Кольсайская археологическая культура эпохи поздней бронзы на территории Жетысу
Кольсайская археологическая культура эпохи поздней бронзы на территории Жетысу (XII–IX вв. до н.э.).
В эпоху поздней и финальной бронзы в Жетысу получают развитие хозяйственно-бытовые традиции, характерные для общности культур валиковой керамики. Этот этап в развитии культур бронзового века региона отмечен широкими контактами с населением сопредельных территорий Центрального и Восточного Казахстана, Урала, Алтая, Южной Сибири и Средней Азии, в том числе и Восточного Туркестана. Характер этих контактов мог определяться как миграциями отдельных родоплеменных групп из Центрального Казахстана и Алтая, так и возросшей мобильностью населения. Население Жетысу вело в эпоху бронзы сложное комплексное хозяйство, в котором ведущими направлениями были скотоводство и мотыжное земледелие. В итоге это привело к сложению системы хозяйствования с разделением на зоны преимущественного развития земледелия и скотоводства. Направленность хозяйственного развития была предопределена циклическим изменением климата в сторону аридизации(комплекс процессов уменьшения степени увлажнения территорий) В эпоху поздней бронзы в Жетысу складывается самодостаточная экономическая система, которая позволяла стабильно производить необходимое количество продукции для жизнеобеспечения древнего населения. Это стало возможным благодаря достаточно интенсивному развитию поливного земледелия и ремесленного производства. Жители предгорной зоны региона, как правило, проживали на стационарных поселениях, насчитывающих до 10–12 хозяйственных дворов на выходе из горных ущелий. Практически все эти поселения привязаны к древним водоотводам и ирригационным сооружениям, которые обеспечивали полив близлежащих (на расстояние до 20 км) полей. Жители таких поселков занимались ирригационным земледелием и, судя по многочисленным находкам позднебронзовых кладов, ремесленным производством. В кузнечном ремесле начинается уже процесс специализации на отдельных видах ремесла, а точнее изготовление орудий труда и оружия, ювелирных изделий и т.д.
Караханидская государственность как новый этап эволюции тюркской государственности (940 -1212 гг.). Принятие ислама и место Караханидского государства (956-958 гг.) в мусульманском мире
во второй половине VIII—ІХ веков ведущую роль в регионе играли карлуки. Правитель племени чигиль носил титул тексин, правитель Тараза назывался айласом, правитель Суйаба — ялан-шахом, правитель тухси — куртекином. Правителей Караханидов называли элигами (илиг, илек), арслан-ханами, бугра-ханами. При этом нужно отметить, что отец Сатука Базир носил титул арслан-хана. Самым популярным титулом был тегин, который обозначал принцев из династии Караханидов.
Основой Караханидского государства был карлукский племенной союз. И с 840 года карлукский ябгу сменил свой титул на ханский, поскольку опасность со стороны Уйгурского каганата была ликвидирована енисейскими кыргызами, разбившими токуз-огузов.
Государство Караханидов (942–1212 гг.)
Основателем государства являлся внук Бильге Кул Кадыр-хана Сатук Богра-хан (915–955 гг.), который в 942 году одержал победу над своим родственником Огулшаком, правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе. В результате было создано единое централизованное государство Караханидов. Около 940 г. племена Тянь-Шаня захватили Баласагун и, свергнув карлыкского кагана, положили начало новой династии. После смерти основателя государства Сатук Богра-хана в 955 году к власти пришел его сын Муса. С целью укрепления своей власти в 960 году он объявил ислам государственной религией. Впервые ислам стал государственной религией на территории Казахстана. Столицей стал город Кашгар. Правители ханства в 990 г. присоединили города Тараз и Исфиджаб. К концу X в. территория государства простиралась от Амударьи и нижнего течения Сырдарьи на западе до Жетысу и Кашгара на востоке. Главную роль в нем играли карлукские племена чигили и ягма
В начале второй четверти XII в. многочисленный народ караки-таи (киданей) завоевал Семиречье с Баласагуном, а затем и все остальные владения восточных Караханидов и начал угрожать западной ветви. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с найманами пресеклась восточная караханидская династия. А в 1212 г. Хорезм-шах Мухаммед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь Караханидов. История могущественного государства Караханидов на этом завершилась.
В период караханидского господства произошли сдвиги в экономической и культурной жизни тюрко-язычных племен. Заметным стало оседание тюрков-кочевников, получили развитие поселения, города, соответственно, и городская культура. У караханидов сформировалась новая политическая система. Государственной религией объявили ислам. Древнетюркскую письменность заменила арабская графика. В целом, караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап в социально-экономической, политической и культурной жизни наших далеких предков
http://emirsaba.org
Достарыңызбен бөлісу: |