Религиозная концепция харизмы. Представители данного течения указывали, что Вебер заимствовал понятие харизмы из словаря раннего христианства. В частности, он ссылается на Р. Зоома и его «Церковное право», посвященное истории христианских общин, лидеры которых, предположительно, обладали харизмой. Идеи этих лидеров, воспринимались последователями как прямое руководство к действию, как единственно верная истина. Сюда же Вебер внес и другую идею Р. Зоома, о прямом контакте учителя и ученика без посредничества представлений и законов[2].
В «религиозном» подходе (К. Фридрих, Д. Эммет) критикуется выведение изначально теологического понятия харизмы за пределы религии, а также безразличие к вопросам лидерской духовности и морали. В результате утверждается либо несовместимость сфер религии и политики, либо использование категории харизмы применительно к политике допускается лишь к ограниченному кругу представителей власти.
Дороти Эммет (Dorothy Emmet) критикует Вебера, за то, что тот не признает ценностной ориентации двух типов лидеров:
Лидера, имеющего «гипнотическую» власть над другими и получающий удовлетворение от этого.
Ниже приводятся ключевые положения религиозной концепции харизмы:
Харизматик обладает качествами, действительно дарованными ему «свыше»;
Харизматическая личность обладает «вдохновляющей» способностью, оказывая влияние на людей, мобилизуя их на экстраординарные усилия.
Мотивом лидера выступает стремление «разбудить» мораль в других людях, а не желание стать объектом поклонения.
Способности лидера зависят от его внутренних качеств, которые отличаются моральностью и духовностью.
Харизма не имеет ценностной оценки.
Таким образом, в религиозном подходе стремятся придерживаться узкого значения харизмы, приписывая данное качество мистическому происхождению.
Развитие идей Вебера. С. Московичи (Serge Moscovici) дополняет концепцию М. Вебера утверждая, что при исчезновении веры в харизматика, ослабевает и влияние харизмы.
Сама харизма воплощается в «сверхъестественных», во внешних по отношению к обществу качествах, которые обрекают лидера на одиночество, поскольку, следуя своему призванию, ему приходится вставать в оппозицию по отношению к обществу.
С. Московичи пытается выделить признаки харизмы в личности личности:
Демонстративные действие (заигрывание с массами, эффектные поступки).
Лидер доказывает наличие у него «сверхъестественных» качеств.
Проявлению харизматических качеств в личности способствует ситуация кризиса. Вокруг харизматика формируется группа «адептов», часть из которых привлекают обаяние лидера, другие же ищут материальной выгоды. Здесь все зависит от индивидуальности последователя, его внушаемости, подверженности влиянию, а также от актерского мастерства лидера и понимания им потребностей людей.
Московичи, указывает на возможность не только врожденной харизмы, но и ее опытного приобретения.
Жан Блондель (Jean Blondel) также указывает на кризис как необходимое условие появления лидера, критикуя Вебера за то, что тот не порвал с религиозными истоками понятия «харизма». Харизма, по Блонделю, это качество, которое можно сформировать самостоятельно.
Функциональная трактовка харизмы. Распространение получило и «функциональное» понимание харизмы, предполагающее изучение данного феномена путем поиска и анализа функций, которые она исполняет в жизни общества.
Э. Вилнер (A. Willner) утверждает, что фундаментальные изменения осуществляют люди, которые могут прочесть «знаки времени» и найти «чувствительные струнки» масс, благодаря чему можно их побудить на создание нового порядка[3].
По У. Фридланду (W. Friedland)[4], вероятность, с которой появляются «харизматики», является функцией культуры, в которой существует харизматическая личность. При этом, для актуализации харизмы, миссия, постулированная лидером, должна соотносится с социальным контекстом.