Становление кочевой цивилизации



Pdf көрінісі
Дата13.12.2022
өлшемі273,24 Kb.
#57088
Байланысты:
Презентация 20 (1)



Становление кочевой 
цивилизации.
Культура верховой езды.


Становление кочевой цивилизации.
• Древние скотоводы и земледельцы в Казахстане. Археологические исследования на нашей 
земле показали, что скотоводство развивалось в Казахстане в каменном и бронзовом 
веках. В результате раскопок в местечке Сексеулди в Приаралье были обнаружены кости 
прирученных животных, относящиеся к 3 тысячелетию до н.э.
• Археологические находки в поселениях Аркаим Кустанайской области и Ботай Северо-
Казахстанской области, относящиеся к каменной и бронзовой эпохам, подтверждают 
развитие скотоводства, в частности коневодства. Скотоводство в то время начиналось с 
приручения скота.
• В бронзовом веке преобладало оседлое скотоводство. Наличие крупного рогатого скота 
вынуждало местное население запасаться сеном. Найденные в раскопках бронзовые 
серпы говорят о том, что жители стали заниматься новым видом деятельности —
заготовкой кормов для скота. Сенокошение, заготовка кормов на зиму привели к развитию 
другого хозяйства — зернового. Так, уже в первом периоде бронзового века вместе с 
оседлым скотоводством появляется новая форма хозяйствования — земледелие: 
выращивание зерна, обработка почвы.



Второй этап скотоводческой деятельности выявлен в средний период бронзового века. При исследовании исторического 
местожительства казахов обнаружено множество костей одомашненных овец, коров, лошадей и верблюдов. Это говорит о 
том, что местные жители имели разнообразные виды животных, которые не только содержались на подножном корме, а 
также требовали заготовок корма на зиму. В раскопках найдены уздечки, поводья для верховой упряжи коня. Отсюда 
можно сделать вывод, что жителей беспокоила мысль о поиске новых' сенокосных угодий, люди меняли стоянки. 
Появляется новый вид скотоводства — кочевое. Причем летние пастбища и зимовки должны были быть постоянными. 
Если каждое хозяйство использовало угодья возле своих зимовок, то летом они уезжали на свои жайляу — летовки.

Таким образом, в последний период бронзовой эпохи исторические жители занимались кочевым скотоводством. В это же 
время люди начинают заниматься обработкой земли.

Развитие кочевого скотоводства. На территории Казахстана развивались три формы скотоводства. На Мангистау, в 
Западном и Центральном Казахстане, а также частично в горной местности развивалось кочевое скотоводство. Это первая 
его форма. Она имела свои специфические особенности. Люди имели постоянные зимовки. Но там они жили зимой, 
временно, а в другие сезоны года кочевали со своим скотом. Этот вид деятельности кочевников еще до нашей эры описали 
античные авторы (Геродот, Гиппократ, Страбон), путешественники позднего средневековья (П. Карпини, ибн Баттута, ибн 
аль-

Факиха, В.Рубрук и др.). Люди, занимавшиеся этим видом скотоводства, совершенно не занимались зерновым хозяйством. 
На зиму они заготовляли небольшое количество сена. Главными видами животных были овцы, лошади и верблюды. 
Крупного рогатого скота было мало. Издавна для каждого рода и племени были традиционными маршруты кочевий.


Культура верховой езды.
• менно на казахской земле, утверждают ученые, была впервые одомашнена лошадь. 
На территории Северо-Казахстанской области археологические раскопки начались еще 
30 лет назад. Обнаруженные находки внесли значительные коррективы в 
существовавшие данные об истории взаимоотношений человека с лошадью. Еще 
недавно считалось, что человек приручил лошадь около 4 тыс. лет назад в степях 
Евразии.
• Лошади были основным источником мясной и молочной пищи для местного 
населения. Жители Ботайской культуры заложили основы верховой езды, с того 
времени кони стали основным средством передвижения по суше. То, что лошади 
были одомашнены первыми из всех животных, было обусловлено их 
неприхотливостью, способностью пастись круглый год и добывать себе пищу даже из-
под снега.
• Одомашнивание лошади в степях Казахстана определило принципиально новую 
систему коммуникации человечества вплоть до ХVIII века. Именно с этого момента, 
подтверждают археологические находки, в Евразии начались активные миграции 
древних народов, формирование новых этносов, ранних государств и империй.


• Впервые
лошадь
оказалась под седлом человека в
Азии
; приписывают это одному 
из
скифских
племён. У скелетов лошадей из некрополей Шижэньцзыгоу и Сигоу 
в
Синьцзяне
на северо-западе Китая (350 год до н. э.) были выявлены костные изменения в 
тех отделах позвоночника, которые обычно больше всего испытывают нагрузку от 
всадника, черепа имели ярко выраженные бороздки на костях носа
[1][2]
.

Европейцы
позаимствовали этот способ передвижения у
персов
, главным образом в 
военных целях, и сразу же достигли в этом отношении большого искусства; большой 
популярностью пользовались
конницы фессалийская
и
фракийская
; этому способствовало 
учреждение в
Греции
, а затем и
Риме
и особых академий верховой езды. Надо, однако, 
заметить, что в эпоху римского владычества
кавалерия
представляла собой лишь 
вспомогательный род войск и вообще была недостаточно квалифицированной. Именно 
искусство езды не могло достичь большой высоты, потому что ездили и греки, и римляне 
без седел и стремян, и без достаточной уверенности в посадке у них поэтому не могло 
быть удачного военного применения данного навыка. Тем не менее, их посадка была 
практичной и легкой. Её изменение последовало вслед за изобретением седла, а затем, 
позже, тяжелых рыцарских
доспехов
. Затем изменения в верховой езде обусловливались 
военными и тактическими требованиями, предъявляемыми
кавалерии
, в отношении же 
любителей — требованиями моды на тот или иной род верхового спорта.


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет