философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.
Гносеология
теория познания, раздел философии, занимающийся исследованиями, критикой и теориями познания.
Философская антропология
философское учение о человеке, его сущности, цели и смысле жизни.
Социальная философия
это раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества, его целей или общественных идеалов, генезиса и развития (социальной истории), судеб и перспектив общественного развития.
Праксиология
общая теория деятельности, раздел философии, предметом которого является исследование деятельностной природы и сущности человека.
Аксиология
философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни, это раздел философского знания об основных (универсальных) ценностях (целях и идеалах) человеческого бытия, таких как Жизнь, Добро, Справедливость, Истина, Польза и др.
Пётр Яковлевич Чаадаев (1794–1856) "Басманный философ"
«Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, мы — народ исключительный». Пётр Яковлевич Чаадаев в молодости был светским человеком, блестящим гвардейским офицером. Знакомством с ним гордился Пушкин и другие самые замечательные люди эпохи. Выйдя в отставку и совершив длительное заграничное путешествие, он переменился и стал вести жизнь, близкую к затворнической. Большую часть времени Чаадаев проводил в московском доме на Новой Басманной, за что и получил прозвище «Басманный философ». Публикация его «Философических писем» вызвала гнев Николая I: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного». Чаадаева официально объявили сумасшедшим. Впоследствии врачебный надзор был снят, но при условии, чтобы он «не смел ничего писать». Тем не менее, философ написал «Апологию сумасшедшего», долгое время остававшуюся неопубликованной и после его смерти. Главная тема философских сочинений Чаадаева – размышления об исторической судьбе и роли России в мировой цивилизации. С одной стороны, он был убеждён, что «мы призваны решить большую часть проблем социального порядка…, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество». С другой – сетовал на то, что Россия оказалась отлучена от всемирно-исторического процесса. Одной из причин этого Чаадаев видел в православии и считал, что все христиане должны объединиться под эгидой католической церкви. Конечная цель истории по Чаадаеву – осуществление царства божьего на земле, которое он понимал как единое, справедливое общество. На его концепции опирались как славянофилы, так и западники.