Междуреченск 2016
ГОЛОС
РОДНОЙ ЗЕМЛИ
СБОРНИК СТАТЕЙ
Любовь Чульжанова
4
От автора
В сборник вошли статьи, написанные с 1993 по 2016 год, а также
некоторые интервью. В основном статьи были опубликованы в инфор-
мационном бюллетене «Туган Чер» (Родная Земля), который выходил с
1994 по 2009 год, а также в местных газетах. За последние годы статьи
публиковались на шорских сайтах «tadarlar.ru» и «shor-people.ru».
Так случилось в моей жизни, что, будучи врачом по профессии, я
неожиданно стала журналистом. В июне 1993 года председатель коми-
тета по возрождению национальной культуры в городе Междуреченске
Александр Яковлевич Чудояков, зная что я пишу рассказы, предложил
мне попробовать написать статьи о жизни шорцев в местную газету.
А вскоре он решил издавать шорскую газету и предложил мне быть
редактором. Я согласилась. Первая моя статья «Мы ждем тебя, Пайрам!»
после обсуждения членами общества «Алтын Шор» была одобрена, а
затем опубликована в газете «Знамя шахтера». Затем были написаны еще
несколько статей. С 1994 года начал выходить информационный бюл-
летень «Туган Чер», который стал делом моей жизни на долгие 15 лет,
а журналистика, наряду с литературой ‒ моим призванием. Освещать
происходящие события, в которых сама принимала участие, рассказы-
вать о выдающихся современниках и исторических личностях, подни-
мать проблемы, которые надо решать, ‒ все это было интересно, ведь
я сама, как и все в то время, познавала с нуля историю и богатую куль-
туру шорского народа, знакомилась с замечательными людьми. Обо
всем хотелось писать и писать, на ходу учась всему новому: написанию
статьей на самые различные темы, творческой и общественной деятель-
ности. И я писала статьи о политике, общественной жизни, о положе-
нии шорцев, о шорской культуре, образовании и истории, об участниках
шорского движения за возрождение, брала у них интервью.
Я осознавала важность журналистской деятельности ‒
доносить до
людей правдивую, интересную и полезную информацию, которая рас-
ширяет и углубляет познания людей, дает им духовную пищу для ума
и души, меняет их мировоззрение, повышает национальное сознание.
Успех работы по возрождению шорского народа, культуры и языка
во многом зависит от активности людей. Мне всегда хотелось, чтобы
как можно больше людей это понимало и активно участвовало в шор-
ском общественном движении, и я старалась делать для этого все, что
могла. Вдохновляли и поддерживали всегда слова благодарности чита-
телей. Всем, кто оказывал информационную поддержку и поддерживал
добрым словом, большое спасибо!
С уважением, Любовь Чульжанова.
5
Мы ждем тебя, Пайрам!
При упоминании праздника перед глазами встает красочная кар-
тина: одетые в яркие национальные костюмы девушки и парни, не
стареющие душой пожилые женщины и мужчины поют, танцуют, разы-
грывают театральные сценки по мотивам шорского фольклора. Самозаб-
венно поют кайчи под аккомпанемент кай-комуса, юноши состязаются
в национальной борьбе куреш и стрельбе из лука.
Все это происходит в окружении большого количества жителей
нашего края ‒ шорцев, приехавших на праздник со всех уголков Горной
Шории, и гостей ‒ представителей самых различных национальностей.
Вот уже несколько лет мы являемся свидетелями и участниками
проведения шорских праздников ‒ Пайрамов, которые в 20‒30-е годы,
в период существования Горно-Шорского национального района, были
регулярными. После ликвидации национальной государственности
шорского народа в 1939 году они были надолго забыты. Свежий ветер
перестроечных перемен пробудил в народах бывшего Советского Союза
дух национального самосознания. Не остались в стороне и коренные
жители юга Кузбасса ‒ шорцы.
За годы воплощения в жизнь утопической идеи создания новой
исторической общности ‒ советский народ, наш малочисленный народ
оказался на грани исчезновения. Родной язык, без которого немыс-
лим ни один этнос, история, культура были преданы забвению. Люди
послевоенного поколения выросли, не зная своего языка, не читая
шорских поэтов и писателей, не слыша родных песен. И, я думаю, каж-
дый помнит ту особую радость от первых праздников, когда многие
впервые услышали шорские песни, увидели национальные костюмы,
танцы и сделали для себя открытие, что шорская культура, оказывается,
была и есть.
Но в радости была и доля горечи. Для многих это было еще и горь-
ким прозрением. Стало ясно, как много мы потеряли, забыв, кто мы и
где наши корни.
Пайрам стал наиболее зримым и существенным шагом на пути к
пробуждению шорского национального самосознания, на пути к возро-
ждению его культуры. Эти первые шаги после десятилетий забвения не
могли быть сразу вполне удачными. Главное, что они были сделаны.
Начинать всегда трудно, особенно нам, малочисленному народу,
без особой финансовой поддержки со стороны государства, в условиях,
когда многое утрачено и предано забвению, когда народ в основной
массе стал деградировать. Спасибо тем, кто начал.
Инициатором проведения шорских национальных праздников
стала группа шорской интеллигенции во главе с доцентом Новокузнец-
кого пединститута Андреем Ильичом Чудояковым, которому принадле-
жит сама идея возрождения национальных праздников на современной
основе с выступлением фольклорных ансамблей, массовыми народ-
ными гуляньями, спортивными состязаниями.
6
12 июня 1986 года в поселке Чувашка состоялся первый Пайрам.
Здесь, в специально выбранных живописных местах, областное теле-
видение провело съемки фольклорного шоу с участием представителей
коренного населения.
Итогом этих съемок стал полуторачасовой фильм под названием
«Пайрам», показанный в полном объеме по областному телевидению
и в сокращенном варианте ‒ по центральному. Именно тогда многие
впервые услышали шорские песни, увидели национальные костюмы,
которые в срочном порядке привезли перед съемками из Таштагола для
участников только что созданного чувашинского фольклорного ансам-
бля «Отчагаш». Этот Пайрам был всего лишь красивой картинкой, не
имеющей ничего общего с реальной жизнью шорцев.
Следом за этим Пайрамом начали создаваться фольклорные
ансамбли и проводиться праздники. Они стали ежегодными: сначала в
Таштаголе, затем в Мысках и Междуреченске. Сегодня мы уже говорим,
что они стали традиционными. Обычно праздник делится на фольклор-
но-этнографическую и спортивную части, одновременно проводятся
выставки декоративно-прикладного творчества, блюд шорской нацио-
нальной кухни, музейных экспонатов, организуются ярмарки-продажи.
Начинается Пайрам с проведения определенных обрядов, которые
имеют символическое значение как признаки культурной самобытно-
сти шорцев. В Таштаголе, например, перед началом праздника вокруг
большого костра один из участников ансамбля «Чылтыс» исполняет
танец шамана и символически приносит жертву огню и горе Мустаг,
а затем обращается к богатырю Ольгудеку, легендарному предку шор-
цев, с просьбой о хорошей погоде, удачной охоте, о благополучии. Затем
появляется сам Ольгудек верхом на коне, а участники ансамбля испол-
няют вокруг костра импровизированные танцы охотника и промысло-
вых зверей и птиц.
Традиционное время проведения Пайрама ‒ июнь, когда краски
природы особенно ярки. В этом году состоится два Пайрама: областной ‒
в Таштаголе с 19 по 20 июня и городской в Междуреченске ‒ 26 июня.
Каждый Пайрам ‒ это итог большой работы многих людей, нерав-
нодушных к судьбе своего народа ‒ организаторов и вдохновителей,
которые своей энергией заряжают других. Празднику предшествуют
многомесячные приготовления, изыскиваются деньги на его прове-
дение, обновляется репертуар фольклорных ансамблей, готовятся
подарки, сооружаются специальные подмостки для выступления, рас-
сылаются приглашения для участия в празднике нашим ближайшим
соседям, имеющим общие с шорцами исторические корни: хакасам,
алтайцам, телеутам.
Главное место во всех Пайрамах занимают, конечно, выступления
фольклорных ансамблей «Чылтыс» (Таштагол), «Отчагаш» (Мыски),
«Ойун» (Междуреченск). Созданные буквально на голом месте, на энту-
зиазме, они выдержали испытание временем, получили признание не
только у себя на родине ‒ в Горной Шории, но и за ее пределами.
7
Первые участники ансамблей помнят, как по крупицам собирались
у стариков забытые песни, частушки, танцы, как заново воссоздавались
в театрализованных представлениях старинные обряды и обычаи. Пер-
выми поисками занимались настоящие энтузиасты, как молодые, так и
пожилые. А сегодня участники ансамблей ‒ люди разных профессий,
которые после своей работы идут на репетиции, едут на гастроли, отры-
вая время от своих семей, личных дел и забот. Свои силы, тепло своей
души они отдают шорской песне, внося конкретный вклад в возрожде-
ние шорской культуры.
Итак, впереди два шорских Пайрама. Многие ждут их с радостью
и волнением, многие поедут на них из ближних и дальних мест, чтобы
среди буйства летних красок, которыми так богата Горная Шорня, уви-
деть знакомые лица, встретиться с родными и друзьями, услышать
родную речь, шорские песни, пение кайчи, приобщить детей к шор-
ской культуре и еще раз испытать чувство единения всех шорцев, чув-
ство любви к своему народу и проникнуться желанием помочь его
возрождению.
1993 год
Горно-Шорский национальный район
Накануне 3-го внеочередного съезда шорского народа есть необ-
ходимость дать информацию о существовавшем с 1926 по 1939 год Гор-
но-Шорском национальном районе.
С 1 по 8 октября 1925 года под руководством ревкома, состоя-
щего из 3-х человек: Ф. К. Тельгерекова (председатель), Л. А. Иванова
и Ф. Н. Токмашева, в улусе Мыски прошел 1-й съезд Советов Гор-
ной Шории. На нем был избран «Горно-Шорский райисполком» под
председательством Ф. К. Тельгерекова и выработана программа соци-
ально-экономического развития района. Затем декретом ВЦИК «Об
образовании в составе Кузнецкого округа Сибкрая национального Гор-
но-Шорского района» от 12 апреля 1926 года законодательно закре-
плено решение о создании национального района общей площадью
30 тыс. кв. км. (территория, равная Армении), численностью 23 тысячи
человек, из которых 16 тысяч были шорцы. Таким образом, шорцы,
имевшие к этому времени единую этническую территорию, экономиче-
скую целостность хозяйства, культуру и язык; впервые в своей истории
обрели национальную государственность.
В истории Горно-Шорского национального района было два пери-
ода социалистических преобразований: 1925‒1929 годы ‒ внедрение
кооперативных форм потребления и 1930‒1938 годы ‒ создание кол-
хозов (коллективизация хозяйства), промышленная разработка лесных
богатств и полезных ископаемых, развитие шорской культуры.
Руководство района прилагало большие усилия в области соци-
ально-экономического развития жизни народа: была налажена работа
33 сельсоветов, с которыми установили постоянную радиосвязь, созда-
8
вались охотничьи артели, за которыми закреплялись охотничьи угодья,
развивалось животноводство и земледелие, расширялись добыча золота
и лесозаготовки.
Число колхозов в 1936 году достигло уже 229-ти, а посевные пло-
щади увеличились до 4777 га. Обработка пашни местами производилась
тракторами, применялись хлебожатки и молотилки. В южной горно-та-
ежной части района основное развитие получили более прибыльные
животноводство и пчеловодство. Ежегодно Горная Шория давала около
5000 центнеров товарного меда, 80 тонн товарного кедрового ореха,
заготовляла пушнины на 1,5‒2 млн рублей.
За годы существования Горно-Шорского национального района
были достигнуты большие успехи в области культурного строительства.
В 1927 году вышел первый шорский букварь, созданный шорским учите-
лем Я. К. Тельгерековым, открывались избы-читальни, клубы, ликбезы.
Так, на юбилейных торжествах 17‒19 июля 1936 года было отмечено,
что количество школ выросло к 1936 году до 100 начальных (из них
33 национальные), 14 средних (из них 2 национальные), работал Кузе-
деевский педтехникум на 300 мест (70 из них занимали шорцы), откры-
лось 9 больниц и 18 фельдшерских пунктов. Во всех крупных поселках
были клубы, избы-читальни, магазины, радиосвязь.
Создавалась национальная интеллигенция ‒ ученые, врачи, учи-
теля, инженеры, писатели, журналисты. В 1939 году депутатом в Вер-
ховный Совет РСФСР был избран А. Б. Кушаков, первый и до сих пор
единственный шорец-депутат Верховного Совета России. На шорском
языке выходила газета «Кызыл Шор» тиражом 4 тысячи экземпляров,
кроме того выходили две газеты на русском языке ‒ «Красная Шория»
и «Колхозная правда». Издавались учебники и книги шорских поэ-
тов, создавались фольклорные коллективы, проходили слеты сказите-
лей ‒ шорский героический эпос стал частью общешорской культуры.
Поистине это было время, когда шорский народ стал только расправ-
лять крылья для высокого полета, но, увы, этому не суждено было быть.
В 1939 году Горно-Шорский национальный район был ликвидиро-
ван. Причин ликвидации несколько. Это и необоснованные репрессии,
в ходе которых были уничтожены все наиболее видные представители
шорской интеллигенции, в том числе стоявшие у руководства района.
Но все же главной причиной было бурное промышленное осво-
ение Горной Шории, которая оказалась одним из богатейших райо-
нов Сибири по полезным ископаемым. Из года в год в Горной Шории
велись значительиые геологоразведочные работы, и каждый год возни-
кали новые горно-промышленные центры: железные рудники, золотые
прииски, предприятия нерудных ископаемых.
Горно-рудная промышленность, разрабатывающая месторожде-
ния железа, золота, каменного угля, а также деревообрабатывающая
промышленность стали иметь союзное значение. Для расширения про-
изводства в Горную Шорию переселились тысячи людей из других обла-
стей России. В результате из года в год сокращался процент шорцев в
9
общей численности населения района (в 1949 году они составляли всего
10 процентов) и ускорялись процессы этнической ассимиляции шорцев.
Все эти обстоятельства, а также необходимость изменения админи-
стративных границ в связи с изменением экономической целостности
района, послужили причиной реорганизации национального района в
три обычных административных района: Кузедеевский, Мысковский и
Таштагольский. Решение об этом было принято Новосибирским облис-
полкомом 29 сентября 1938 года, а затем закреплено Указом Президиума
Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1939 года.
После ликвидации национального района этническое развитие
шорцев стало быстро замедляться, так как условий для развития шор-
ской национальной культуры не было. Прекратилось преподавание
шорского языка в школах, перестали выпускаться шорские учебники и
книги, были закрыты редакция национальной газеты «Кызыл Шор» и
Кузедеевский педтехникум (большое количество шорских книг, нахо-
дившихся в его библиотеке, было уничтожено).
Невосполнимые потери малочисленный шорский народ понес
в годы войны, когда на фронтах погибла большая часть уцелевшей после
репрессий шорской интеллигенции. После войны на первом плане было
развитие промышленности. В 1960-ые годы в результате ликвидации
колхозов Горной Шории, как нерентабельных, полностью прекратилось
финансирование нового строительства домов, школ, клубов, магазинов,
дорог. А так как вместо колхозов ничего не было создано, то большая
часть населения шорских поселков, особенно молодежь, была вынуж-
дена переселиться в города в поисках работы. Шорские поселки стали
постепенно вымирать.
В результате проведения колониальной политики со стороны
ведомств богатства Горной Шории начали истощаться. Леса, где раньше
шорские охотники вели промыслы, были переданы Министерству вну-
тренних дел ‒ Горную Шорию покрыла сеть исправительно-трудовых
колоний и поселений, что отрицательно сказалось на нравственно-
сти шорцев, а также привело к хищническому истреблению лесов. Из
12 тыс. кв. км лесных угодий к настоящему времени вырублено 3 тыс.
кв. км. В основном это работа учреждений ВД-30. Уничтожение лесов
привело к резкому сокращению животного мира, в том числе пушного
зверя. А сколько уничтожено прекрасного кедра! Всем хорошо известно,
что остается от работы угольных разрезов и шахт, от песчано-гравий-
ных карьеров, лесозаготовок, хищнической золотодобычи ‒ это лунные
ландшафты, загубленные и загаженные реки.
Получилось так, что гибнет не только природа, но и сам малочис-
ленный коренной народ, оказавшийся на своей родной земле не хозяи-
ном, а квартирантом, не имеющим никаких прав, никакой возможности
распоряжаться своей землей, защищать и отстаивать интересы народа.
Большинство шорских поселков влачат жалкое существование без элек-
тричества, без дорог, без школ и магазинов. С конца 30-х годов не вышло
ни одной книги, ни одного учебника на шорском языке, ни одной газеты.
10
Из всего вышеизложенного ясно, что, утратив свою национальную
автономию, шорцы утрачивают себя как народ. И сегодняшнее его ката-
строфическое положение ‒ это результат абсолютного равнодушия вла-
стей всех уровней.
1993 год
3-й внеочередной съезд шорского народа
«Все народы имеют право на
самоопределение. В силу этого права они
свободно устанавливают свой политический
статус и свободно обеспечивают экономическое,
социальное и культурное развитие».
(Из Международного Пакта о граждан-
ских и политических правах.
Принят на XXI сессии Генеральной
Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. Ратифици-
рован Президиумом Верховного Совета СССР
18 сентября 1973 г.)
С 9 по 10 октября 1993 года в Междуреченске проходил 3-й внеоче-
редной съезд шорского народа. Съезд собрался в сложное время, когда
кровавые события 3 и 4 октября в Москве, жертвами которых стали
сотни ни в чем неповинных людей, в очередной раз поставили нашу
страну на грань гражданской войны. Сознавая всю сложность и непред-
сказуемость переживаемого всей страной времени, в Междуреченске
собралось 70 делегатов для решения главного вопроса, от которого будет
зависеть судьба шорского народа ‒ вопроса о восстановлении шорской
автономии.
По приглашению Ассоциации шорского народа на съезд приехали
гости из разных уголков России: из Государственного комитета по делам
Федерации (зам. начальника департамента Колмаков А. Г.), обществен-
ные деятели из Татарстана, Хакасии, Тывы, Москвы, Кемеровской
области, представители областной администрации (председатель коми-
тета по национальному вопросу и сотрудник по работе с территориями),
горсоветов, администраций городов Междуреченска, Мысков, Новокуз-
нецка и СМИ.
Первый день съезда был посвящен культурной программе. Деле-
гаты и гости съезда познакомились с первыми ростками возрождаю-
щейся шорской культуры. Они посетили выставку картин шорских
самобытных художников Л. Тудегешевой и Ю. Напазакова, а также
фотовыставку А. Арбачакова, побывали на финальных боях тур-
нира по боксу памяти Михаила Куюкова. Вечером в ДК шахты им.
В. И. Ленина был дан концерт с участием фольклорных ансамблей
«Отчагаш» г. Мыски), «Ойун» (г. Междуреченск) и ВИА «Шория»
(г. Таштагол). Перед делегатами и гостями выступили сказители
М. К. Каучаков и В. Е. Таннагашев, а также поэт Н. Бельчегешев и
11
исполнитель юмористических рассказов собственного сочинения
Н. Кискоров.
Кроме того, в этот день гостям, пожелавшим посмотреть, как живут
шорцы в деревнях, была предоставлена такая возможность. Они посе-
тили поселки Чувашка и Казас. Эти не самые неблагополучные места
проживания шорцев произвели на гостей удручающее впечатление.
Кроме нищеты и убогости они ничего не увидели.
Поздно вечером, перед главным днем съезда, делегаты, которых раз-
местили на турбазе «Восход», имели возможность обсудить друг с другом
шорские проблемы и высказать свое мнение накануне принятия серьез-
ных решений.
Второй рабочий день съезда, проходивший 10 октября, был посвя-
щен решению главного вопроса повестки дня: о восстановлении автоно-
мии шорского народа.
С основным докладом на съезде выступил председатель Ассоциации
шорского народа М. А. Тодышев, Отметив в самом начале всю слож-
ность происходящих в стране событий, он дал ответ на вопрос ‒ уместно
ли сейчас в сложное для России время проводить съезд с обозначенной
повесткой дня?
Вот как прозвучал ответ: «Мне думается уместно и должно. Во-пер-
вых, у нас есть возможность съездом от имени народа дать оценку сло-
жившихся ситуаций в стране, выразить поддержку Президенту и показать
пример мудрого и взвешенного отношения к решению вопроса, затра-
гивающего интересы всех жителей Кузбасса. Во-вторых, вопрос восста-
новления автономии возник не сегодня и не вчера. Начиная с 1989 года,
шорцы требуют восстановления незаконно упраздненной автономии,
и уже два предыдущих съезда принимали соответствующие решения.
В-третьих, мы, решая вопрос автономии, не вступаем ни с каким другим
народом в территориальные притязания. В-четвертых, это требование
является неотъемлемым правом каждого народа на самоопределение.
Ну и, в конце концов, этот вопрос мы пытаемся «разрешить легитим-
ным законным путем».
Особо заострив внимание на правовой незащищенности мало-
численных народов России, на проблеме представительства их в
высших органах законодательной и исполнительной власти, на игнори-
ровании руководителями краев и областей проблем коренных народов,
М. А. Тодышев отметил, что проекты Конституции Российской Феде-
рации не отражают интересов малочисленных народов (их представите-
лям даже не нашлось места в Конституционном собрании). До сих пор
в России не ратифицирована Конвенция Международной организации
труда 1989 года «О коренных и ведущих племенной образ жизни народах
в независимых странах», до сих пор не принят закон «Основы законода-
тельства Российской Федерации о правовом статусе коренных малочис-
ленных народов».
Далее М. А. Тодышев проинформировал о том, что сделано сове-
том Ассоциации по выполнению решении 2-го съезда шорского народа,
12
проходившего в марте 1992 года в Таштаголе. Тогда было принято 8
документов. Из 7 документов, требовавших практического претворения,
4 выполнены полностью и 3 ‒ на 60‒80 процентов. Кроме того, совет
Ассоциации непосредственно участвует в разработке региональной
государственной программы развития экономики и культуры коренных
народов Кузбасса, рассчитанной на 1994‒1995 годы. Основа программы
уже наработана, теперь предстоит ее согласование с местными органами
власти, а затем утверждение в области.
Советом Ассоциации и прежде всего лично М. А. Тодышевым
проделана большая работа по отнесению шорцев к малочисленным
народам Севера (24 февраля 1993 года, наконец, после серии команди-
ровок в Москву М. А. Тодышева, вышло такое постановление Совета
национальностей Верховного Совета), поскольку проблемы и беды
у нас такие же, как и у всех малочисленных народов Севера, отли-
чие только в том, что их проблемы находятся в поле зрения и заботы
органов власти, а наши ‒ нет. На народы Севера с 1991 года распро-
страняется действие Государственной программы развития эконо-
мики и культуры малочисленных народов Севера, в соответствии с
которой из республиканского бюджета выделяются ассигнования на
строительство школ, домов, больниц, дорог, линий электропередач,
производственных баз, стимулируется возрождение традиционных
отраслей. Совет Ассоциации совместно с администрациями городов
и районов Горной Шории и области подготовил в эту Госпрограмму
предложения по финансированию строительства объектов в шорских
деревнях, но вопрос этот до сих пор не решен. Опять нужна серия
командировок, чтобы уже от правительства получить соответствую-
щие постановления.
Во второй части доклада М. А. Тодышев дал историческую справку
о существовавшем с 1926 по 1939 годы Горно-Шорском национальном
районе. Последствия его ликвидации оказались трагическим для шор-
ского народа. Но трагичнее то, что никому нет до этого дела, и в первую
очередь нет дела областной администрации и ее главе Кислюку М. Б.,
который не счел нужным даже отправить на съезд своего заместителя
по социальным вопросим. А ведь лидеры Ассоциации шорского народа
не находятся на позициях национализма и экстремизма, с ними можно
было бы работать по решению шорских проблем. Но, увы, много пред-
ложений совета Ассоциации было проигнорировано и похоронено в
областной администрации.
Окончательно убедившись, что никому нет дела до шорских про-
блем, совет Ассоциации весной 1993 года пришел к выводу о необходи-
мости провозглашения автономии. Вопрос этот созрел. Сознавая, что
самая большая и трудная работа начнется после провозглашения авто-
номии, М. А. Тодышев в заключение сказал: «Следующим шагом после
провозглашения образования автономии должно быть доведение мате-
риалов съезда до областных властей, до правительства и президента
России. Что делать, если президент сочтет ненужным создание нового
13
автономного образования на юге Кузбасса? Идти путем конфронтации?
Но жизнь людей и межнациональное согласие и спокойствие в Горной
Шории для нас дороже. Есть еще путь, которым мы никогда не поль-
зовались. Это возможности ООН, мнение международной обществен-
ности, поддержка народов России, субъектов Федерации, республик и
прежде всего родственных нам народов. Одним словом, надо работать.
Ясно одно, что никто, кроме нас, шорцев, не займется делом возрожде-
ния и сохранения нашего народа».
После основного доклада начались выступления гостей и делегатов
съезда. Лейтмотивом выступлений гостей была полная и безоговорочная
поддержка шорского народа в его желании обрести утраченную автоно-
мию. Многие делегаты говорили о своей боли за судьбу шорцев, и все
были единодушны в вопросе восстановления автономии.
Вторая половина дня началась с отчета мандатной комиссии. Из
70 делегатов, прибывших на съезд, ‒ 38 было в возрасте до 40 лет, 24 ‒
от 40 до 60 лет и 8 ‒ старше 60 лет; 48 делегатов владеют родным языком
и 22 только понимают; 38 делегатов ‒ с высшим образованием, 19 ‒ со
средним специальным, 13 ‒ со средним.
Затем началось обсуждение документов съезда. Вниманию делегатов
был предложен проект Декларации о восстановлении автономии шор-
ского народа, в постановляющей части которого было предложено два
варианта на выбор делегатов: восстановить автономию шорского народа
в форме Горно-Шорского национального района и образовать автоно-
мию шорского народа в форме Горно-Шорского автономного округа.
Поскольку низшей формой национально-территориального образова-
ния сегодня является автономный округ, делегаты после обсуждения и
внесения изменений в проект Декларации единогласно приняли следу-
ющую формулировку постановляющей части:
«Съезд провозглашает автономию шорского народа в форме Гор-
но-Шорского автономного округа, приняв за основу границы существо-
вавшего до 1939 года Горно-Шорского национального района, в рамках
действующей Конституции Российской Федерации».
Были приняты также следующие документы:
Достарыңызбен бөлісу: |