«Мировой резонанс романа-эпопеи «Путь Абая» М. О. Ауэзова»



бет1/4
Дата19.04.2023
өлшемі26,13 Kb.
#84404
  1   2   3   4
Байланысты:
СРС.4 Путь Абая


  1. Калейдоскопичность, многогранность изображения Степи. 2. Жизненность и острота общественных конфликтов. 3. Типичность образов. 4. Определите, как решается в романе проблема поэтической личности. 5. Дайте образную характеристику Абая. 6. Тема искусства в романе. 7. Определите специфику создания характеров и картин природы. 8. Подготовьте для учащихся школы сообщение на тему «Мировой резонанс романа-эпопеи «Путь Абая» М.О.Ауэзова».


1.Калейдоскопичность, многогранность изображения Степи. Природа является одной из главных тем в романе-эпопее М. О. Ауэзова «Путь Абая», так как мировосприятие кочевого народа неразрывно связано с ней. Сравнения людей с животными, птицами и небесными светилами, природными явлениями являются органичными для менталитета кочевников, обитавших в среде, которая не только радовала, но и представляла угрозу жизни: холодом, голодом, джутом, засухой и т. д. В своем произведении писателю удалось показать не только красоту природы, но и трудности кочевой жизни. Реализм романа-эпопеи «Путь Абая» очень ярко проявился, прежде всего, в изображении природы, которая была составной частью жизни степняков. Вернувшись из города в родной аул, маленький Абай очень остро ощутил свою связь с окружающим миром. «Визгливое ржание и храпение кобыл, густая пыль, поднятая ими, и призывный утробный рык могучих жеребцов, наконец-то освободившихся от седла и зовущих свой табун, грохот, голоса людей и коней, пыль – все это бурей проносилось мимо, и все это было обычной хлопотливой вечерней жизнью аула. 
2. Жизненность и острота общественных конфликтов.
Хронологически начало эпопеи относится к середине XIX века, когда в Среднем жузе была ликвидирована ханская власть, а вместе с ней произошло ущемление прав прежней правящей верхушки — султанов, считавшихся потомками Чингисхана.
Социальное неравенство, описываемое в романе “Путь Абая”
Эпопея “Путь Абая” дает возможность наглядно представить себе роль и значение господствующей верхушки феодально-родовой знати — наиболее влиятельных биев племени тобыкты: Кунанбая, представлявшего род иргиз-бай; Божея, влиятельного бия рода жигитек; Байсала, возглавлявшего крупный род котибак; Суюндика, стоявшего во главе рода бокенши, более бедного и малочисленного по сравнению с другими родами тобыкты; Каратая, главы рода кокше; Кулиншака — рода торгай.
В руках этих представителей феодально-родовой знати “судьбы тысяч семей племени тобыкты, вся сложная паутина родовых и племенных дел, вся бесконечная путаница отношений, все узлы, все связи, все ходы...”
В романе-эпопее «Путь Абая» уже в самом начале повествования автор уделяет серьезное внимание социальным проблемам степняков – барымте как вынужденной мере выживания бедняков: «Да Абаю и сам Есембаевский воровской угол, нагнавший страху на взрослых, и пресловутые бандиты – барымтачи, ничуть не представлялись чужедальними, жуткими и враждебными. Ужасные барымтачи – это те же казахи из соседних родов, и если на вид отличаются от других, так только ветхостью бродяжнической одежд Основная тема эпопеи — путь казахского народа от тьмы, продолжающейся начиная со средних веков, к свету и процветанию. На страницах романа прослеживается философия, красота, разнообразная жизнь народа и образ его жизни, традиции и обычаи, поэтический талант, гостеприимство, справедливость — в общем, полувековая история народа во всем естественном, историческом развитии, вместе со всеми социальными передрягами. Избрав главным героем романа реальную историческую личность, которая воплотила в себе особенности, присущие национальному характеру казахского народа, вокруг которого происходят основные события, связанные с жизнью народа, Мухтар Ауэзов, таким образом, показывает насколько тяжело и сложно протекал избранный казахским народом путь в поворотной точке исторического развитияы да убогостью конской сбруи». 



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет