Ногайская Орда



Дата27.12.2022
өлшемі18,8 Kb.
#59884
Байланысты:
История 6 задание


1. Ногайская орда. Территория и этнический состав. Правители Ногайской Орды. Титулы бий и мырза. Взаимоотношения Ногайской Орды с прилегающими государствами. Политический кризис, распад и паление Ногайской Орды.
2. Сибирское ханство (конец XV-XVI вв.). Образование Сибирского ханства, его внутренняя и внешнеполитическая история. Территория, этнический состав, хозяйство. Падение Сибирского ханства.
3. Культурно-цивилизационное наследие Золотой Орды. Расцвет градостроительства, новые археологические открытия об уровне культурного освоения Дешт-и Кыпчака в имперский период Золотой Орды.

Ногайская Орда


Ногайская Орда возникла в ходе распада Золотой Орды и была одним из крупных государственных объединений. В ХIV-XVIвв. она занимала часть территории Западного Казахстана. Первоначально это объединение племен между Уралом и Волгой называлось «Мангытским юртом», по названию одного из наиболее крупных его племен-мангытов.
Обособление Ногайской Орды началось еще при Едыге, который был крупным деятелем в Золотой Орде. Едыге фактически держал в своих руках власть около 15 лет (1396-1411гг.). Окончательно Ногайская Орда обособилась к середине XV в., усилившись при сыне Едыге Нурад-Дине (1426-1440гг.). Границы Ногайской Орды, как и других кочевых государств, менялись в зависимости от внешнеполитической обстановки. Ко второй половине XVв. Ногаи вышли за пределы левобережья Урала и стали продвигаться к востоку и югу, занимая кочевья в Ханстве Абулхаира.
Этнический состав Ногайской орды был близок к составу племен Ак Орды и Ханства Абулхаира. В Ногайскую Орду входили тюркские и тюркизированные монгольские племена и племенные объединения: мангыты, кипчаки, канглы, конграты, найманы, уйсуни, карлуки, китай, аз (ас), алшин, тама и др.
Во второй половине XVв. появилось название народности «ногаи», под которым они стали известны соседним народам. В Ногайской Орде сложилась улусная система власти и управления. Князь в орде имел наследственную власть - военную, дипломатическую, административную. Орда состояла из нескольких улусов, каждый из которых объединял множество родоплеменных групп. Рядовые кочевники-скотоводы обязаны были кочевать со своими мурзами, вносить подать, являться с оружием во время военных походов. Орда могла выставлять до 300 тыс. воинов.
В XIV-XVI вв. устанавливаются торгово-экономические и политические связи Ногайской Орды с Русским государством и Крымским Ханством. История Ногайской Орды теснейшим образом связана с историей соседних ханств Поволжья и Сибири, Средней Азии и Казахстана, особенно с историей кочевых узбеков и казахов.
После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России, а также в результате междоусобиц среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд. Часть ее населения на территории Казахстана вошла в состав Младшего жуза казахов. На северо-востоке часть ногайских родов отошла под власть сибирских владетелей. Владения Ногайской Орды в этом направлении доходили до Иртыша, граничили с территорией Сибирского ханства.

Взаимоотношения Ногайской Орды с прилегающими государствами


Взаимоотношения Казахского ханства и Ногайской Орды влияла на международные отношение в юго-восточной Европе и Средней Азии
Анализ казахско-ногайских политических связей дает возможность более глубоко исследовать историю международных отношений России , Крыма, государств Поволжья, Средней Азии с сопредельными странами. Также, помогает выяснить условия , в которых происходили те или иные исторические событий.
Население Казахского ханства и Ногайской Орды образовалась из многочисленных близкородственных племен, издавна населевших Дашт-и Кыпчак.Обширные степные и полупустынные пространства между Иртышем и Сырдарьей стали основной этнической территорией Казахского народа.
Казахско-ногайские отношения перерастают в военно-политический союз против потомков Абулхайр-хана. Казахские ханы Керей и Жанибек в союзе сногайскими беками воевали против Шайх-Хайдара, преемника Абулхайр хана.
Генеалогические и этнографические материалы налчие большего количества совпадений в родоплеменной номенклатуре казахов и ногайцев. Родовые ветви ногайцев байыс, канджыкалы,орманшы, суюндук, байыс, телев имеют свои аналоги у казахов.
Едигей в начале 15в. Имел постоянное войско в количестве 200 тысяч человек. Иштерек при условии обьединения всех сил Большого Ногая мог выставить в 1604 г. лишь 60 тысяч воинов, что говорит о значительном уменьшении населения Ногайской Орды к насалу 17в. В последующие годы численность улусных людей Большого Ногая продолжала падать.

Активные контакты Ногайкой Орды с Московским государством начинаются лишь с середины XVI в., после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства. К тому времени Ногайская Орда оставалась в дружественных и даже одно время в союзных отношениях с Московским государством, а последнее, со своей стороны, поддерживало Орду и политически, и экономически. Вот почему Ногайская Орда не всегда солидаризовалась с подвергшимися московской агрессии татарскими ханствами Поволжья и Сибири, а выступала чаще как союзник и агент Москвы в татарском мире.


Однако внутренняя борьба разных кланов за изменение внешней политики Ногайской Орды в связи с агрессией Московского государства в середине XVI в. все же возникла, и она обострила кризис всего Ногайского государства.

В ходе борьбы в 1556 году Ногайская Орда раскололась на 3 части:


1. Большие Ногаи (занимали территорию в Прикаспии, от Волги до р. Урал), где восторжествовала ориентация на Москву и где победил Исмаил и его потомки, сохранившие за собой основной массив территории Ногайской Орды.
2. Малые Ногаи (или Казиев улус) во главе с мурзой Казимом (1577+), который увел часть ногаев в степи бассейна Кумы и Маныча, т.е. на новые территории в предгорья Северного Кавказа, и стал ориентироваться на Крымское ханство и Турцию (до середины XVIII в.).
3. Алтыульская Орда (во главе с князем Ших-Мамаем) - крайний южный участок владений Ногайской Орды, граничивший со Средней Азией, давший начало караколпакской нации.
2.Сиби́рское ха́нство (сиб.-тат. Себер ханлыгы, Себер йорты; Сибирское царство, Сибирский юрт) — татарское феодальное государство в Западной Сибири, образовавшееся в конце XV века в результате распада Золотой Орды
К середине XVI в., т.е. к тому времени, когда Сибирское ханство вступило в непосредственные отношения с Россией,его территория простиралась фактически на всю Западную Сибирь от восточных склонов Уральского хребта, как западной границы, до рек Надыма и Пима на востоке.
Таким образом, в Сибирское ханство входили обширные бассейны Иртыша и Оби (без Обского залива на Крайнем Севере, который входил в т.н. Обдорию, территорию ненецких племен [русский острог Обдорск (ныне г.Салехард) основан в 1595 году]) со всеми их южными, западными и восточными притоками.
Это обширное государство граничило на Северо-Западном Урале с Пермскими землями [См. Пермь Великая], населенными коми, пермяками и вогулами (манси), на Западном Урале - с Казанским ханством, занимавшим бассейн Камы, на Юго-Западном Урале - с Ногайской Ордой [в состав Сибирского ханства в XV-XVI веках входили земли башкир, живущих, на восточных склонах Урала, по рекам Исеть, Миасс, Уй]. На самом юге граница Сибирского ханства шла по верховьям Иртыша и по р.Омь, а на юго-востоке включала всю Барабинскую степь.
На востоке Сибирское ханство не имело фактически ясных границ - здесь его соседом была т.н. "Пегая Орда" с такой же неясной, обширной территорией и "размытыми" границами. Под "Пегой Ордой" в русской политической географии XVI в. понимали объединения племен селькупов и кетов в бассейнах р.Нарыма и Томи. "Пегая Орда" находилась в союзе с Сибирским ханством и в конце XVI в. оказывала вместе с Сибирским татарским государством сопротивление русскому проникновению в Сибирь. Она была присоединена к России одновременно с завоеванием ханства Кучума, в период с 1596 по 1598 г., т.е. после основания Нарыма как русского форпоста.

Падение Сибирского ханства. На севере Казахское ханство граничило с Сибирским, которое включало в себя казахские кочевья по Тобылу, Есилю и Ертису. После длительной борьбы между правящим родом кереев-тайбугинцев и шейбанидами к власти в Сибири пришел шейбанид Кошим. В 1563 г. он захватил столицу государства Искер и казнил предводителей тайбугинцев. Для укрепления государства Кошим провел ряд реформ, усиливавших роль центральных органов власти, построенных по образцу среднеазиатских государств – дивана и визирей, возглавлявших ведомства налогов, торговли и т. п. Во главе дивана стоял главный советник хана – карача.


