и времени и когнитивными, иптеллекту- альными
способностями работников, их социальным и культурным капиталом.
В третьих, на ссгодпятпний день также сформировано противоречие между доминирующей в последние 30- 50 лет логикой компетенций, которую можно назвать бюрократической логикой оценки квалификаций, и многократно усложняющейся реальностью информационного общества, требующей все новых знаний, умений, компетенций, которых нс всегда можно получить в
рамках университетского образования или на рабочем месте (1|.
По сути профессиональная идентичность является типом коллективной социальной идентичности. В чем особенность последней?
Можно отметить, что наряду с процессом модернизации растет дифференциация между индивидами и их приближение к сферам иных обществ и культур. Дифференциация ослабляет связь с ближним, чтобы завязать взаимно новую связь, реальную и идеальную, с
более далеким. Общественный круг перестает выступать как целое, его части начинают мешать друг другу, взаимно устраняя друг друга. Конкуренция и сравнение, сопоставление провоцируют самооценки и самоконтроль. Розпь, истиппая или мнимая, вызывает тревогу, страх, ненависть. Человек отличается тем, что отделяет себя как деятеля процессов от результатов своей деятельности. Однако освоить деятельность он может только через объективации в продуктах своего труда и во взаимоотношении с другими. Отсюда неизбежная множественность, «разбегание», отчуждение даже в рамках «своего».
В
диалектике дифференциации и интеграции противоположность «Мы —Я» неизбывно воспроизводит тенденцию от замкнутости к экспансии. В коллективной жизни человеческих существ наблюдается постоянная тенденция к созданию отдельных миров на основе различных ситуаций для адекватпого управления этими ситуациями. Коллективное самоопределение выражает процесс рефлексии различ
ных общественных групп на самих себя и друг друга, корректировки взаимных действий. Это
процесс интерпретации и осмыслспия своего опыта и тех событий, которые этот опыт сформировали. Рефлексия, интерпретация, осмысление имеют коллективный характер и происходят в коллективной практике, требующей совместных действий и определения коллективной идентичности, профессиональной идентичности.
Таким образом, тема кризиса идентичности не только персональной и коллективной, но и профессиональной становится своего рода «эмблемой» концептуальных поисков гуманитарных наук второй половины двадцатого века и начала двадцать первого века.
Прежние формы идентификации с коллективами, профессиональными ролями, общностями становятся проблематичными. Идентичности «согласно профессии», «согласно классу», «согласно предприятию», «согласно уровню образования» не стабильны, обесценены; они не принимаются повседневной жизнью современных постиндустриальных обществ. Все прежние «Мы» как формы социальной идентификации перестают служить условием для культурной темпоральной длительности и интеграции «Я».
С
точки зрения таких современных исследователей проблем социальной и профессиональной идентичности, как М. Кастельс, Л. Болтански, Э. Капелло необходимыми условиями-компонентами становления новой профессиональной и коллективной идентичности являются следующие [15; 16].
Построение идентичности в сетях как социальных, так и электронных. Данное условие, несомпенпо, связано со становлением «сетевого общества», как его называет Кастельс [15]. Часто современные работники могут больше получить ответов на интересующие их проблемы в сетях, нежели на рабочих местах.
Структура символов коллективной и профессиональной идентичности должпа быть гибкой, чтобы иметь возможности преобразовываться и формировать новые интересы коллективности.