Мысль отыскать следы Абая в Каркаралинске и в окрестных местах горнолесного оазиса появилось у меня во время экскурсии по Семипалатинску. По широкой Комиссаровской улице мы подошли к двухэтажному особняку. Здесь, в литературно-мемориальном музее великого поэта-просветителя казахского народа хранятся его вещи. Это седло, широкий ремень, деревянная чаша для кумыса, несколько фотографий, документы, книги. Ценнейшей реликвией является карандашный портрет Абая с надписью: «Почетный киргиз Ибрагим Кунанбаев, Чингизской волости, Семипалатинского уезда, 45 лет, состоит членом областного статистического комитета». Этот единственный прижизненный портрет написан политическим ссыльным Павлом Лобановским. Экспонаты, характеризующие устремления и чаяния поэта-демократа безмолвны, но сам характер деятельности его чрезвычайно расширяет представление о том, что оставил великий степняк после себя. Абай — как могучее вековое дерево. Корни его мудрых мыслей протянулись по всей казахской земле, благодарная крона его дерева знаний осеняла и осеняет сменяющиеся поколения. Интересно, что Абай творил и в Семипалатинске, и Каркаралинске, этих двух наиболее посещаемых им городах. Основные абаевские места лежат на полпути между ними — у подножья Чингизских гор, вокруг привольного урочища Жидебай. Но если круг семипалатинских друзей Абая выявлен, а места его остановок у друзей определены документально, то о пребывании Абая в Каркаралинске совершенно никаких публикаций нет. Итак, теперь с берегов Иртыша — вглубь степей Центрального Казахстана. В спутники беру томик романа «Абай» Мухтара Ауэзова. В дороге еще раз перелистываю сухие, ломкие страницы. Сложные, порой противоречивые чувства волнуют душу юного Абая. Здесь, в столице большого степного округа сошлись представители враждующих родов, кипят страсти, накаляется обстановка... Однако начать рассказ о каркаралинских заботах будущего поэта следует с первого свидания нашего героя с уединенным степным поселком. «Абай с отцом давно уже приехали в Каркаралинск, — повествует автор. -Стояла зима, снег плотно укутал землю. Кунанбай поселился в центре этого небольшого города в просторном деревянном доме с зеленой крышей. Дом принадлежал гостеприимному татарину-торговцу, любившему общество казахов... Когда Абаю становилось скучно у отца, он начинал бродить из дома в дом, чтобы развлечься. Так и сегодня после утренного чая он ушел из дома к Майбасару. Был солнечный день. Окрестные холмы вокруг города уже покрылись снегом и дремали под белым пушистым ковром.. Стройные сосны города тоже утонули в снежных сугробах. Горы, покрытые лесом, казались Абаю стариками, надвинувшими на лоб белые малахаи1. Так началось для Абая открытие каркаралинского края. В немногих подчеркнуто обыкновенных и несколько суховатых словах М.О.Ауээов передает созерцание Абаем каркаралинских видовых пейзажей. Вот и еще в одном месте писатель показывает нам зимний каркаралинский вечер. «День уже догорал, но солнце еще не зашло. Над гребнем лесов, покрывавших холмы на западе, повисло огненно-красное полотнище сверкающих лучей. В горах, должно быть, поднялся ветер, — по голым склонам поползли поземки. Буран то лениво кружил, то порывисто вздымал красноватые вихри2».
Вышеприведенные отрывки я читал не один раз. И со временем пришел к мысли, что неувядаемая, точная характеристика каркаралинской зимы перекликается со стихотворением Абая «Зима», написанном в 1888 году…
Старый свет, белый дед натворил много бед,
От дыханья его – стужа, снег и буран,
Тучу шапкой надвинул на брови себе,
Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян3
(Перевод В. Рождественского)
Кто знает, может быть, в одну из лунных ночей каркаралинская зима навсегда запечатлелась в душе будущего поэта? По крайней мере, каркаралинские журналисты тоже склоняются к подобному мнению. Сравнивая далее описание природы окрестностей Каркаралинска, я заметил, что в географическом плане здесь не тонко подмечено, верно. По-прежнему город окружен раздольем сосновых лесов и дикими неприступными утесами. В это большое художественное полотно природной сцены удивительно подстать вписывается широкие улицы городка. И вот здесь необходимо от элементов географии перейти к историческим событиям. Главный вопрос, намеченный плане краеведческих исследований, касался времени посещения Каркаралинска Абаем. Роман Мухтара на этот раз прячу в портфель. В данный момент он мне не нужен. Писатель на его страницах сознательно пошел на хронологическое смещение событий во времени. Абай, которому в романе исполнилось 13 лет, путешествует по Каркаралинску в период всесильной власти отца - старшего султана округа. Султанство Кунанбая Ускенбаева установлено же довольно точно. Во главе общественно-административной жизни каркаралинских племен он стоял с 1849 по 1853 год. Следовательно, Абаю, родившемуся в 1845 году, при первом посещении Каркаралинска могло быть от силы девять лет. Понять в данном случае Мухтара Ауэзова нетрудно. Чтобы оценить каркаралинские деяния своего отца, Абай ( как художественный образ) должен стать на несколько лет старше. Ведь Кунанбай — властный, умный, дальновидный и одновременно жестокий правитель. Хотя он и выдвинулся из простого народа, его алчности и неуклонного стремления к порабощения соседних родов может позавидовать любой аристократ. По словам современников, это был человек одаренный здравым рассудком, удивительной памятью и даром речи, дельный, заботливый о благе своих соплеменников, .большой знаток степного права, прекрасно знающий все российские уставы, касающиеся киргизов, судья неподкупной честности и примерный мусульманин, плебей Кунанбай стяжал себе славу пророка к котрому из самых дальних аулов спешат за советом мололые и старые, бедные и богатые. Во время своего султанства Кунанбай склонил бедный класс народа к выгодному для него хлебопашеству и предложил провести в егоокруге оспопрививание. Свое имя Кунанбай в Каркаралинске постарался увековечить не только этими благодеяниями но и возведением молитвенного дома. Факт, который был хорошо известен Мухтару Ауэзову, сообщившему следующее. "В городе Каркаралинске и во всем округе Абай и от отца и от других часто слышал о мечети. Он знал, что ее постройкой Кунанбай завоевал себе всеобщее уважение и славу. Первая и единственная мечеть в городе Каркаралинске и во всем округе, она была начата постройкой на средства Кунанбая еще в прошлом году5». Прочитанное воодушевляет сделать топографическую привязку кунанбаевекой мечети к улицам Каркаралинска. Без сомнения — Абай не обошел это место. И вот, оказалось, что здание, хотя и в сильно перекроенном виде, но сохранилось до наших дней. В Каркаралинске его знает каждый житель. Ощущение близости с прошлым не покидало меня во время осмотра деревянного прямоугольного строения. За сто двадцать пять лет своей биографии стены его повидали многое. Мальчиком бродил здесь Абай, наблюдая за плотниками, широкоскулыми мастерами из татар. Сюда гнали жертвенных баранов из далеких степей простодушные кочевники, звенели кошельками серебра именитые каркаралинские купцы. Много бурь и гроз пронеслось с тех пор над крышей старинного сооружения. Исчез минарет с полумесяцем. От мечети собственно остались два зала. Путем пристройки входного помещения, и некоторой реконструкции внутри, здание превратилось в Дом пионеров. Дом сберегли еще и потому, что из поколений в поколение передавалась молва, будто именно в ее стенах находил временный приют Абай. А в одной из первых монографий о творчестве поэта "Абай и его русские друзья" ученый А. Жиренчин еще в 1949 году поместил фотоснимок бывшей мечети с категорически утверждающим подзаголовком:: "Дом в Каркаралинске, где останавливался Абай1». Чем больше я проверял слова исследователя, тем больше убеждался в поспешности его выводов. Наконец, на чашу весов истины легла беседа с признанным авторитетом каркаралинской старины Ш.А. Мезгильбаевым. — Абай не мог пользоваться мечетью, как гостиницей, хотя несомненно и бывал в этом помещении. Мечеть сооружение чисто общественное и всегда служила местом проведения религиозных праздников. Кстати, сам Мухтар Ауэзов также придерживался подобного мнения. Абая он поселяет в доме богатого купца-татарина. Старожилы называли мне имя этого человека. Речь идет о Галиуле Бекметьеве, прославившемся снаряжением торговых караванов в Семипалатинск и попытками добычи свинца в полупустынных краях северного Прибалхашья.... Впрочем, вполне возможно что Абай в Каркаралинске каждый раз жил в новом доме.Прислушаемся к мнению народного ахына республики Габдимана Игенсартова: Однажды в свой очередной, приезд я долго ходил по улицам Каркаралинска. Задался, целью пройти маршрутом Абая. В помощники призвал безмолвных свидетелей прошлого — старинные здания. Ориентируясь по ним, я вышел к центральной площади. Когда-то здесь стояли приземистые лабазы купцов, лавки торговцев. Теперь высилось великолепное, из стекла и бетона здание Дворца культуры. Группы людей входили и выходили из дверей новых магазинов. И все-таки здесь была история, здесь оживала 150-летняя биография города, вставал образ Абая, бродившего когда-то в суете торговых рядов, в гуще человеческих страстей. У Мухтара Ауэзова посещение рынка, зафиксировано следующим образом. «Они проездили по базару до самого заката и накупили уйму гостинцев. Абай хорошо знал, что его старая бабушка большая любительница крепкого чая, и он начал с этого, потом накупил сахару, конфет, бархату и цветного шелку для женских нарядов2». На одной из каркаралинских улиц состоялась встреча Абая с акыном Шоже Каржауовым. Группа молодежи вела под руку почтенного, благообразного старика. Тот смеялся сам, смешил других, несмотря на то, что был слеп. Неожиданно для Абая Шо-, же спел своим звонким голосом злую эпиграмму про Кунанбая и Алшинбая, сравнивая первого с вороном, а второго с лысым котом. Песня проникла в самое сердце. Абай невольно повторял, ее снова и снова, чувствуя, что, в мире нет ничего сильнее правды слова. Дерзкий, разящий характер поэта-старца разжигает в сердце молодого Абая любовь к нему. Позднее, когда Абай пишет эпиграмму Майбасару, внутренне волнуясь, он думает: «Чем-то, я начал походить на Шоже! Смогу ли подражать ему?» Встреча в Каркаралинске с Шоже оставила заметный след в жизни Абая и, несомненно, оказала влияние на его творчество. Шоже был незаурядным человеком своего времени, популярным акыном-импровизатором, мастером айтысов, побеждал таких, прославленных знатоков песни, как Орымбай, Шортанбай, Балта, Тезекпай. В народе его считали одним из лучших исполнителей поэмы «Козы Корпеш и БаянСлу». Вполне возможно, что после свидания с Шоже Абай приступил к сбору слов-сокровищ. Из, Каркаралинска он уехал любознательный ко всему, что касалось мощи и красоты казахского языка. Поэтому не случайно Мухтар Ауэзов на страницах книги, «Путь Абая» не один раз пишет о том, что устное народное творчество каркаралинских казахов, оказало большое влияние на, формирование гражданских и, поэтических черт характера, Абая. Сюда следует отнести его знакомство с такими акынами, как Дулат, Асет, Кемпирбай, Балта, Толеу, Шоже, Нарман-, бет. Эту же мысль усиливает и, сцена одного из песенных вечеров на жайляу, когда Абай и, Ербол много пели. Абай и вы-, сказался о том, что тобыктинцы сами сочиняют мало песен. В основном они заимствуют их у, каркаралинцев и баянаульцев. Читая «Путь Абая», постоянно убеждаешься, как глубоко Мух-| тар Ауэзов знал жизнь казахского народа, историю родной, земли. Например, обратим внимание на такую маленькую деталь. В третьей книге писатель, устами Абая говорит: «Я слышал, начали появляться образованные люди, вышедшие из Каркаралинска, Омска, Акмолинска...» И здесь нельзя не вспомнить, что каркаралинские учебные заведения являются самыми первыми в Центральном Казахстане. Уже в 1865 году в Каркаралинске было две начальных школы. В 1872 году открывается сельскохозяйственная школа в урочище Бельагач, а в 1879 — интернат для казахских девочек. Городское приходское училище основано в 1877 году и через четыре года в нем насчитывалось 47 учеников. Еще 18 маленьких каркаралинцев посещали начальную школу2. Как видим, за строками одной фразы скрывается глубокая историческая правда, достоверность исследований. Сегодня имена Абая и Мухтара Ауэзова неотделимы во всей мировой литературе. Для краеведческой летописи Каркаралинска это сочетание приобретает особое значение. Благодаря первой казахской эпопее несколько поколений каркаралинцев с восторгом открывают для себя бессмертные образы Абая и писателя Ауэзова. Как известно, Ауэзов всю свою жизнь изучал Абая. Я допускаю предположение, что каркаралинская сторона жизни Абая появилась в его записях в августе 1921 года — в год первого приезда Ауэзова в Каркаралинск. Этот случай помнит житель города, заслуженный учитель Казахской ССР Абе Баймаканов. По его словам, цриезд Ауэзова был связан с празднествами по случаю образования Казахской республики. Народный артист СССР Калибек Куанышпаев в своих воспоминаниях «Милый друг» писал: «Впервые я увидел Мухтара на празднике автономии в Каркаралинске в 1921 году. Мухтар прибыл из Семипалатинска, как председатель комиссии по проведению этого праздника. Он вручал призы победителям песенного искусства, борьбы и конной скачки». Как считают горожане, Мухтар Ауэзов не только показал богатства народной души и дух творчества каркаралинцев. Он разнес славу о Каркаралинске по всему миру. Но здесь важно и другое. Мухтар Ауэзов в своих научных публикациях неоднократно указывал на распространение в рукописном виде стихов Абая среди жителей Каркаралинска. И дело чести каркаралинцев направить свои усилия на розыски бесценных реликвий. Как утверждает С. Рахимбеков, он еще в 1929 году видел такую рукопись, содержащую 45 стихов Абая. Вполне, возможно, что там были и неизвестные произведения великого творца слова. После этих небольших открытий захотелось скорее узнать и о других поездках Абая в Каркаралинск. На своем письменном столе сортирую воспоминания знатоков прошлого, несколько книг, вырезки из газет и жур-, нальных статей. Забываю о времени и отправляюсь в путешествие столетней давности. На улице по календарю ноябрь. Аулы после летних кочевок заново обживают родные зимовки, окруженные стадами скота, предназначенного для зимнего убоя. Абай с друзьями занят охотой. Только им знакомая тропа уводит все дальше и дальше через каменистый Чингиз, на земли соседних каракесеков. Там, в Темиршинской волости Каркаралинского уезда, Абая ждет дядя Кенже, родной брат матери Улжан. На душе у Абая легко и радостно. Поездка к родственникам всегда приятна. Проходит год, другой, третий, но контакты Абая с каркаралинцами не прекращаются. Повздорили соседи родов Кара и Шор. Причина: барымта — угон скота. И вот во все стороны летит по степи быстрая, как ветер весть: враждующие стороны послали гонцов к Абаю, просят его быть справедливым судьей в затянувшемся споре. Потом новое дело. Баянаульский род Сююндык неожиданно захватил покосы каракесеков. По обоюдному согласию верховным бием в тяжбе двух родов становится Абай. Свидания с соседями значительно расширили кругозор Абая. Со временем он становится глубоким знатоком казахского народного искусства. Особенно тщательно поэт следит за лучшими образцами казахского орнамента, используемого в отделке серебряных вещей. По его мнению, лучшие ювелирные изделия вырабатывались среди мастеров Баян-аула и Каркаралинска. Из последнего Абай вывез легкое конское седло с при чудливо инкрустированным узором. Чеканщик Утеп, осевший на постоянное местожительство в ауле Абая, наладил производство таких седел. Хотя Абай не путешествовал, как большинство казахских народных композиторов с домброй по аулам, отказать хозяевам в просьбе исполнить свои песни он не мог. Счастливому дару поэта, музыканта и исполнителя внимали многие каркаралинцы. Отголоски таких встреч дошли до наших дней. 17 ноября 1957 года газета «Социалистическая Караганда» в заметке «Домбра Абая» сообщала:
«В Каркаралинском районе немало мест связано с пребыванием великого казахского поэтапросветителя Абая Кунанбаева. Часто он приезжал к подножью холмистых гор Уш-тобе на соколиную охоту, где нынче разместились летние пастбища колхоза «Совет». Долгие годы в степных кочевьях хранился подарок Абая — домбра. Со всего каркаралинского края съезжались к подножью Уш-тобе народные умельцы, чтобы взглянуть на домбру Абая, но лишь немногим удалось воспроизвести звучный инструмент поэта. Песни на такой домбре звучали нежнее, изящнее обычного».
Прибытие Абая в урочище Уш-тобе со своей домброй — исключение из правил. Для непосвященного в музыкальные тонкости человека особое звучание инструмента — загадка. Секрета же здесь никакого нет. Просто в ауле Абая впервые на казахскую домбру натянули струны от мандолины.
Хорошо известно о дружеских, отношениях Абая с политическими ссыльными Семипалатинска. Противники царизма прибывали и в Каркаралинск. однако факт знакомства Абая хотя бы с одним из тридцати ссыльных маленького городка не известен. Исключение составляет Евгений Петрович Михаэлис, участник революционного движения в России шестидесятых годов, которому в 1869 году генерал-губернатор Западной Сибири определил местом жительства Семипалатинскую область. В апреле следующего года, как образованный, классный специалист, он допускается к исправлению должности младшего чиновника особых поручений. Ему поручается «изыскать направление для предлагаемой почтовой дороги между Семипалатинском и Каркаралинском1».
Эту командировку Е. П. Михаэлис выполняет с большим вдохновением. С присущей ему
любознательностью он знакомится с обширным краем, изучает культуру, быт, торговлю, занятия местного населения, приступает к систематическому сбору археологических и этнографических материалов. Ряд ученых-абаеведов склоняется к мысли, что именно эта поездка Е. П. Михаэлиса привела его к первой встрече с Абаем. Если это так, то косвенное участие поэта в выборе почтовой магистрали можно считать безусловным. Наиболее удобный путь как в Семипалатинск, так и в Каркаралы Абай знал прекрасно. В силу ряда причин открытие почтовоземского тракта общей протяженностью в 360 верст очень сильно затянулось. Только через 31 год после маршрута Е. П. Михаэлиса началось регулярное сообщение между Семипалатинском и Каркаралинском.
| В 1872 году Е. П. Михаэлис вторично пересекает абаевские места. Он «командируется для генеральной проверки и вообще за правом торговли и промыслов в казачьих землях станицы Каркаралинской». Не буду утверждать, что свидание его с Абаем состоялось именно этот раз. Но нельзя здесь не вспомнить и слова известного краеведа и исследователя Степного края Б. Герасимова: «Михаэлису киргизская степь обязана тем, что не погиб бесследно крупный поэтический талант, открытый им в лице Ибрагима (Абая) Кунанбаева. Михаэлис оказался тем человеком, который первым увидел в нем большое поэтическое дарование, умело направлял учебу, приобщил к передовой русской литературе2».
Символично, что другой русский демократ и ученый Г. Н. Потанин в числе первых оценил ту высоту, на которую смог подняться Абай. После посещения в 1913 году Каркаралинского уезда в газете «Сибирская жизнь» выдающийся собиратель казахского фольклора сообщал: «В степи известен интеллигентный поэт, Ибрай Кунанбаев. который слагал песни и сам клал их на музыку. Эти песни распевают, аульные певцы, причем сообщают слушателям имя автора их3»..
С чувством светлой зависти исследователя и краеведа прочел я газетное сообщение кандидата технических наук Бокена Кульджанова о найденном им в архиве АН СССР дневнике профессора Томского технологического института академика Михаила Антоновича Усова, который считается первым учителем Каныша Имантаевича Сатпаева как геолога. Как повествует сам Михаил, Антонович, летом 1921 года он, совершил доездку в Чингистаускую волость (ныне территория Абаевского района) Семипалатинской губернии. Здесь гостил у сына Абая — Турагула. Дневник содержит массу сведений по геолого-географической, характеристике родных мест великого Абая — детали интересны и для ученых и для краеведов.
Достарыңызбен бөлісу: |