РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Для обучающихся по образовательной программе подготовки бакаловров
45.03.01 — Фиология
Профиль подготовки: Отечественная филология
Количество зачетных единиц - 2
Волгоград 2014
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Требования к студентам.
В результате изучения дисциплины «Устное народно творчество» студент должен
понять, в чем состоит идейно-художественная специфика фольклора как устного
словесного творчества народа, а также уяснить его роль и значения в истории мировой
культуры в целом и литературы в частности. Студент должен знать, в чем состоит
своеобразие творческого процесса в фольклоре, историю русского фольклора, его родов и
видов, значение и закономерности литературно-фольклорных связей, историю науки о
фольклоре. Студент должен уметь самостоятельно анализировать произведения
фольклора, самостоятельно ориентироваться в вопросах теории и истории фольклора,
фольклорно-литературных связей.
1.2. Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности.
Изучение фольклора тесно связано с изучением истории народа в целом, истории
культуры. истории литературы и языка. “Русское устное народное творчество” - важный
курс в системе обучения словесников - филологов. В ряду других учебных дисциплин
наука о фольклоре (фольклористика) закладывает основы общей филологической
подготовки. Такое значение фольклористики обусловлено природой ее предмета. Это
наука о народе как творце великой поэтической культуры.
В фольклоре запечатлены народное мировоззрение, народная оценка прошлого и
современности, эстетические взгляды народа. Не зная фольклора, нельзя иметь
правильных представлений об истории, культуре, моральных ценностях своего народа.
1.3. Цель изучения дисциплины – уяснение идейно-художественной специфики
фольклора как устного словесного творчества народа, а также его роли и значения в
истории мировой культуры в целом и литературы в частности.
1.4. Учебные задачи дисциплины. В результате изучения курса студент должен
овладеть следующими компетенциями:
способностью демонстрировать представление об истории, современном состоянии
и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области
(ОПК-1);
способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в
области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой
литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов
(ОПК-3);
1.3. Формы работы студентов: аудиторная работа (лекции п практические
занятия) и самостоятельная работа - чтение художественных текстов, изучение научной и
учебной литературы (реферирование, конспектирование); выполнение индивидуальных
заданий, подготовка докладов и сообщений, эссе.
1.4. Виды контроля: опрос, проверка домашних заданий, контрольная работа,
тестирование, зачет.
Методика формирования результирующей оценки:
1. Выполнение письменных домашних заданий (до 4 баллов).
2. Конспектирование научной литературы (до 3 баллов).
3. Реферирование научной литературы (до 10 баллов).
4. Подготовка сообщений (до 5 баллов).
5. Выступление на практических занятиях (от 3 до 5 баллов).
6. Выполнение контрольных мини-работ на лекции (контрольная работа может
представлять собой письменный ответ на вопросы преподавателя или выполнение
тестового задания) - (до 5 баллов).
7. Выполнение модульной контрольной работы, включающей: а) развернутые ответы на 2
теоретических вопроса (по 2 балла за каждый вопрос с учетом полноты и правильности
ответа); б) выполнение 3-х заданий (по 2 балла за каждое с учетом полноты и
правильности ответа) - (до 10 баллов).
8. Ответ на зачете или экзамене.
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Всего часов (общая трудоемкость в часах)
72
в том числе
Аудиторных занятий
34
Лекций
17
Семинарских/практических занятий
17
Лабораторных занятий
-
Практикумов
-
Самостоятельных занятий
38
Изучение основной и дополнительной литературы
18
Написание курсовых работ, эссе, рефератов,
8
Выполнение письменных домашних заданий, расчетов,
проектов
7
Выполнение контрольных работ, тестов
5
ЗАЧЕТ
-
РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема
Содержание (Перечень
дидактических единиц)
Вид занятий
(аудиторные,
самостоятельные
)
Форма занятий
(лекции, семинары,
практические
занятия), (изучение
основной и
дополнительной
литературы,
электронных
библиотечных
ресурсов, выполнение
письменных
домашних работ,
учебно-
тренировочное
тестирование, и т.д.)
Интерактив
ные формы
занятий
Количе-
ство
часов
Форма контроля
(опрос, проверка
домашних
заданий, защита
проектов,
контрольное
тестирование и
т.д)
Фольклор как предмет
филологического изучения
Происхождение фольклора.
Историческое развитие
русского фольклора.
Фольклористика как наука об
устном народном творчестве.
Фольклор как искусство слова.
Синкретичность
фольклора
Своеобразие
творческого
процесса
в
фольклоре.
Творческий метод фольклора.
Фольклор как художественная
система
Жанры
русского
фольклора.
Происхождение
фольклора.
Раннетрадиционный
фольклор.
Теории
происхождения
фольклора.
Общая периодизация истории
Аудиторные
Лекция
2
Опрос,
проверка дом.
заданий
фольклора. Основные черты
фольклора
доклассового
общества. История древних
славян, язычество и фольклор,
двоеверие
и
бытовое
православие, их отражение в
фольклоре.
Раннетрадиционный
фольклор (трудовые песни,
гадания, заговоры,
заклинания, заклички)
План
1.Трудовые песни. Назначение
трудовых песен, их история и
поэтика.
2.Гадания.
3.Заговоры.
4. Заклинания и заклички.
Аудиторные
Практические
занятия
Сообщение
студента,
обсуждени
е
2
Опрос,
проверка дом.
заданий
Обрядовая поэзия
План
1.
Обрядовая
поэзия.
Определение понятия
(что
такое
обряд,
что
такое
обрядовая поэзия, назначение
обрядов).
Происхождение
обрядов,
их
связь
с
христианством и язычеством.
Место обрядовой поэзии в
русском
фольклоре.
Две
основные группы обрядов -
Аудиторные
Практические
занятия
Презентац
ия, ее
обсуждени
е
2
Опрос,
проверка дом.
заданий,
контрольная
работа
календарные
и
семейно-
бытовые.
2. Календарные обряды.
3.Семейно-бытовые обряды.
Сказка. Происхождение,
классификация, поэтика
Сказка. Происхождение,
классификация, поэтика.
Определение жанра и его
разновидностей. Отношение
вымысла к реальности,
социальная и идейно-
художественная
характеристика вымысла.
Классификация (сказки о
животных, волшебные сказки,
социально-бытовые сказки-
новеллы). Собирание и
изучение сказок. Классические
сборники. Опыты
классификации сюжетов.
Аудиторные
Лекция
2
Опрос,
проверка дом.
заданий,
контрольная
работа
Сказки о животных
План
1.
Наиболее
значительные
сборники народных сказок.
Принцип
расположения
материала и его научное
значение. Научный аппарат
сборника.
Содержание
примечаний.
Аудиторные
Практические
занятия
Сообщение
студента,
обсуждени
е
2
Опрос,
проверка дом.
заданий,
контрольная
работа
2. Сказка. Определение жанра
и
его
разновидностей.
Происхождение
сказок
о
животных.
3. Сатира и юмор в сказках
“Кот на воеводстве”, “Мужик и
медведь”, “Лиса-исповедница”
и др. Поэтика и стиль:
композиция, кумулятивность,
повторяемость
сюжетных
ситуаций,
ирония,
диалог,
игровые припевы. Зачины и
концовки сказок: в чем их
специфика
и
соответствие
идее.
4. Каков метод изображения
героев в сказках и животных:
стремление к реалистической
правдивости или аллегории?
Место
и
функция
фантастического
в
изображении героев.
6.
Известные
русские
сказочники.
Несказочная проза.
Несказочная проза. Предания,
легенды,
бывальщины,
былички. Жанровые признаки,
определения,
тематика
перечисленных
жанров.
Аудиторные
Лекция
2
Опрос,
проверка дом.
заданий,
контрольная
Собирание
и
изучение
несказочной прозы.
работа
Поэтика волшебной сказки
ПЛАН
1.
Сказка как вид устной
прозы.
Жанровое
подразделение сказок.
Волшебная
сказка
(определение понятия).
2.
Происхождение
волшебной сказки.
3.
Сюжетный
состав
волшебных сказок.
4.
Персонажи волшебных
сказок.
5.
Фантастика
в
волшебных сказках.
6.
Композиция волшебной
сказки.
Аудиторные
Практические
занятия
2
Опрос,
проверка дом.
заданий
Былины – героический эпос
русского народа
Былины – героический
эпос
русского
народа.
Определение жанра. Термин
«былина» и народное название
эпических песен. Былины и
историческая
действительность.
Периодизация истории эпоса.
Циклизация былин. Былины
Киевской Руси. Новгородские
былины. Сохранность былин в
Аудиторные
Лекция
3
Опрос,
проверка дом.
заданий,
контрольная
работа
устном бытовании. Сказители.
История собирания и изучения
былин. Важнейшие сборники
Художественное время и
художественное
пространство в волшебной
сказке
ПЛАН
I.
Изучить
понятия
художественного времени и
художественного
пространства. Выяснить, что
такое «хронотоп». Обратить
внимание на понятия «время
фактическое»,
«время
грамматическое», «сюжетное
время» и т.д., на своеобразие
времени сказки. Рассмотреть
все понятия, связанные с
художественным
пространством, в особенности
с пространством сказки.
II.
Выяснить, в чем
состоят
особенности
художественного пространства
в волшебной сказке. Привести
конкретные
примеры
из
рекомендуемых ниже текстов.
Отчетливое
разграничение в сказке разного
вида и типа пространств.
Соотношение в каждом из них
фантастического и реального.
Пространство как место
обитания определенного героя.
Аудиторные
Практические
занятия
Сообщение
студента,
обсуждени
е
1
Опрос,
проверка дом.
заданий.
Представление о пространстве
своем и чужом, генезисе этих
представлений.
Художественная
функция
разного вида пространств в
произведении.
Границы
между
пространствами,
их
характеристика,
функции.
Общие
закономерности
в
структуре и роли пространств в
сказке.
Связь
пространственных
представлений
с
идейным
содержанием сказочного эпоса.
Исторические песни XIII-
XiX вв.
Исторические песни XIII-XiX
вв. Термин “историческая
песня”. Сборники
исторических песен XIII-
XIXвв. Историческая песня как
этап развития эпического
творчества. Преемственные
связи исторических песен с
другими жанрами фольклора.
