Перефразируйте под себя, чтобы у всех не было одинаково.
1) Критическое отношение к прошлому, как условие духовной модернизации Казахстана.
На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознание мышление,невозможно. Даже в значительной степени модернизированного общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят. Одно из условий модернизации-это сохранения своей культуры, собственного национального кода. Новая модернизация не должна высокомерно смотреть на исторический опыт. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации. Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа
2) Многозначность определений, форм и направлений философии
Философия с момента своего зарождения имеет социокультурный, конкретно – исторический характер, потому что является духовной составляющей общества. Изменения в общественной жизни меняли ее предмет, расставляли другие акценты. Этим обусловлен тот факт, что философия, как и любой феномен культуры (политика, право, мораль, религия, искусство, наука) имеет многообразие форм и исторических типов. Отсюда многозначность определений философии, ее форм, направлений, способов философствования.
3) Факторы, определяющие становление сознания.
Сознание - идеальное осмысление личностью бытия целого мира природы (мировоззрение), общества (идеология, взгляды) и самого себя (самосознание). Становление сознания никогда не возникает просто так. Формирование сознания начинается с психического контакта с материальным миром. Факторы развития сознания личности предопределяются обществом с учетом природных данных человека. Следуя понять, что сознание личности общественно по содержанию и индивидуально по форме проявления. Не будь общественного воздействия, то в человеке никогда не возникнет сознание, ибо в памяти не будет той самой константы, установленной обществом.
4) Национальное самосознание современного Казахстана.
4) За небольшой исторический отрезок с момента обретения Независимости, наша страна добилась больших успехов в социально-экономическом и общественно-политическом развитии и уверенно продолжает расширять свои горизонты. Каким будет Казахстан в будущем, во многом зависит от молодого поколения. Современное казахстанское общество требует воспитания сознательных граждан, активно участвующих в процессе дальнейшего укрепления и развития нашего государства.
Национальное самосознание— это совокупность взглядов и оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национально-этнической общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах своего развития, а также о своем месте среди других аналогичных общностей. Как известно, под историческим сознанием в науке понимается система знаний, совокупность представлений, взглядов, традиций, обрядов, обычаев, идей. Следовательно, историческое сознание это оценка прошлого во всем его многообразии, присущим и характерном как для общества в целом, так и для различных социально-демографических, социально-профессиональных и этносоциальных групп, а также отдельных людей. Молодежь Казахстана осмысливая свое прошлое, может воспроизвести его во всех трех состояниях прошлом, настоящем и будущем, способствуя тем самым связи времен и поколений, осознанию индивидом его принадлежности к определенной общности людей народу или нации. Без уверенности в будущем нельзя построить полноценное государство. Жизненно важно, чтобы цели государства и гражданина совпадали по всем основным направлениям. Это и есть главная задача государства. Сегодня политика нашего государства направлена на экономическое, политическое, культурное процветание нашей страны. Задача историков, школьных учителей, преподавателей высших учебных заведений, заключается в том, чтобы их деятельность способствовала формированию у молодежи исторического сознания, которая лежит в основе национального самосознания. Молодежь, получившая знания об историческом прошлом своей страны, о трудностях, выпавших на долю старшего поколения, в последующем направит свою деятельность на ее процветание.
5) Философия и философ в жизни человека и общества.
Роль философии в жизни общества, определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Философия - это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру. Философия дает возможность человеку найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир. Философ – это человек, который занимается исследованием вопросов, на которые наука не имеет возможности дать конкретные ответы. Например, проблема сознания. Есть исследования мозга, но они нам все равно не говорят, что такое сознание. Этот вопрос требует философского осмысления. Философ, в отличие от других ученых, пытается описать то, как современная человеческая эпоха понимает вечные вопросы – бытия, сущности человека, жизни в целом. Философ – это тот, кто лучше других может сформулировать главные вопросы своей эпохи.
6) Сознание как онтологическая проблема.
В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.
Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:
* головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
* сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;
Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (Беркли, Юм, Фихте и др.).
Объективный идеализм — признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;
Умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии
8) Философские идеи Шакарима о трех истинах и душе.
У Шакарима Кудайбердиева есть уникальный труд «Уш Анык» («Три истины»), где он описал концепцию человеческого бытия, в котором должны присутствовать нравственность, совесть и человечность. Шакарим прочно связывает душу человека с проявлением совести. Он видит совершенствование человеческой души в проявлениях совести как потребности души. Шакарим верил, что душа материальна и исчезает, когда человек умирает. Также он уверяет, что «если человек уверует в посмертную жизнь и в то, что совесть ее первейшая потребность, тогда ничего не сможет сделать его сердце черным и черствым...»
9) Мышление и язык.
1вариант: Мышление и язык - два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. «Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщённое познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщён познавательный и социально-исторический опыт человечества». Процессы мышления проявляются в трёх основных видах, выступающих в сложном взаимодействии, — практически-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом.
«Орудием мышления является язык, а также другие системы знаков (как абстрактных, например математических, так и конкретно-образных, например язык искусства)» (там же).
Язык — это знаковая (в своей исходной форме звуковая) деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества. Мышление, за исключением его практически-действенного вида, имеет психическую, идеальную природу, между тем как язык — это явление по своей первичной природе физическое, материальное.
2 вариант: Язык представляет собой сложную систему знаков, которые используются для целей коммуникации и познания. Вне языка образы мысли, как неясные побуждения, волевые импульсы, могут быть переданы только посредством мимики или жестов, которые несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека.
Речь – это общение между людьми посредством языка. Мышление неразрывно связано с языком и речью, и данная связь очень сложна.
Язык и мышление образуют определенное единство, которое включает в себя два основных аспекта: – генетический – который выражается в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления и наоборот; – функциональный – язык и мышление в их современном состоянии представляет собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию. Являясь чувственно воспринимаемой стороной мышления, язык обеспечивает мыслям человека реальное существование. Язык и мышление, взаимно влияют друг на друга. Мышление воздействует на язык следующим образом: – мышление – содержательная основа для языка, для речевых выражений; контролирует использование языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка в коммуникации; – в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знаний, закрепляемых в языке, опыта его употребления; – мышление определяет уровень языковой культуры. Язык влияет на мышление следующим образом: – язык – средство формирования единиц мысли и их сочетаний во внутренней речи; – язык – средство для моделирования мысли; – и др.
10) Философия и мировоззрение.
Для меня философия – это своего рода рассуждения, умозаключения, которые направлены на познание мира путем познания истины. Мировоззрение — это устойчивые представления об материальном и духовном мире. Также для меня мировоззрение это крепкая связь между такими понятиями как устойчивость, надежность и вера. Всякая философия — это мировоззрение, т.е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Из всех форм знания именно философия является наиболее универсальной, глубокой и разносторонней духовно-информационной системой. Философское знание обеспечивает максимум условий для формирования самых емких по содержанию и разнообразных по форме систем целостного восприятия мира. Самая первая функция философии — представлять и выражать мировоззрение.
11) Учение о душе и разуме в античной философии.
Определенные коррективы вносит Аристотель и в платоновское учение о душе. Считая душу началом жизни, он дает типологию различных «уровней» души, выделяя растительную, животную и разумную души. Низшая душа – растительная – ведает функциями питания, роста и размножения, общими для всех вообще одушевленных существ. У животной души к этим функциям прибавляется ощущение, а вместе с ним и способность желания, т. е. стремление достичь приятного и избежать неприятного. Разумная же душа, которой обладает из всех животных один лишь человек, помимо перечисленных функций, общих у человека с растениями и животными, наделена высшей из способностей – рассуждением и мышлением. Сам разум, однако, согласно Аристотелю, не зависит от тела. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность высшей из аристотелевских форм, совершенно свободной от материи, а именно вечного двигателя, который есть чистое мышление и которым движется и живет все в мире. Этот высший разум Аристотель называет деятельным, созидательным и отличает его от пассивного разума, только воспринимающего. Последний главным образом и присущ человеку, тогда как деятельный разум – лишь в очень малой степени.
12) Трансцендентальные основания разума в Немецкой классической философии.
Кант Иммануил (1724 – 1804) – немецкий философ и естествоиспытатель, с работ которого начинается Немецкая Классическая Философия. Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход (trascendo- по-латыни "переходить", "переступать") в систему знаний, точнее, конструирование нашей познавательной способностью условий опыта. Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцендентному, которое остается за пределами возможного опыта, по ту сторону познания. Вся структура "Критики чистого разума" построена таким образом, "чтобы распознать возможности чистых синтезов в соответствии с их источниками". Понятие критики в системе Канта обозначает: 1) точное выяснение познавательной способности, к которой обращается философия и другие отрасли знания; 2) исследование границ, дальше которых в силу устройства нашего сознания разум не способен действовать. Суть его не в познании предметов и их свойств, а в исследовании самого познания и его видов. Слово «трансцендентальный» и означает исследование не предметов, а видов их познания, причем исследование этого познания
13) Характеристика основных разделов философии - онтология, гносеология, философская антропология, логика, этика, эстетика, социальная и политическая философия.
1в:Онтология — это учение о бытии, выступающее в системе философии одним из базисных её компонентов; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы устройства бытия, его начала, сущностные формы, свойства и категориальные распределения.
2в: философская наука о бытии, основных видах и свойствах бытия. Статус онтологии как важной философской дисциплины обусловлен тем, что при разработке всех конкретных теорий необходимо исходить из более общих (фундаментальных) теорий. Поэтому своя «онтология» есть у каждой из наук.
3в: здесь рассматривается субстанциальный вопрос, проблема бытия, связь материального и идеального.
1в: Гносеология (теория познания) – это один из разделов философии, в котором идет изучение таких проблем, как природа и сущность познания, содержание познания, форма познания, методы познания, истина, ее условия и критерии, формы существования и развития знаний
2в: раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.
3в: которая призвана разрешить вопрос о познаваемости мира, о видах мышления. Что есть истина?
1в: Философская антропология— наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, другим людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия.
2в: это наука о природе и сущности человека; она прослеживает отношения человека с природой и обществом; занимается поиском первопричин и оснований феномена человеческого бытия
3в: затрагивает проблему происхождения человека, её сущность и природу, смысл человеческой жизни.
1в: Логика- Формальная логика всегда была связана с принципиальными философскими проблемами гносеологического и онтологического характера. С одной стороны, логика выдвигала философские проблемы, а с другой - была важным средством для их решения и обсуждения.
2в: наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о правильном мышлении.
3в: «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению»; («учение, наука») — нормативная наука о законах, формах и приёмах интеллектуальной деятельности.
4в: философская наука о законах и формах мышления
1в: Этика — это область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль, выражающая особую сферу надбиологической регуляции человеческих отношений и связанные с ней высшие ценности и идеалы долженствования.
2в: это философия морали. Предмет этики – это общечеловеческие ценности (милосердие, сострадание, любовь, счастье, мудрость и др.).
3в: объектом её изучения является мораль. Биоэтика соединяет этико – философскую проблематику с биомедицинской.
1в: Эстетика («чувство, чувственное восприятие») – это учение о красоте, прекрасном.
2в: философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
3в: наука о чувственно-ценностном отношении человека к миру и способах его духовно-практического освоения.
4в: она изучает проблему прекрасного, теория искусства
1в: Социальнуя философия - рассматривает общественную сторону явлений, место человека в социуме.
2в: исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом.
1в: Политическая философия — раздел философии, изучающий идеи, относящиеся к политике, политическим ценностям, сущности политической действительности и интеллектуальным предпосылкам политического анализа
2в: область знаний, которая изучает политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывает идеалы, а также общие критерии оценки политики.
14) Теологическая интерпретация души, духа и разума в эпоху средневековья.
В средние века человек больше не чувствует себя органической частью космоса - он как бы вырван из космической, природной жизни и поставлен над нею. По замыслу, он выше космоса и должен быть господином природы, но в силу своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного милосердия. У него нет даже того твердого статуса - быть выше всех животных, какой ему давала языческая античность. Двойственность положения человека - важнейшая черта средневековой антропологии. Внимание к внутренней душевной жизни, соотнесенной не столько с внешним - природным или социальным - миром, сколько с трансцендентным Творцом, порождает у человека обостренное чувство своего Я, которого в такой мере не знала античная культура.
15) Концепция врождённых идей в новоевропейской философии.
ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ - термин философской традиции, означающий понятия, которые присущи мышлению изначально и получают свое развитие в процессе чувственного постижения. Родоначальником учения о В.И. был Платон. По его мнению, в душе в форме эйдосов заранее содержится то, что становится для нее предметом чувственного опыта, поэтому познание есть "припоминание идей». В качестве примера врожденной идеи по Декарту, он приводит существование Бога. При этом он использует комбинацию двух известных доказательств существования: антропологического (не будет же Бог обманывать, внушая веру в себя) и космологическое (гармоничность мира есть проявление божественного предначертания). Следующий момент его теоретико-познавательной концепции — это то, что их этих врожденных идей с помощью метода (который тоже является врожденной идей) можно получить любое новое знание. Дальнейшее развитие проблематики врожденного знания, по существу, продолжало картезианскую линию (сближение врожденного с «внутренним» и ориентация на врожденные способности). Одним из ярких примеров такого рода является кантовская концепция априорных понятий и знания в целом. Кант утверждает, что априорные понятия чистого рассудка (имеющие вполне конкретное содержание, напр., категории причины, субстанции и т.п.) не врождены, но приобретены в результате инициированной опытом рефлексии над законами мышления
18) Онтология, как учение о бытии.
Термин «Онтология» в философский язык ввел Христиан Вольф в труде «Первая философия», или Онтология» (1730), определив онтологию как учение о сущем как таковом. Прародителями онтологии считаются Платон, Гераклит, Парменид. Уникальность онтологии состоит в исследовании проблемы существования бытия, функционирования всех вещей. Самая популярная проблема в онтологии - бытие и небытие. Что является изначальным - бытие или небытие? «Есть или не есть»? - спрашивает Парменид. Проще говоря, это вопрос о предельных основаниях мира, разное решение которого позволяет выделить: -
философию бытия – исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия поскольку «из ничего не может возникнуть ничего».
- философию небытия – признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным.
19) Проблема сознания в Восточной философии.
Восточная философия рассматривает сознание как высший дар, данный человеку.
Во-первых, следует осознать, что окружающий мир (бытие), мы воспринимаем сквозь призму своего сознания, т.е. видим не сам мир, но создаем некий образ его (матрицу, виртуальный мир). Каждый видит мир по-своему. Это означает, что если группе людей дать просмотреть один фильм или же дать прочесть одну книгу, все равно каждый поймет ее на своем уровне. У каждого свой образ мира. Мир один, но образов масса. И, конечно, эти образы – это не сам мир.
Что же влияет на формирование образа? Прежде всего, воспитание. Люди из разных культур по-разному смотрят на одну и ту же проблему, но при этом убеждены в своей правоте. И каждый будет отстаивать свою правоту по принципу “каждый видит то, что хочет видеть”.
Восточная философия утверждает, что сознание определяет бытие. Каждый живет в том мире, который создал сам.
Действительно, каждый прав по-своему (всех людей можно понять и в какой-то мере оправдать), но все же Истина одна. Поэтому наша цель не спорить, кто более прав, но очистить сознание, чтобы быть способным видеть Истину, т.е. создать максимально объективный (чистый) образ мира.
Если не нравится мир, возможно надо вспомнить выражение: “Если не нравится мир, измени себя”. Начинать следует с себя.
Что обычно загрязняет сознание? 1. Неправильное воспитание, дающее ложные установки (например, что людей следует разграничивать по социальным признакам, имущественным, расовым, национальным или еще каким-либо другим). 2. Употребление различных «замутнителей» сознания (алкоголя, наркотиков, галлюциногенов).
Замутненное сознание создает такой же замутненный образ мира. Только чистое (просветленное) сознание способно отразить мир объективно. Поэтому основная цель – просветление сознания.
Согласно философии веданты человек имеет два «Я»: телесное (эгоистическое) и духовное (Атман). Все наши действия, мысли и желания мотивируются одним из них. Тело-Эго порождает материальные желания, которые очень трудно удовлетворить. Практически никогда Тело не расслабляется, испытывая те или иные потребности. Тело можно удовлетворить только временно, но никогда полностью. Поэтому оно является источником страданий человека, порождая страх, ненависть, зависть, сомнение, недоверие и т.д. Атман обладает божественными атрибутами – любовью, верой, блаженством. Он является источником счастья человека.
20) Язык и нация. Переход казахского языка на латиницу.
В современном мире латиница ассоциируется с новыми технологиями и прогрессом. Перейти на новый алфавит будет легко людям старшего поколения, молодёжи и даже детям. Ведь сейчас основная масса молодежи для передачи текстовых сообщений на казахском языке и в интернет пространстве используют латинский алфавит. С уверенностью можно сказать, что молодое поколение успешно сможет справиться с переходом казахского языка на латиницу. Недаром говорят, что ХХІ век — компьютерный век. В интернет — пространстве можно воспользоваться онлайн переводчиком казахского языка на латиницу или наоборот. Для адаптации понадобится терпение, старание и время. В Казахстане переход на латинскую графику будет идти последовательно и системно. Создана национальная комиссия, при комиссии созданы четыре рабочие группы орфографической, методической, терминологической, по техническому и информационному сопровождению с привлечением экспертов в области языкознания и IT- технологий. Орфографическая рабочая группа разрабатывает правил орфографии и орфоэпии казахского языка на латинской графике.
21) Христианство, история его возникновения и основание формы.
Возникновение христианства произошло в I веке н. э. среди иудеев, проживающих в Палестине, которая на тот момент являлась одной из восточных провинций Римской империи. В то время иудаизм имел особый статус в империи, являясь единственной монотеистической религией Средиземноморья. Государственной же религией являлось язычество, объединяющее особенности разных регионов и народов почитанием царя как бога, исключение было сделано только для иудаизма. Но несмотря на сделанные Римом уступки, иудеи все равно жаждали избавиться от имперского владычества и искренне ожидали мессию (христа [греч.]), поэтому зерна учения Иисуса Христа сразу нашли для себя благодатную почву.
В основе христианского вероучения лежит Священное Писание, в котором записаны учения Христа. Оно гласит о том, что Отец, Сын и Святой Дух и есть единый Бог, а их обозначение «Святая Троица» было придумано позднее Фиофилом Александрийским. Но по существу Бог — один, а учение о воскресении Иисуса Христа является главным догматом христианства.
22) Ислам - догматика и исторические формы существования.
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти.
Ислам возник в начале VII века в Западной Аравии, в Мекке, где господствовало язычество. Каждое племя имело своих богов, идолы которых находились в Мекке.Этот период характеризуется постепенным разрушением патриархального родоплеменного строя и возникновением классового общества. Вместе христианством и иудаизмом он относится к так называемым «авраамическим религиям», ревелятивной (богооткровенной) традиции. Авраамические религии своими корнями восходят к древнейшим формам ближневосточного монотеизма, в результате чего имеют общее в своей основе историко-мифологическое наследие и единую в принципе картину мира. Основатель ислама-пророк Мухаммад.
34) Фундаментальная онтология М. Хайдеггера
Философские воззрения Хайдеггера как мыслителя занимали прежде всего формы повседневного существования, или, по его словам, способы «бытия в мире». В Бытии и времени Хайдеггер предлагал исследовать смысл бытия и описать формы, в которых бытие себя являет, - эту задачу он называл «фундаментальной онтологией». Отправным моментом, с его точки зрения, должно быть описание наиболее близкого нам феномена бытия - человеческого существования. Хайдеггер настаивал, что человеческое существование должно анализироваться через его конкретные отношения с социально-историческим миром, в котором человек говорит, мыслит и действует. Для Хайдеггера опыт тревоги не только освобождает человека от мертвящего конформизма, но и открывает ему его собственное бытие как бытие ответственной за свое существование личности, способной к решительным действиям. Хайдеггер подчеркивает конечный характер человеческого существования; поскольку всякий опыт носит временной характер, человек может размышлять о его границах, определяющих бытие в предчувствии смерти (бытие-к-смерти)
57) Философия буддизма
Философия буддизма сформировалась в рамках различных течений и школ этого учения. Она совокупностью осмысленных убеждений в отношении человека, мира и познания реальности. В отличие от Авраамических и других монотеистических религий, в философии буддизма нет понятия о греховном теле и бессмертной душе, которую ждут вечные мучения за неправедную жизнь. Есть просто человек: добрые и злые поступки, совершенные им на протяжении жизни и отражающиеся на его карме.
ТЕРМИНЫ:
Карма. Ключевое понятие в буддийской философии, объясняющее, как и почему с нами происходят те или иные вещи. Оно говорит нам о том, что все поступки, которые мы совершаем, имеют свои последствия.
Воплощения. Это явление духовной жизни в философии буддизма, при котором после смерти живого существа его карма переходит к другому живому созданию. Это представление отличается от «переселения душ» и индуистского понятия «атман», означающего вечную душу.
Просветление. В таком духовном и ментальном состоянии, свободном от негативных эмоций, мыслей, желаний, человек воспринимает мир таким, какой он есть.
Нирвана. Путем глубоких раздумий и медитаций Будда сформулировал одну из главных целей в философии буддизма: стремление к осознанию своей души, основанное на отказе от мирских благ, отречении от комфортного проживания. Достижение состояния нирваны дает человеку контроль над своим разумом, он перестает излишне беспокоиться о том, что думают другие люди, лишается зависимости от вещей, его душа начинает развиваться.
Сансара, или «колесо жизни». В философии буддизма все живые существа, кроме тех, которые достигли просветления, находятся в этом состоянии.
65) Марксисткое понимание сущности истории и человека
Сущность марксистского понимания истории
А) на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
Б) производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
В) указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
Г) Общество постоянно развивается, а вместе с ним развивается и экономический базис. Когда надстройка начинает противоречить базису, происходит революция, и общества переходит к новой формации
Д) в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации – первобытнообщинный рабовладельческое общество: феодализм; капитализм; социалистическое (коммунистическое) общество
Е) рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;
Ж) уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
69) Свобода слова и самовыражения
Свобода как одна из основных философских категорий характеризует сущность человека и его существование. Поэтому содержательное определение свободы – это определение свободы как чего-то такого в нас, что от нас не зависит, оно не имеет никогда никаких конкретных оснований, которые мы могли бы находить в какой-нибудь конкретной, окружающей индивида культуре. Даль ставит рядом со словом «свобода» слово «слобода». Он пишет: «слобода» - вольное поселение. Свобода - «своя воля, простор, возможность действовать по-своему: отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле».
Только понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя. Свобода – это наличие возможности выбора варианта несвободе. Свободный - выбирает, несвободный подчиняется позыву. Свобода – это состояние духа, это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Вне свободы человек не может реализовать богатство своего внутреннего мира и своих возможностей. Свобода начинается именно там, где человек сознательно ограничивает себя
75) Золотое правило нравственности Конфуция.
Одним из первых «Золотое правило» высказал Конфуций: «… Не делай другим того, чего не желаешь себе»
Основные категории учения Конфуция.
"Жень" (человеколюбие, милосердие, гуманность) как качество индивида, человеческое начало, программа жизни, долг.
Жень реализуется в отношениях людей. Отношения между людьми являются гармоничными и нравственными в случае, если они взаимны
Взаимность, равенство в отношениях являются общим принципом поведения.
Конфуций сформулировал "золотое правило нравственности". На вопрос: "Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?" - Конфуций ответил: "Это слово - взаимность, не делай другим того, чего не желаешь себе".
"Ли" (ритуал, обряд, этикет, церемония) воплощает принцип взаимности. "Сдерживать себя, чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть человеколюбие" (Конфуций).
Ритуал - нормы, образцы достойного поведения. Он одновременно объединяет людей, позволяет сохранить дистанцию, необходимую для комфортного общения и реализует принцип равенства в общении людей, неравных по социальному положению или личным качествам.
Общество построено по принципу "ли". Социальный этикет регулирует отношения в семье, в дружеских связях, между государем и подданными и т. д.
Согласно Конфуцию человек - уникальное существо, обладающее достоинством. Достоинство человека происходит от "ли" и воплощается в "ли". Усвоенный обычай, ритуал отличает человека от животного.