Становление кочевой
цивилизации.
Культура верховой езды.
Становление кочевой цивилизации.
• Древние скотоводы и земледельцы в Казахстане. Археологические исследования на нашей
земле показали, что скотоводство развивалось в Казахстане в каменном и бронзовом
веках. В результате раскопок в местечке Сексеулди в Приаралье были обнаружены кости
прирученных животных, относящиеся к 3 тысячелетию до н.э.
• Археологические находки в поселениях Аркаим Кустанайской области и Ботай Северо-
Казахстанской области, относящиеся к каменной и бронзовой эпохам, подтверждают
развитие скотоводства, в частности коневодства. Скотоводство в то время начиналось с
приручения скота.
• В бронзовом веке преобладало оседлое скотоводство. Наличие крупного рогатого скота
вынуждало местное население запасаться сеном. Найденные в раскопках бронзовые
серпы говорят о том, что жители стали заниматься новым видом деятельности —
заготовкой кормов для скота. Сенокошение, заготовка кормов на зиму привели к развитию
другого хозяйства — зернового. Так, уже в первом периоде бронзового века вместе с
оседлым скотоводством появляется новая форма хозяйствования — земледелие:
выращивание зерна, обработка почвы.
•
Второй этап скотоводческой деятельности выявлен в средний период бронзового века. При исследовании исторического
местожительства казахов обнаружено множество костей одомашненных овец, коров, лошадей и верблюдов. Это говорит о
том, что местные жители имели разнообразные виды животных, которые не только содержались на подножном корме, а
также требовали заготовок корма на зиму. В раскопках найдены уздечки, поводья для верховой упряжи коня. Отсюда
можно сделать вывод, что жителей беспокоила мысль о поиске новых' сенокосных угодий, люди меняли стоянки.
Появляется новый вид скотоводства — кочевое. Причем летние пастбища и зимовки должны были быть постоянными.
Если каждое хозяйство использовало угодья возле своих зимовок, то летом они уезжали на свои жайляу — летовки.
•
Таким образом, в последний период бронзовой эпохи исторические жители занимались кочевым скотоводством. В это же
время люди начинают заниматься обработкой земли.
•
Развитие кочевого скотоводства. На территории Казахстана развивались три формы скотоводства. На Мангистау, в
Западном и Центральном Казахстане, а также частично в горной местности развивалось кочевое скотоводство. Это первая
его форма. Она имела свои специфические особенности. Люди имели постоянные зимовки. Но там они жили зимой,
временно, а в другие сезоны года кочевали со своим скотом. Этот вид деятельности кочевников еще до нашей эры описали
античные авторы (Геродот, Гиппократ, Страбон), путешественники позднего средневековья (П. Карпини, ибн Баттута, ибн
аль-
•
Факиха, В.Рубрук и др.). Люди, занимавшиеся этим видом скотоводства, совершенно не занимались зерновым хозяйством.
На зиму они заготовляли небольшое количество сена. Главными видами животных были овцы, лошади и верблюды.
Крупного рогатого скота было мало. Издавна для каждого рода и племени были традиционными маршруты кочевий.
Культура верховой езды.
• менно на казахской земле, утверждают ученые, была впервые одомашнена лошадь.
На территории Северо-Казахстанской области археологические раскопки начались еще
30 лет назад. Обнаруженные находки внесли значительные коррективы в
существовавшие данные об истории взаимоотношений человека с лошадью. Еще
недавно считалось, что человек приручил лошадь около 4 тыс. лет назад в степях
Евразии.
• Лошади были основным источником мясной и молочной пищи для местного
населения. Жители Ботайской культуры заложили основы верховой езды, с того
времени кони стали основным средством передвижения по суше. То, что лошади
были одомашнены первыми из всех животных, было обусловлено их
неприхотливостью, способностью пастись круглый год и добывать себе пищу даже из-
под снега.
• Одомашнивание лошади в степях Казахстана определило принципиально новую
систему коммуникации человечества вплоть до ХVIII века. Именно с этого момента,
подтверждают археологические находки, в Евразии начались активные миграции
древних народов, формирование новых этносов, ранних государств и империй.
• Впервые
лошадь
оказалась под седлом человека в
Азии
; приписывают это одному
из
скифских
племён. У скелетов лошадей из некрополей Шижэньцзыгоу и Сигоу
в
Синьцзяне
на северо-западе Китая (350 год до н. э.) были выявлены костные изменения в
тех отделах позвоночника, которые обычно больше всего испытывают нагрузку от
всадника, черепа имели ярко выраженные бороздки на костях носа
[1][2]
.
•
Европейцы
позаимствовали этот способ передвижения у
персов
, главным образом в
военных целях, и сразу же достигли в этом отношении большого искусства; большой
популярностью пользовались
конницы фессалийская
и
фракийская
; этому способствовало
учреждение в
Греции
, а затем и
Риме
и особых академий верховой езды. Надо, однако,
заметить, что в эпоху римского владычества
кавалерия
представляла собой лишь
вспомогательный род войск и вообще была недостаточно квалифицированной. Именно
искусство езды не могло достичь большой высоты, потому что ездили и греки, и римляне
без седел и стремян, и без достаточной уверенности в посадке у них поэтому не могло
быть удачного военного применения данного навыка. Тем не менее, их посадка была
практичной и легкой. Её изменение последовало вслед за изобретением седла, а затем,
позже, тяжелых рыцарских
доспехов
. Затем изменения в верховой езде обусловливались
военными и тактическими требованиями, предъявляемыми
кавалерии
, в отношении же
любителей — требованиями моды на тот или иной род верхового спорта.
Достарыңызбен бөлісу: |