С. С. Фролов социальНые институты в современном обществе



Pdf көрінісі
бет1/4
Дата21.02.2023
өлшемі331,61 Kb.
#69854
  1   2   3   4
Байланысты:
sotsialnye-instituty-v-sovremennom-obschestve



25
Социальные институты в современном обществе
сторон, и в результате формируется более или менее единая точка зре-
ния.
Список литературы
Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х т. − 
М. − 1994.
Бойков, В.Э Состояние и проблемы формирования исторической памя-
ти // Социологические исследования. − 2002. − № 8.
Сорокин, П. человек. Цивилизация. Общество. − М.: Политическая ли-
тература. − 1992. 
Тощенко, Ж.Т. Историческая память и социололгия // Социс. − 1998. − 
№ 8.
© Бусыгин А.Е., 2010
С.С. Фролов
СОцИАЛьНыЕ ИНСТИТУТы В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
ФРОЛОВ Сергей Станиславович – доктор социологических наук, профес-
сор, заведующий кафедрой социологии РАГС (e-mail: sfrolov@ur.rags.ru)
Аннотация. Раскрывается сущность деятельности современных социаль-
ных институтов, показаны пути совершенствования внутренней струк-
туры этих социальных образований. При этом обращается внимание на 
содержание функций, выполняемых социальными институтами в условиях 
современной России, что является необходимым условием достижения со-
циального порядка в российском обществе.
Ключевые слова: повседневность, социальный институт, социальные 
практики, социальные нормы, статусы и роли, функции социальных инсти-
тутов, социальные отношения.
Практическая деятельность людей в современном обществе име-
ет двойственную природу. С одной стороны, мы находимся в рамках по-
вседневности, т. е. контакты, социальные взаимодействия и отношения
в данном случае, носят личностный и неформальный характер. Другими 
словами, наша повседневность организуется на основе первичных отно-
шений членов неформальных малых групп, а также семейных отношений. 
Многие исследователи полагают, что повседневность составляет основу 
для формирования естественного, во многом эмоционального характера 


26
Фролов С.С.
отношений между людьми. Дело в том, что повседневность предполага-
ет «свободу волеизъявления»
1
, взаимодействия основываются на выборе 
индивидом поведения, которое соответствует его потребностям и систе-
ме ценностей. Конечно, ситуации взаимодействия и отношения с членами 
малых групп ограничивают рамки поведения индивидов, однако у членов 
групп существует набор ресурсов для удовлетворения потребностей в 
пределах малых групп. Следовательно, повседневность можно рассматри-
вать как основу личной жизни индивида и возможность реализации этой 
повседневности с точки зрения освоения и выполнения групповых ролей.
Одна из сторон жизни человека в обществе носит характер отчуждения 
от свободы волеизъявления. Индивид попадает в сферу жестких общепри-
нятых норм и установлений, носящих формальный характер, не «подстро-
енных» под удовлетворение его личных потребностей. В этой среде харак-
тер одобряемых ценностей резко изменяется. эгоистичные стремления к 
личной выгоде, любви, счастью, дружбе, симпатии совершенно исключа-
ются из сферы деятельности индивидов. эта сторона может быть названа 
институциональной сферой деятельности. Институты представляют собой 
систему надиндивидуальных ограничений, систему официальных отноше-
ний и санкций, создаваемых в интересах крупных социальных групп. Ин-
ституциональная сфера деятельности людей создается ими в целях кри-
сталлизации отношений между личностями и социальными группами. Оче-
видно, что повседневная сфера изначально базируется на конвенциональ-
ных нормах. это означает соглашение между членами социальных групп 
в отношении характера будущих действий и порядка их совершения. 
Институты в самом общем виде можно определить как систему соци-


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет