Восточно-Казахстанский технический университет
Им. Д.Серикбаева
Казахское ханство в XVII – начале XVIII вв
Выполнил:Студент группы 22БЖТ-3
Кабиев Т.М.
г. Усть-Каменогорск 2022г
1.Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в XVI в. Борьба Есимхана за присырдарьинские города. Взаимоотношения между Казахским и Бухарским ханствами. Возникновение Джунгарского ханства и первые казахско-джунгарские отношения. Характеристика казахско-джунгарских отношений во второй половине XVII в. Рост влияния батыров и биев в казахском обществе. Жанибек хан и Орбулакская битва. Казахское ханство при Жангире.
2.«Неизвестные годы». Сайрамская война 1652-1680 гг.
3.Правление Тауке-хана и его политика. Усиление напряженности в казахско-джунгарских отношениях. «Жеты-Жаргы» Тауке-хана. Институт биев.Внешняя политика и дипломатия Казахского государства: связи с Мавераннахром (шайбаниды, аштарханиды), Ираном, попытки установления связей с Османской империей, казахско-русские контакты.
Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в XVI в.
Казахское ханство постепенно втягивалось в международные отношения того времени. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство в правление Великого князя Василия III (1505 – 1533 гг.). История Казахского ханства периода правления Касым хана примечательна еще и тем, что именно в те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе: о казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший несколько раз Москву (в 1517 и 1526 гг.).
По свидетельствам источников численность населения Казахского ханства при хане Касыме достигло 1 миллиона человек. Народное предание казахов связывает с именем Касыма создание законов, известных как «Қасым ханның қасқа жолы».
Несмотря на значительное упрочение при хане Касыме, Казахское ханство не стало, однако, централизованным государством. Это обнаружилось сразу же после его смерти, когда проявился сепаратизм султанов, и начались усобицы. Отрицательные последствия усобиц на положении ханства особенно резко сказалось в условиях неблагоприятной внешнеполитической обстановки. Против казахских владетелей сложился союз могольских и узбекских ханов.
Согласно Мухамаду Хайдару, после смерти Касым - хана на престоле утвердился его сын Мамаш (1521-1522гг.). Около 1523/24- 1531/32 гг. правил Тахир хан.
Тахир хан не пользовался тем влиянием, что его дядя Касым. Он отличался крайней жестокостью и не обладал ни дипломатическими, ни военными талантами, о чем свидетельствует его неоднократные военные поражения и дипломатические неудачи. Принятый ханом внешне и внутриполитический курс губительно отозвался на ханстве и судьбе самого Тахира. Вслед за возвышением Казахского ханства наступили годы бедствий и смуты.
Практически до конца XVI в. присырдарьинские города Сыгнак, Сауран, Отрар, Туркестан (так стал называться с XVI в. город Ясы) и другие входили в состав государства Шайбанидов Мавераннахра.
Ко второй половине XVI в. Казахское ханство переживало сильное ослабление в связи с бесконечными войнами, междоусобицами, но в период правления Хак-Назар хана оно достигло некоторого подъема во внутренней и внешнеполитической жизни. Вступив на ханский престол, Хак-Назар хан (1538 – 1580 гг.) боролся против ойратов и могольского хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Упорная борьба развернулась в 1560 г. в Могулистане. В середине XVI в. казахи занимали не только среднее течение Сырдарьи, но и кочевья в Могулистане. Стремление Абд ар-Рашид хана вытеснить казахов из Могулистана и послужило причиной борьбы. При Хак-Назар хане казахско-могульские отношения были напряженными и очень часто могульские ханы получали перевес в этой борьбе.
После присоединения к России в 1552 г. Казани, в 1556 г. – Астрахани под власть Русского государства перешел весь бассейн Волги. В течение XVI в. к России были присоединены башкиры, Сибирское ханство. Последствием этого явилось то, что ногайские орды отступили на юг и восток. Во второй половине XVI и в XVII вв. их кочевья простирались от Волги до Иртыша. Потеснили их также нахлынувшие в казахские степи башкиры и сибирские татары. Во второй половине XVI в. в Центральном Казахстане и в низовьях Сырдарьи появляются каракалпаки.
В середине XVI в. Хак-Назар хану удалось взять под свой контроль земли от Сырдарьи, Приаралья до Эмбы и по левобережью Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов.
В народных преданиях имя Хак-Назар хана окружено славою. Память о нем сохранилась не только у самих казахов, которые относят образование трех казахских жузов ко времени его правления, но даже у башкир и ногаев.
После гибели Хак-Назара, ханом стал Шигай – сын Джадик султана, сына Джанибек хана. Шигай и его сыновья принимали активное участие в борьбе Шайбанида Абдаллах хана с сыновьями Науруз-Ахмад хана. За существенную помощь, оказанную Шигай ханом в этой борьбе, Абдаллах хан в июне 1581 г. пожаловал ему в удел Ходжент. Последний раз имя Шигай хана упоминается в источниках в 1582 г. Он умер в возрасте около 80 лет. Похоронен в селении Кумушкент, близ Бухары.
После Шигай-хана правил Тауекел – хан. Год начала его правления источниками точно не определяется. Будучи весьма энергичным, честолюбивым и предприимчивым, Тауекел не смог питать надежды стать независимым правителем своего народа, оставаясь под покровительством Абдаллаха. С другой стороны, с завершением победоносной войны с Баба султаном уже не существовало более общей цели: близлежащие к кочевьям казахов районы окончательно признали власть Бухары, и вместе с этим отпала и необходимость в поддержке казахских владетелей, которых Абдаллах рассматривал лишь как полезных союзников. А казахи, в свою очередь, издавна стремившиеся к обладанию туркестанскими городами и Ташкентом, видели теперь в лице Абдаллаха не покровителя, а соперника.
В 1598 г. умер Абдаллах хан, а летом этого же года погиб от руки мятежных эмиров сын его Абд ал-Мумин, и во владениях Шайбанидов наступили смутные времена. Монархия Абдаллаха окончательно разваливалась. На различных концах прежнего обширного государства – в Бухаре, Герате, Балхе, Хиве – явились разные самостоятельные государи. Этой же полосой острого политического кризиса и воспользовался для своего повторного вторжения во владения Шайбанидов Тауекел хан.
В короткий срок он овладел Сайрамом, Ташкентом, Туркестаном, Самаркандом и направился с войском в сторону Бухары. Однако движение казахов в глубинные оазисы Средней Азии было приостановлено под стенами Бухары.
В одном из очередных сражений Тауекел хан был тяжело ранен, отошел к Ташкенту и там умер в том же 1598 г. Через некоторое время был достигнут мир: казахи отказались от Самарканда, но сохранили за собой Ташкент, Сайрам, Туркестан.
При правлении хана Есима завершилась борьба казахов за присырдарьинские города; оседло-земледельческие районы Южного Казахстана окончательно вошли в состав Казахского ханства. При нем в состав Казахского ханства на 200 лет вошел город Ташкент. Есим проявил себя мудрым правителем, гибким политиком и дипломатом. Оценивая угрозы, исходившие от джунгар, он стремился укрепить положение Казахского ханства. Дочь своего младшего брата султана Кошека Есим выдал за турфанского правителя Абд-ар-Рахима, а сам женился на его дочери. Предание связывает с именем хана Есима создание уложения степных законов «Есим ханның ескі жолы», или «Исконный путь хана Есима», в котором нашли отражение правовые вопросы, касавшиеся пользования пастбищами, зимовками и летовками, взаимоотношений между людьми. Эти законы способствовали упрочению единства для защиты страны. Мавзолей хана Есима расположен возле мечети Ходжи Ахмеда Яссауи в городе Туркестане.
Образовалось Джунгарское ханство приблизительно в семнадцатом веке племенами ойратов. В свое время они были верными союзниками великого Чингисхана и после распада Монгольской империи смогли объединиться, чтобы создать мощное государство. Хочется отметить, что занимало оно обширные территории. Если взглянуть на географическую карту нашего времени и сравнить ее со старинными текстами, то можно убедиться, что Джунгарское ханство тянулось по территориям современных Монголии, Казахстана, Киргизии, Китая и даже России. Ойраты управляли землями от Тибета до Урала. Воинственным кочевникам принадлежали озера и реки, они безраздельно владели Иртышом и Енисеем.
Своему образованию Джунгарское ханство обязано воинственным племенам ойратов. В дальнейшем они вошли в историю как джунгары, но это название стало производным от созданного ими государства.
Государство ойратов в том виде, в котором оно существовало на протяжении столетия, образовалось не сразу. В конце четырнадцатого века четыре крупных ойратских племени после серьезного вооруженного конфликта с монгольской династией договорились о создании собственного ханства. Оно вошло в историю под названием Дербен-Ойрат и выступило прообразом сильного и мощного государства, которого и добивались кочевые племена. Если рассказывать кратко, Джунгарское ханство образовалось приблизительно в семнадцатом веке. Однако ученые расходятся во мнении о конкретной дате этого знаменательного события. Одни считают, что государство родилось в тридцать четвертом году семнадцатого столетия, а другие утверждают, что это произошло практически на сорок лет позже. При этом историки называют даже разных личностей, которые возглавили объединение племен и положили начало ханству.
Большое социальное и политическое влияние в казахском обществе в период XVIII - первой половины XIX в. имела социальная группа батыров - военных вождей. Тюрко-монгольское слово "батыр", "багатур", "бахадур" первоначально означало храбреца, вызывающего врага перед битвой на противоборство. В этой транскрипции оно еще в XIV в. проникло в русский язык, потеснив более ранний, автохтонный термин южнославянской книжности "храбр", т.е. "воитель". Наряду с русской калькой данного термина - "богатырь" - в Московском государстве конца XV - первой трети XVI в для обозначения иноземных храбрых воинов уже использовался собственно тюркоязычный термин "батыр", подтверждением чему могут служить отдельные замечания небезызвестного автора "Записок о Московии", германского посла Сигизмунда Герберштейна (1486-1566), впервые услышавшего это наименование от русских людей.
ание "батыр" никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами. Но вместе с тем, нередко возникали ситуации, когда батырами становились сын и внук того или иного батыра, ярко проявившие себя на военном поприще. Примером этому может служить история наследования данного титула потомками влиятельного батыра рода табын поколения жетыру Младшего жуза Богенбая - его сыном Тленши Богенбай-улы и внуком Жоламаном Тленши, возглавившим народно- освободительное движение казахов Младшего жуза в 20-е - начале 30-х гг. XIX в. Званием батыра обладали также ряд потомков знаменитого батыра Среднего жуза Жаныбека, батыра Младшего жуза Есета и многих других выдающихся лиц Казахской степи. Наиболее сильно возросли авторитет и социальное значение батыров в первой половине XVIII в., что было обусловлено актуализацией внешней угрозы и возрастанием роли военно-потестарных структур в социальной организации казахов. Необходимость организации эффективного отпора джунгарской агрессии привела к появлению сначала на военной, а затем и политической сцене выдающейся плеяды народных предводителей и полководцев - батыров: Богенбая из рода табын поколения жетыру, Богенбая из рода табын племени аргын Среднего жуза, Кабанбая, Малайсары, Тайлака, Жаныбека, Отегена и других лиц, выдвинувшихся из низших слоев казахского общества. С именами вышеназванных батыров связаны наиболее крупные победы воинских отрядов казахов над войсками ойратов, в сражении при р. Буланты (1727 г.) и в знаменитой Анракайской битве (1729 г.), которые навсегда вошли в историческую память казахского народа.
С древнетюркского слово «бий» переводится как ‘знать, править’. Существовали бии рода, племени, региона, аула. Чтобы получить звание, человеку нужно было показать перед народом свои правовые знания и ораторский талант. Ученые отмечают, что бии были вторыми после ханов, а правители прислушивались к их мнениям. Бии заботились о простых людях, поэтому народ высоко ценил их деятельность. Их знания, основанные на мусульманских традициях и житейском опыте, передавались из поколения в поколение. О том, кто такие би (бии) в своих трудах рассказал казахский историк и этнограф Чокан Валиханов. Ученый утверждает, что бии имели высокий авторитет в народе за умения предотвратить разногласия и преступления. Их приговоры были всегда справедливыми, поэтому не подвергались сомнениям. В решении политических проблем участвовали ханы и султаны, но решающим было слово биев. Дети биев с юных лет перенимали юридический опыт от отцов. Но в наследство звание не передавалось. В истории казахов есть бии, предки которых никогда не имели этого титула. Они стали судьями только благодаря природным способностям и заслуженной репутации.
Достарыңызбен бөлісу: |