Сутра о счастье



Дата24.04.2023
өлшемі21,51 Kb.
#85951
Байланысты:
СУТРА О СЧАСТЬЕ ввс


СУТРА О СЧАСТЬЕ
Н.Д. ЛИНДЕ
Душу нельзя иметь.
Ей можно только быть.
Бог, оказывается, хитрый, он спрятал рай так близко, что ни за что не догадаешься!
Мы же ищем рай слишком далеко, обычно в будущем, которое никогда не наступает, либо строим рай на Земле, либо мечтаем о том, что попадем туда после смерти. Главное, мы считаем, что рай находится вне нас и состоит из каких-то внешних условий нашего существования. Но именно поэтому он остается таким недостижимым. Богатый не может попасть в рай, как верблюд не может пролезть в игольное ушко, не потому, что кто-то его не пустит за грехи, не потому что это морально нехорошо — быть богатым, а потому что он считает, что его счастье в богатстве, а вовсе не в рае. Поэтому он вцепляется в богатство, пытается протащить его в рай, не веря, что там он сможет обходиться без богатства. А в раю нет никакого богатства, поэтому он и не может там оказаться. Его страх перед отсутствием богатства определяет его устремленность к богатству, а поэтому он не может заметить рай, даже если он будет окружать его со всех сторон, ведь все его внимание связано с богатством, о котором еще надо все время тревожиться и заботиться. Поэтому живет он в страхе и заботе, а не в раю.
Может ли Татхагата, который вошел в поток, сказать: «Я — Татхагата, который вошел в поток»? Нет, не может, потому что, когда он вошел в поток, он растворился в нем и стал потоком. Поэтому он и называется — Татхагата.
Жизнь это поток, поэтому рай – это тоже поток, а если поток останавливается, то рая нет. Рай — это не остановленное мгновение, а умение находиться в данном мгновении прямо здесь и теперь. Мгновения меняются, но ты все время в раю, когда мчишься в потоке энергии, одновременно оставаясь потоком этой энергии. И это — состояние абсолютного покоя.
Как говорил мой гуру: «Врата ада заперты изнутри». А раз это так, то как Бог может вывести оттуда людей, которым хочется там находиться, ведь они держат круговую оборону, чтобы только не попасть в рай. Как может попасть в рай гневливый человек? Как может попасть туда подавленный человек? Как может это сделать пораженный страхами и тревогами человек? Как может попасть туда вечно сражающийся человек?
В раю нет атомных боеголовок. Однако существуют люди, которые так держатся за боеголовки, что не могут пролезть в рай! Самый лучший способ избавиться от войны и боеголовок — научиться жить в раю и научить этому своих врагов. Если все будут жить в раю, не нужны будут боеголовки и не будет никаких врагов. А если враги — такие дураки, что не хотят жить в раю, то им же хуже, хотя и жаль.
Мне вспоминается рассказ советских моряков подводников, которые лет 40 назад тайком проникли в Средиземное море на атомной подводной лодке, которая потом публично сгорела. Они совершили подвиг, вокруг которого было много шума, но об одном эпизоде, который произвел на них неизгладимое впечатление, они и спустя столько лет рассказывали с нежной улыбкой и блеском в глазах. Это о том, как они увидели в перископ голую женщину, загорающую на носу своей яхты. Боже мой, да они за полгода ни одной женщины не видели, находясь под водой в душной подлодке! Как же они по очереди, соблюдая военную субординацию, подглядывали за нею в перископ?! Но они же не могли бросить свои боеголовки, вынырнуть вдруг перед ней и сказать… А что, собственно, сказать?.. Потому подлодка и сгорела…
Многие военные и разведчики из ФСБ или ГРУ приходят к экстрасенсам или целителям, чтобы разузнать их секрет, воспользоваться их идеями для борьбы с противниками. Между тем никакого секрета нет, а они не верят. Чтобы узнать секреты своего бессознательного, необходимо расслабиться, а чтобы расслабиться, нужно перестать бороться с кем-то и бояться кого-то, но это невозможно, так как именно это они и хотят делать, только об этом и думают. Так природа самым простым и естественным способом защищается от этих монстров и биороботов, потому что, если бы они проникли в святая-святых, то ужас, что они бы наделали. Но они не могут, потому что, проникая туда, они тут же перестают быть монстрами и биороботами, становятся счастливыми и добрыми, и не могут уже кому-то повредить.
Правда, есть один хитрый способ — метод Старика и Старухи. Старик, как известно, добрейшей души человек, проник в свое бессознательное, то бишь в море, и выловил там Золотую Рыбку. Но именно потому, что он был добр, он выпустил рыбку, ничего от нее не попросив. Однако у него была Старуха, которая не отличалась добротой и бескорыстием нрава, поэтому к ней Золотая Рыбка никогда бы не попалась. Зато Старуха умела требовать со своего мужа, и он слушался, а не поставил ее на место — опять же в силу своей доброты и бескорыстия. Она воспользовалась этим счастливым случаем по полной программе и получила все! Однако она захотела именно того, чего хотят силовые ведомства: чтобы Золотая Рыбка была у нее на посылках! Поэтому, как всем известно, все кончилось разбитым корытом…
Чтобы счастье случилось, а бессознательное открылось (Сезам, откройся!), надо ему отдаться, но ведь хочется не отдаться, а деньжат поднабраться! Поэтому оно и не открывается! Тайная пещера, как известно, тоже открылась перед добрым и бескорыстным мальчишкой (в сказке его недаром называют Алмазом неограненным), который хотя и получил что-то для себя, но использовал это, чтобы сделать много добра другим и реализовать искреннюю любовь!
Многие люди, впрочем, давно догадались, что их счастье находится в бессознательном. Поэтому они ловко избавляются от сознания и его навязчивого контроля с помощью алкоголя, наркотиков и других подручных средств. Но тогда они начинают считать, что счастье не в них, а в алкоголе или наркотиках, а это не так. Их страдания без приема алкоголя и наркотиков становятся совсем невыносимыми… Если бы они научились пользоваться своим бессознательным без этих средств… Но они не могут, потому что их переполняют страдания и ненависть к этому миру.
Счастье — это не состояние, вызванное тем, что человек удовлетворил все свои потребности, а состояние переполненности добрыми чувствами и энергией жизни, которые побуждают человека к самореализации. При этом он испытывает ощущение, что его возможности неограничены, он свободен и автономен. Счастье — это открытые возможности: чем в большей мере человек ощущает внутреннюю гармонию, согласие с самим собой и благорасположение к нему внешнего мира, тем более он счастлив. Но благорасположение мира он ощущает потому, что не защищается от мира. Он отказался от брони своего характера, и его мышечный панцирь расслабился. В этом случае человек непосредственным образом получает столько энергии, что «мало не покажется», он оказывается в раю, никуда не перемещаясь физически, не меняя обстоятельств своей жизни. Энергия просто переполняет его, избыток энергии и делает его счастливым. Кроме того, он не скован своим панцирем, а больше ничто и не может его сковать, и значит, все дается легко, все доставляет удовольствие.
Знаменитый психотерапевт Милтон Эриксон славился тем, что мог потрясающим образом управлять своим бессознательным. Он перед сном программировал себя, что ночью напишет статью. Утром, когда он просыпался, рядом с пишущей машинкой уже лежала готовая статья. Он не помнил, как ее писал, и не знал, что в ней написано. Нарочно не читая, он отправлял статью в журнал и потом читал собственную статью в журнале, узнавая из нее много нового! Тогда-то он и понял, что его бессознательное гораздо умнее и богаче, чем сознательный ум — результат наших психических ограничений и правил. Сознательный ум стремится все контролировать, все формализовать, предсказать и разложить по полочкам.
Однако поскольку это только маленький участок нашей психики, он не может контролировать огромную область бессознательного, но может мешаться у него «под ногами». Между тем именно бессознательное предлагает нам ключи к творчеству, решению нестандартных задач, дает нам энергию и счастье. Бессознательное в состоянии медитации или сна подсказывает нам гениальные идеи. Так в этом состоянии Д.И. Менделеев открыл свою периодическую таблицу, И.С. Бах увидел свои знаменитые фуги, так была изобретена швейная машинка, а Архимед, расслабившись в ванной, открыл свой знаменитый закон. Примерам несть числа. М. Эриксон использовал собственное бессознательное и в процессе психотерапии, придумывая совершенно неожиданные и фантастические приемы воздействия на пациента. Он обращался скорее к бессознательному миру пациента, а не к его сознанию, поэтому тот и не понимал, почему выздоровел. Один маститый психотерапевт, который учился у М.Эриксона три года и вроде бы все уже понял и разложил по полочкам, все-таки никак не мог делать то, что легко получалось у его гуру. И он спросил о причинах этого у гениального учителя.
Дальше рассказывает ученик. «Очень внимательно глядя мне в глаза, М.Эриксон произнес: “У вас слишком сильная тенденция все раскладывать по полочкам, и это мешает проявиться вашему бессознательному”, — и на этом закончил разговор. Я очень расстроился. Нет чтобы объяснить как следует! Через несколько месяцев я снова задал ему тот же вопрос, и точно так же, внимательно глядя мне в глаза, он сказал: ”У вас слишком сильная тенденция все раскладывать по полочкам, и это мешает проявиться вашему бессознательному”. Я еще больше огорчился, подумав: стареет, видимо, даже не помнит, что уже говорил мне то же самое… Но через несколько месяцев я снова задал ему тот же вопрос. И точно так же, внимательно глядя мне в глаза, Эриксон произнес: ”У вас слишком сильная тенденция все раскладывать по полочкам, и это мешает проявиться вашему бессознательному”. И тут я понял (!!!): ”У меня слишком сильная тенденция, все раскладывать по полочкам, и это мешает проявиться моему бессознательному!” Я взглянул на Эриксона, глаза его сверкали, и очень тихо и проникновенно он сказал: ”Правильно!”»
Стремление все контролировать и раскладывать по полочкам происходит от внутренней тревожности, от недоверия к самому себе, своей природе. Собственно первородный грех и начался в момент возникновения у человека сознания, когда он съел запретный плод и осознал свою наготу. Тут-то и произошло изгнание человека из рая, то есть из бессознательного. С тех пор мы и боимся неопределенности, спонтанности и везде пытаемся «соломки подстелить», но беда всегда приходит с неожиданной стороны и мы всегда не готовы к ее встрече, поэтому мы уже не ждем хорошего, а думаем только о будущих бедах или о прошлых ошибках. Разве тут до счастья? Как в той самой притче про земляничку.
За человеком погнался тигр. Побежав от него, человек упал в пропасть, но зацепился за какой-то корень, торчащий из склона горы, и повис на нем. Взглянув вниз, он увидел, что на дне пропасти его поджидает другой тигр. Тут из норки, рядом с корнем, выбежала маленькая мышка и стала подгрызать корень. Когда осталось совсем немного, чтобы корень оборвался, человек вдруг увидел, растущую на склоне прямо перед его лицом маленькую земляничку. Он сорвал ее и съел.
На этом притча кончается; обычно не дается никакой ее интерпретации, и люди понимают ее очень криво, например, как свидетельство того, что жизнь наша – сплошное страдание, есть только маленькие радости… Однако смысл ее прямо противоположен этому мрачному взгляду на жизнь, и понять это очень легко. Первый тигр - это прошлое, от которого человек в ужасе убегает, второй тигр - это будущее, которого человек всегда страшится, корень — это корень жизни, а маленькая мышка - неумолимое время. А вот маленькая земляничка — это мгновение настоящего, и когда человек съел ее, то попал в настоящий момент времени и обрел просветление. Потому что в настоящем нет ни прошлого, ни будущего, а значит, нет никаких страхов и страданий, есть только прекрасное настоящее, которое может длиться вечно. Еще З.Фрейд отмечал, что в бессознательном нет прошлого и будущего… Счастье приходит к человеку не завтра и не вчера, оно случается прямо здесь и теперь, если это вообще происходит...
Почему оно происходит или нет? А потому, что мы либо перестаем тревожиться и напрягаться, либо нет, либо перестаем сожалеть о прошлом и беспокоиться о будущем, либо нет, либо расслабляемся и доверяемся, либо нет.
А почему мы делаем так или иначе? В первом случае мы вполне довольны тем, что у нас есть, и успокоились наконец, а во втором мы хотим что-то получить, но не можем. Буддиста, который, по мнению окружающих, достиг просветления, спросили: «Что же такое просветление?» Он ответил: «Горы остались горами, а реки остались реками. Когда хочу, я ем, когда хочу, я сплю». Парадоксальный ответ в стиле Дзен? Да нет, совершенно правдивый ответ. Он сказал: «Мир остался таким же, он не перевернулся и не поменялся. Я успокоился и примирился с миром. Я абсолютно счастлив и спокоен. Если мне надо удовлетворить свои естественные потребности, я это делаю, но больше мне ничего не надо».
А как же примириться с этим миром, если он нам не нравится? На этот счет есть еще одна (древняя индийская) притча.
Один человек, как и тысяча тысяч других, мечтал разбогатеть и удовлетворить все свои желания. Он понимал, что заработать столько не сможет, но слышал, что где-то в лесу живет мудрец, который знает великую мантру (заклинание). Если эту мантру произнести, то явится великий джинн, который выполнит любые задания, принесет любые блага.
Он долго искал именно этого мудреца, в конце концов, нашел, и, упав в ноги, молил открыть ему великую мантру. Мудрец уговаривал его отказаться от своей безумной затеи. «Если ты не найдешь работы для джинна, то он тебя убьет», — предупредил мудрец. Но человек только рассмеялся: «У меня столько желаний, что я просто завалю его работой, ему некогда будет отдыхать!» — сказал он. Он так просил, что, в конце концов, мудрец не выдержал и открыл ему тайну.
Недалеко отойдя, человек произнес мантру, и явился джинн ростом до небес. Все, что просил у него человек, появлялось тут же: дворцы, золото и драгоценные камни, парки и мосты, танцовщицы и воины, слоны, груженые разнообразным богатством... Очень скоро человек не мог придумать, что еще попросить, и джин проревел: «Давай мне работу или я убью тебя!» В отчаянии человек бросился к мудрецу, на ходу выдумывая что-то для джинна, а тот гнался за ним.
Снова, упав в ноги мудрецу, человек завопил: «О-о-о, я понял, какой я был глупец! Спаси меня, я так раскаиваюсь!» «Ладно, вижу, что ты искренне раскаиваешься, я помогу тебе, — ответил тот, — видишь ту собаку с закорюченным хвостом? Тащи ее сюда, и вели джину раскорючить ей хвост».
Джинн совершенно измучился с этим заданием, только он раскорючил собаке хвост, как тот снова закорючился, он опять раскорючил, а хвост снова закорючился, он раскорючил — хвост закорючился... Джинн вконец вспотел и сдался. «Никогда я не сталкивался ни с чем подобным. Отпустите меня, и я вас не трону», — сказал он.
Джинна с миром отпустили, и человек снова упал на колени перед мудрецом. «Прости меня, я был полным идиотом, теперь я все понял и хочу одного — быть твоим учеником! Преподай мне твой первый урок!» — возопил он. «А это и есть мой первый урок, — сказал мудрец. — Весь мир подобен закорюченому собачьему хвосту. Люди пытаются его раскорючить, а он снова закорючивается, они его раскорючивают, а он опять закорючивается, они его раскорючивают, а он закорючивается... Потому что его исходное свойство - быть закорюченным...»
Надо еще добавить, что мир отлично закорючен — так, как надо! В своей закорюченности он просто идеален, поэтому не надо его улучшать, оставьте мир в покое, займитесь собой! Те, кто хочет «раскорючить» этот мир, пытаются все разложить по полочкам, все проконтролировать, все планировать. Они хотят превратить мир в идеально работающий механизм, соответствующий их представлениям о правильной жизни. Это имело огромное значение для жизни всего человечества. Коммунисты хотели «раскорючить» мир по-своему, а фашисты – по-своему. Что из этого получилось, всем известно, но ведь они исходили из гуманистического стремления людей XVIII века все подчинить разуму, отказаться от Бога и от бессознательного! А какие претензии к Богу могут предъявлять люди, которые от него отказались?
Участник одного семинара по эмоционально-образной терапии задал мне резонный вопрос: «Что же мы тогда делаем здесь на занятиях, если не улучшаем людей и мир?» Я ответил: «А мы, как раз, перестаем раскорючивать мир и прежде всего самих себя. Мы возвращаемся к собственной прекрасной естественности, к своей изначальной, не изломанной в порыве совершенствования природе. Это и означает — улучшать мир».
Действительно, в любой терапии мы именно это и делаем. Особенно наглядно это происходит в эмоционально-образной терапии. Например, мы вынимаем колья из собственного носа, которые не дают нам дышать — это конкретный пример лечения хронического ринита (колья символизировали запрет отца на выражение чувств). Или снимаем с себя железные трусы («пояс верности»), которые возвращаем отцу, ревниво оберегавшему нашу невинность, в результате чего возникли женские болезни. Или возвращаем утерянное сердце, подаренное кому-то давным-давно. Или ставим на место голову, которая из-за нашего упрямства «съехала» с позвоночника. Мы превращаем залежи гнева в свою свободную активность,

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет