Отношение между индивидом и обществом Обращаясь к анализу смысла слова «общество», мы сразу же сталкиваемся с тем, что оно имеет не одно, а множество значений. Иначе говоря, существует не одно понятие общества, а несколько разных понятий, но выражаемых одним словом.
В широком смысле обществом называется определенная совокупность людей, объединенных конкретными интересами, видом деятельности, либо взаимными симпатиями. В узком смысле, общество - социальная организация нации, народности, населения страны. У П. Сорокина общество или «коллективное единство» рассматривается как совокупность взаимодействующих индивидов. У Г. Зиммеля оно имеет смысл лишь в том случае, если противопоставляется простой сумме отдельных людей. Поэтому выясним, какие же признаки определяют общество исходя из того, что в его основе лежат связи и взаимодействия, сложившиеся между людьми.
Первым признаком общества является территория, на которой осуществляется консолидация социальных связей. Территория - это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами. В случае если территориальная граница является одновременно и государственной, то все люди, проживающие на территории данного государства, входят в состав данного социоисторического организма. Неотделимость социоисторического организма такого вида от территории, которую он занимает, находит свое совершенно отчетливое выражение в том, что его название может быть только территориальным: Россия, Франция, Болгария, и т.п.
Второй чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Отмечая устойчивость общества, социологи расходятся в объяснении ее основополагающих причин. Р. Мертон считает, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям, усваиваемым большинством населения и ориентирующим каждого индивида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности. Э.Дюркгейм видит первооснову устойчивости и единства общества в «коллективном сознании», в наличии общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого эгоизма. Э. Шилз убежден, что общество как таковое существует только под воздействием «общей власти», обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.
Видимо, нельзя однозначно определить факторы устойчивости общества. На ранних этапах человеческой истории она достигалась, прежде всего, за счет межличностного взаимодействия, уз родства и соседства, на взаимном влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи и поддержки. Ф. Геннис назвал общество, базирующееся на таких принципах, общиной.
По мере роста населения устойчивость связей не могла больше поддерживаться только системой межличностного взаимодействия. Главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры. Под структурой в социологии понимаются устойчивые социальные образования, связи, отношения. Это могут быть социальные институты, социальные роли, общности.
Общество обретает устойчивость благодаря постоянству и функциональной целесообразности. Каждая структура регламентирует и воспроизводит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Институт денег регулирует товарообмен, институт семьи - брачные отношения, социально-профессиональные общности поддерживают разделение труда. Все в совокупности они обеспечивают преемственность, без которой невозможно воспроизводство социальных связей.
Структуры выполняют свою роль поддержания стабильности общества только при условии признания их целесообразности большинством населения. Резкие сдвиги в массовом сознании, переоценка ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим структурам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей. В этом случае в обществе будет резко нарастать нестабильность, угроза всеобщего хаоса, последствия которого могут быть катастрофичными для общества.