Литературная критика XIX в., начиная с В. Г. Белинского, связывала имена Лермонтова и Гоголя



Дата07.01.2022
өлшемі22,39 Kb.
#18781
Байланысты:
1 ПОЛ ИСТ ЛИТ


Литературная критика XIX в., начиная с В.Г.Белинского, связывала имена Лермонтова и Гоголя, называя их первыми представителями послепушкинского периода в русской литературе. Как и Лермонтову, Гоголю были чужды объективность Пушкина, классическая завершенность его художественного мира. Генетически художественные устремления Гоголя были также связаны с романтизмом, но если у Лермонтова неприятие действительности вылилось в изображение конфликта мыслящей личности со средой, то Гоголя оно привело к сатире на пассивное существование, превращающее живых людей в «мертвые души». В основе неприятия действительности у обоих писателей лежало представление о свободе человеческого духа, вера в его творческие потенции, но Гоголь верил прежде всего в нравственное преображение личности на основе здорового народного начала. Лермонтовский скептицизм ему был глубоко чужд. В творчестве Гоголя-реалиста социально-аналитическая критика «пошлого» мира («пошлость пошлого человека») всегда совмещалась с дидактической, морально-нравственной установкой. Гоголь был убежден, что «сила влияния нравственности выше всяких сил», и это нравственное воздействие на человека и общество он связывал с искусством.

Гоголь верил, что через искусство можно достичь преображения жизни в самом высоком смысле этого слова - прежде всего на почве христианской. Современная действительность, сточки зрения Гоголя, погрязла в пошлой суете и «тине мелочей», утратила ощущение высшей цели своего существования. Самого себя Гоголь ощущал как художника-пророка, призванного раскрыть современникам глаза на их духовное измельчание, на их утрату в себе образа и подобия Божия.

Позиция Гоголя, осознавшего себя как художника-миссионера (она особенно яро выявилась во время работы писателя над «Мертвыми душами»), была полной противоположностью позиции Пушкина, утверждавшего эстетическую автономность литературы. Эту противоположность ощущал и сам Гоголь, заметивший в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1840), что «нельзя повторить Пушкина».

Подобная творческая установка Гоголя во многом определила оригинальность его художественного метода. С одной стороны, «Гоголь стремится к предельной генерализации, мыслит общерусскими и общечеловеческими категориями, тяготеет к художественному запечатлению всего «пространства» России, с другой - его взор глубоко проникает в низшие пласты жизни, «со всем сором и дрязгами», «дробью и мелочами» (Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. М., 1989. Т. 1.С. 601).



Гоголь принадлежит к художникам психологического реализма, как Пушкин и Лермонтов, однако предметом его анализа становятся сокровенные душевные движения самых ничтожных людей. При этом Гоголь постоянно подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер их переживаний («Всякий хоть на минуту ... делался или делается Хлестаковым») для того, чтобы ярче раскрыть «пошлость жизни».

Гоголь прибегает к намеренной утрированности, гиперболичности, гротеску. Его реализм граничит с фантастикой, с алогическим изображением событий. Особой чертой творческого метода Гоголя является характеристика убогого душевного мира его героев через мир вещей, с которыми они срослись: вещественное здесь вытесняет духовное, не оставляет ему места. Гоголь изображал, как сам он писал, «безответно мертвых обитателей, страшных неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Обращение к такой сфере позволило блестяще проявиться природному комическому и сатирическому дарованию писателя. Но гоголевский комизм - это «смех сквозь слезы», который, по словам Белинского, «состоит в противоположности созерцания истинной жизни, в противоположности идеала жизни - с действительностью жизни». Как и творчество Лермонтова, творчество Гоголя характеризует «субъективность» (слово Белинского) - т.е. резко выраженное автором отношение к изображенному миру. Сарказм Гоголя сочетается с патетическим лиризмом, юмор «Вечеров» - с трагедийностью петербургских повестей, сатира «Ревизора» и «Мертвых душ» - с эпосом «Тараса Бульбы». Гоголевская субъективность была порождена контрастом между идеальными представлениями писателя о норме бытия и окружавшей его бездуховной действительностью России 1835-1840 гг.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет