Образование Казахского ханства было сложным по характеру и продолжительным по времени многоаспектным процессом Образование Казахского ханства было сложным по характеру и продолжительным по времени многоаспектным процессом. Оно явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических событий на обширной территории Восточного Дешт-и Кыпчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана). Формирование в XIV – XV вв. единого экономического региона на базе естественной интеграции областей со смешанной экономикой, кочевой скотоводческой и оседло-земледельческой, городской – с торгово-ремесленным направлением хозяйства, подготовило условия к объединению всех земель региона в одну политическую структуру.
Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств на территории Казахстана – ханства Абулхаира (Государства кочевых узбеков) и Моголистана. В обоих государствах усиливалось экономическое могущество кочевой знати, росли ее центробежные стремления. Наиболее влиятельные вожди родов и племен восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья стремились к политической независимости.
Еще в 20-х гг. XV в. калмаки стали нападать на Семиречье в поисках пастбищ, добычи, выхода на торговые центры. В 1457 г. Абулхаир хан потерпел от них жестокое поражение. Заключив мир с Абулхаиром на тяжелых для него условиях, калмаки ушли через Чу в свои земли, а Абулхаир принялся жестокими мерами наводить порядок в своих улусах, в том числе и на юге Казахстана, расправляясь с не признавшими его власть Джучидами. Действия Абулхаира и неспособность моголистанского хана оградить население Семиречья от калмакских орд, привели к еще большему недовольству народных масс.
Начиная с конца 50-х годов XV в. в течение десятилетия произошла массовая передвижка части казахского населения из Восточного Дешт-и Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау в западную часть Семиречья, на территорию Моголистана. Особенно оно усилилось после смерти Абулхаира в 1468 г. и распада его государства. Этим действием народных масс было положено начало последующему объединению разрозненных групп казахов, в том числе и семиреченских, в одно государство.
Казахское ханство первоначально занимало территорию Западного Семиречья, долины Чу и Таласа. Оно объединяло как переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды, так и местные племена. Дружественное расположение хана моголов к султанам из Узбекского улуса объяснялось тем, что, во-первых, Есен-Буга не имел в ту пору возможности отразить силой оружия набеги северных кочевников, во-вторых, в лице Гирея и Джанибека и их воинов он видел оплот для защиты западных границ своих владений от притязаний своего брата Юнуса, поддерживаемого Тимуридом Абу Саидом.
Другой причиной, заставившей Есен-Бугу предпринять такой шаг, могло явиться то обстоятельство, что значение хана как внутри, так и во внешних сношениях определялось преимущественно числом и силой поддерживающей его феодальной знати и улусных людей. Поэтому было естественно его стремление привлечь на свою сторону врагов своих сильных соседей и использовать их, если понадобится, против их же соплеменников. После смерти Есен-Буги в 1462 г. в Моголистане наступило фактически полное безвластие. В этих условиях возникновение и упрочение Казахского ханства в Семиречье было вполне закономерным актом. Мухаммед Хайдар Дулати относит время образования Казахского ханства к 870 г. хиджры (1465 – 1466 гг.)
В последующие десятилетия XV в. Казахское ханство укрепилось экономически и расширилось территориально, включив значительную часть этнической территории казахов. Сошло с исторической сцены в Восточном Дешт-и Кыпчаке ханство Шайбанида Абулхаир хана. На исходе XV и в самом начале XVI вв. ушла в прошлое военная и политическая мощь государства Тимуридов, окончательно потерявших власть над Мавераннахром в борьбе с предводителем кочевых узбеков внуком Абулхаира Мухаммадом Шайбани. Фактически распался на несколько феодальных владений Моголистан.
Согласно родословным, помещенным в ряде источников, Джанибек и Гирей были близкими родственниками. Оба они были прямыми потомками Урус хана и имели право на власть, один как прямой потомок хана Барака Историческое значение образования Казахского ханства:
прекратилось разделение власти между разными государствами;
централизация системы управления способствовала сплочению казахского народа;
Казахское ханство расширило свою территорию;
были установлены прочные связи с соседними странами;
быстрое экономическое и культурное развитие способствовало расцвету традиций и обычаев, распространению ислама среди казахского народа;
прекратились междоусобицы и распри внутри страны;
были созданы условия для использования скотоводами пастбищ по традиционно сложившимся маршрутам кочевок.
Чингизиды Керей, Жанибек — легендарные личности в истории Казахстана. С их именами связано появление народа, назвавшего себя «казахи», а также выход на историческую арену нового государства. Керей и Жанибек вписаны в историю как основатели Казахского ханства.
Бурундук не обладал такой политической харизмой, как Жанибек или Касым, но благодаря смелости и решительности смог завоевать уважение степняков и утвердить верховенство ханов Казахского ханства в степи — на территории Дешт-и-Кыпчака. Это эпохальное событие произошло благодаря двум важнейшим победам Бурундука: После смерти Абулхаир-хана власть в Узбекском Улусе перешла к Шейху-Хайдару. Он заключил союз с ногайским ханом Мусой-мурзой и выступил против казахских ханов. Жанибек переманил на свою сторону другого авторитетного ногайского правителя — бия Аббаса. В степи разгорелась ожесточенная война, которая благодаря Бурундуку завершилась победой Казахского ханства: узбеки были разбиты, а Шейх-Хайдар погиб. Через время Бурундуку пришлось выступить против узбекского хана Мухаммеда Шейбани, которого ногайские бии признали ханом Дешт-и-Кыпчака. Это был вызов для казахских ханов. Бурундук собрал 50 тысяч воинов и вторгся в Ногайскую Орду. Победы он не одержал, но ногайцы отказались поддерживать Мухаммеда Шейбани. Его власть ослабла. Бурундук же отвоевал такие города: Сузак, Сыгнак, Сауран.
К власти пришла новая династия - Аштарханиды, возводившая свое происхождение к астраханским ханам – потомкам Тукай-Тимура (сына Джучи). Ханом казахов, после смерти Таукел хана, стал Есим хан (1598 – 1613/14; 1627 – 1628 гг.). После смерти Абдаллах хана в 1598 г. фактически прекратилось господство династии Шайбанидов в Бухаре. К власти пришла новая династия - Аштарханиды, возводившая свое происхождение к астраханским ханам – потомкам Тукай-Тимура (сына Джучи). Предметом постоянного и длительного спора между казахскими владетелями и Аштарханидами стал Ташкент – важный торгово-экономический центр. Власть над Ташкентом постоянно переходила из рук в руки от Есим хана к Аштарханидскому хану (Вали Мухаммад хан с 1606 по 1610 гг.; Имамкули хан с 1611 по 1642 гг.), а от него к другому казахскому правителю, Турсун хану.
Отношения с калмаками, продвинувшимися еще в конце XVI в. значительно на запад, стали занимать в XVII в. важное место во внешней политике казахских владетелей. Отсутствие естественных границ между их владениями и постоянное соперничество из-за обладания кочевьями служили причиной частых столкновений и войн.
В китайских источниках западные монголы называются элютами. Слова калмаки, ойраты, элюты, а также термин джунгары (люди «левой стороны», «левого крыла») – это разные названия западномонгольских племен чорос, хошоут, торгоут, дэрбэт. Они во второй половине XIV в. составили «ойратский союз» племен, вышли из-под власти всемонгольского хана и стали управляться своими предводителями (тайши). В конце первой половины XV в. калмаков возглавил Эсен-тайши. Он сумел объединить все ойратские племена и поколения в один союз и даже распространить свою власть на Восточную Монголию. Однако со смертью Эсетайши (1455 г.) фактически кончилось на время и политическое могущество калмаков. Лишь в начале XVII в. среди ойратов вновь появились энергичные и воинственные вожди. Первым из таких вождей был чоросский Хара-Хула-тайши, который сумел объединить основную часть ойратов. Он возглавил общеойратскую кампанию против казахов, именно его энергичные действия привели в конечном счете к становлению государства, получившего название Джунгарского ханства. Хара-Хула-тайши умер в 1634 г., тогда же власть над ойратскими владениями перешла в руки его сына Батур-хунтайши, а 1635 г. признан в науке годом образования Джунгарского ханства.
С первых десятилетий XVII в. соотношение сил Казахского ханства, раздираемого междоусобными распрями, и ойратской группировкой, объединенной в единый союз, изменилось и стало неблагоприятным для казахов.
После смерти Есим хана в Казахском ханстве вновь начались усобицы и продолжались несколько лет. В конце концов, ханом был провозглашен сын Есим хана – Джангир (Джахангир, Янгир, Янгар). Вся его жизнь прошла в борьбе с калмаками из-за обладания кочевьями Семиречья.
В этой войне предводитель казахов Джангир попал в плен к калмакам, и только какая-то счастливая случайность возвратила ему свободу. Освободившись от плена, он остался на всю жизнь непримиримым врагом ойратов и не переставал беспокоить их частичными набегами.
Со своей стороны Батур-хунтайши, желая усмирить беспокойного соседа, собрал 50-тысячное войско и вторгся в 1643 г. в кочевья казахов. Удачный вначале поход окончился поражением хунтайши и отступлением калмаков с большим уроном. В этой войне на стороне казахов выступили ополчения кыргызов и отряд эмира Бухарского ханства Ялангтуш-бия.
Джангир хан погиб в одном из сражений с калмаками. Он похоронен в г. Туркестане, возле мечети Ходжа Ахмада Ясави.
В Xvii – н. XVIIi вв. у казахов степных районов сохранялась исторически сложившаяся отрасль хозяйства – кочевое и полукочевое скотоводство. Основными видами скота были овцы, лошади, верблюды. Крупный рогатый скот разводился в небольшом количестве, главным образом в местах оседлости.
Закрепились ранее сложившиеся маршруты и годичные циклы кочевания со сменой сезонных пастбищ (коктеу, джайляу, куздеу, кыстау). Скотоводство зависело от природных условий. Заготовка кормов не производилась, зимой скот находился на подножном корму. В суровые зимы нередко происходил массовый падеж скота, кочевники-скотоводы разорялись, многие переходили к оседлости. Хотя и медленно, сами формы ведения кочевого скотоводства и его продуктивность улучшались. Сохранялись и постоянно совершенствовались навыки ведения животноводческого хозяйства. Жилище казахов - юрта, а также хозяйственный инвентарь были хорошо приспособлены для кочевания и обработки животноводческой продукции. Кочевое скотоводческое хозяйство во многом обеспечивало жизнь казахской семьи. Оно давало казахам продукты питания, материалы для одежды и обуви, устройства и убранства юрты, транспортные средства для перекочевок.
Экономическая система Казахского ханства базируется на двух взаимодополняющих хозяйственных укладах – кочевом скотоводческом и оседло-земледельческом, городском.
В Южном Казахстане продолжала развиваться городская жизнь. Каждый из городов был центром обширного земледельческого района с развитым поливным земледелием, товарным производством зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Искусственное орошение продолжало развиваться в больших размерах и основывалось на каналах, арыках. В городах имелись ремесленные кварталы, развивались ремесла – керамическое, кузнечное, деревообделочное, стеклодувное, ткацкое, кожевенное, ювелирное, строительное дело. В городах была развита фортификационная система. Строились жилые постройки, культовые и общественные здания – мечети, медресе, мазары, бани, крытые рынки, караван-сараи.
Общественные отношения у казахов в Xvii – н. XVIIi вв. большинство исследователей считают патриархально- феодальными. В степных районах господствовала общинная форма землепользования. Скот находился в частной и семейной собственности и был главным мерилом богатства кочевников, их имущественного положения. Верховным распорядителем земель был хан.
В южных районах Казахстана сложились устойчивые формы феодального условного землевладения и земельной собственности. Источники называют такие формы землевладения и собственности, как сойургал, икта, мильк, вакф.
В основе деления казахского общества на сословие лежало не столько имущественное положение, сколько социальное происхождение. К высшему аристократическому сословию – ақ суйек (белая кость) относились Чингизиды: ханы, султаны. Все остальное население ханства относилось к низшему сословию – қара суйек (черная кость), независимо от имущественного положения.
Борьба за присырдарьинские города приобрела затяжной характер, в которой присматривается несколько фаз.
На первом этапе, который относится к 1469-1470 гг., противником казахских ханов был прямой наследник Абу-л-Хайр хана Шайх-Хайдар хан. Об этом периоде в «Тарих-и Рашиди» полных сведений нет. По другим же источникам Шайх-Хайдар хан вскоре был убит в одном из сражений Ибак-ханом, а внуки Абу-л-Хайра Мухаммад Шайбани с братом были вынуждены укрыться у правителя Хаджи-Тархана, а затем бежать в Мавераннахр под покровительство Тимуридов. «Шахибек хан (Мухаммад Шайбани - Г.3.)после раскола и долгих скитаний из-за безвыходности положения прибыл в Мавераннахр. Черед царствования здесь дошел до Султан Ахмада мирзы б. Султан Абу Саида мирзы… и Шахибек хан стал служить ему». (4)
На втором этапе, в 70-е годы ХҮ века казахские ханы вынуждены были вести борьбу против Мухаммада Шайбани, но и не только против него, а и против предводителя Ногайского улуса Муса-мирзы, который из союзника превратился в их недруга и начал противодействовать их деятельности в борьбе за власть над кочевниками.
Борьба шла спеременным успехом. Именно в этот период ханы Жанибек и Гирей, а также сын Гирея Бурундак стали реальной политической силой в степях Центального Казахстана, а Мухаммад Шайбани, не сумев утвердиться в бывших владениях своего деда, уходит на Мангышлак (5)
Третья фаза борьбы за сырдарьинские города 80-90-е годы XY века отличались особым упорством и ожесточенностью, в эту борьбу вмешивались активно Тимуриды и могульские ханы.
Мухаммаду Шайбани удалось захватить крепость Аркук, город Сыгнак переходил из рук в руки. В этот же период по «Тарих-и Рашиди»могольскому правителюЮнус-хану удалось заполучить во владение город Ташкент («...Йунус-хан также пришел в Ташкент...») и Сайрам (6), а затем его сын Султан Махмуд захватил Отрар и оказал помощь Мухаммаду Шайбани в захвате еще двух присырдарьинских городов – Саурана и Ясы.
Мухаммед Хайдар Дулати писал об этих событиях: «...имея в виду ту услугу, которую (Шахибек хан) оказал ему в битве при Чире, как уже было упомянуто (хан – Султан Махмуд - Г.З.) дал ему Туркестан. По этой причине между сыновьями Кирай хана и Джанибек хан – казаха (с одной стороны), и Султан Махмуд ханом (с другой), давняя искренняя дружба сменилась ссорой». (7)
Военные действия в этот период происходили почти непрерывно. Территория Южного Казахстана фактически оказалась разделенной на две части. Шайбаниды укрепились в городах Отрар, Ясы, Арку, Узгенд; северная часть территории Туркестана с центрами в Сыгнаке, Сауране, прилегающий район Каратау с Узаком и другими поселениями на его северных и южных склонах, в низовьях Сырдарьи, Приаралье оставались в руках казахских ханов. Было достигнуто временное перемирие.
В 1550 году Мухаммад Шайбани с частью подвластных ему кочевых узбеков, уходит в Мавераннахр, где начинает завоевания территории Тимуридов.
Следующий этап утверждения казахских ханов Бурундук-хана и Касым хана в Присырдарье описывается в «Тарих-и Рашиди» опосредованно лишь в связи с событиями, касающимися истории семьи самого Мухаммеда Хайдара Дулати.
Теперь это была война между разделившимися на части сородичами, каждая из которых проживала на определенной территории и входила в состав определенного государства.
Захватившие власть в Мавераннахре Шайбаниды стараются не допустить усиления Казахского ханства, установив экономическую его блокаду, прекратив торговые отношения казахов с земледельческими районами Средней Азии, а затем совершая набеги на их владения в ответ на походы казахских ханов в Мавераннахр.
Эти события имели место в 1503-1504, а затем 1508-1509 годах. Грабеж, увод в плен мусульман и обращение их в рабов послужили поводов для Мухаммеда Шайбани обвинить казахов в неверности исламу и обьявить им газават. (8)
Четыре похода совершил Мухаммад Шайбани против казахских ханов, в одном из которых, в марте 1509 года, казахи потерпели жестокое поражение. Однако неудача последнего похода и гибель Мухаммада Шайбани в 1510 году в последствии привели к распаду государства Шайбани на две части и изменению политической обстановки в регионе в пользу Казахского ханства.
И хотя отношения между Шайбанидами и казахскими правителями продолжали оставаться напряженными, а иногда и не мирными, тем не менее Казахское ханство расширило свои границы в Присырдарье, все более широкое распостранение получал этноним «казах» росло могущество и авторитет ханства, что находит свое подтверждение в «Тарих-и Рашиди» М.Х. Дулати: «...до 940 (1533-1534) года казахи имели полную власть над больщей частью Узбекистана». (9)
Присоединение к Казахскому ханству территории региона Каратау и значительной части присырдарьинских городов и их оазисов явилось, несомненно, ключом успеха казахских ханов к обьединению последствии страны в целом.
В 1470—1472 годах ойраты разгромили войска Йунус-хана, правителя Моголистана. В 1484 году он захватил Ташкент у Тимуридов[20].
После смерти Султан-Увайс-хана всё более начали проявляться признаки упадка Моголистана. В последовавшей междоусобной борьбе победу одержал сын Султан-Увайс-хана Эсен Буга-хан (1429—1461).
Во второй половине XV и начале XVI веков последующие правители Моголистана (Султан-Ахмад-хан, Мансур-хан) пытались укрепить положение, но постоянные смуты и междоусобные войны ослабили государство. Известно, что некоторая часть моголов присоединилась к Бабуру и приняли участие в завоевании Индии, в числе которых был прославленный полководец Чин-Тимур, сын Султан-Ахмад-хана. Автор Тарих-и Рашиди Мухаммад Хайдар также ушёл в Индию, где завоевал Кашмир и правил им от имени Бабуридов.
В 1514 году Султан-Саид-хан, двоюродный брат Бабура по матери, во главе пятитысячного войска через Торугартский перевал (близ озера Чатыр-Куль) вторгся в Тарим. Разбив войска Мирзы Абу Бакра, он захватил Кашгар, Яркенд, Хотан, Аксу, Кусан и основал независимое ханство Мамлакат-и Могулийе (Могулия) со столицей в Яркенде. В 1516 году Султан-Саид-хан формально признал старшинство своего брата Мансур-хана, хана Центрального и Восточного Моголистана.
В середине XVI века могольские ханы окончательно были вытеснены из Семиречья и Тянь-Шаня совместными усилиями киргизов и казахов[21][13].
Прямая линия потомков Туглук-Тимура правила в восточной части Моголистана до 1570-х годов. К этому моменту территория государства в результате киргизско-казахской экспансии состояла всего лишь из Турфанского округа. В 1570-х годах хан Мамлакат-и Моголийе Абд ал-Карим-хан присоединил к своему государству Турфан, тем самым воссоединив земли Туглуктимуридов, ещё не завоёванные казахскими и киргизскими родами. Однако единство ханства длилось недолго, поскольку уже в 1596 году Турфанский округ выделился из состава Мамлакат-и Моголийе (Могулии) во главе с младшим братом Абд ал-Карим-хана Абд ар-Рахим-ханом.
Жетысу стал местом, где соприкасались границы трех крупнейших уделов Монгольской империи — Улусов Джучи, Чагатая и Угедея. Недалеко друг от друга находились и центры этих владений: ставка старшего сына Чингиз-хана Джучи — на реке Ертис (прежде река Иртыш), ставка второго сына Чагатая — на Иле (Или) и ставка Угедея — в Тарбагатае.
В начале второй половины XIII в. в Монгольской империи вспыхнула борьба за власть, приведшая к распаду государства. Сразу же после смерти верховного кагана Мунке (Менгу-каан), внука Чингиз-хана и сын Тулуя, в 1359 г. часть монгольской военной знати, нарушая существовавшие в империи нормы и традиции, провозгласила ханом брата Мунке — Хубилая. Его активным противником на многие годы стал Хайду (Кайду), потомок Угедея, третьего сына Чингиз-хана и его наследника. Центром владений Хайду были земли Жетысу (по сведениям некоторых источников, здесь же находится его гробница).
Затяжная война Хайду против Хубилая, усобицы Чагатаидов после смерти Хайду привели к упадку городской и оседло-земледельческой культуры Жетысу. Исчезают древние земледельческие центры, очаги городской культуры. На это же время приходится постепенный упадок и города Алматы. С этого времени средневековые летописцы не называют этот город цветущим, как прежде. Нет упоминания Алматы и в числе главных городов Могулистана, о которых говорит автор единственного специального труда по истории этого государства «Тарих-и Рашиди» Мирза Мухаммад Хайдар. Хотя регион Алматы составлял центральный области этого государства [2].
Но все же жизнь не остановилась. Население города Алматы никуда не исчезло. Кто-то, оставшись на месте прежнего города, продолжал свое хозяйство, кто-то под влиянием обширной миграции кочевников занялся скотоводством. Несмотря на все коллизии военно-политической истории этого периода, жизнь продолжалась. Города Южного Казахстана начинают отстраиваться вновь. На месте былого Алматы, в благодатной природной местности с таким же названием, постепенно восстанавливался разрушенный город. Но во второй половине XIV в. Жетысу и Северное Притяньшанье, входившие в Могулистан, а также Восточный Дашт-и Кыпчак (Ак-Орда), испытали новые потрясения. На города и степи могулистких и ак-ордынских ханов и беков обрушились полчища нового завоевателя эмира Тимура. Эти трагические события еще более сблизили население Жетысу и Восточного Дашт-и Кыпчака, испытавших на себе жестокость завоевателей.
Правители и население Могулистана на протяжении почти двадцати лет оказывали ожесточенное сопротивление войскам Тимура. Однако опустошительные походы Тимура вынудили ханов и беков Могулистана искать союзников. Попытки создания антитимуровской военной коалиции подробно рассмотрены в классической востоковедческой работе К. А. Пищулиной [3], посвященной истории Могулистана и начального этапа истории Казахского ханства, а также ходу этнических процессов в Казахстане в XIII-XV вв.
Активными сторонниками создания антитимуровской коалиции были правители Ак-Орда. Ханы Ак-Орды стремились к объединению Жетысу и Восточного Дашт-и Кыпчака. Их объединительная политика увенчалась успехом в годы деятельности правнуков ак-ордынского хана Уруса Керея и Жанибека, основавших Казахское ханство в Западном Жетысу.
Этнические аспекты идентичности населения двух казахстанских регионов — Жетысу и Восточного Дашт-и Кыпчака подробно рассмотрены в вышеупомянутой и других работах К. А. Пищулиной [4]. Население Жетысу было этнически, политически и экономически связано не только с Могулистаном, но и во многой степени с племенами и родами Восточного Дашт-и Кыпчака, где в этот период времени происходило возвышение Ак-Орды, государства восточных Джучидов-Ордаидов (потомков Орда-хана, старшего сына Джучи). Это государство в источниках того времени наряду с названием Ак-Орда обозначалось как Узбекистан или Узбекский Улус, в силу того, что кочевые племена степной полосы Казахстана с середины XIV в. начинают именоваться «узбеками». Только когда Жанибек и Керей, потомки ак-ордынского хана Уруса, ставшие во главе узбек-казаков, вытеснили из степей Казахстана узбеков-Шибанидов, термин узбек уходит за пределы этнической территории казахов и постепенно закрепляется на территории Мавераннахра. Владения новообразовавшихся казахских ханов с этого же времени начинают именоваться в средневековых сочинениях, созданных в тот же период, Казахстаном. Это новое государство объединило в себе не только владения Ордаидов Ак-Орды, но и «казахскую» часть Могулистана, а это Жетысу.
Предпосылки к образованию Казахского государства в Жетысу. Первые правители Казахского государства Керей и Жанибек воспринимали созданное ими государство как восстановление власти своей фамилии в этом регионе. Они, по существу, являясь потомками Урус-хана, восстановили Ак-Орду, получившую теперь новое название — Казахское ханство. Но земли династии Ордаидов в период образования Казахского ханства сместились восточнее и включали в себя земли Жетысу.
Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI в., особенно при хане Касыме (1512 – 1521 гг.). Фактически он стал править еще при Бурундуке.
В 1509 – 1510 гг. Мухаммад Шейбани совершил несколько походов на территорию казахов. В результате этих походов ему удалось временно вытеснить казахских правителей за пределы оазисов Туркестана.
В 1510 г. Мухаммад Шайбани вновь пришел к Сыгнаку, но потерпел сокрушительный разгром от войск султана Касыма, остатки узбеков-шайбанидов бежали в Самарканд. В конце этого года Мухаммад Шайбани погиб в Хорасане, под Мервом, в битве с шахом Ирана.
Касым хан не преминул воспользоваться этими обстоятельствами для укрепления своей власти в Южном Казахстане. Вскоре под власть казахского хана перешел самый южный из городов Присырдарьи Сайрам.
Во втором десятилетии XVI в. Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными просторами казахской территории. В это время границы ханства на юге выходили на правобережье Сырдарьи и включали часть городов Туркестана, на юго-востоке они охватили предгорья и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улутау и оз. Балхаш, доходя до отрогов Каркаралинских гор, на северо-западе достигали бассейна р. Яик.
Ко второй половине XVI в. Казахское ханство переживало сильное ослабление в связи с бесконечными войнами, междоусобицами, но в период правления Хак-Назар хана оно достигло некоторого подъема во внутренней и внешнеполитической жизни. Вступив на ханский престол, Хак-Назар хан (1538 – 1580 гг.) боролся против ойратов и могольского хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Упорная борьба развернулась в 1560 г. в Могулистане. В середине XVI в. казахи занимали не только среднее течение Сырдарьи, но и кочевья в Могулистане. Стремление Абд ар-Рашид хана вытеснить казахов из Могулистана и послужило причиной борьбы. При Хак-Назар хане казахско-могульские отношения были напряженными и очень часто могульские ханы получали перевес в этой борьбе.
Внешние отношения с Могульским государством[править | править код]
В письменных источниках имеется информация об обмене посольствами между Казахским ханством и Могульским государством, существовавшем в Восточном Туркестане в XVI—XVII вв. Так, например, в сочинении «Тарих» Шах-Махмуд Чураса сообщается о приезде Йунус-ходжи, посла правителя Казахского ханства Жангира (Жахангира), к могульскому хану Абдаллаху. Вместе с Йунусом-ходжой приехал сын казахского хана султан Тауке. В Казахское ханство, согласно данному историческому документу, отправлено ответное могульское посольство во главе с Кочкар-беком. Ещё одно казахское посольство в Могульское государство возглавлял Апак-султан, другой сын Жангир-хана. По мнению ученых, целью данных посольств было создание казахско-могульского союза, направленного против узбеков и калмак[2].
В период образования Ногайской Орды отношения между ногайским князем Едиге и основателем династии казахских ханов Урус-ханом и их потомками Мансуром и Бараком складывались противоречиво. Во 2-й половине 15 в. Казахско-ногайские отношения перерастают в военно-политический союз против потомков Абулхайр-хана. Казахские ханы Керей и Жанибек в союзе с ногайскими беками Аббасом, Мусой и Ямгурчи воевали против Шайх-Хайдара, преемника Абулхайр-хана. Муса, перейдя на сторону Мухаммада Шайбан, внука Абулхайра, вызвал первое казахско-ногайское противостояние.
В середине 70-х гг. XV в. казахский хан Бурындык разбил ногайцев. Часть ногайцев во главе с Хамза-беком продолжала совместную борьбу с казахами против Мухаммада Шайбани. Территориальные противоречия казахов и ногайцев, перемирие казахов с узбеками вновь обострили их отношения на рубеже 15—16 вв., в результате ногайцы потерпели несколько поражений от Бурындыка и Касыма. В начале 16 в. Бурындык перенес свою ставку в Сарайчик на Жайык, прежнюю столицу Ногайской Орды.
Хакназар хан - талантливый правитель, который стоял во главе Казахского ханства в период его возрождения во второй половине XVI века. Он объединил Казахское ханство, которое в это время было раздроблено и управлялось отдельными султанами. Хакназар не ограничился тем, что объединил казахов, но и ввел в состав своего ханства часть ногайцев, калмыков, башкир, узбеков, моголов, киргизов. Присоединив левый берег Яика, Хакназар правил одной из частей улуса ногайцев. Казахское ханство в 50-х годах XVI века вело борьбу на разных фронтах, а именно: в 1554 году Тауекел султан возглавил поход на восток против калмыков, в 1555 году на юго-востоке Хакназар воевал с моголами, и в этой войне был убит Абдаль-Латиф хан, на юге 3 года казахи держали в страхе Ташкентского эмира, Шайбанида хана Барака, на западе нависла опасность для ногайского мырзы Алшы Смайыла. Все это свидетельствует о том, насколько усилилось Казахское ханство, возглавляемое Хакназаром. Вступив в союз с узбекским ханом Абдоллой против сибирского хана Кошима, он возвратил ранее потерянные Сауран и Туркестан. В 1573 году русский царь Иван Грозный, подталкиваемый своей алчностью, послал Хакназар хану послов во главе с Т. Чебуковым. Казахское ханство являлось воротами в Среднюю Азию, а ключ от ворот был в руках у Хакназара. Настоящей целью русского царя было - заполучить этот ключ. После присоединения к себе Казанского и Астраханского ханств Россия установила полный контроль над Волгой и теперь принялась за подчинение Ногайской орды и Сибирского ханства. В извещениях и документах послов тех лет указывалось о неоднократных стычках Казахского ханства с Шайбанидами в борьбе за Ташкент еще со времен Касым хана. Если узбекский хан Абдолла хотел с помощью казахов расправиться со своим соперником, правителем Ташкента, Баба султаном, прозванным Бараком, то Хакназар хотел уничтожить Шайбанидов, используя соперничество и междоусобную борьбу узбеков. Это одно из проявлений политики Хакназар хана по укреплению Казахского ханства. Баба султан впоследствии убил Хакназар хана с помощью Бузахур султана. Наука не опровергает народных легенд, связывающих разделение казахов на жузы с именем Хакназара.