Письменная работа
Дисциплина: История Казахстана
Выполнила: Абдешева Анель
ОП: Журналистика
Университет«Туран»
Российская революция 1905-1907 годов и ее влияние на Казахстан
Поскольку Казахстан был также местом ссылки политических и революционных деятелей России, следует
отметить организационно-революционную роль, которую играли эти люди в социально-политической жизни
края. Во второй половине ХХ века в Казахстане возник ряд народнических кружков, а в 1896 году в Атбасаре
ссыльным рабочим с Урала А.Д. Ушаковым был организован первый марксистский кружок в Казахстане. В
начале XX века марксистские кружки появились в Акмолинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае,
Семипалатинске, Верном и других городах. На их основе оформились организации РСДРП. Стали возникать
профессиональные союзы. В 1905 году одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в Уральске.
Наиболее крупным являлся профсоюз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской железной дороги.
Заметным влиянием среди подобных организаций рабочих пользовался Русско-киргизский союз против
капитала на Успенском руднике, которым руководили П. Топорнин, А. Байчагиров, С. Невзоров и др.
Поводом к революционным выступлениям в Российской империи послужили события «кровавого воскресенья»
9 января 1905 года в Петербурге, весть о которых достигла и Казахстана. В феврале 1905 года в ряде
населенных пунктов края - в Туркестане, Перовске, Джусалах, Шалкаре и других - состоялись выступления
трудящихся в знак протеста против расправы над демонстрантами. Под воздействием рабочего движения
Петербурга, Москвы и других городов России в Казахстане стали нарастать революционные настроения среди
рабочих, все активнее распространявшиеся на жителей казахского аула и переселенческой деревни.
В мае 1905 года прошли рабочие стачки в Верном и Кустанае.
Летом 1905 года протесты казахского населения приобрели более организованный и политический характер. В
ходе событий того периода во весь голос заявила о себе, как выразительница интересов казахского народа,
национальная интеллигенция, бесспорным лидером которой стал Алихан Букейханов. Он принимал активное
участие в Каркаралинском движении летом 1905 года, во время которого на Куяндинской ярмарке собрались
представители казахского населения - более 14,5 тыс. человек из 31 волости и приняли петицию к царю,
известную как «Каркаралинская». Она содержала требования незамедлительного решения жизненно важных
вопросов и прежде всего аграрного, связанного с изъятием казахских земель, а также русификацией в области
духовной культуры.
Рабочие Казахстана поддержали Всероссийскую стачку, прошедшую в октябре. Стачечные комитеты были
созданы на Успенском руднике, в Уральске, Кустанае, Перовске, Верном. 18-19 октября состоялись массовые
политические стычки в Оренбурге, 25 октября - политическая демонстрация в Омске,
16-28 ноября - забастовка почтово-телеграфных служащих в Семипалатинске. К революционным выступлениям
рабочих, крестьян, шаруа присоединились солдаты. 6-7 ноября протест против антинародных действий
выразили солдаты Западносибирского полка, а 21 ноября - солдаты Жаркентского гарнизона. Самым крупным
совместным выступлением казахских и русских рабочих стала забастовка на Успенском руднике, где было
занято более 300 рабочих, в том числе 265 казахов. Руководил забастовкой Русско-киргизский союз против
капитала.
Ее поддержали рабочие Караганды. Всего в ней приняли участие 360 человек. 6 декабря 1905 года рабочие
составили петицию, содержавшую требования о повышении заработной платы, улучшении условий труда и
быта, отстранении чинивших произвол служащих. 10 декабря некоторые из этих требований были частично
удовлетворены, забастовка пошла на убыль, по истечении 12 дней ее подавили, а организаторов арестовали.
Под влиянием ширившегося по всей стране недовольства царь пошел на уступки. 17 октября Николай 2
подписал Манифест о введении «незыблемых основ гражданской свободы» и созыве Государственной думы. По
инициативе Алихана Букейханова текст царского Манифеста был переведен на казахский язык и широко
распространялся в Степи. Как писал А.Букейханов: «Повсеместно киргизы съезжались на большие и малые
съезды…читали манифест, комментировали его, обсуждали вопросы о будущих выборах в Государственную
думу. Киргизы самых отдаленных областей массами поехали в степные города, где принимали участие в
городских митингах, устраиваемых горожанами. Русские, татары, сарты и киргизы слились в одну братскую
семью».
Широкую известность получил митинг 15 ноября 1905 года, состоявшийся на площади города Каркаралинска.
На нем присутствовало около 400 человек. Речи ораторов: учителей Алганова, Байтурсынова и Чемоданова,
священника Иванова и врача Богуславского, судебного следователя Михалевича и мирового судьи Вайсерта,
лесничего Астрейна и магистра права Акпаева - слушали с огромным вниманием.
Как писал А.Букейханов: «Повсеместно киргизы съезжались на большие и малые съезды…читали манифест,
комментировали его, обсуждали вопросы о будущих выборах в Государственную думу. Киргизы самых
отдаленных областей массами поехали в степные города, где принимали участие в городских митингах,
устраиваемых горожанами. Русские, татары, сарты и киргизы слились в одну братскую семью».
Широкую известность получил митинг 15 ноября 1905 года, состоявшийся на площади города Каркаралинска. На нем присутствовало
около 400 человек. Речи ораторов: учителей Алганова, Байтурсынова и Чемоданова, священника Иванова и врача Богуславского,
судебного следователя Михалевича и мирового судьи Вайсерта, лесничего Астрейна и магистра права Акпаева - слушали с огромным
вниманием.
А когда на импровизированной трибуне прямо перед зданием полицейского управления появился очередной оратор - политический
поднадзорный Соколов, тогда, казалось, каждый поверил в провозглашенные Манифестом свободы. Митинг завершился
внушительной демонстрацией. Во главе ее с красным знаменем шел молодой казах. Этим знаменосцем был письмоводитель мирового
судьи Кольбай Толенгутов. Тот самый, который спустя 12 лет станет лидером Казахской социалистической партии «Уш-Жуз» и будет
отчаянно бороться против Ж.Акпаева, А.Байтурсынова - тех, с кем шел сейчас в одной колонне.
В декабре 1905 года волнения прошли в ряде городов и населенных пунктов, в том числе в Усть-Каменогорске, Павлодаре и др.
Требования участников революционного движения становились все более политическими. Наряду с лозунгам о повышении
заработной платы и улучшении условий труда, стали раздаваться призывы о свержении самодержавия, изменении существующего
строя. В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся сьезд казахов, который потребовал прекращения переселения в край,
признания земли собственностью казахского населения, свободы вероисповеданий и равенства языков, развития образования на
родном языке.
Число участников прошедшей 3 июля 1906 года крупной стачки рабочих в Семипалатинске достигло 500 человек. В это время
наблюдался подьем крестьянского движения против колониальной аграрной политики. В частности, свой протест выразили крестьяне
в Жаркентском, Аулие-Атинском, Чимкентском уездах, а также в ряде уездов Уральской и Тургайской волостей.
Революционные события в стране происходили на протяжении почти двух с половиной лет. Как уже отмечалось, Манифестом от 17
октября 1905 года в России учреждалась Государственная дума, «чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения
Государственной думы», - говорилось в нем. 1 Государственная дума по своему составу была кадетско-либеральной и действовала с 27
апреля по 8 июля 1906 года, от Казахстана в нее было избрано девять депутатов: четыре - от казахского и пять - от русского населения.
Депутаты І Государственной думы от казахского населения имели достаточно высокий образовательный уровень. Так, А. Беремжанов
окончил юридический факультет Казанского университета; А. Букейханов - экономический факультет Петербургского лесотехнического
университета; А. Кальменов и Б. Кулманов - восточный факультет Петербургского университета.
Особую остроту в Думе приобрел аграрный вопрос, который и стал причиной ее роспуска. Дело обстояло так. В ходе разработки
законопроекта о земельном вопросе в Думе было принято решение о принудительном отчуждении частновладельческих земель в
пользу малоземельных крестьян. Правительство же выступило против отчуждения помещичьих земель. В результате 9 июля 1906 года
Николай ПІ распустил Думу. В знак протеста против этого бывшие депутаты Думы
приняли обращение «К народу от народных представителей», известное как «Выборгское воззвание». В нем содержались призывы
бойкотировать уплату налогов, воинскую повинность и др.
2 Государственная дума начала свою работу 20 февраля 1907 года. Как и в первой, в ней основное внимание уделялось аграрному
вопросу. По своему составу она вновь оказалась кадетско-либеральной.
От Казахстана в ней было представлено 14 депутатов, в том числе шесть от казахского населения. Депутатами II Государственной думы
стали, например, такие видные деятели, как юрист Б. Каратаев, инженер М. Тынышпаев. Спад революционного движения позволил
царю 3 июня 1907 года распустить Думу. Это означало поражение революции*.
Участие населения Казахстана в революционном движении 1905-1907 годов стало для него большой школой, позволившей обрести
опыт в борьбе за национальное и социальное освобождение.
Казахстан после Февральской буржуазно-демократической революции.
Установление власти органов Временного правительства. Областные казахские съезды 27 февраля 1917 года в России произошла
буржуазно-демократическая революция. Царь был отстранен от власти, она перешла в руки Временного правительства.
В Казахстане прошли митинги и собрания в поддержку революции. Революция возродила надежды на решение главных вопросов -
возвращение всего изьятого колонизацией, самостоятельного национального устройства. Начался процесс отстранения от власти
чиновников колониальной администрации. В марте были арестованы вице-губернатор Уральской области, генерал-губернатор
Заладной Сибири, губернатор Тургайской области, ряд уездных начальников и чинов жандармерии в Уральске, Омске, Петропавловске,
Оренбурге. 30 марта был отстранен от должности и арестован генерал-губернатор Туркестана. Аналогичные действия были
применены и по отношению к чинам колониальной администрации в ряде уездов Семиреченской и Семипалатинской областей.
В марте 1917 года повсеместно сформировались местные органы Временного правительства - областные и уездные, а затем
волостные, аульные, сельские, станичные исполнительные комитеты. Представители казахской национальной интеллигенции были
назначены комиссарами Временного правительства: А. Букейханов по Тургайской области, М.Тынышпаев по Семиречью, М. Шокай в
Туркестане. Кроме того, в Семипалатинской области комитет Временного правительства возглавил комиссар К.Ляшкевич -
председатель Семипалатинского союза кооператоров. Комиссаром Уральской области 8 марта 1917 года был назначен военный
губернатор области Г. Бизянов. В Акмолинской области комиссаром стал Н.Лепко. Комиссаром Временного правительства по всему
Степному генерал-губернаторству был назначен И.Законов. А для управления Туркестанским краем 7 апреля 1917 года Временным
правительством был создан Туркестанский комитет во главе с членом Государственной думы Н.Щепкиным. Опорой Временного
правительства были также областные и уездные казахские комитеты. В казачьих станицах Сибирского, Оренбургского, Уральского,
Семиреченского казачьих войск были образованы казачьи комитеты. В поддержку Временного правительства создавались
мусульманские, татарские комитеты, курултаи.
В марте 1917 года активную деятельность в крае развернули социал-демократы большевики, чьи организации действовали
практически во всех областях и уездах.
Второй реальной властью в Казахстане стали советы как органы народной власти.
В марте-апреле 1917 года в крае было создано более 25 Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов. Руководящую роль в
большинстве Советов играли социал-демократы меньшевики и эсеры.
Резко активизировалась политическая жизнь казахского общества. Она развертывалась по ряду направлений: участие в
государственном строительстве, формирование национальных общественно-политических организаций, выработка программ
социально-экономических реформ. Решению этих проблем и были посвящены областные казахские съезды.
Первым свою работу начал Тургайский курултай, проходивший в Оренбурге со 2 по 8 апреля 1917 года. Он вызвал немалый интерес.
На курултае присутствовали 300 делегатов, представлявших практически все казахские волости, а также гости - посланцы Казанского и
Уфимского мусульманских комитетов, Оренбургского мусульманского бюро, редактор татарской газеты «Вахт» («Время») Ф.Каримов,
представители общественности Оренбурга и Актюбинска. Работу съезда приветственной речью открыл бессменный редактор газеты
«Казак», один из главных организаторов съезда Ахмет Байтурсынов. «Сейчас нашими важнейшими задачами, - заявил он, - являются
сохранение порядка и спокойствия, необходимость организационного обьединения, поддержка курса нового правительства».
После избрания президиума сьезда, в который вошли председатель
А. Байтурсынов, его товарищи (заместители) А. Кальменов, В. Танашев, секретари С.Кадирбаев, О.Алмасов, Ш.Бекмухаммедов, делегаты
выслушали приветствия от представителя Оренбургской организации эсеров М.Сириуса и председателя Актюбинского гражданского
исполнительного комитета Г.Николаева. Приветствовать съезд попытался и губернатор М.М.Эвероман, но бурные протесты вынудили
его сначала оставить зал заседаний, а через неделю и губернаторское кресло (11 апреля 1917 г. управление областью перешло в руки
комиссара Временного правительства А.Букейханова).
А.Байтурсынов ознакомил делегатов с проектом повестки дня съезда. Намечалось рассмотреть следующие вопросы:
1. Организация гражданоких комитетов общественной безопасности. 2. Общеказахский и общемусульманский сьезды. 3. Форма
государственного управления и Учредительное собрание. 4. Духовное управление. 5. Народное образование. 6. Аграрный вопрос. 7. Суд.
8. Земство. 9. Печать. 10. Почта. 11. Общественные суммы. 12. Институт крестьянских начальников и вредные чиновники. 13. Отношение
к войне. 14. События, вызванные в Тургайской области и призывом казахов на тыловые работы.
Выражая желание помочь правительству укрепить новыи строи, обеспечить внутренний порядок, содействовать снабжению городов и
армии продовольствием, подготовить население к сознательному участию в выборах в Учредительное собрание, делегаты постановили
создать гражданские комитеты общественной безопасности на уровне аула-волости-уезда-области, которые фактически должны были
являться органами исполнительной власти. Резолюция определяла порядок создания и функционирования комитетов по принципу,
сочетавшему выборность и назначение. Контроль над ходом создания комитетов возлагался на специальные комиссий, состав которых
был определен по всем четырем уездам области.
Без особенных прений прошло обсуждение второго вопроса. Делегаты приняли решение создать оргбюро из восьми человек, поручив
ему выработать программу общеказахского съезда и определить место и время его созыва. На I Всероссийский мусульманский съезд
было избрано четыре делегата, в том числе член оргбюро по созыву Всеказахского съезда С. Кадирбаев.
Рассмотрев третий вопрос повестки дня, делегаты признали необходимость проведения выборов в Учредительное собрание на основе
прямого, равного, тайного и всеобщего голосования с гарантией прав меньшинства (национальное пропорциональное
представительство). Что касается государственного устройства, то сьезд высказался «..за демократическую, парламентскую и
децентралистскую республику».
В резолюции о духовно-религиозных вопросах съезд поддержал идею светской демократической республики, вынеся решение о
необходимости отделения церкви от государства и присоединении мусульман Тургайской области к оренбургскому муфтиату.
Не было дискуссий и по вопросу о народном образовании. Делегаты сошлись во мнении о том, что количество школ и мектебов
необходимо увеличить, ибо начальное обучение должно быть обязательным для всех. Мальчики и девочки должны учиться совместно,
причем первые три года обязательно на родном для них языке. Расходы по содержанию учебных заведений возлагались на земство и
государство.
По аграрному вопросу делегаты стремились сохранить традиционные формы землепользования и предложили покончить с аграрной
экспансией центральной российской власти. Оставляя в целом решение аграрного вопроса за Учредительным собранием, делегаты,
соглашаясь в принципе с возможностью изьятия казахских земель на общегосударственные нужды, оговорили свое мнение о том, что
незаконно отчужденные и незаселенные, а также незаконно сданные в аренду участки следует возвратить прежним владельцам -
казахам.
В резолюции о суде было предложено сохранить традиционный суд биев, «впредь до коренной реформы», и распространить на всю
область практику судов с участием присяжных заседателей.
Решения съезда о земстве, печати и общественных суммах констатировали не-обходимость введения земского управления, увеличения
периодичности издания газеты «Казак» и оказания помощи борцам за свободу за счет сумм, собранных на общественные нужды в
прежние годы.
Весьма оживленно шло обсуждение резолюции «Институт крестьянских начальников и вредные чиновники». Высказавшись за его
ликвидацию, делегаты съезда подробно, с привлечением конкретных фактов, говорили о вопиющих злоупотреблениях чиновников
прежнего режима. Наибольшей критике подвер-глась деятельность старшего советника Тургайского областного переселенческого
управления П.П. Агапова и воинского начальника Тургайского уезда Загайнова по проведению мобилизации казахов на тыловые работы.
В резолюции перечислялись действия упомянутых выше администраторов, приведшие к восстанию в области и уезде. Так, о П.П. Агапове
говорилось: «Начав с беззакония, он продолжал в том же духе и этим вызвал смуту в умах киргиз, без того напуганных присылкой войска.
Он придал своей поездке характер карательной экспедиции, чем извратил смысл своей миссии, и карательная его деятельность ударила
как раз по мирному населению, без того покорному. Он не поймал ни одного войска непокорных киргиз, да и не задавался такой целью,
ограничившись наведением террора на мирное население. Подобная деятельность Агапова являлась лишь местью населению,
проводимою им сознательно и последовательно. Венцом деятельности Агапова явился арест 98 киргиз Иргизского уезда, которых он
бросил в темницу в Кустанае и которые, просидев 4 месяца, вышли оттуда лишь по амнистии, и разграбление имущества того аула, куда
он первоначально привел этих киргиз. Описанная деятельность Агапова может быть названа лишь развратом власти и провокацией».
Ужасными и неописуемыми называли выступавшие ораторы действия Загайнова. Издав распоряжение о поголовном аресте киргизского
населения города, с «арестованными киргизами Загайнов обращался очень жестоко. Несмотря на болезни и отсутствие одежды, велел
гнать на всевозможные работы, даже жителям стал продавать рабочую силу по 50 коп. в сутки в свою пользу».
В резолюции об отношении к войне, а она была двенадцатой по счету, съезд всему Казахстану, высокообразованные заслуженные люди..
- писал современник тех событий С. Сейфуллин, - даже просто смотреть на них было приятно, не говоря уже об их умных речах».
Приветственных речей на съезде было не так много: областного комиссара сотника Г. Бизянова и некоторых представителей
общественных организаций области. Делегаты, в свою очередь, решили направить приветственные телеграммы премьер-министру
князю Г.Е. Львову, председателю Государственной думы М.В. Родзянко, Петроградскому Совету и персонально министру юстиции
А.Ф. Керенскому.
По предложению Г. Алибекова работа началась с обсуждения первых трех пунктов повестки дня: о форме государственного управления;
об отношении к Временному правительству; об отношении к войне. Делегаты, заявив, что с монархией необходимо покончить навсегда,
предложили «идею демократической республики, оставляя вопрос о национально-территориальной федерации пока открытым».Съезд
поддержал Временное правительство, специально оговорив, что делает это условно, «пока деятельность его направлена
к осуществлению уже оповещенной программы и к охране интересов демократии».Не была безоговорочно поддержана и позиция
правительства в вопросе о войне. Делегаты высказались за необходимость продолжения войны до полного разгрома германского
милитаризма и установления мира на основе высоконравственных принципов, выдвинутых
Петроградским Советом - без аннексий и контрибуций.
Обсудив комплекс аграрных проблем, делегаты, оговорив, что «острый для всей России земельный вопрос должен получить
окончательное решение и в отношении киргиз Уральской области в Учредительном собрании», согласились с тем, что владение
землей должно носить трудовой характер и высказались за приостановление переселения в область и недопустимость отчуждения
казахских угодий.
Резолюция по религиозному вопросу отмечала совпадение точек зрения уральцев и тургайцев на присоединение духовного
управления областью к оренбургскому муфтиату.
Третий день работы сьезда был посвящен обсуждению докладов Халела и
Жанши Досмухамедовых о реорганизации управления казахскими районами области и постатейному принятию «Временных правил
управления степной части Уральской области». 100 пунктов этих правил содержали четкие инструкции по формированию и
функционированию органов власти и управления области, уезда, волости и аула.
Детальная разработка структуры и задач органов власти и управления свидетельствовали о наличии желания и возможности решать
столь сложную проблему, как самостоятельное управление. А с другой стороны, это была своего рода заявка на подготовку к введению
автономии.
Надо отметить, что, решая задачи местного масштаба, съезд не забыл и общероссийских проблем, направив делегатами на
Всероссийский мусульманский съезд в Москву главных политиков области - Ж. Досмухамедова, Х. Досмухамедова и Г. Алибекова.
Сьезд представителей всех частей и округов Внутренней (Букеевской) орды состоялся в Ханской ставке 21 апреля 1917 года. Сценарий
проведения этого съезда был традиционным. Вначале - избрание президиума (председатель - присяжный поверенный Валидхан
Танашев, члены - врач Мажит Чумбалов и студент Казан-ского университета Шафкат Бекмухамедов). Затем, после молитвы и почтения
памяти борцов, павших за свободу, с приветствиями выступили представители общественности Орды, Астрахани и Казани.
Торжественную часть съезда завершили оглашением телеграмм от редакции газеты «Казак», казахского населения Тургайской области
и рабочих-казахов соляного промысла Баскунчак.
Круг вопросов, обсужденных в Ханской ставке, так же, как и повестки дня Тургайского и Уральского съездов, включал почти весь
комплекс проблем обще-российского и национального плана.
Делегаты Букеевского съезда, разделяя идею «верховной власти» Учредительного собрания, тем не менее высказались за то, чтобы оно
определило государственное устройство России как демократической федеративной республики.
Обсуждая вопросы ликвидации прежних и формирования новых органов власти и управления в области, съезд принял решение
упразднить Временный Совет по управлению Внутренней ордой и учредить Центральный комитет по управлению киргизским народом
Астраханского края. Постановили также учредить и отдельные посты комиссара «киргизского народа Астраханского края» и его помощ-
ника. На эти должности были избраны соответственно депутат Первой думы Б. Кулманов и учитель И. Мендыханов.
Акмолинский областной казахский сьезд работал почти две недели - с 25 апреля по 7 мая 1917 года в Омске. Созыв съезда готовил
специально созданный организационный комитет во главе с Е. Итбаевым. Среди 250 делегатов имелись представители Акмолинского,
Атбасарского, Кокчетавского, Омского и Петропавловского уездов. В составе президиума съезда находились: председатель - А.
Турлубаев; заместители - Е. Итбаев и М. Дулатов; секретари - М. Саматов, А. Сеитов, Е. Токбаев.
С приветствиями к собравшимся обратились: командующий войсками Омского военного округа генерал А. Григорьев; областной
комиссар Временного правительства И. Законов, представитель Исполкома Совета крестьянских депутатов Юркевич; от имени Омского
мусульманского бюро - Каримов и Ибатулин, от имени казахов Тургая - М. Дулатов.
Повестка дня съезда выглядела внушительной. В ней значилось 17 вопросов.
Обращает на себя внимание тот факт, что формулировка значительной части вопросов буквально совпадала с повесткой дня
Тургайского сьезда. Но были и новации: рабочий вопрос и женский вопрос.
Резолюции съезда продолжили реализацию позиции, занятой А.Н. Букейхановым и его сторонниками на Тургайском съезде в
Оренбурге. Некоторым исключением являлось уточнение о подготовке к выборам в Учредительное собрание.
Также, как на казахском сьезде в Ханской ставке, было признано необходимым организовать на местах киргизские исполнительные
комитеты: аульные, волост-ные, уездные и областной - и именно на них возложить всю работу по подготовке выборов. В другом же их
функции совпадали с аналогичными функциями органов власти и управления Тургайской, Уральской и Букеевской областей.
Важным было то, что делегаты Акмолинского областного сьезда постановили: «Для обсуждения и решения общекиргизских вопросов
съезд признал необходимым созыв в скором времени общекиргизского сьезда, место и время которого предоставил определить
специальной комиссии, составленной Тургайским областным киргизским съездом в Оренбурге». Делегатом на Всероссийский
мусульманский съезд был избран Магжан Жумабаев.
Заключительной частью работы сьезда стало избрание областного казахского
комитета из десяти человек во главе с Айдарханом Турлубаевым.
Почти одновременно с Акмолинским проходил съезд в Семипалатинске. Он начал работу 27 апреля и завершил 7 мая. На сьезд
прибыло около 200 делегатов от всех пяти уездов области и два представителя от Бийского уезда соседнего Алтайского края. Среди
делегатов было и семь женщин. После речи председателя организационного комитета Раимжана Марсекова делегаты избрали
президиум: председатель - магистр права Ж. Акпаев; его заместители - Х. Габбасов, Р. Марсеков, М. Боштаев, Б. Сарсенев; секретари - А.
Ермеков, Э. Орозалин, М. Малдыбаев, Ш. Акпанов. Первым с приветственным словом к собравшимся обратился историк и литератор
Ш.Кудайбердиев. Затем слово получили представители Павлодарского уезда, Букеевской орды, женщин, учащихся, рабочих. На имя
съезда поступили телеграммы из Омска, Томска, Оренбурга, Ташкента и персонально от А.Н. Букейханова.
В повестку дня было включено 16 вопросов. Новыми, по сравнению с повестками дня других съездов, являлись вопросы автономии и
самоуправления, медицины и ветеринарии. И там же, как в Омске, в повестку дня был включен женский вопрос. Заслушав отчет
оргбюро, делегаты избрали областной национальный комитет из 20 членов и 10 кандидатов, причем в состав комитета вошла и одна
женщина - Н.С. Кульджанова.
Решения съезда в основном повторяли резолюции Тургайского и отчасти Букеевского съездов. Но главной особенностью стало
решение по вопросам о государственном управлении и автономии для казахского народа. Делегаты подчеркнули, что ввиду
обширности территории, разнообразия населения, различия культурных условий в Российском государстве съезд высказывается за
федеративную демократическую республику. В резолюции «Временное самоуправление и местные комитеты» Семипалатинский сьезд
подчеркнул необходимость издания Центральным правительством России положения об административном и хозяйственном
управлении в областях.
Тем самым подчеркивалась связь со страной в целом и другими регионами в частности. Делегаты сочли крайне важным указать
на опасность каких-либо попыток противопоставить народы России по национальному признаку.
Свои соображения семипалатинцы высказали и по поводу общенационального съезда, согласившись с тем, что функцию его
созыва возьмет на себя оргбюро тургайцев, и предложили местом проведения съезда избрать Петропавловск, а временем - июль.
Оговаривалось, что по завершении работы сьезда его участники сделают подробный отчет в уездных казахских комитетах.
Таким образом, на областных казахских съездах весны 1917 года, как правило, обсуждались проблемы, волновавшие все
население. Именно весной 1917 года были высказаны идеи, составившие основу резолюций 1 и II Всеказахских съездов и проекта
программы партии Алаш.
Временное правительство предпринимало робкие шаги по урегулированию ситуации в Казахстане. 20 марта 1917 года
специальным декретом было объявлено об отмене всяких ограничений в правах граждан России, обусловленных
принадлежностью к вероисповеданию и национальности. Была объявлена амнистия участникам восстания 1916 года, принято
решение об оказании помощи населению Семиреченской области, пострадавшему во время этого восстания. Был рассмотрен
вопрос о возвращении мобилизованных по указу от 25 июня 1916 года в рабочие дружины. Но в главном, земельном, вопросе,
вопросе национально-территориального устройства политика оставалась прежней, как и при самодержавии. Временное
правительство продолжало участие в мировой войне. Решение аграрного вопроса откладывалось до созыва Учредительного
собрания, не было даже декларировано о праве наций на самоопределение. На местах сохранялся и Функционировал
колониальный аппарат. Продолжалась практика национальной дискриминации, прежней великодержавной политики,
сохранялись переселенческие управления. Такая политика Временного правительства создавала предпосылки для углубления
революционного процесса. Происходила политическая поляризация казахского общества, которая обострилась после
возвращения на родину около 150 тыс. участников тыловых работ и фронтовиков.
Февральская революция не оправдала надежд как национальной интеллигенции в лице А. Букейханова и его соратников, так и
резко активизировавших свою деятельность социал-демократов. К маю 1917 года А. Букейханов объявил о своем выходе из
партии кадетов, поскольку во Временное правительство в основном входили кадеты и это правительство занимало
консервативную позицию по жизненно важным для Казахстана вопросам. В статье «Почему я вышел из партии кадетов» А.
Букейханов обращал внимание на свои разногласия с кадетами относительно трех вопросов. Первое - программа кадетов
предусматривала «местную автономию», но ограничивала ее «культурной автономией», а не государственно-правовым
самоуправлением. А. Букейханов был против «культурной автономии» и выступал за «национальную автономию», то есть
национальное самоопределение. Второе - кадеты признавали за религией «первенство почета во всех актах государственной
жизни». А. Букейханов выступал за «отделение религии от государства». Третье - кадеты были за введение частной собственности
на землю,
А. Букейханов считал это преждевременным. Культура Казахстана в XVIII-XIX веках
Культура казахского народа в XVIII веке развивалась в русле преемственности традиций предшествующих времен. Это
выразилось, прежде всего, в расцвете поэтического творчества. В то время жил и творил известный жырау Бухар Калкаманулы
(1693-1787). Он родился и вырос в Баянауле. Стержневой темой творений Бухар-жырау были патриотизм, любовь к Родине,
призыв к единству народа, к подвигам. В своем творчестве он прославлял героев освободительной борьбы казахского народа
против джунгарских захватчиков - батыров Богенбая, Кабанбая, Жаныбека. Бухар воспевал деятельность хана Абылая, который
хотел объединить все три жуза в единое могучее централизованное государство. Он был советником Абылая, поддерживал его
словом и делом. В своей поэме «Сабалак» жырау описал торжество провозглашения Абылая ханом, проницательно предвидел его
гений. Благодаря его жырам «Ой, Абылай, Абылай!», «Ей, заман-ай, заман-ай!», «Ашуланба, Абылай!» и другим мы узнаем о событиях
того времени. Бухар-жырау взывал к своим соплеменникам: «Не ввергай себя в бесконечные тяжбы за скот, за землю; скот может
погибнуть, земля останется и после тебя. Довольствуйся по-сланным Богом, подумай о своем достоинстве».
В то время были широко известны в народе имена певца и сказителя Таттикары, акына эпического жанра Актамберды-жырау
(1675-1768), акына Шала (1748-1819) и др. Они воспевали воинскую отвагу, призывали к героизму в трудное для Родины время.
В народном творчестве тех лет были увековечены события войн с джунгарами в песнях «Елимай!» («О, народ мой!»), «Кап
катылган» («Вытряхивали мешки»),
«Шанды жорык», («Пыльный поход»).
Развивалось музыкальное искусство. Памяти о восстании Сырыма Датова посвящен кюй «Сырым сазы» («Думы Сырыма»).
Выдающимся домбристом и композитором того времени был Байжигит. Им созданы кюи «Актабан шубырынды», «Кайын сауган»
(«Доение березы», повествующий о том, что во времена «великого бедствия», спасаясь от голода, народ вынужден был пить
березовый сок) и др.
В музыкальной и поэтической культуре начала XIX века отразилось восстание под руководством И. Тайманова и его соратника,
акына, певца М. Утемисова.
Махамбет воспевал свободу, свою Родину в таких произведениях, как «Великая мечта», «Нарын-песни», «Обращение к султану
Баймагамбету», «Обращение к Жангиру», «Птичка чибис» и др. Он прославлял также бесстрашие повстанцев, героизм Исатая.
Восстанию Исатая Тайманова посвятил одно из первых своих произведений начинающий в те годы свой творческий путь
выдающийся композитор
Курмангазы Сагырбаев (1806-1879). Это был кюй «Кішкентай», рассказывающий
о том, что оказалось мало сил для победы.
Присоединение Казахстана к России положило начало изучению географии, природных ресурсов, экономики, истории,
этнографии этого края российскими учеными, исследователями, путешественниками. В 1769 году одну из первых экспедиций
возглавил П.С. Паллас. Результатом ее явился труд «Путешествие по разным провинциям Российской империи» (1773 г.). В 1772
году Н. Рычков опубликовал «Дневные записки путешествия капитана Н. Рычкова в киргиз-кайсацкие Степи в 1771 году». Крупным
вкладом в изучение Казахстана русскими стал выход В Свет в 1832 году книги А.И. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или
киргиз-Кайсацких, орд и степей». Одно из центральных мест в числе представителей русской культуры, посвятивших себя
иследованию этого края, занимает В.И.Даль, который в 1833-1841 годах, будучи чиновником по особым поручениям при
оренбургском губернаторе, изучал устное народное творчество, быт, обычаи казахов.
1833 году с целько собрать материал о пугачевском восстании в Оренбурге и Уральске побывал А.С. Пушкин.
В XIX веке среди исследователей Казахстана были ученые с мировой известностью, такие как П.П.Семенов-Тян-Шанский
глава Русского географического общества. Он исследовал Центральный Тянь-Шань, путешествовал по Алтаю, Семиречью, Средней
Азии. Под его руководством был составлен и издан многотомный труд «Россия. Полное географическое описание нашего
Отечества». Два тома его - «Киргизский край» и «Туркестанский край» - посвящены Казахстану и Средней Азии. Здесь описаны
географические условия, природные богатства, история, быт казахов. Географию, флору, фауну Казахстана, его природные
ископаемые также изучали Н.А. Северцов и И.В. Мушкетов. Значителен и вклад известного востоковеда, тюрколога, этнографа,
академика Петербургской академии В.В. Радлова (1837-1918), исследовавшего обычай, обряды, фольклор народов Алтая, северных
областей Казахстана, Семиречья. В его «Образцах народной литературы тюркских племен» содержатся казахские сказки, эпические
произведения, лирика казахского народа. Немало сведений о Казахстане можно обнаружить в книгах крупного ученого-
востоковеда, археолога, лингвиста, академика В.В. Вельяминова-Зернова (1830-1904) «Исследование о касимовских царях и
царевичах», «Исторические сведения о киргиз-кайсаках» и других, где он осветил многие узловые вопросы истории Казахстана.
Историю края изучали также А. И. Добросмыслов, Н.Н. Аристов, М. Красовский и др. Кроме того сбором данных по истории,
этнографии, географии занимались офицеры Генерального штаба, чиновники русской администрации, политические ссыльные. В
развитии культуры и общественной мысли в Казахстане во второй половине XIX века важную роль сыграли научные общества и
культурно-просветительные учреждения. Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868 г.), в Омске
(1877 г.), затем подотдел в Семипалатинске, а в 1897 году - отдел в Туркестане. Они издавали сборники, в которых были
представлены материалы по истории, этнографии, географии. Сотрудничала с ними и казахская интеллигенция, например, членом-
корреспондентом Оренбургского отделения географического общества был И.Алтынсарин, публиковавший в его сборниках свои
исследования. Во второй половине XIX века в Казахстане были созданы областные статистические комитеты, которые публиковали
«обзоры» областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Так, в работе Семипалатинского
областного статистического комитета принимал участие Абай. Изучением Казахстана занимались и другие организации России -
общества сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любителей естествознания, антропологии и
востоковедения. В это время в Казахстане стали открываться общественные библиотеки. Одна из первых публичных библиотек
была открыта в 1883 году в Семипалатинске.
Присоединение Казахстана к России повлияло на развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в
медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, осваивали азы
грамотности в мусульманских мектебах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью
подготовки чиновников колониального аппарата: переводчиков, писарей. Таковыми были открытые в 1786 году Азиатская школа в
Омске, в 1789 году Правительственная школа в Оренбурге, в которых обучались русские и казахские дети. В 1825 году начал
функционировать кадетский корпус в Оренбурге, а в 1846 году - в Омске, где готовили военных специалистов и административных
чиновников. Казахская светская школа начала действовать в 1841 году в Букеевском ханстве, а в 1850 году в Оренбурге - при
Пограничной комиссии. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям И. Алтынсарина в 1887 году было
открыто женское училище в Иргизе. В 1890-1896 годах появились русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае,
Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария,
основанная в 1879 году, и Оренбургская казахская учительская школа, открытая в 1883 году.
Позже стали работать учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. За весь дооктябрьский период
они подготовили 300 учителей-казахов. Также в XIX веке возникли сельскохозяйственная и фельдшерская школы, но не было ни
одного высшего учебного заведения.
Вторая половина XIX века знаменательна в истории Казахстана тем, что в это время жили и творили такие выдающиеся
представители казахской культуры, как
Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев (Абай).
Чокан Валиханов (Шокан Уалиханулы) (1835-1865) родился в крепости Кушмурун, до 12 лет обучался в частной школе, в 1847 году
поступил и в 1853 году окончил Сибирский кадетский корпус в Омске в звании корнета армейской кавалерии. Чтобы представить
уровень образования, которое получил Ч. Валиханов, можно назвать преподававшиеся в Кадетском корпусе дисциплины. Помимо
военных, таких как тактика, фортификация и других, изучались основы философии, русская и всеобщая история, русская и
западноевропейская литература, география, ботаника, зоология, физика, математика, геодезия, архитектура, рисование, черчение,
европейские и восточные языки. Изучались страны: Сибирь, Казахстан, Китай, Иран, Афганистан, Индия. В 1855 году в качестве
адьютанта генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта Ч. Валиханов принял участие в поездке от Омска до Заилийского
Алатау, где закладывалось укрепление Верное. За это время он собрал и обобщил богатый материал по истории, религии,
обычаям, фольклору казахов. В 1856 году он участвовал в экспедициях от Алакуля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. Впечатления от
этого путешествия и свои наблюдения он изложил в «Дневнике поездки на Иссык-Куль», «Записках о киргизах», в работе «Западная
провинция Китайской империи и г. Кульджа». Несомненным вкладом в изучение устного народного творчества явились
записанные Валихановым отрывки из знаменитого киргизского эпоса «Манас». Свидетельством признания его научных изысканий
стало избрание молодого ученого в феврале 1857 года действительным членом Русского географического общества.
В 1858-1859 годах Ч. Валиханов впервые после Марко Поло побывал в Кашгаре, где собрал уникальный исторический и
этнографический материал, редкостные реликвии - рукописи, грамоты, предметы искусства. Например, он обнаружил бесценные
исторические источники: сочинение мирзы Мухаммеда Хайдара Дулати «Тарих-и Рашиди», «Историю династии ходжей в Восточном
Туркестане», «Жизнеописание султана Сатук Бограхана», основателя династии Караханидов, и др. Результатом поездки стал
капитальный труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)». В этой
работе Ч. Валиханов дал анализ китайской системы колониального управления Восточным Туркестаном, населенным
преимущественно тюркскими народами, приверженцами ислама, среди которых были уйгуры, казахи, кыргызы, узбеки, а также
дунгане. Шесть городов Малой Бухарии - Яркенд, Хотан, Кашгар, Аксу, Янысар, Туфан были независимы друг от друга, и Китай делал
все для того, чтобы полностью исключить возможность организации борьбы колониальных народов против колонизаторов. Этим
целям служила соответственно устроенная система управления этих округов.
B 1856-1861 годах Ч.Валиханов проживал в Петербурге, где работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском
департаменте, Географическом обществе. Здесь он поддерживал связи с востоковедами В.В. Григорьевым, B.B. Вельяминовым-
Зерновым, с такими учеными, как А.Н. Бекетов, В.П. Васильев, писателем Ф.М. Достоевским, дружба с которым началась еще в
Семипалатинске, общался с поэтами А.Н. Майковым и Я. П. Полонским.
Весной 1861 года он тяжело заболел и вынужден был вернуться на родину.
10 апреля 1865 года в ауле Тезек торе в урочище Коген-Тоган он скончался. Ч. Вали-ханов оставил богатое научное наследие, в
которое, помимо уже названных работ, вошли также «Аблай», «Киргизское родословие», «Вооружение киргиз в древние времена
и их военные доспехи», «Записка о судебной реформе», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов», «О кочевьях
киргиз» и др. Он был всесторонне одаренным человеком и везде, где бывал, делал многочисленные зарисовки, эскизы,
наброски, рисунки, имеющие немаловажное познавательное значение. Его вклад в науку заключается в том, что он собрал
уникальный материал по истории, этнографии, фольклористике, литературе, политическому, социальному и экономическому
развитию таких малоизученных регионов Центральной Азии, как Семиречье, Кыргызстан, Восточный Туркестан, тем самым
значительно обогатив русскую и мировую науку. Одним из первых Валиханов ввел в научный оборот целый пласт исторических
источников, каковыми являются казахский и кыргызский эпосы, фольклор. Ему принадлежит приоритет в постановке и
разрешении ряда таких узловых проблем истории поркских народов, как этногенез, социальная структура, политическое
положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни.
В это же время активно творил казахский просветитель и общественный деятель, педагог Ибрай Алтынсарин (Ыбрай
Алтынсарин) (1841-1889). Рано потеряв отца, он воспитывался у своего деда, известного бия, войскового старшины Орен-
бургокой пограничной комиссии Балхожи Жанбурчина. Затем учился в казахской школе при Пограничной комиссии. Ибрай
Алтынсарин явился создателем первых в Казахстане начальных и профессиональных учебных заведений. Благодаря его
стараниям были открыты в крае женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища. В 1879 году он был назначен
инспектором школ Тургайской области.
Плодотворно трудясь в области педагогики, этнографии, фольклористики, он написал следующие учебные пособия: «Киргизская
хрестоматия», «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку», опубликовал отрывки из казахского эпоса
«Кобланды-батыр», «Жанибек-батыр», материалы по истории - «Кыпчак Сейткул», «Байулы» и др. В «Записках» Оренбургского
отдела Русского географического общества Алтынсарин публикует также статьи по этнографии «Очерк обычаев при сватовстве
и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского
ведомства». Путь к прогрессу своего народа он видел в просвещении.
Во второй половине XIX века продолжало развиваться устное народное творчество. Темами его были исторические события,
героические личности, родовые отношения, любовь. Всенародным признанием пользовались в то время такие акыны, как
Шоже, Шортанбай, Суюнбай, Жамбыл, Сара и др.
Наряду с устным народным творчеством развивалась и письменная казахская литература. Выдающимся ее представителем был
Абай Кунанбаев (1845-1904).
Абай родился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье старшины рода тобыкты. Первоначальное образование
получил дома, а затем в медресе.
Он был знатоком обычаев и традиций казахского народа. Абай соединил в себе устное народное творчество, восточную поэзию
и русскую, европейскую класси-ческую литературу. В 1886 году он написал стихотворение «Лето», положившее начало его
поэтическому творчеству в последующие годы его жизни. Он перевел на казахский язык произведения А. Пушкина, М.
Лермонтова. Абая, глубоко верившего в творческие силы своего народа и близко воспринимавшего его чаяния, называют
«лицом казахского народа». Наиболее полно его философские взглядь отражены в прозаическом произведении «Гаклия», где в
виде афоризмов, притч, философских миниатюр представлена квинтэссенция проблем и достижений ка.
захского народа.
В рассматриваемый период в Казахстане издавались газеты «Акмолинские областные ведомости», «Киргизская газета»,
«Оренбургский листок» и др. 28 апреля 1870 года вышел в свет первый номер газеты «Туркестан уалаяты» на казахском и
узбекском языках.
Развивалось музыкальное искусство. Всеобщее признание получили народные композиторы Курмангазы Сагырбаев,
Даулеткерей Шугаев, Таттимбет Казангапов, Бхлас Дукенов, Биржан-сал Кожагулов, Жаяу Муса Байжанов, Мухит Мералиев и др.
Созданные Курмангазы более 60 кюев представляют собой шедевры инструментального творчества, вошедшие в
сокровищницу музыкальной культуры, среди них «Сары арка» («Золотая степь»), «Балбырауын» («Изящный»), «Тюрмеден кашкан»
(«Побег из тюрьмы»). Сохранилось около 40 кюев Даулеткерея.
Изучаемое время примечательно тем, что именно тогда появилось много зарисовок и картин выдающихся художников о
Казахстане, его природе, жителях.
Это рисунки и работы Т.Г. Шевченко, в 1847-1857 годах отбывавшего здесь ссылку, известные его картинь: «Казах на лошади»,
«Казахские дети - байгуши», «Казахское стойбище на Кос-Арале» и др. Особое место занимают картины
В.В. Верещагина, который в конце 60 - начале 70-х годов посетил Туркестан и написал свою знаменитую туркестанскую серию «В
горах Алатау», «Мечеть Хазрета Ясави» и др.
Совершенствовались такие виды прикладного искусства, как декоративное оформление домашнего убранства, украшение
жилищ, домашней утвари, одежды, производство изделий из шкур, кожи, войлока, металла, дерева, камня, представляющих
собой истинные достижения народного творчества.
Таким образом, социально-экономическое и культурное развитие Казахстана во второй половине XIX века во многом было
обусловлено процессом окончательного превращения края в колонию Российской империи.
Источники: Кан Г.В.
«История Казахстана. Учебник для вузов.»
Достарыңызбен бөлісу: |