насиженных мест в места непригодные для ведения какой-либо хозяйственной деятельности. 
Только в 1907-1912 гг., было переселено из европейской части страны 2 мил.400 тыс. человек, лишив 
казахов к 1916 году 40 млн. гектаров лучших земель. По поводу пагубности для коренного населения 
переселенческой политики правительства и сложных аграрных отношении в Казахстане, в своей 
депутатской речи с высокой трибуны II Государственной Думы Б. Каратаев сказал: «...в настоящее 
время выселяют казахов не с земель, а из жилых их домов для того, чтобы освободить их места для 
крестьян, для того, чтобы спасти помещиков».К 1916 году в Казахстане под переселенческие участки, 
под лесные дачи казачьих войск, помещичьи имения, монастырские участки, для городов и полос 
железных дорог были изъяты 45 147 765 дес. пахотных земель и пастбищных угодий. Создалась большая 
казахско-киргизская батрацкая армия. Массовое изъятие земель казахов резко осложнило отношение 
между кочевниками и русско-украинскими переселенцами. Совершенно был прав Т. Рыскулов, когда 
писал: «После 1899 года этнические конфликты (столкновения) между казахами и русскими стали 
характерной чертой в степи». Восстание в тех регионах, где переселенческая колонизация шла высокими 
темпами и возникали все новые и новые русско-украинские поселки казачьи станицы, принимало ярко 
выраженный антирусский характер. Так было, в частности, в Семиреченской области, где подверглись 
нападению повстанцев 94 переселенческих села. В результате межнациональных столкновении погибло 
1906 человек, было ранено 684 человека русских и украинцев. Потери карательных отрядов составили 
всего 171 человек.Царизм жестоко мстил восставшим. Горели сотни аулов, много безвинных было 
расстреляно в степи. Обозы карателей были до отказа завалены награбленным в аулах добром — 
кольцами, браслетами, кошмами, коврами, бархатными халатами и бешметами, соболиными шапками. 
Однако ни карательные экспедиции, ни военно-полевые суды, ни виселицы не смогли спасти 
обреченный историей колониальный режим. Казахский народ бесповоротно влился в общий поток 
освободительной борьбы народов России.Крупномасштабное вытеснение казахов и киргиз из 
собственных земель привело к дестабилизации политической обстановки в Казахстане и Киргизстане и 
новому подъему национально-освободительного движения.Восстание 1916 года отличается от прежних 
тем, что им была охвачена вся степь — весь нынешний Казахстан, начиная от берегов Каспийского моря 
и кончая Монголией, этим оно приобретает большой исторический смысл, как общенациональное 
движение против поработителей. Национально-освободительная революция имела широкую 
социальную базу. Основной ее движущей силой стали широкие слои национального крестьянства, 
казахские рабочие и ремесленники. Идея национальной независимости, ставшая общенациональной, 
объединила воедино различные слои населения казахских шаруа, рабочих, традиционную знать степи, 
оппозиционную русскому и иностранному капиталу нарождающуюся национальную буржуазию, 
национальную интеллигенцию.И в заключении можно сказать о том, что Царское правительство, 
подпираемое помещиками и фабрикантами, забыло даже свой 'закон о неприкосновенности личности и 
земель казахского народа, выраженный в жалованной грамоте императрицей Елизаветой Петровной в 
XVIII в. Абулхаир хану. Между тем, нарушение порядка, ограждающего его величество и его 
приспешников, считалось нарушением «святости».А последующие Законы царского правительства 
принятые в начале ХХ века попирали права коренного населения усилили неприязнь и недовольство 
казахского населения. Восстание продемонстрировало рост революционного классового самосознания 
казахского народа, тысячи восставших прошли школу вооруженной борьбы против царского 
самодержавия. Оно послужило мощным толчком к росту национального самосознания народов 
Казахстана. Впервые за долгие годы колониального гнета они осознали общность национальных 
интересов, пробудились к активной политической деятельности, осознали себя силой, способной к 
вооруженной борьбе против колониальной экспансии российского самодержавия. Народное движение, в 
ходе которого были созданы структура власти, вооруженные силы, аппарат управления, перерастало в 
национально-освободительную революцию. По масштабности, охвату участников и последствиям оно 
представляло апогей освободительного движения за весь период колониального порабощения в составе 
империи. 


10.
Главным стержнем общественных связей являлось единство ин­тересов и целей, формировавшихся в 
процессе общественного произ­водства.Социальная организация казахов основывалась на многообразии 
взаимосвязанных форм отношений между людьми: кровнородствен­ных семейных, хозяйственных, 
генеалогических, потестарно-полити-ческих, военных, культурных, этнических и проч., которые 
возникали в разных сферах общественной жизни и создавали сложную систему разнообразных 
социальных организмов и их институтов, обеспечив­ших функционирование общества как 
саморегулирующегося целого. Главным стержнем общественных связей являлось единство ин­тересов и 
целей, формировавшихся в процессе общественного произ­водства. В условиях аграрного общества оно 
реализовывалось в виде общины, которая функционировала на основе производственных связей. В 
источниках отмечается: «У киргизов владение землей общинное, каждый род и отдел имеют свой 
определенный участок, на этом пространстве каждый из родовичей может иметь свои пашни, летовки и 
зимовки; но род ревниво следит за тем, чтобы никто из другого отдела не занимал их земель». 
Существование общины обусловливалось необходимостью трудовой кооперации скотоводов для 
осуществления всех звеньев производственного процесса, кото­рый предполагал объединение усилий 
большого числа людей.Функционирование кочевой общины в значительной мере опос­редовалось 
посезонным ритмом выпаса скота. В зависимости от различий в характере кочевания в разные сезоны 
года в Казахстане сложилось два типа общины. В зимний, ранневесенний и осенний периоды получает 
развитие так называемая минимальная община, размеры которой (5—6 хозяйств) обычно 
соответствовали средней величине зимней отары овец (300—400 голов). Размеры общины в эти времена 
года определялись количеством скота, способного прокор­миться на прилегающих к зимовке 
пастбищных угодьях и в макси­мальной степени зависели от продуктивности кормов на этой 
терри­тории. Пастбищные участки, располагавшиеся в радиусе 2—4 км от зимовки, находились в 
собственности данной общины, которая явля­лась не только формой кооперации труда и самих 
индивидов, но и единицей землевладения и землепользования.Второй тип общины имел место в теплый 
период года, когда кочевники объединялись в более крупные хозяйственные группы преимущественно 
на основе интересов наиболее рационального обес­печения скота водой.Размеры расширенной общины 
определялись в этом случае не столько ее зависимостью от емкости пастбищных угодий, сколько от 
обеспечения животных водными источниками. Поэтому она обычно представляла собой объединение 
двух-трех минимальных общин. На основе общей потребности в урегулировании вопросов 
водопользования возникали отношения собственности на водные источники. В засушливых районах, где 
основными водоисточниками служили ко­лодцы разной глубины, собственность общины на водные 
источники реализовывалась в виде права «первого использования», а в ланд­шафтных зонах с 
преобладанием источников естественного проис­хождения — по праву «первозахвата». Присваивая тот 
или иной источник, расширенная община фактически присваивала террито­рию вокруг данного водоема. 
Следовательно, она не только регулиро­вала производственные процессы в сфере кочевого 
скотоводства, но и являлась субъектом землепользования.В свою очередь, расширенная община входила 
в более широкую социальную группу, которая регулировала отношения разных общин­ных групп по 
поводу землепользования, распределения пастбищных угодий и водных источников, координации 
маршрутов кочевания. Эта социальная группа известна в исторической литературе под названием «род», 
«племя», «патронимия», «пастбищно-кочевая об­щина». Она являлась непосредственным 
собственником всех паст­бищных угодий, на которых в летнее время сосредоточивались составляющие 


ее части. На уровне этой ассоциации общин реализовывались функции внеэкономического 
регулирования межобщин­ных отношений по поводу земли и воды, а потому она фактически 
осуществляла регламентацию всей системы кочевания.Наряду с данной социальной структурой в 
казахском обществе существовала разветвленная родоплеменная организация, представ­лявшая собой 
форму объединения людей в разные иерархически организованные социальные группы посредством 
генеалогического родства.Казахи подразделялись на Старший (Улы), Средний (Орта) и Младший 
(Киши) жузы. В Старший жуз входили племена: жалаир, ошакты, канглы, шанышклы, дулат, албан, 
суан, шапрашты, сарыуй-сын, ергели, ысты. Средний жуз составляли племена: аргын, найман, кыпчак, 
керей, конрад. Казахи Младшего жуза подразделялись на три крупных объединения: алимулы, байулы и 
жетыру. По отдельным подсчетам, в XVII — первой пол. XVIII вв. в состав всех трех жузов входило 112 
родоплеменных подразделений. Каждое звено данной структуры, например, объединение или племя, 
дробилось, в свою очередь, на множество более мелких групп (родов и их отделений, поколений, кланов 
и т. д.), тесно связанных между собой традицией единого генеалогического древа. Все они, как и 
система в целом, имели сложные генеалогические предания, возводившие свое проис­хождение к 
одному реальному либо легендарному предку. Совокуп­ность социальных функций, выполняемых 
родоплеменной организа­цией, и строгая экзогамия по седьмое колено, позволяют представить ее как 
большую патронимию.Сфера действия системы генеалогического родства распространя­лась на 
общественное сознание, семейно-брачные и социально-быто­вые отношения, идеологию, структуры 
власти и политику. Принад­лежность к тому или иному подразделению родоплеменной структу­ры 
могла влиять на социальное положение и престиж какой-либо группы, рода, индивида в обществе, 
определять характер отношений с ними других групп и индивидов. Определенное воздействие оказывал 
принцип генеалогического родства и на разные стороны социаль­но-экономической жизни казахов, 
например, в таких случаях, как поручительство за провинности родственников, долги и уплату куна, 
защита сородичей и оказание материальной помощи.В низших звеньях родоплеменной организации 
(аул, отделение, род) посредством этого принципа регулировались вопросы наследо­вания имущества и 
установление опеки над малолетними детьми, право левирата, материального обеспечения 
ритуальныхторжеств по случаю рождения, свадьбы, похорон и т. д.На уровне высших патронимических 
групп (племен, союзов пле­мен, жузов) генеалогические связи играли большую роль главным образом в 
сфере власти, идеологии и политики. Это было обусловлено тем, что в условиях государственно-
политической децентрализации кочевого общества система генеалогического родства служила 
основ­ным механизмом регулирования социальных отношений. Структура власти у казахов была 
представлена в виде генеалогической иерархии племен.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет