Қостанай облысы әкімдігі мәдениет басқармасының «Лисаков Жоғарғы Тобыл тарихы мен мәдениеті мұражайы» кмм кгу «Лисаковский музей истории и культуры Верхнего Притоболья»



Pdf көрінісі
бет1/19
Дата28.12.2016
өлшемі2,24 Mb.
#670
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


 
 
Қостанай облысы әкімдігі  мәдениет басқармасының 
«Лисаков Жоғарғы Тобыл тарихы 
мен мәдениеті  мұражайы» КММ 
 
КГУ «Лисаковский  музей истории и культуры  
Верхнего Притоболья» Управления культуры 
акимата Костанайской области 
 
 
 
                    “Отан неден басталады” 
                          «С чего начинается Родина» 
                   
                  VIII Балалар аймақтық ӛлкетану 
                      оқуларының материалдары 
                                       
                                      Материалы 
                       VIII Детских региональных 
                           краеведческих чтений 
 
 
 
 
 
 
 
                                        
 
 
                                                                 Лисаков қаласы 
                                           10 желтоқсан 2015 жыл 


 
 
“Отан неден басталады”   «С чего начинается Родина». Материалы Детских 
региональных краеведческих чтений имени И.И.Семченко.  
В сборник вошли материалы VIII Детских региональных краеведческих чтений 
“Отан  неден басталады”   «С  чего начинается  Родина»,   состоявшихся в городе 
Лисаковске, Костанайской области 10 декабря 2015 года.  
Редакционная коллегия:  составитель  –  Ю.П. Буданова, оформление обложки  –  
Н.Е. Жиляева,  редакция работ на казахском языке – Ш.Е. Ермагамбетова 
 
Лисаковский  музей  истории  и  культуры  Верхнего  Притоболья  Управления 
культуры акимата Костанайской области.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
Предисловие. 
В 2015 году для участия в VIII Детских региональных краеведческих чтениях  имени 
И.  И.  Семченко  музей  получил  46    исследований  из  Амангельдинского,  Аулиекольского, 
Мендыкаринского,  Узункольского,    Житикаринского,  Денисовского,  Тарановского  районов 
Костанайской области,   городов Рудного, Лисаковска, Житикары.  Отборочная комиссия, в 
которую  входили  не  только  музейные,  но  и  архивные  работники  Лисаковска,  а  также  
почетный гражданин города, почетный журналист РК, дипломант Гражданского форума РК 
«Призвание»,    главный  редактор  газеты  «Лисаковская  новь»,  писатель  –  В.  А.  Кошелев, 
отобрала 23 лучших работы. Уже на подготовительном этапе эксперты отметили грамотами 
проекты: 
 
Родорасселение    казахов  на  территории  Кустанайского  уезда    до    1917  года» 
(автор:  А.Черных, рук.  В. Л. Журавлев, Октябрьская средняя школа); 
 
Путешественники и путешествия: из истории географических  и геологических 
исследований  в  XIII–XX  вв.  на  территории  современной  Костанайской  области  
(автор: Д. Шаяхметова, рук.  В. В. Бондаренко, средняя школа № 1, г.Рудный); 
 
Изучение  туристского  потенциала  историко-культурного  наследия  города 
Лисаковска  (авторы:  Д.  Колмухамбетова,    В.  Арцер,  рук.  И.  Л.  Куницына,  А.  К. 
Назаркенова, школа-гимназия, г.Житикара); 
 
10  декабря  в  музее  были  представлены  11  проектов.  Советом  экспертов  были 
поощрены исследования: 
 
 Путешественники и путешествия: из истории географических  и геологических 
исследований в XIII–XX вв. на территории современной Костанайской области
 
 Мой  прадед  –  защитник  Родины  (автор:  А.  Прохоров,  рук.    З.  Т.  Асанова,  школа-
гимназия, г.Лисаковск); 
 
Тәрбие  тамыры  –  ұлттық  құндылықтарда  (автор:  А.  Нұрмұратова,  рук.  Қ.  Н. 
Тышқанбаева,  средняя школа № 15, г.Рудный); 
 
Ажырасудың  жасөспірімдерге әсері (автор: С. Шаркемелова,  рук. Н.Р. Молдабекова,  
Аманкарагайская средняя школа № 2, с.Аманкарагай, Аулиекольского района); 
 
Біздің көше батыры (автор: А. Сейдазымова, рук. Н. Р. Молдабекова, 
Аманкарагайская средняя школа № 2, с.Аманкарагай, Аулиекольского района). 
В  2015  году  почетными  гостями  и  экспертами  во  время    чтений  были:  Г.  К. 
Жарылкасымова   – секретарь Лисаковского  городского  маслихата,   И. В. Неявко  – первый 
заместитель председателя Лисаковского городского филиала НДП «Нур Отан»,  Л. Г. Лескова 
–  почетный  гражданин  г.Лисаковска,    руководитель  центра    дистанционных 
образовательных  технологий  Рудненского  индустриального  института,  кандидат 
экономических  наук,    Н.  Е.  Жиляева  –  первый  директор  Лисаковского  музея  истории  и 
культуры  Верхнего  Притоболья,    М.  В.  Чекалова    архивист  Лисаковского  регионального 
государственного архива,  Ж. Т. Кашкымбаева  – редактор авторских программ Лисаковского  
телевидения  «Акцент».  
В  обществе, безусловно, есть базовые ценности, которые  скрепляют его структуру, 
предотвращая  разрушение.  К  таким  ценностям  относится  уважение  к    памяти      прежних 
поколений,    семейные  традиции,  любовь  к  Родине.    Все  это  нашло  отражение  в  научных 
проектах    юных  исследователей.  Разноообразную    палитру  тем:    историю  аулов 
Денисовского  района,  родорасселение  казахов  в  Кустанайском  уезде,  рассказ  о      жителях 
Елизаветинки   – участниках обороны  Ленинграда,  затронули  в этом году  участники  VIII 
краеведческих чтений.  
«Там,  где  топчут  родники,  образуется  болото»  –  древняя  восточная    мудрость. 
Хотелось  бы  отметить  замечательную  работу  научных  руководителей  проектов, 
поддержавших детей в их исследовательском поиске.   
Ю. П. Буданова, 
заместитель директора по научной работе  
Лисаковского музея истории и культуры Верхнего Притоболья 
 


 
Содержание 
1.Предисловие……………………………………………………………………………………………………………………………….1 
История костанайской области 
2. Черных А. 
Родорасселение казахов на территории Костанайского уезда до 1917 года. …………………………5-11 
3. Шаяхметова Д. 
 Путешественники и путешествия:  из истории географических и геологических  
исследований в XIII-XX вв.  на территории современной  Костанайской области…………………11-19 
4.  Пасюк А. 
Славные страницы истории моего села.………………………………………………………………..20-26  
5. Нурахмет Д.,  Фаузер В. 
Исследование историко-краеведческого потенциала Сарыкольского района………………………26-38 
6. Колмухамбетова Д.,  Арцер В. 
Изучение туристского потенциала историко-культурного  
наследия города Лисаковск……………………………………………………………………………..38-48 
7. Зенкова Д. 
Репрессированные граждане на территории нашего края……………………………………………48-51 
8. Ищанов Е.   
Коллективизация сельского хозяйства на территории  
Кустанайской  области  с 1929 по 1937 годы…………………………………………………………51-60 
9. Никулин М.  
Аулы моего края........................................................................................................................................60-65 
10. Халилова К.,  Хакимзянова А. 
Виртуальный музей региональных газет «Поколений связующая нить...»………………………….65-75 
11. Мартынова Е. 
Наурзбаев Хакимжан Исмаханович –  первый скульптор Казахстана……………………………….75-80 
12. Шабойлов Е. 
«Жил-был художник…»  
(о жизни и творчестве сельского художника Дробышева А.И.)
……………….80-85        
13. Беркінбай А.      
«Талантымен тәнті еткен түлегім,    
Әсем әнмен тебіренткен ӛз елін».............................................................................................................85-92                               
«Летопись Победы» 
14. Мусапирова К. 
Солдат Победы Певень А.И. достоин Славы и Памяти………………………………………………92-96 
15. Власова А. 
Героический  Ленинград. Наши земляки – его защитники………………………………………….96-104 
16. Прохоров А. 
Мой прадед – защитник Родины……………………………………………………………………..104-106 
17. Белякова К. 
История моей семьи в «сороковые-роковые».....................................................................................106-109 
18. Сейдазымова  А. 
Біздің кӛше батыры…………………………………………………………………………………...109-113 
Культура и традиции Казахстана 
19. Туребаева Т. 
Тӛл ойынның тӛресі – бес тасты жаңғырту………………………………………………….............113-122 
20. Нұрмұратова А. 
Тәрбие тамыры – ұлттық құндылықтарда.......................................................................................... 122-125 
21. Шаркемелова С. 
Ажырасудың – жасӛспірімдерге әсері……………………………………………………................125-133 
22. Сагитова Н. 
Религиозный экстремизм в Казахстане: насколько реальна угроза……………………………….133-143   
История города Лисаковска 
23. Кобылина А. 
Историческая летопись городского радиовещания.  
45-летию радио «Рауан» посвящается………………………………………………………………143-150 
24. Бальдикова А. 
Тема малой Родины в произведениях поэтов-земляков……………………………………………150-153 
 


 
I.
 
История Костанайской области 
 
Родорасселение казахов на территории 
Костанайского уезда*  до 1917 года 
 
Автор: Александр Черных  
ученик 10 класса 
Руководитель:  Журавлёв В. Л.   
ГУ «Октябрьская средняя школа» 
отдела образования акимата г. Лисаковска 
п.Октябрьский, г.Лисаковск 
Гипотеза:  Колониальная  политика 
русского  царизма    сводилась  к  тому,  чтобы 
отнять  у  казахов  плодородные  земли,  что 
сильно  влияло  на  родорасселение  казахов  и 
затрудняло развитие кочевого скотоводства. 
Этапы, процедура исследования: 
Сбор 
информации: 
изучение 
письменных  источников,  беседа  с  аксакалом 
Наурызбаевым Капышем Жумагазыулы. 
Обработка  информации,  отработка 
практических  навыков  в  виде  составления 
карты 
«Родорасселение 
казахов 
на 
территории 
Дамбарской 
волости 
Костанайского уезда». 
Результаты работы и выводы: 
Со  слов  аксакала  составил  карту 
Дамбарской  волости  Костанайского  уезда  до 
1917 года. 
Выявил 
влияние 
колониальный  
политики  царизма  в  аграрном  вопросе  на 
родорасселение  казахов  Костанайского  уезда 
до 1917 года, их занятия и быт 
Исследовал родорасселение казахов на 
территории 
Дамбарской 
волости 
(современного Тарановского района). 
Введение 
Этническая  история  любого  народа 
является  одной  из  самых  важных  и,  вместе  с 
тем,  самых  сложных  исторических  проблем. 
Не  составляет  исключения  в  этом  плане  и 
вопрос о происхождении казахского народа, в 
частности  вопрос  о  его  родоплеменном 
составе  и  расселении  в  недалеком  прошлом. 
Еще  в  конце  XIX  в.  один  из  первых 
исследователей 
этой 
проблемы, 
замечательный русский ученый Н.А. Аристов, 
совершенно 
справедливо 
отмечал, 
что 
главным 
препятствием 
в 
выяснении 
происхождения  казахского  народа  является 
слабое  знание  его  родоплеменного  состава. 
[1]  Иными  словами,  решение  проблемы 
изучения  этногенеза  казахского  народа 
невозможно  без  исследования  этнической 
истории 
каждого, 
отдельно 
взятого, 
казахского  племени  или  крупного  рода, 
истоки которых тянутся в глубь тысячелетий 
и  вширь  географических  координат,  а  в 
совокупности  составляют  развесистую  крону 
родословного древа всего народа. 
Ведь  совсем  не  случайно,  что  еще 
далеко  до  появления  научного  определения 
«этногенез»  и  первых  исследований  в  этой 
области, в казахском традиционном обществе 
существовало  эквивалентное  ему  понятие 
«шежере»  (с  арабского  слова,  означающее 
«родословное  дерево»),  именующее  отрасль 
народного знания в области своих этнических 
корней.  Именно  эти  драгоценные  крупицы 
народного  знания  и  составили  впоследствии 
базу для теоретических исследований ученых.  
В  условиях  развития  суверенной  республики 
Казахстан  особую  актуальность  приобретают 
проблемы  территориальной  целостности  и 
национальной  безопасности  государства.  В 
этой связи, многие особенности современных 
территориальных,  социально-экономических 
комплексов  разных  рангов  не  могут  быть 
объяснены  только  действием  современных 
факторов, 
без 
знания 
истории 
их 
формирования  и  их  развития  в  прошлом. 
Наибольшее 
значение 
имеет 
характер 
хозяйственного  освоения  территории  и 
последствия  событий  политической,  военной 
истории,  которые  повлияли  на  развитие 
территориальных,  социально-экономических 
комплексов.  Так,  для  Казахстана,  это,  прежде 
всего,  колониальная  экспансия  российской 
империи.  В  ее  условиях  казахский  народ  не 
потерял  своей  этнокультурной  общности  и 
самобытности, 
сохранив 
стремление 
к 
восстановлению независимого государства.  
При  написании  данной  работы  я 
ставил перед собой следующие цели:  
 
изучить 
родорасселение 
казахов 
на 
территории    Костанайского  уезда  до  1917 
года. 
 
изучить 
родорасселение 
казахов 
на 
территории 
 
Дамбарской 
волости 
(территория 
современного 
Тарановского 
района Костанайской области) до 1917 года. 
 
показать, 
какое 
влияние 
оказала 
колониальная  политика  царской  России, 
особенно 
в 
аграрном 
вопросе 
на 
родорасселение казахов, их занятия и быт.  
Исследовательская часть. 
1.Краткая историография проблемы. 
Сегодня  этнографической  наукой  в 
этой  сфере  накоплен  большой  опыт,   
огромную  ценность  представляет  собой 
богатейший  материал,  особенно  касающийся 
устных  народных  генеалогических  преданий 
(шежере),  содержащихся  в  трудах  таких 
известных 
ученых 
прошлого, 
как 
Ч. 


 
Валиханов,  Шакарим.  Что  же  касается 
родорасселения  казахов  на  территории 
Костанайского 
уезда, 
то 
ценными 
историографическими 
источниками 
являются  работы  С.  Муканова  «Этническая 
территория  казахов  в  XVIII–XX  вв.»,  В.В. 
Вострова  и  М.С.  Муканова  «Родоплеменной 
состав  и  расселение  казахов  (конец  XIX– 
начало  XX  в.в.)»  (Издательство  «Наука» 
Казахской  ССР,  Алма-Ата,  1968,  256  с.),    М. 
Тынышпаева  «Материалы  генеалогии  киргиз 
-  кайсаков»  (1925  г.),  в  которых  собраны 
богатейшие 
статистические 
данные 
о 
родорасселении и численном составе казахов 
на территории Костанайского уезда. Большой 
интерес  представляет  статья  Д.  Ескекбаева 
«Территориальное 
районирование 
Оренбургских  казахов»,  напечатанная  в 
журнале «Преподавание истории Казахстана в 
школе  и  ВУЗах»,  в  которой  он  приводит 
статистические 
данные 
о 
расселении 
казахских 
родов 
на 
территории 
Оренбургского 
генерал–губернаторства. 
Важным    историографическим  источником 
являются  работы  доктора исторических наук 
КИПУ 
Ксенжик 
Г.Н. 
«Историко-
географическая 
характеристика 
родорасселения  казахов  на  территории 
Костанайского  уезда  в  конце  19  века»,  в 
которой  она  дает  точную  характеристику 
родорасселения  казахов  на  территории 
Костанайского 
уезда, 
не 
выделяя 
подразделений этих родов. Для меня большой 
интерес  представили  воспоминания  одного 
из  старейших  жителей  поселка  Октябрьский 
Наурызбаева Капыша  Жумагазыулы. 
2. Расселение казахов на территории 
Казахстана в конце 19 века. 
В конце 19 века  казахи расселялись на 
территории  3  жузов  –  Младшего,  Среднего  и 
Старшего. Младший жуз занимал территорию 
от  низовья  р.  Сырдарьи    до  рек  Урала  и 
Тобола.  Многочисленные  роды,  подроды  и 
отделения  входи  в  состав  3  поколений  – 
Байулинского, 
Семиродского 
и 
Алимулинского.  Все  эти  роды  занимали 
территорию 
западного 
Казахстана 
и 
полуострова  Мангышлак,  за  исключением, 
рода  Жагалбайлы,  который  заселял  южную 
часть  Костанайского  уезда  и  рода  Жаппас, 
который  кочевал  на  территории  Букеевской 
орды  и  малыми  группами  расселялся  по 
территории  Костанайского  уезда.  Восточную 
часть  младшего  жуза  населяли  некоторые 
подроды  Аргынского  рода  (Чакчак,  Айдарки, 
Крыкмултук  и  др.).  Средний  жуз  занимал 
территорию  Семипалатинской,  Акмолинской, 
части  Тургайской,  части  Сыр-Дарьинской  и 
Семиреченской  областей.  Все  роды,  подроды 
и 
отделения, 
населяющие 
территорию 
Среднего  жуза,  входили  в  состав  7  родовых 
объединений:  Аргын,  Найман,  Керей,  Уак, 
Таракты, Кыпчак, Конграт. В конце 19 века на 
юге  жуза,  в  районе  Каратау,  в  долинах  рек 
Боген,  Шаян  и  Арысь  жили  конграты.  Кереи 
расселяясь  отдельными  группами  в  5  уезда 
Семипалатинского уезда и более компактно в 
Акмолинской  области.  Найманы  расселялись 
преимущественно 
на 
территории 
Семипалатинской  области,  вдоль  по Иртышу, 
Семиречья,  на  Сырдарье,  Акмолинской 
области. Аргыны в 19 веке были расселены в 
пределах 
областей: 
Семипалатинской, 
Акмолинской, Тургайской и частично  Омской 
и  Ново–Николаевской  областей.  Кыпчаки 
расселялись  по  всей  территории  Среднего 
жуза.  Старший  жуз  занимал  территорию  в 
Семиреченской, 
нынешней 
Южно– 
Казахстанской  и  Шымкентской  областей  и 
состоял из следующих основных родов: Дулат, 
Жалаир,  Албан,  Суан,  Шапрашты,  Исты, 
Сергалы, Ошакты, Канглы, Чанышкы. В конце 
19 
века 
расселялись 
на 
территории 
Семиречья  роды:  Албан,  Суан,  Ошакты, 
Жалаир,  Шапрашты.  Канглы  кочевали  по 
течению  р.  Сырдарьи  и  на  территории 
Ташкентского 
уезда. 
Дулаты 
заселяли  
Вернинский,  Шымкентсикй  и  Аулиеатинский 
уезды.  Исты  кочевали  по  левому  берегу  р. 
Или, Сыргели кочевали в районе р. Талас и г. 
Туркестан.  Чанышкы  кочевали  в  районе  гор 
Каратау и реки Талас. Таким было расселение 
казахов на территории Казахстан в 19 веке.     
             3. 
Родорасселение 
казахов 
на 
территории  Костанайского  уезда  до  1917 
года. 
Согласно энциклопедии «Костанайская 
область» Костанайский уезд был образован в 
1895  году  [2].    Определение  кочевых 
маршрутов,  мест  для  зимовья  и  летних 
пастбищ казахских  племен  дает  возможность 
установить 
точные 
границы 
местонахождения 
целого 
народа 
в 
определенный момент времени, что косвенно 
подтверждает  Н.  Бекмаханова,  которая 
пишет: 
«Дополнительным 
этническим 
средством  исследования  для  казахов  и 
киргизов  служит    их  родовая  структура  и 
географическое  местоположение»  [3].  По 
сведениям  Г.Н.  Ксенжик  казахское  население 
Костанайского  уезда  составляли  5  крупных 
родов:  керей,  аргын,  кыпчак,  жагалбайлы  и 
жаппас [4]. 


 
Род 
керей
О 
происхождении 
(этнического  имени)  "керей"  существует 
несколько  разноречивых  мнений.  Летописцы 
Ра-шид-ад-дин,  Абулгази,  Наджип  Гасымбек 
утверждают,  что  керей  означает  "черный" 
("кара"). У одного  уйгура все восемь сыновей 
были  черными  (черноволосыми),  и  их 
прозвали  по-монгольски  керейт,  т.  е. 
черными.  Профессор  Березин  считает,  что 
керей  –  ветвь  манчжурского  племени  кари. 
Аристов  предполагает,  что  свое  этническое 
название  керей  получили  по  притоку  р.  Оде, 
что на севере Саянских гор. Приток тот так и 
называется – Керей. 
Род 
аргын
О 
происхождении 
названия 
(этнонима) 
"аргын" 
pycские 
историки  пишут  по-разному.  Среди  них 
(имеется  в  виду-из  сведений  на  русском 
языке 

пер.) 
заслуживает 
внимания 
наименование  "улуг  Ергин"  из  орхоно-
енисейской  надписи.  В  древние  времена  это 
племя  Улуг  Ергин  кочевало  восточнее 
моголов (монголов?- пер.). Китайцы называли 
их  байегу.  Как  уже  говорилось,  в  китайской 
транскрипции  отсутствует  "р"  в  середине 
слова и опускается последняя согласная. Если 
восстановить  эти  утраченные  в  китайском 
написании буквы, то мы получим "бай аргын". 
"Бай аргын" и "улуг ергин" - суть одно и то же, 
означающее  "великий  аргын"  (м.  б.  "великий 
богатырь-муж  (ер,  ар)  среди  гуннов?"  -  пер.). 
Если это так, то можно прийти к выводу, что 
аргыны  -  потомки  тюрков,  которых  китайцы 
называли  хо-хо,  по  нашему  уй-гур  из  тайфы 
канлы,  по-нашему  арбалы  (т.е.  кто  с  арбой-
повозкой),  по-китайски  гау-гу.  По  сведениям 
Тынышпаева  аргынов  в  Костанайском  уезде 
насчитывалось 10.000. [5]    
Род кыпчак: Они отделились от канлы 
и  ушли  на  свободные,  безлюдные  земли,  и 
потому  этот  род  прозвали  кипчаками. 
Значение  этого  слова  -  "дикая,  пустынная, 
безлюдная  степь".  Задолго  до  нашествия 
Чингисхана  на  берегах  Едиля  и  Жаика  они 
образовали  свое  государство,  которое  было 
разгромлено  войсками  Джучи-хана,  сына 
Чингиса.  Страну  их  называли  Дешти-
Кипчаком.  Арабские  летописцы  Амир-ад-дин 
и  Ибн  Халдун  среди  кипчакских  родов 
различали 
племена: 
токсаба, 
сате, 
безжоргалы,  анжугали,  торткара,  барулы, 
жузнен, караберикты, котан, берли, хангули. В 
Среднем  жузе  немного  кипчакских  колен,  но 
мне  неизвестно,  кто  есть  кто.  Кипчаки  стали 
столь  малочисленны  потому,  что  смешались 
со  многими  другими  племенами.  Многие 
стали  ногайцами  и  озбеками.  По  сведениям 
Тынышпаева кыпчаков в Костанайском уезде 
насчитывалось 70.000. [6] 
Род 
жагалбайлы
Жагалбайлы 
потомки 
древнего 
народа 
бурджанов 
(бурзян).  Предки  бурзянцев  —  тюрки 
Центральной  Азии,  мигрировавшие  в  первой 
половине  первого  тысячелетия  нашей  эры  в 
низовье  Сырдарьи  и  в  Приаралье.  На 
формирование  этнического  облика  бурзян 
оказало  влияние  пребывание  их  в  иранской, 
угорской 
и 
тюрко-печенежской 
среде 
Приаралья,  а  позже  —  в  болгарской  среде 
Приазовья. 
Под 
собственным 
именем 
«бурджан» 
бурзяне 
упоминаются 
на 
территории  от  Прикаспия  до  Византии  с 
конца первого тысячелетия нашей эры до XIV 
века. 
Род  жаппас:  Жаппас  –  одно  из 
крупных 
племенных 
подразделений 
Младшего  жуза,  входящих  в  поколение 
байулы. 
Байулы 
(дословно 
“богатые 
потомством”) – племенной союз, включивший 
в себя 12 “руу” (родов): жаппас, алтын, алаша, 
байбакты,  берш,  есентимир,  кызылкурт, 
маскар,  серкеш,  таз,  тана,  исык,  адай.  Первое 
упоминание  о  роде  жаппас  в  составе 
Младшего  жуза  появляется  в  списке  М. 
Тевкелева  в  середине  ХVIII  в.  По  источникам 
второй половины ХIХ - начала ХХ в.в. в состав 
рода  входило  9  отделений:  шолтак,  сумурун, 
беспалуан,  баймурат,  онгут,  карагоз,  киеке, 
стык и отеп. Эти отделения были рассеяны на 
огромной  территории:  они  обитали  в 
различных  уездах  Тургайской  области,  на 
территории 
Букеевской 
орды, 
Сыр-
Дарьинской и Уральской областей. 
Первые  три  рода  принадлежали 
среднему  жузу  и  занимали  северную  часть 
уезда,  род  жагалбайлы  принадлежал  к 
младшему жузу и заселял южную часть уезда, 
между 
вышеперечисленными 
родами 
находился род жаппас, который принадлежал 
к младшему жузу. В 1899 году на территории 
Костанайского  уезда  имелось  14  волостей, 
населенных  казахами  нескольких  родов 
среднего  и  младшего  жуза.  В  рапорте 
Костанайского 
уездного 
начальника 
военному губернатору Тургайской области от 
25 сентября 1899 года приводятся следующие 
данные по родорасселения:  
Аракарагайская  волость  (кыпчак  – 
1938 кибиток, жаппас – 152 кибитки); 
Киньаральская волость (кыпчак – 1437 
кибиток, жаппас – 25 кибиток); 
Мендыгаринская  волость  (керей  – 
1721 кибитка, султанов – 6); 
Убаганская (аргын – 876 кибиток); 


 
Аман  –  Карагайская  (аргын  –  1892 
кибитки,  кыпчак  –  100  кибиток,  керей  –  25 
кибиток, султанов - 30); 
Дамбарская  волость  (кыпчак  –  1412 
кибиток,  жаппас  –  53  кибитки,  жагалбайлы  – 
51 кибитка); 
Карабалыкская  волость  (кыпчак  –  933 
кибитки, жаппас – 240 кибиток, султанов - 1); 
Саройская  волость  (кыпчак  –  1200 
кибиток,  жаппас-  400  кибиток,  аргын  –  25 
кибиток); 
Чубарская  волость  (кыпчак  –  2224 
кибитки,  жаппас  –  400  кибиток,  аргын  –  15 
кибиток); 
 Бистюбинская  волость  (жаппас  –  643 
кибитки,  аргын  –  6  кибиток,  керей  –  13 
кибиток, султан - 2); 
 Джетыгаринская 
волость 
(жагалбайлы – 1983 кибитки); 
 Кумакская  волость  (жагалбайлы  – 
1294 кибитки, султанов - 19); 
 Суюндукская  волость  (жагалбайлы  – 
1183 кибитки, кыпчак – 4 кибитки); 
 Джылкаурская волость (жагалбайлы – 
1379 кибиток). [7] 
Из  вышеперечисленного  списка  мы 
видим,  что  казахские  роды  керей,  аргын  и 
кыпчак  относящиеся  к  среднему  жузу 
занимали  в  основном  следующие  волости: 
Мендыгаринскую, 
Убаганскую, 
Аман 
– 
Карагайску,  Аракарагайскую  и  Дамбарскую 
волость. 
Род 
жагалбайлы, 
который 
принадлежал  к  младшему  жузу  заселял 
Кумакскую  и  Джетыгаринскую  волость, 
жаппас,  который  так  же  принадлежал  к 
младшему  жузу  входил  в  основном  в 
Бистюбинскую  волость.  О  том,  что  род 
жагалбайлы  занимал  южную  часть  уезда 
пишет  в  своей  статье  Д.  Ескекбаев,  к.и.н. 
который  отмечает: «Род  жагалбайлы  к  концу 
19  века  полностью  заселил  юго-восточную 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет