Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX в. План работы: 1.Население 2.Почитание старцев 3.Борьба 4.Митрополит 5.Католическая вера 6. Завоевание Синода 7. Во времена восстания По законам Российской империи населению было разре шено исповедовать любую религию, с той лишь оговоркой, что её последователи признают царскую власть и существу ющие порядки. Положение Русской православной церкви было, однако, привилегированным, так как к её пастие в первой половине ХІХ в. Относилось до 86% населення страны. Поощрялся переход в православие представителей дру тих вер. С этой целью велась большая миссионерская работа.
Среди народов Поволжья. Кавказа, Сибири. Для православной России ХІХ в. Было характерным по- читание старцев религиозных наставников, снискавших особый авторитет среди верующих своими проповедями и праведным образом жизни. Самой яркой фигурой среди них в первой половине XIX в. был монах Саровской пустыни Се рафим, к которому за советом и наставлением шли тысячи людей со всей страны. Он предсказал многое, на того, что случилось с последующие десятилетия.
Продолжалась борьба церковных иерархов и государственных органов со старообрядцами. В первой половине ХІХ в. Движение старообрядцев пере жанутренний раскол. В этот период в нём выделились два направления — «поповцев» и «беспоповцев».
Старообрядцы не имели собственной церковной иерархии. Николай I запретил старообрядцам принимать беглых священников, подверг разгрому старо- обрядческие монастыри Поволжье. Однако в 1846 г. Старообрядцы получили собственного митрополита. Это произошло после того, как в старообрядчество перешёл боснийско-сараевский митрополит Амвросий. Он стал митрополитом Белокриницким. Последователями белокриницкой иерархии стали сотни тысяч старообрядцев.
Присоединение к России польских земель, ссылка участников польских Восстаний в Сибирь, а также приток большого числа немецких колонистов способствовали распространению католической веры во многих регио- нах страны не только среди поляков, литовцев, но и среди части немцев и белорусов.
На украинских землях население в основном принадлежало к униатской церкви, подразумевавшей соединение православной и католической церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением многих пра вославных обрядов. Униатская церковь подчинялась особым управлениями Петербурге, а с 1837 г. её делами стал заведовать Синод.
Во время восстания 1830-1831 гг. В Царстве Польском униатское духовен- ство и часть униатского населения Белоруссии поддержали повстанцев. Поэто му правительство активизировало политику, направленную на воссоединение уннатов с православной церковью. Согласно указу 1839 г. Униаты Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины объявлялись воссоединёнными с Русской православной церковью. Этот акт встретил упорное сопротивление унит ских священников и их паствы, что выражалось отказе посещать православ- ные церкви и обращаться за исполнением треб к православным священникам. Протестантизм в России в эти годы был представлен лютеранством и кальвинизмом. Эту религию исповедовали большинство немцев, финнов. Эстонцев и латышей. В 1841 г. В Россию проникло новое пероучение бал тизм, которое первоначально распространилось среди немцев, а затем полу- чило признание также у небольшой части русских, украинцев, белорусов, армян, грузин, молдаван, чувашей.
Мусульмане, жившие в России, в основном придерживались сунннама (большинство верующих татар, башкир, а также народы, населявшие Северный Кавказ) и лишь немногие – шиизма (часть дагестанцев и азербайджан).