Принципы художественно-
достоверного изображения
событий и лиц в исторических
песнях. Основные циклы.
Типы персонажей. Поэтика.
Аудиторные
Лекция
2
Опрос,
проверка дом.
заданий,
контрольная
работа
Малые жанры фольклора
(паремии): пословицы,
поговорки, загадки
ПЛАН
Загадки
1. Определение загадки как
жанра. Собирание и изучение
загадок. Наиболее известные
сборники загадок. Сборник
Д.Н.Садовникова
“Загадки
русского
народа”
(охарактеризовать его состав,
принципы
классификации).
Происхождение загадок.
2. Способы создания загадок,
их виды и формы. Логическая
и
поэтическая
функция
загадок. Отражение в загадках
крестьянского труда и быта.
Пословицы и поговорки
1. Собирание и изучение
пословиц
и
поговорок.
Сборник В.И.Даля “Пословицы
русского народа” (коротко
охарактеризовать его) и другие
сборники.
2. Определение пословицы как
жанра.
Происхождение
пословиц, их первоначальная
утилитарность. Связь пословиц
с речью и многозначность
пословичного
суждения.
Аудиторные
Практические
занятия
2
Опрос,
проверка дом.
заданий,
контрольная
работа
Пословицы
с
прямым
и
переносным смыслом. Темы
пословиц.
Опыт
классификации
пословиц
(классификация пословиц в
учебниках, рекомендованных
научных статьях). Поэтика
пословиц.
3. Определение поговорки как
жанра.
Образность
и
художественность поговорок.
Поговорки и фразеологизмы.
Типы поговорок, их структура.
Баллады. Духовные стихи.
Баллады. Изучение и
собирание балладных песен.
Своеобразие русских
балладных песен, их
происхождение. Эволюция
баллады с XIVв. по XVIIIв.
Содержание и поэтика
баллады.
Духовные стихи.
Духовные стихи - песни
религиозного содержания,
неоднородные в жанровом
отношении. Источники
духовных стихов. Языческие
элементы Среда бытования
духовных стихов. Поэтика
Аудиторные
Лекция
2
Опрос,
проверка дом.
заданий,
контрольная
работа
духовных стихов как мира
христианских чудес.
Особенности построения
сюжета.. Стилистика.
Насыщенность языка
церковнославянизмами
Традиционные
внеобрядовые лирические
песни
ПЛАН
1.
Лирические
песни.
Определение
жанра.
Происхождение
лирических
песен.
Классификация
лирических песен (привести
все известные классификации
по
разным
статьям
и
учебникам).
2. Темы и образы любовных,
семейно-бытовых, бурлацких,
рекрутских
и
солдатских,
удалых, ямщицких и чумацких
песен.
Привести
примеры
песен каждой группы (не менее
трех).
3.
Поэтика
народной
лирической песни.
а) Своеобразие лирической
сюжетности.
б) Композиция лирической
песни (песня-монолог, песня-
диалог,
поэтический
Аудиторные
Практические
занятия
Презентац
ии,использ
ованиауди
озаписей
2
Опрос,
проверка дом.
заданий,
контрольная
работа
параллелизм, цепочная связь
картин, ступенчатое сужение
образов и др.).
в) Символика, эпитеты и
другие
выразительные
средства.
4. Собирание, публикация и
изучение
внеобрядовых
лирических песен. Наиболее
известные сборники. Наиболее
известные
исполнители.
Наиболее известные научные
труды.
Народный театр.
.
Народный театр.
Виды и формы драматического
действа в фольклоре. Связь
драматического действа с
народными обрядами и играми.
Кукольный театр, балаган,
раек. Народные драмы
«Лодка» и «Царь
Максимилиан». Литературные
источники пьес. Поэтика.
Традиция и импровизация.
Театральный реквизит
народных спектаклей,
особенности актерского
Аудиторные
Лекция
1
Опрос,
проверка дом.
заданий,
контрольная
работа
исполнения
Детский фольклор.
Детский фольклор.
Понятие «детский фольклор».
Собирание детского
фольклора. Классификация
детского фольклора. Жанровое
своеобразие и поэтика.
Значение детского фольклора в
народной педагогике.
Аудиторные
Лекция
1
Опрос,
проверка дом.
заданий,
контрольная
работа
Позднетрадиционный
фольклор Фольклор в
современную эпоху
Позднетрадиционный
фольклор ХХ века как
сложная, динамичная и не до
конца определившаяся
система, развитие которой
продолжается. Недостаточная
изученность многих явлений
позднетрадиционного
фольклора. Самодеятельное
народное творчество и его
место в массовой соц.
культуре. События ХХв. и их
отражение в фольклоре
Необходимость критически
оценивать уже накопленный
опыт изучения
позднетрадиционного
фольклора, а при обращении к
его опубликованным текстам
учитывать возможность
Аудиторные
Лекция
2
Опрос,
проверка дом.
заданий,
контрольная
работа
фальсификатов. Народное
поэтическое творчество в годы
Великой Отечественной
войны
Поэтика русской частушки
ПЛАН
1.
Частушка.
Определение
жанра.
Происхождение
частушек.
2.
Типы народной частушки
(классификация
по
Н.П.Колпаковой).
3.
Композиция частушек.
4.
Эпитеты в частушках.
5.
Стих частушек.
6.
Циклизация частушек (см.
работу И.В.Зырянова).
Аудиторные
Практические
занятия
Презентац
ии,использ
ованиауди
озаписей
2
Опрос,
проверка дом.
заданий,
контрольная
работа
Научные
направления в
фольклористике.
Собирание фольклора в ХYII,
ХYIII и первой трети ХIХ в.
Академические школы
середины ХIХ – начала ХХ
века. Русская фольклористика
после 1917-го года
Аудиторные
Лекция
2
Опрос,
проверка дом.
заданий,
контрольная
работа
РАЗДЕЛ 4.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.
Вопросы к зачету
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ К ЭКЗАМЕНУ ИЛИ
ЗАЧЕТУ. СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА
СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА. В состав билета включены два вопроса
(перечень экзаменационных вопросов помещен ниже) и задание прочитать наизусть
фольклорный текст (список текстов см. ниже).
1.
Своеобразие творческого процесса в фольклоре. (Указать и объяснить черты,
отличающие фольклорное произведение от литературного.)
2.
Основные теории происхождения искусства. Теория трудового происхождения
искусства. Связь первичных форм искусства, в том числе и фольклора, с трудом.
3.
Общая
периодизация
истории
русского
фольклора.
Основные
черты
раннетрадиционного фольклора (фольклора доклассового общества). История
древних славян и фольклор.
4.
Языческие представления и их влияние на фольклор. Культ предков и
погребальная обрядность праславян в VII — III вв. до н.э. Болотные городища и
культы, которым они посвящаются.
5.
Языческие представления и их влияние на фольклор. Священные места и идолы
славян в V — IX веках. Збручский идол. Пантеон Владимира.
6.
Период феодализма в русской истории и его отражение в фольклоре. Христианство
и двоеверие в фольклоре.
7.
Что такое обрядовая поэзия. Какие календарные обряды Вам известны.
Перечислить основные обряды, связанные с зимними праздниками начала года и
основные жанры фольклорных произведений, сопровождающих эти обряды.
8.
Что такое обрядовая поэзия. Какие календарные обряды, связанные со встречей
весны вам известны. Назвать основные жанры фольклорных произведений,
сопровождающих этот обряд.
9.
Что такое обрядовая поэзия. Какие весенне-летние календарные обряды, а также
обряды середины и конца лета вам известны. Назвать основные жанры
фольклорных произведений, сопровождающих эти обряды.
10.
Что такое обрядовая поэзия. Что такое календарная обрядовая поэзия. Какие
жатвенные обряды вам известны. Назвать основные жанры фольклорных
произведений, сопровождающих эти обряды.
11.
Что такое обрядовая поэзия. Что такое семейно-бытовая обрядовая поэзия. Какие
семейно-бытовые обряды Вам известны. Перечислить основные моменты
свадебного обряда. Указать жанры песен, сопровождающие этот обряд.
12.
Определение загадки как жанра. Наиболее известные сборники загадок.
Происхождение загадок. Примеры загадок.
13.
Пословицы и поговорки.
14.
Сказка. Определение жанра и его разновидностей. Отношение вымысла к
реальности. Сказки о животных (происхождение, проблема иносказательности,
поэтика, стиль).
15.
Сказка. Определение жанра и его разновидностей. Происхождение волшебной
сказки.
16.
Сказка. Определение жанра и его разновидностей. Поэтика волшебной сказки.
Персонажи волшебной сказки.
17.
Сказка. Определение жанра и его разновидностей. Социально-бытовая сказка
(происхождение, виды бытовых сказок, их темы, образы, связь бытовых сказок с
волшебными, поэтика, стиль).
18.
Устная несказочная проза. Основные отличия жанров несказочной прозы от сказки.
Классификация жанров несказочной прозы. Предания (определение жанра,
классификация преданий, темы и образы, художественное своеобразие).
19.
Устная несказочная проза. Бывальщины (определение жанра, отличие бывальщины
от предания, элементы художественного творчества). Былички (виды, темы, стиль).
20.
Былины. Определение жанра. Проблемы происхождения былин. Периодизация
истории эпоса. Былины мифологического периода.
21.
Былины. Определение жанра. Проблемы происхождения былин. Былины и
историческая действительность. Киевский период в истории былин. Первый и
второй циклы Киевских былин. Формирование единого Киевского цикла былин.
Основные темы, идеи и образы Киевского цикла.
22.
Былина. Определение жанра. Проблемы происхождения былин. Новгородские
былины.
23.
Поэтика былины
24.
Исторические песни. Проблемы определения жанра. Историческая песня и другие
жанры. Исторические песни XIII — XV веков.
25.
Исторические песни. Определение жанра. Исторические песни XVI — XVII веков.
Основные тенденции эволюции исторической песни в XVIII — XIX вв.
26.
Балладные песни. Определение жанра. Происхождение. Основные темы и образы.
Историческая эволюция балладной песни. Поэтика.
27.
Духовные стихи.
28.
Традиционная внеобрядовая лирическая песня. Жанровое своеобразие, различные
типы классификации. Темы и образы.
29.
Поэтика лирической песни.
30.
Общие особенности русской народной драмы. Виды и формы драматического
действа. Драмы “Лодка”, “Царь Максимилиан”, их содержание и художественное
своеобразие.
31.
Общие особенности русской народной драмы. Виды и формы драматического
действа. Кукольный театр.
32.
Детский фольклор.
33.
Позднетрадиционный фольклор. Общая характеристика. Судьбы традиционных
жанров в ХIХ веке. Рабочий фольклор.
34.
Частушка. Определение жанра, происхождение, классификация, поэтика.
35.
Судьбы традиционных жанров в ХХ веке. Фольклор Великой Отечественной
войны.
36.
Академические направления в русской фольклористике (мифологическая школа,
школа заимствований, историческая школа, теория самозарождения сюжетов).
ТЕКСТЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ:
1.
Отрывок из былины.
2.
Баллада.
3.
Историческая песня.
4.
Обрядовая песня.
5.
Лирическая песня.
6.
5-10 частушек.
РАЗДЕЛ 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программы
Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Программа для высших учебных
заведений 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 1999.
Учебники и учебные пособия
Основная литература
Учебники
Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1987.
Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учеб. М., 2001; 2009.
Аникин В.П. Устное народное творчество: Учеб. М., 2011.
Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных
заведений. М.,1998; 2000; 2002.
Кравцов Н.И. Славянский фольклор: Учеб. пособие. Научн. редакция, М 2009
Хрестоматии фольклорных текстов
Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Сост. Э. В. Померанцева и
С. И. Минц. М., 1959. (2-е изд.: М., 1963).
Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Под ред. А. М. Новиковой.
- М., 1971. (2-е изд.: М., 1978; 3-е изд.: М., 1986).
Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Ю. Г. Круглов. Л.,
1987 (2-е изд.: Л., 1987; Л.,1993).
Русское устное народное творчество / Сост. А. В. Кулагина. М., 1996.
Русский фольклор: Хрестоматия для высших учебных заведений/ Сост. Т.В.Зуева,
Б.П.Кирдан. М.,1998 (2 изд.: М., 2000).
Хрестоматии по фольклористике
Минц С. И., Померанцева Э. В. Русская фольклористика. Хрестоматия. 2-е изд., М.,
1971.
Морохин В. Н. Хрестоматия по истории русской фольклористики. М., 1973.
Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Сост.
Ю. Г. Круглов. М.,1986.
Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике/ Сост. Юрий
Круглов,
Олег Круглов
,
Татьяна Смирнова,
М.,2003.
Русский фольклор. Хрестоматия исследований: Для высших учебных заведений /
Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. М.,1998 (2-е изд.: М., 2000).
Дополнительная литература
3. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.
4. Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5-ти т.
Веселовский А.Н. О методе и задачах истории литературы как науки. Из введения в
историческую поэтику. Из истории эпитета. Эпические повторения как хронологический
момент. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля.
Три главы из исторической поэтики. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая
поэтика. М., 1989. С. 32 - 298, 300 - 306.
Чичеров В.И. Вопросы теории и истории народного творчества. М., 1959.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979.
Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы
сравнительного изучения эпоса // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение:
Восток и Запад. Л., 1979. С. 192 - 280.
Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л., 1986.
Потебня А.А Теоретическая поэтика. М., 1990.
Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии /
Редкол.: К. П. Кабашников (отв. ред.) и др. Минск, 1993.
Гусев В. Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки).
СПб., 1993.
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
Путилов Б. Н.Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди.СПб., 2000.
Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций. М., 1996.
Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора. Фольклор и действительность.
Специфика фольклора. Принципы классификации фольклорных жанров. Об историзме
русского фольклора. Структурное и историческое изучение волшебной сказки.
Кумулятивная сказка. Легенда // Поэтика фольклора. М., 1998. С. 24-92; 155-229; 251-301
7 Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. М., 2000.
Колядич Т.М., Капица Ф.М. Русский детский фольклор. М., 2011.
Феоктистова И.К. Русские предания. История и мифология. Омск: ОтГу, 2011.
Список научных работ для конспектирования,
Список научныесборники, рекомендованныех для описания
Научные работы
1. Афанасьев А.Н. Народные праздники // Русское народное поэтическое творчество:
Хрестоматия по фольклористике /Сост. Круглов Ю.Г. М., 1986. С. 135-147
(конспектировать).
2. Чичеров В.И. Новогодние песни-заклятья урожая и благополучия семьи // Там же. С.
152-160. (конспектировать).
(Примечание: указанную работу см. также: Русский фольклор. Хрестоматия исследований
/ Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. М., 1998. С.41 – 45. Названную хрестоматию
исследований, как и другие хрестоматии по фольклористике можно использовать во всех
подобных случаях).
3. Колпакова Н.П. Песни заклинательные // Русское народное поэтическое творчество:
Хрестоматия по фольклористике /Сост. Круглов Ю.Г. М., 1986. С. 160-169
(конспектировать).
4. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. См. статьи (2-3 по
выбору): “Авсень”, “Блины”, “Иван Купала”, “Кострома”, “Масленица”, “Русалии“,
“Святки” и др.
4. Блок А.А. Поэзия заговоров и заклинаний // Русское народное поэтическое творчество:
Хрестоматия по фольклористике / Сост. Круглов Ю.Г., М., 1986. С. 147-1
(конспектировать).
5. Чистов К.В. Русская причеть // Там же. С. 169-176.
6. Агапкина Т.А., Топорков А.Л. К реконструкции праславянских заговоров // Фольклор и
этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. С. 67-75.
.7.Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа // Русское народное поэтическое
творчество: Хрестоматия по фольклористике / Сост. Круглов Ю.Г. М., 1986. С. 176-185
(конспектировать).
8. Даль В.И. Напутное // Там же. С. 185-193 (конспектировать).
9. .Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1928;М., 1969 (и др. издания) - познакомиться со
структурой книги, отразить ее структуру в тетради, коротко законспектировать материал,
необходимый для занятия.
10. Пропп В.Я. Русская сказка. М., 1984 (познакомиться со структурой книги, отразить ее
структуру в тетради, законспектировать «Введение» (36-41, 57-63), главы III(«Волшебные
сказки»), IV(«Новеллистические сказки»), VI(«Сказки оживотных»).
11. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986; М., 1996 ; М., 1998 (и др.
издания) - познакомиться со структурой книги, отразить ее структуру в тетради,
законспектировать гл.I «Предпосылки» (разделы3 - 12), VI «Переправа», VIII «За
тридевять земель» (разделы I «Тридесятое царство», II «Тот свет» C. 202-215, 281-297.
10. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М., 1987.
11. Белинский В.Г. О народных сказках // Русское народное поэтическое творчество:
Хрестоматия по фольклористике / Сост. Круглов Ю.Г. М., 1986. С. 18-19.
12. Добролюбов Н.А. Народные русские сказки. Издал Афанасьев // Там же. С. 33-37.
13. Соколовы Б. и Ю. Сказочники и их сказки. // Там же. С. 213-222.
16. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958
(законспектировать Введение и главу “Происхождение сказок о младшем брате и их ров
формировании сказочного эпоса”).
17. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы (Люб. изд.). Глава IV (разделы
«Художественное время словесного произведения» и «Замкнутое время сказки»). Глава V
(разделы «Художественное пространство словесного произведения» и «Художественное
пространство сказки»). /Указанные разделы коротко законспектировать/.
18.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотоп в романе // Бахтин М.М. Вопросы
литературы и эстетики. М., 1975. (В этой работе законспектировать все, относящееся к
понятию
«хронотоп»). (С.
234-235).
Внимательно
прочесть
и коротко
законспетировать раздел «Греческий роман». (Указанную работу М.М.Бахтина см.
также в издании: Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. и др.
изданиях).
19.
19. Бахтина В.А. Пространственные представления в волшебной сказке // Фольклор
народов РСФСР. Уфа, 1974. Вып. I. С.81-91 (конспектировать).
20. Неклюдов С.Ю. Статистические и динамические начала в пространственно-
временной организации повествовательного фольклора // Типологические исследования
по фольклору. М., 1975. С.182-191. (конспектировать).
21. Герасимова Н.М. Пространственно-временные формулы русской волшебной
сказки // Русский фольклор. М., 1978. Т. 18. С. 173-180. (конспектировать).
22. Юдин Ю.И. Русская народная бытовая сказка. М., 1998 (конспектировать).
23. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях
поэтического стиля // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по
фольклористике / Сост. Круглов Ю.Г. М., 1986. С.364-374 (конспектировать). Данную
работу см. также в изд.: Русский фольклор. Хрестоматия исследований: Для высших
учебных заведений /Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. М.,1998. С.145 – 157.
24. Соколов Б.М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора. // Там же. С. 375-380.
Данную работу см. также в изд.: Русский фольклор. Хрестоматия исследований: Для
высших учебных заведений /Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. М.,1998. С.157 – 168.
25. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. // Там же. С.393-
395.
26. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981( Необходимо прочесть и
законспектировать разделы “Композиция русской народной лирической песни” (С. 51-74)
и “Поэтическая символика русских народных лирических песен” (С.110-132), а так же
раздел о частушке( С. 75-93, 133-147, 181-202); раздел о частушке в названной книге
может быть заменен соответствующими разделами следующей монографии: Лазутин С.Г.
Русская частушка: Вопросы происхождения и формирования жанра. Воронеж, 1960.)
27. Колпакова Н.П. Типы народной частушки // Русский фольклор. М.; Л., 1966.
28. Зырянов И.В. Поэтика русской частушки. Пермь, 1974.
(Примечание: с работами Н.М.Колпаковой и И.В.Зырянова можно познакомиться по
хрестоматии. См.: Русское народное поэтическое творчество / Сост. Круглов Ю.Г.
Хрестоматия по фольклористике. Л., 1987. С. 395-405).
29.Савушкина Н.И. Русская народная драма: Художественное своеобразие. М., 1988 (С.61-
82).(Примечание:
работу
Н.И.Савушкиной
следует
прочесть
полностью,
законспектировать только указанные выше страницы).
30. Крупянская В.Ю. Народная драма “Лодка” : генезис и литературная история // Русское
народное поэтическое творчество / Сост. Круглов Ю.Г. Хрестоматия по фольклористике.
М., 1986. С. 406-419 (конспектировать).
31. Пропп В.Я. Русский героический эпос. 2-е изд., испр. М., 1958; М.,1999. (следует
законспектировать Введение (с.5-11) и одну из указанных частей: 1, 2, 3). Монография
Проппа может быть заменена одной из названных ниже работ:
Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1962.
Аникин В.П. Русский богатырский эпос. М., 1964.
Селиванов Ф.М. Поэтика былин: Учебное пособие. М., 1977.
Астафьева Л. А. Сюжет и стиль русских былин. М., 1993.
Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. Русский былинный эпос: Учеб. пособие. Курск, 1995.
Фроянов И. Я., Юдин Ю. И Былинная история. Спб., 1997.
Селиванов Ф. М. Русский эпос: Для пединститутов. М., 1988.
32. Веселовский А.И. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации
поэтических родов // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по
фольклористике. Сост. Круглов Ю.Г. М., 1986. С. 50-64.
Научные сборники и рекомендации для их описания
Важнейшую роль в фольклористике играет научный сборник фольклорных текстов.
Такой сборник предназначен не только для хранения произведений устного народного
творчества. Он дает представление о научной концепции составившего его ученого
(основные положения научной концепции обычно отражаются во введении и структуре
книги, которая обусловливается избранной составителем классификацией представленных
жанров), а также содержит по возможности полную информацию о каждом из собранных
текстов (она помещается в примечаниях). Сказанное обусловливает следующее задание:
ознакомиться с содержанием и научным аппаратом указанных ниже научных сборников
фольклорных текстов. При этом необходимо:
а) законспектировать предисловие к сборнику;
б) охарактеризовать структуру сборника (зафиксировать, из каких разделов состоит
сборник, привести несколько примеров текстов, входящих в каждый раздел, т.е. записать
названия этих текстов);
в) законспектировать примечания ( комментарии к 2-3 текстам).
Необходимо описать следующие сборники:
1. Русская народная поэзия : Обрядовая поэзия / Сост. и подг. текста К. Чистова и Б.
Чистовой. Л., 1984 (или: Обрядовая поэзия / Изд. подг. В.И. Жеулина, А.Н. Розов. М., 1989
(Классическая библиотека «Современника»).
2. Даль В.И. Пословицы русского народа: В 2-х т. М., 1984.
3 Садовников Д.Н. Загадки русского народа. М., 1959. (1-е изд.: СПб., 1876).
4.Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3-х т.т. М. 1984-85. (Серия “Лит.
памятники”). (Можно обратиться к более ранним изданиям сказок Афанасьева, однако
необходимо,
чтобы
это
были
научные
издания).
Реестры электронных библиотечных ресурсов.
7.
www.rusfolk.by.ru
8.
www.feb-web.ru
9.
www.folklor.ru
10.
www. centerfolk.ru
11.
www.ruthenia.ru/folklore
12.
www.folk.ru
13.
vivovoco.rsl.ru
14.
www.lib.ru
15.
http://elibrary.ru
1.
Ссылка на ПТК «УМКа».
УМКа «Русское устное народное творчество».
5. При необходимости обучения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья аудиторные занятия могут быть заменены или дополнены
изучением полнотекстовых лекций, презентаций, видео- и аудиоматериалов в ПТК
«УМКа». Индивидуальные задания подбираются в адаптированных к ограничениям
здоровья формах (письменно или устно, в форме презентаций). Выбор методов обучения
зависит от их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
6.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
РаЗДЕЛ I. ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
Русское устное народно творчество
ФГОС
Цель дисциплины
Цель
изучения
дисциплины
–
уяснение
идейно-
художественной специфики фольклора как устного словесного
творчества народа, а также его роли и значения в истории мировой
культуры в целом и литературы в частности.
Задачи
Задачи изучения дисциплины
Студент должен знать:
- в чем состоит своеобразие творческого процесса в фольклоре;
- историю русского фольклора, его родов и видов;
- значение и закономерности литературно-фольклорных связей;
- историю науки о фольклоре.
Студент должен уметь:
- самостоятельно анализировать произведения фольклора;
- самостоятельно ориентироваться в вопросах теории и истории
фольклора, фольклорно-литературных связей.
Воспитательные задачи изучения дисциплины
В фольклоре запечатлены народное мировоззрение, народная оценка
прошлого и современности, эстетические взгляды народа. Не зная
фольклора, нельзя иметь правильных представлений об истории,
культуре, моральных ценностях своего народа. В этом и состоит
воспитательное значение изучения курса.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует
следующие
Общекультурные и профессиональные компетенции:
КОМПЕТЕНЦИИ
Перечень
компонентов
Технологии
формирования
Форма
оценочно
го
средства
Ступени уровней
освоения
компетенции
ИНД
ЕКС
ФОРМУЛИ
РОВКА
ОПК-
1
Способность
демонстриров
ать
представлени
е об истории,
современном
состоянии и
перспективах
развития
филологии в
целом и ее
конкретной
(профильной)
области
Знать: историю
русского фольклора,
его родов и видов
иметь правильное
представление о
своеобразии
творческого процесса
в фольклоре, о
значении и
закономерностях
литературно-
фольклорных связей.
Уметь:
свободно
оперировать
основными
понятиями
фольклористики,
фактами истории
фольклора,
давать
характеристику
процессам
становления
фольклорных жанров
особенностям
поэтики фольклорных
произведений.
Лекции,
практические
занятия, самост.
работа
Идз
К/р
К
Реф
Экз
Пороговый
уровень
Знание основ
теории и истории
фольклора,
хорошее знание
наиболее
значительных
фольклорных
текстов и научных
трудов, умение
правильно
использовать
понятийный
аппарат, владеть
основными
приемами анализа.
Повышенный
уровень
Умение
приобретать новые
знания об истории
и теории
фольклора,
используя
современные
образовательные и
информационные
технологии,
умение
оперировать
основными
понятиями по
теории и истории
фольклора,
владение
приемами
самостоятельного
изучения
фольклорного
произведения .
Пороговый
ОПК-
3
Способность
демонстриров
ать знание
основных
положений и
концепций в
области
теории
литературы,
истории
отечественно
й литературы
(литератур) и
мировой
литературы;
представлени
е о различных
жанрах
литературных
и
фольклорных
текстов
Знать
современные научные
концепции,
касающиеся истории
культуры в целом,
истории и теории
фольклора,
взаимосвязей
литературы и
фольклора, уметь
применять их в
самостоятельном
исследовании.
Лекции,
практические
занятия, самост.
работа
Идз
К/р
К
Реф
Экз
уровень:
умение
демонстрировать
знания основных
культурно-
исторических
проблем, а также
проблем истории и
теории фольклора
и литературного
процесса.
Повышенный
уровень:
способность
приобретать новые
знания об истории
и теории
фольклора,
используя
современные
образовательные и
информационные
технологии,
способность
самостоятельно
исследовать
фольклорное
произведение.
Технологии формирования: лекция, самостоятельная работа.
Форма оценочного средства: индивидуальные задания (Идз); контрольная работа (К/р);
коллоквиум (К), реферат (Реф); экзамен (Экз).
РАЗДЕЛ II.
3.2. Самостоятельная работа
3.2.1. Критерии формирования оценок.
Пример:
Реферат
Цель написания реферата заключается в детальном освещении одного из теоретических
вопросов.
Критерии оценки реферата:
Знание и понимание теоретического материала – 2 балла:
- студент определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие
примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.
Анализ и оценка информации – 2 балла:
- студент способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и
прийти к сбалансированному заключению;
- достаточный диапазон используемого информационного пространства (студент
использует большое количество различных источников информации).
Оформление работы – 1 балл:
- работа отвечает основным требованиям к оформлению работ подобного рода;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм
русского литературного языка;
-соблюдение структурных требований к реферату: титульный лист, оглавление, введение,
главы, параграфы, заключение, список используемой литературы, при необходимости –
приложения в форме презентации
Максимальное количество баллов за реферат – 5 баллов.
3.2.2. Типовые вопросы для подготовки рефератов
16.
Художественное время и художественное пространство в волшебной сказке.
17.
Традиции карнавала в литературном произведении (реферативное сообщение по
кн. М.М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья
и Ренессанса». М., 1990. С. 5-69.
18.
Пушкин и фольклор.
19.
Фольклорные мотивы в произведениях Пушкина («Евгений Онегин», «Русалка» и
др.).
20.
Сказки А.С. Пушкина и фольклор.
21.
Фольклорная традиция в поэме А.С. Пушкина «Полтава».
22.
Гоголь и фольклор.
23.
Образы нечистой силы в раннем творчестве Н.В. Гоголя.
24.
Поэтика художественного пространства в «Вечерах на хуторе близ Диканьки Н.В.
Гоголя» и фольклор.
25.
Мифопоэтические мотивы в повести Н.В. Гоголя «Страшная месть».
26.
Карнавальные мотивы ( «веселое время» и «веселое место» мотивы маски,
переодевания, превращения, мотив праздника и др.) в произведениях Н.В.Гоголя.
27.
Достоевский и фольклор.
28.
Мифопоэтические мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание».
29.
Карнавальные мотивы в произведениях Ф.М. Достоевского («Преступление и
наказание» и др.).
30.
Традиции сказки, былины, христианской легенды в творчестве Н.С. Лескова.
31.
Мотивы русских народных сказок в повести Н.С. Лескова «Очарованный
странник».
32.
Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник» в контексте русского богатырского
эпоса.
33.
Фольклорные традиции в произведенияхз М.А. Булгакова
34.
Образы нечистой силы силы в произведениях Булгакова
35.
Карнавальные мотивы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
3.3. МОДУЛЬНЫЕ РАБОТЫ
3.3.1. Критерии формирования оценок.
Модульная контрольная работа призвана проверить усвоение студентами логически
структурированной учебной информации.
Критерии оценки:
Каждая модульная контрольная работа состоит из списка проблемных вопросов,
требующих развернутых ответов, и практического задания, связанного с анализом эпизода
художественного произведения.
За развернутый ответ на два из предложенного списка вопросов и верно выполненное
практическое задание начисляется по 5 баллов. Ответив правильно на 2 вопроса и
правильно выполнив практическое задание, студент получает 15 баллов.
3.3.2. Типовые контрольно-измерительные материалы по модулям
Пример:
Контрольная работа №1(первый модуль)
Достарыңызбен бөлісу: |