Государство делилось на улусы во главе с мурзами. Улусы были практически суверенны, их обязательства перед центральной властью ограничивались уплатой жасака – подати пушниной, бывшей основной статьей экспорта, и поставкой вооруженных отрядов в случае войны.
Племена ханты и манси были автономны и возглавлялись собственными князьями, находившимися в личной вассальной зависимости от правителя Сибири. Столица находилась в городе Искер, однако ставка Кошима чаще находилась в окрестностях совр. Астаны, у оз. Коргалжин.
Придя к власти, хан с самого начала занял враждебную позицию по отношению к соседям – России и Казахскому ханству. В 1573 г. брат Кошима Мухаметкул с войском напал на русские владения на р. Чусовой. Началось усиленное строительство крепостей по всей Западной Сибири. На подступах к Искеру стояли укрепления Сузгун, Биик-Тура, Карачи, на Ертисе – города Кулар и Бегис. Он решил начать крупномасштабную войну с Россией и освободить Казань и Аштархан. Однако политическая обстановка была неблагоприятной – русское подданство приняли башкиры и мангыты, крымский хан потерпел поражение от Москвы, на юге усиливался натиск казахских ханов. Воспользовавшись тем, что Мангытский Йурт стал вассалом России, богатые купцы Строгановы проникли в Зауралье и основали здесь свою слободу. Строгановы беззастенчиво грабили и угнетали местное население, что привело в 1581 г. к восстанию. Для борьбы с восставшими Строгановы стали набирать отряды из яицких и волжских казаков. Стремясь помочь восставшим, хан Кошим послал большое войско во главе со своим сыном Али для захвата города Чердынь – центра колонизации Южного Урала. Воспользовавшись отсутствием войск в самом ханстве большой казачий отряд атамана Ермака в 1582 г. совершил нападение на Искер и захватил этот город. Однако закрепить успех ему не удалось – вернулся Али с войсками. Ермак попал в засаду и погиб, а его дружина вернулась в Приуралье.
Пользуясь сложившейся ситуацией, казахи попытались закрепить за собой долину Тобола до впадения его в Ертис. Искер был захвачен казахскими войсками под командованием Кадыргали-бия Жалаири и султана Ораз-Мухаммеда. На сибирский престол был посажен ставленник казахов – тайбугинский бий Сейдахмет.
В 1585 г. в Сибирь прибыл русский отряд во главе с И.Мансуровым, а год спустя недалеко от Чимги-Туры русские заложили крепость Тюмень. В 1587 г. была заложена еще одна крепость – будущий Тобольск. Ораз-Мухаммед и Кадыргали-би были захвачены в плен и отправлены в Москву, после чего казахам пришлось отказаться от притязаний на низовья Тобола. Кошим, обосновавшийся в северо-казахских степях, пытался отбить Западную Сибирь, но в 1591 г. потерпел крупное поражение на реке Есиль, а в 1598 г. был окончательно разгромлен, и Сибирское ханство практически перестало существовать. Многочисленные казахские роды, жившие в Сибири, откочевали на юг и приняли подданство хана Есима. Часть их в 1601 г. провозгласила Сибирским ханом Али – сына Кошима.
3. Культурно-цивилизационное наследие Золотой Орды. Расцвет градостроительства.
В эпоху Золотой Орды культура кочевников как никогда до этого обогащается плодами деятельности оседло-земледельческой цивилизации. Культура Золотой Орды, представляя собой цельный симбиоз, была достаточно синкретичной. Основными составляющими этой культуры были кочевники и оседлое население Евразии. Влияние оседло- земледельческой культуры было очень ощутимым, как никогда в прошлом. Виноваты в Этом были кочевники, установившие политичёское господство над оседлыми народами. Кровеносным сосудом этой симбиозной системы служит торговля.

Поскольку основы кочевого хозяйства заметных перемен не претерпели, материальная культура оставалась достаточно консервативной. Вместе с тем, элементы оседлости имели место в самом центре тюрко-монгольских племен. Так, в некоторых районах Сары Арки наблюдается оживление городской оседлой жизни: появились небольшие города, караван-сараи, крепости. Заметным городским центром Западного Казахстана был Сарайчик, где функционировал монетный двор. Во многих городах к XIV веку уачинают восстанавливать крепостные стены (Отрар). В связи с признанием ислама официальной религией в городах появляется большое количество мечетей и мавзолеев (Отрар, Сыганак, Женд).


Самым грандиозным памятником архитектуры средневековья считается мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави в городе Туркестане (Яссы). Построенный в годы правления Тимура, этот мавзолей был центром распространения в Казахстане ислама.. Позднее мавзолей Ахмеда Яссави был превращен в национальный пантеон казахов. Во многих мавзолеях этой эпохи внутри под куполами имеются разноцветные зарисовки сцен из жизни кочевников (Сырлытам).
Большое количество архитектурных сооружений появилось в это время в степях Сары Арки: мавзолеи Джучи хана, Болган ана, Жубан ана и другие. Эти архитектурные сооружения прямоугольной композиции с куполом сферического типа, покрытые фигурными и резными плитами, большей частью глазурью. Данный архитектурный стиль для Казахстана был новым, и достаточно резко отличался от предыдущих, Таким образом, Золота Орда вносит и в материальную Культуру свои правила.
. В эпоху Золотой Орды письменная культура создавалась на трех диалектах - кыпчакском, огузском и карлукском. В Xlll-XV веках на кыпчакском языке были созданы ряд книг религиозно-дидактического характера и словари. Выдающимися произведениями поэтического творчества названы «Гулистан би-т-турки» Сайфи Сарая, «Хусрау уа Шырын» Кутыба, «Мухаббат наме» Хорезми.
К XIII-XV векам относится творчество таких жырау, как Асан кайгы, Казтуган, Доспамбет, Шалкииз. Это художественное явление берет свое начало с Сыпыра жырау и Кет буги. Активная пора жизни Асан кайгы относится ко времени правления Аз Жанибек хана (1342-1357).
Великие жырау XIII-XV веков .являются основоположниками казахского героического эпоса В целом ряде их («Едиге», «Кобыланды батыр», «Ер Таргын», «Камбар батыр») воспевается история Золотоордынского этапа, деятельность ханов и героев, защищающих от иноземцев и стоящих на страже величия этого государства. История в них отражается как арена деятельности исключительно ^выдающихся героев. Эти произведения представляют богатый источник, освещающий военную и политическую жизнь в эпоху Золотой Орды.





Дешт-и-Кипчак. Золотая Орда

ДЕШТ-И-КИПЧАК


“Дешт-и-Кипчак” в переводе с персидского означает “Степь половецкая” (половцы – это летописное название кипчаков). Тюркоязычные кипчаки известны, по китайским источникам, с III – II вв. до н. э. как племена, проживавшие на Северном Алтае. Значительно позднее, на рубеже VII–VIII вв., они оказались в подчинении Тюркскому каганату, а с середины VIII до конца Х в. составили западную ветвь населения Кимакского каганата.
В XI в., когда власть каганата ослабла, часть кипчаков начала переселяться в более плодородные и теплые земли, вытеснив печенегов и часть северных огузов. Подчинив себе эти племена, кипчаки пересекли Волгу и дошли до устьев Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая и вошла в историю как Дешт-и-Кипчак (сокращенно Дешт). В западноевропейских источниках кипчаки названы “куманами” (есть мнение о том, что куманы – это западная группа кипчаков).
Мощное движение к западу в XI в. как бы явилось обретением родины. Помимо печенегов и огузов (гузов), кипчаки ассимилировали также остатки булгар в низовьях Дона, тем самым укрепив свои позиции в Восточной Европе. В то же время кипчаки разделились на две основные, тесно связанные между собой группы: западную – между Днепром и Днестровско-Дунайским междуречьем и восточную – от Днепра до Волги и Яика. Западной частью половецких степей правил хан Боняк, получивший позднее титул “великий хан”, восточной – Тогур-хан (в русских летописях – Тугоркан).
Непросто складывались отношения кипчаков с русскими княжествами: в период с 1061 по 1097 г. произошло около десяти сражений между ними, победа в которых в основном принадлежала кипчакам. Однако в начале XII века под предводительством киевского князя Владимира Мономаха русские воины совершили двенадцать успешных походов на Дешт; в результате этих походов множество половецких пленников оказались на Руси, началась славянизация кипчаков, продолжавшаяся и в период правления сына Мономаха – Мстислава. После его смерти в 1132 г. положение существенно изменилось: отношения русских и половцев перестали быть напряженными, хотя отдельные очаги былой вражды еще вспыхивали.
Дешт-и-Кипчак переживает возрождение, начинается новый этап половецкой истории. Появляются могущественные ханы, среди них знаменитый Кончак – тот самый хан, который взял в плен новгород-северского князя Игоря в победном сражении 1185 г., захватил города Переяславль и Путивль. Помимо русских летописей, эти события были описаны и в известной многим поэме “Слово о полку Игореве”.
Именно в этот исторический период разрозненные племена объединяются и в более крупные орды, расширяются сферы их кочевий, численность населения возрастает. Укрепляются феодальные отношения, устанавливается феодальная иерархия: хан – султан (сын хана) – бек (крупный феодал) – би (аристократ рангом ниже).
С началом монгольского нашествия на Восточную Европу кипчаки также включились в борьбу с монгольскими завоевателями. В битве на реке Калке в 1223 г. объединенное русско-половецкое войско потерпело поражение от полководцев Чингиз-хана. В 1237 – 1238 гг., после Волжской Булгарии, пал и половецкий мир. Вскоре обширные кипчакские степи превратились в основные земли Золотой Орды.
Необходимо коротко назвать три круга ценнейших памятников половецкого мира, кипчакского этноса. Один из них – знаменитый “Кодекс Куманикус”, кипчакско-латинско-персидский словарь, созданный в 1303 г., уже в период существования Золотой Орды. Язык этого словаря очень близок к современному татарскому. Второй круг – богатые захоронения кипчакского воина вместе с останками коня и с вооружением (они являются весьма ценным историко-археологическим и антропологическим материалом). Наконец, третий – знаменитые кипчакские балбалы (“каменные бабы”), поставленные, как и в Тюркском каганате, в честь воинов, павших в борьбе за свою землю. Это прекрасные памятники материальной культуры, отражающие богатый духовный мир их создателей.
ЗОЛОТАЯ ОРДА
Золотая Орда была крупнейшим государством развитого средневековья, очагом богатой цивилизации, ярким симбиозом кочевой и городской культуры. Название “Золотая Орда” больше распространено в русских источниках: так назвали вначале позолоченную юрту – ставку хана, потом оно перешло к его армии в целом, к населению и государству. Само слово “орда” (“урда” – середина) тюркского происхождения и нередко встречается в татарских источниках. В арабо-персидской географии это государство называется “Улус Джучи” по имени старшего сына Чингиз-хана, Джучи, которому были выделены западные, в том числе еще и незавоеванные земли Монгольской империи. Здесь “улус” надо понимать в смысле части этой империи, каковой вначале была Золотая Орда.

Золотая Орда в XIII – начале XV в.
Золотая Орда образована в начале 1243 г. Бату-ханом, сыном Джучи (Джучи умер еще в 1227 г. – в год смерти самого Чингиз-хана). После покорения Восточной Европы монгольская армия вернулась в свою землю, а Бату с 4-тысячным монгольским войском остался в низовьях Волги и основал там новое государство. Оно считалось улусом Монгольской империи лишь формально; в сущности, молодой хан уже не подчинялся центру, а позднее, при его внуке Менгу-Тимуре (1266–1288), Золотая Орда стала полностью самостоятельной – она чеканила монеты уже от имени своего хана.
Если создателями этого государства являлось небольшое число монгольской элиты, то его коренным населением были тюркоязычные народы: кипчаки, огузы, волжские булгары, маджары и др., а также тюркоязычные татары, известные еще по истории Тюркского и Кимакского каганатов; татары в XI – начале XIII в. составляли также часть населения Хорезма и государства Караханидов в Средней Азии, остальные пришли в Восточную Европу в 20–40-х гг. XIII в. вместе с монголами. Небольшое число последних довольно быстро растворилось в этом тюркоязычном мире; позднее, к концу XIV – началу XV в., основное население Золотой Орды называлось уже татарами (в самом начале татар было намного больше монголов).
Золотая Орда состояла из двух частей: Ак (Белой) Орды – от Западной Сибири до Крыма с центром в Поволжье и Кок (Синей) Орды в западной части Средней Азии. Столицей государства был город Сарай в нижнем течении Волги – это Сарай (Сарай-Бату) в XIII и начале XV в. и Новый Сарай (Сарай-Берке) в XIV в, В Золотой Орде было около 150 больших и малых городов – часть из них являлись прежними городскими центрами Крыма, Волжской Булгарии и Хорезма, остальные, среди них самые большие, возникли на земле бывшего Дешт-и-Кипчак. В 32 городах чеканились монеты.
Основу хозяйства составляло кочевое скотоводство, пашенное земледелие, высокоразвитое ремесло. Улус Джучи вел широкую внешнюю торговлю почти со всеми странами мусульманского Востока и основными центрами европейского мира. По степени влияния на политику тогдашней Центральной Евразии ее можно сравнить лишь с предшествовавшим Арабским халифатом. Золотая Орда была феодальным государством, во главе которого стоял хан из династии джучидов. В период своего могущества, почти до конца XIV в., она держала мощную, хорошо вооруженную армию.
Городская культура с ее мозаичной и майоликовой монументальной архитектурой, водопроводами – в целом богатейшая материальная культура, декоративно-прикладное искусство достигли высшего уровня развития в XIV в., особенно в периоды правления ханов Узбека, Джанибека, позднее Тохтамыша. Это также эпоха расцвета золотоордынской поэзии, представленной именами Саифа Сараи, Котб, Хорезми и других татарских поэтов.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет