7 класс
Сочинительные и
подчинительные союзы
и союзные слова
Эпиграф
Что я слышу, я забываю
Что я вижу, я запоминаю
Что я делаю, я понимаю.
Конфуций
Цели:
,
-закрепить знания учащихся о
сочинительных и подчинительных
союзах и союзных словах и их
назначении;
-формировать умение постановки
запятой в сложном предложении;
-прививать интерес к предмету.
Знать: условия постановки запятой в
ССП и СПП, в простых предложениях с
однородными членами.
Уметь: определять виды придаточных
предложений, строить графические
схемы предложения, обособлять
причастные и деепричастные обороты.
Учащиеся должны:
Ход урока
I.
Вступительное слово учителя
.
II.
Работа с текстом на основе разноуровневых
заданий.
III.
Работа с учебником
.
IV
.Работа с текстом «Легенда о домбре №2».
V
.Фронтальный опрос.
VI
.Графический диктант «Курмангазы
Сагырбайулы».
VII
.Работа по развитию речи.
VIII
.Работа по конструированию предложения.
IX
.Подведение итогов урока.
«Легенда о домбре №1»
1.В давние времена на Алтае жили два брата-великана.
2.У младшего брата была домбра, очень он любил на ней
играть.
3.Когда заиграет, обо всем на свете забывает.
4.Старший же брат был самолюбивым и тщеславным.
5.Вот однажды захотел он прославиться, построив мост
через бурную и холодную реку.
6.Стал камни собирать, начал мост строить.
7.А младший брат все играет.
8.Так прошло три дня.
9.Не спешит младший брат на помощь старшему,
потому что играет на любимом инструменте.
10.Разозлился старший брат, выхватил у младшего
домбру и, что было силы, ударил ею о скалу.
11.Разбился великолепный инструмент, смокла мелодия,
но остался на камне отпечаток.
12.Прошло много лет.
13.Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые
домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших
долгое время селениях.
14.Вот так через этот прекрасный мелодичный
инструмент и осталась среди людей память о младшем
брате, а о старшем тщеславном брате никто и не
вспоминал.
Первый вариант:
1) 2; 4.
2) Сочинительный соединительный.
Второй вариант:
1) 3; 9; 14.
2) Подчинительный временной; подчинительный
причинный; сочинительный противительный.
Третий вариант:
1) 10; 11; 13.
2) Сочинительный соединительный;
подчинительный; сочинительный противительный.
Батыр изнуренный сражениями с врагами и длинной
дорогой по пути в аул решил отдохнуть. Присев в тени у
оврага он вырезал кусок дерева натянул на него конские
волосы и попытался извлечь из этой самоделки звуки. Но
инструмент молчал. Положив его рядом с собой батыр
заснул. Его разбудили звуки которые исходили от
инструмента. Взяв его в руки батыр с удивлением заметил
у головки грифа небольшой деревянный порожек, кем-то
подложенный под струны, и решил, что это проделки
шайтана. Возможно, с тех пор в народе верхний порожек
носит название «шайтан тиек». Натяжение струн из
конских волос отсутствие верхнего порожка были
характерными для старинных инструментов.
Легенда о домбре №2
Батыр, изнуренный сражениями с врагами и длинной
дорогой, по пути в аул решил отдохнуть. Присев в тени у
оврага, он вырезал кусок дерева, натянул на него конские
волосы и попытался извлечь из этой самоделки звуки. Но
инструмент молчал. Положив его рядом с собой, батыр
заснул. Его разбудили звуки, которые исходили от
инструмента. Взяв его в руки, батыр с удивлением
заметил у головки грифа небольшой деревянный порожек,
кем-то подложенный под струны, и решил, что это
проделки шайтана. Возможно, с тех пор в народе верхний
порожек носит название «шайтан тиек». Натяжение струн
из конских волос, отсутствие верхнего порожка были
характерными для старинных инструментов.
Фронтальный опрос
1.На какие две группы делятся союзы по
значению?
2.Для чего служат сочинительные союзы?
3.На какие три разряда делятся
сочинительные союзы?
4.При каких условиях между однородными
членами предложения ставится запятая?
5.Для чего служат подчинительные союзы?
6.Каковы отличительные признаки союза и
союзного слова?
1.Курмангазы –
известный кюйши, композитор,
домбрист, классик казахской инструментальной
музыки.
2.Вся жизнь этого человека прошла в борьбе с
социальной несправедливостью.
3.Гнету властей Курмангазы
противопоставлял свою музыку, которая была
наполнена свободолюбивыми идеями.
4.В последние годы жизни поселяется в
местечке Сахма под Астраханью, где слагает
свои музыкальные произведения.
5.Вокруг него собираются преемники по
исполнительскому искусству: Дина Нурпеисова,
Есжанов, Мамен, М.Сулейменов.
1.[
О, О, О, О
]
2. [ ]
3. [ ]
, (которая…)
4. [ ]
, (где…)
5. [
О: О, О, О, О
]
Коркут и кобыз
В детском возрасте Коркут ехал на
верблюдице Желмайя безлюдной темной
ночью, и вдруг услышал впереди прекрасный
звук. Когда он доехал до места, где
слышалась мелодия, он увидел в пустынной
степи кобыз, издававший эти звуки. Коркут
сошел с верблюдицы, сел возле кобыза и долго
слушал мелодию. Когда мелодия
завершилась, Коркут взял кобыз, прижал
его к своей печени и, сильно обрадовавшись,
произнес: «Теперь он мой».
Комплекс Коркыт
-
ата
В Кызылординской области находится
один из лучших памятников –
комплекс
«Коркыт
-
ата». Здесь до 1950 года стоял
мавзолей Коркыта. Согласно легенде,
Коркыт является создателем кобыза,
сказителем, композитором, покровителем
поэтов, музыкантов, бахсы. Сооружение
представляет собой кобыз. В ветреную
погоду памятник издает звуки наподобие
мелодии кобыза. Внутри здания стены
украшены узорами «верблюжья колючка».
Достарыңызбен бөлісу: |