Размышления о любви человека к природе



бет1/2
Дата10.11.2022
өлшемі25,42 Kb.
#49054
  1   2
Байланысты:
ЕНТ - ответы


Размышления о любви человека к природе


1. Для одних лес — это всего лишь деревья и дрова. Если нет грибов или ягод — в лесу им скучно. Для других лес – это мир, полный тайн, красоты, мир, где человека покидают болячки телесные, душевные, где понятие «радость жизни» вдруг становится почти осязаемым.
2. Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!» Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особо чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, живописи и музыке можно назвать много имён творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин. Есенин, Пришвин, Паустовский.
3. Лев Толстой говорил: «Счастье — это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? Чувство природы врождённое. И есть оно у каждого человека. Но чувство это спит. Кто разбудит его в раннем детстве? Сможет ли это сделать школьный учебник? Вряд ли. Но может это сделать умный, чуткий учитель. Этим учителем неожиданно может стать кто угодно — отец, мать (у Горького — бабушка), сельский пастух, охотник, всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик Сетон-Томпсона «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником».
4. Благодарность за «пробуждение» я должен сказать и матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу… Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Конечно, нужны и учебники. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.
5. И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками,- и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.
(По В. Пескову)
1.Благодарность матери содержится в части текста:
А. 3
В. 2
С. 5
D. 4
Е. 1
2. Согласно источнику, лес – это
А. Животный мир
В. «Будильник» природы
С. Мир опасности
D. Умный, чуткий учитель
Е. Мир, где человека покидают болячки телесные, душевные
3. Чувство, которое делает познание мира интересным и привлекательным
А. нежность
В. любовь
С. справедливость
D. забота
Е. радость
4. Проблема не соответствует тексту:
А. Как выражают люди свои чувства к природе?
В. Что влияет на пробуждение чувства природы у человека?
С. Пробуждение чувства природы у человека
D. Кто может разбудить чувство природы у человека?
Е. Чувство природы у человека выражено в её красоте.
5. Согласно источнику, изложение текста идёт в данном порядке:
1.Любовь, приближающая человека к счастью.
2. Каждый воспринимает лес по-своему.
3. Пробуждение чувства природы у человека.
А. 2, 3, 1
В. 1, 2, 3
С. 3, 2, 1
D. 2, 1, 3
Е. 1, 3, 2
6. Слово «будильник» не употреблено в значении:
А. умный учитель
В. книжка
С. бабушка
D. школьный учебник
Е. первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой
7. Утверждение, не соответствующее тексту:
А. Всё зависит от здоровья живой природы.
В. Всё зависит от богатства земли.
С. Человек умом постигать должен, как сложно всё в мире переплетено.
D. Начинать любить природу надо в подростковом возрасте.
Е. Учителем может быть каждый.
8. Утверждение, что счастье – это быть с природой, содержится в части текста:
А. 3
В. 5
С. 2
D. 1
Е. 4


Месть
Начало зимы всегда бывало самым трудным временем для казахского аула: молочная пища уже сократилась, а резать на мясо скот еще не начинали — он мог еще нагулять вес. Скот резали позже, с наступлением настоящей зимы. Тогда шкуры и мясо посылали в город и на вырученные деньги покупали чай, муку, сахар. Осенью же даже богатые аулы резали только старый скот, которому трудно было перенести зиму. Про эти месяцы говорили: «…».
В эти тяжелые дни, когда люди, дожидаясь наступления зимы, терпели лишения, неожиданная помощь Базаралы, приславшего бедным аулам скот, спасла их от голода. Приказ его был выполнен точно: во всех аулах жигитеков-бедняков резали присланных коней.
Огромный табун Такежана исчез в одну ночь.
Весть о дерзком набеге с быстротой молнии облетела все Тобыкты. Известие встряхнуло всю степь, как ударом землетрясения. Одни, хватаясь руками за ворот в знак удивления, слушали с нескрываемой тревогой, другие же — с удивлением, с радостью.
Не только нынешнему поколению Тобыкты, но и старикам не приходилось быть свидетелями такого разгрома. И прежде бывали жестокие набеги. Всем известны и «набег шоров», и «нашествие найманов», и «налет Буры», которые глубоко врезались в память. Но это было давно. Да и при этих набегах табуны только угоняли. Никто не помнит случая, чтобы коней поголовно уничтожили, как это случилось теперь. Как бы сильна ни была вражда, как бы упорна ни была тяжба, коней обычно захватывали как залог — до вынесения приговора или до обоюдного соглашения, возвращая их после этого владельцу.
Степная знать с возмущением говорила:
— Никто, кроме Базаралы, не смог бы решиться на это. Видно, на каторге научился он кое-чему у разбойников и убийц!
В бедных же юртах перешептывались:
— Как тигр на них прыгнул… Наконец-то побил как следует!
В глазах множества простых людей Базаралы предстал человеком, отомстившим богачам за обиды, оскорбления и лишения.
(По М. Ауэзову.)
9. На месте пропуска в первом абзаце пропущена казахская пословица:
А. Время и камень точит.
В. Время, когда толстый становится тоньше, а тонкий и вовсе рвётся.
С. Все люди – дети своего времени.
D. Ничто не дальше вчерашнего дня, ничто не ближе завтрашнего дня.
Е. Придёт время – и лёд растает.
10.Огромный табун Такежана исчез, потому что:
А. Такежан хотел накормить бедных людей, чтобы спасти их от голода.
В. зимой сокращается молочная пища.
С. На табун совершил набег Базаралы.
D. Начало зимы всегда бывало самым трудным временем для казахского аула.
Е. коней захватили как залог – до обоюдного соглашения.
11. Согласно тексту, является названием местности:
А. Бура
В. Тобыкты
С. Найманы
D. Такежан
Е. Жигитек
12. Не является синонимом слова «тяжба»:
А. Компромисс
В. Спор
С. Разбирательство
D. Распря
Е. Ссора
13. В глазах у множества простых людей Базаралы предстал:
А. убийцей
В. каторжником
С. вором
D. благородным разбойником
Е. щедрым баем


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет