Шуберт, сонатина ре мажор номер 1 опус 137



бет1/2
Дата16.12.2023
өлшемі22,63 Kb.
#140236
түріРеферат
  1   2

Министерство культуры и информации
Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

РЕФЕРАТ
Тема: Шуберт, сонатина ре мажор номер 1 опус 137.

Алматы 2023 год


Промежуточное положение между классицизмом и романтизмом занимают скрипичные сонаты Ф.Шуберта. Композитор переосмысливает опыт классицизма как бы изнутри: в романтическом по духу высказывании сохраняется классическая перспектива. Камерно-инструментальное творчество Шуберта находится на переломе двух стилистических направлений. Тем не менее, его стиль отмечен подлинной цельностью и самостоятельностью. Три сонаты для скрипки и фортепиано ор.137 (известные также как сонатины для скрипки и фортепиано) были созданы в 1816 году. Соната Соль минор ор.137 №3 (D 408) представляет вариант четырёхчастного сонатного цикла (воспринятого от Бетховена), по соотношению частей аналогичного симфоническому: Allegro, Andante, Менуэт (с классической формой da capo) и Финал. В сонате проявляются типично шубертовские романтические черты: песенный лирический тематизм, тяготение к песенным формам, медиантовые (терцовые) соотношения в тональном плане (тональности частей соль минор – Ми-бемоль мажор – Си-бемоль мажор – соль минор)
Фортепианные сонаты Шуберта (из них 15 законченных), которые он сочинял начиная с 1815 года, отличаются изумительным образным богатством. Подобно бетховенским сонатам или песням самого Шуберта, каждый фортепианный цикл ярко индивидуален. Все они изобилуют вдохновеннейшими лирическими эпизодами. Неожиданные вспышки драматизма чередуются в них с моментами сосредоточенного созерцания, жанровые эпизоды — с экстатическими озарениями. Остро выразительный тематизм, отличающийся огромной непосредственной красотой, присущ почти всем шубертовским сонатам. В них много великолепных песенных тем, гармонических и тембровых находок. В последних лучших сонатах (A-dur, B-dur, 1828) композитора начали привлекать также и крупные, масштабные формы, виртуозность.
И тем не менее, при всех громадных музыкальных достоинствах, шубертовские сонаты с трудом пробивали себе путь на концертную эстраду. Среди произведений современного репертуара они также не занимают такого места, как сонаты Бетховена, Шопена, Листа. Отчасти это могло быть вызвано тем, что по своему фортепианному стилю они не совпадали с виртуозно-концертной музыкой XIX столетия. В этом отношении сонаты Шуберта далеки и от современного ему концертного искусства, и от произведений композиторов-романтиков следующего поколения.
В 1816 году Франц Шуберт сочинил свои первые три скрипичные сонаты, D 384, 385 и 408. Они были опубликованы после смерти композитора как сонатины в 1836 году (Соч. после 137). Эти сонаты дышат интимной атмосферой, требуя от исполнителей относительно небольшого количества виртуозной бравады
Кроме того, в судьбе шубертовских сонат могло сыграть роль их импровизационное происхождение. Свободное изложение с частыми отступлениями от основной линии развития, господство песенных лирических тем, преобладание красочно вариационного развития ставят перед исполнителем особенно трудные задачи. Сонаты Шуберта часто производят впечатление растянутости или рыхлости. Это относится преимущественно к сонатным allegro. Медленные части, как правило, великолепны.
К самым выдающимся образцам фортепианной музыки можно отнести вторую часть последней B-dur’ной сонаты, родственную шубертовским контрастным миниатюрам. Она написана в трехдольном размере, но характерные жанровые признаки сближают ее с маршем (выдержанная ритмическая фигура, ассоциирующаяся с поступью, пунктированный ритм, аккордовая фактура, трехчастная контрастная форма).
Музыка, насыщенная глубоким трагизмом, полна динамики и драматичности.
В первой части привлекает внимание характерно шубертовский песенно-вариантный тип развития основной темы.
Сонаты Франца Шуберта можно встретить в репертуаре современных пианистов не так часто, как бетховенские сонаты. Так же обстояло дело и при жизни автора. В них мало общего с тем виртуозно-концертным стилем, который был так любим исполнителями и публикой XIX столетия.
Шуберту было не по душе чрезмерное пристрастие к виртуозности, которую он презрительно именовал «проклятой стукотней», сетуя на то, что она «свойственна и прекрасным пианистам». Композитор был убежден, что подобная музыка «не доставляет никакого удовольствия ни уму, ни сердцу» – и не стремился работать в этом стиле, и потому его сонаты не оказались в центре внимания (ведь в первую очередь широкую публику привлекает именно яркая виртуозность). Но произведения эти по-своему интересны. В них достаточно велика роль вариационности, ярко выражено импровизационное начало с частыми отступлениями от основной линии тематического развития – и в сонатных аллегро это зачастую приводит к некоторой рыхлости, большей стройностью формы отличаются медленные части. Темы в большинстве своем носят характер лирический – «песенная природа» творчества Шуберта напоминает о себе и в сонатах. Тематизм в шубертовских сонатах отличается образной завершенностью – настолько, что зачастую уже не требует развития (и это вступает в противоречие с самой сущностью жанра сонаты, предполагающего контрастность и конфликтность). Это определяет характер развития тематизма в шубертовских сонатах – не столько разработочное развитие, сколько варьирование.
Контрастность тоже присутствует в сонатах Шуберта, но этот принцип преломляется по-иному, не вполне традиционно: контрастируют друг другу не столько главная и побочная партии, сколько разделы более крупные, например, разработка может контрастировать с экспозицией, а экспозиция – со вступлением. Протяженностью обычно отличаются главные партии, но они имеют простую трехчастную форму, что тоже роднит их с песенным жанром. Размер связующей может быть разным: в одних случаях это краткая – протяженностью всего в три такта – связка, в которой осуществляется модуляция, в других же сонатах связующая имеет форму периода повторного строения. Партия побочная представляется не столько антитезисом, сколько «новой песней». Переход от побочной к заключительной зачастую разрастается до самостоятельного раздела. Заключительная партия либо примыкает к предшествующему материалу побочной, либо приобретает значение еще одной самостоятельной песенной темы. Экспозиция у Шуберта нередко бывает трехтональной, а реприза проходит в тональности субдоминанты.
Поскольку сонаты Шуберта, соч. 137, скромны по размеру — их скорее можно сравнить со скрипичными сонатами Моцарта, чем со Бетховеном, — к ним прилипло уменьшительное "Сонатина".


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет