Тема Основные этапы становления и развития политической науки. История политической мысли Казахстана



Дата09.02.2023
өлшемі79 Kb.
#66398

Тема 2. Основные этапы становления и развития политической науки.

История политической мысли Казахстана




План


  1. Политическая мысль Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима

  2. Политическая мысль средневекового Востока и европейского средневековья.

  3. Политические идеи эпохи Просвещения и Нового Времени.

  4. Социально-политические идеи и течения ХIХ-ХХ веков (характеристика основных концепций)

  5. Основные этапы развития политической мысли Казахстана. Политическая мысль Казахстана в современных условия.

Политические учения являются показателем политической зрелости социума, выступают важными факторами его политической активности. Они являются специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической реальности.


История политической науки – это история возникновения, развития, обновления и смены множества политических учений, разработанных представителями разных стран и народов. Анализ этих учений дается, как правило, в хронометрическом (временном), пространственном (географическом) и портретном (портретно-индивидуализирующем) измерениях. Однако в литературе можно встретить и иные подходы к анализу процесса развития политической мысли. Например, некоторые авторы систематизируют и изучают политические концепции под углом зрения тяготения их к той или иной интеллектуальной традиции.
Используя указанные критерии, следует отметить, что исторически предшествовала всем другим направлениям политической мысли религиозная традиция (парадигма). Это связано с тем, что религия возникла значительно раньше, чем другие формы общественного сознания. Ее появление обусловлено ограниченностью практического и духовного овладения мира человеком. Поскольку в общественном сознании того времени доминировала мифология, постольку и первые политические представления древности носили религиозно-мифологический характер. Это выражалось, прежде всего, в идее божественного происхождения власти и всех общественных порядков на земле.
В Древнем Египте боги, являясь источником власти правителя, наряду с ним продолжают оставаться ее вершителями на Земле. В целом система власти в Египте напоминали пирамиду, вершину которой составляли боги и их избранник фараон, а основание - народ. Между ними располагались жрецы и знать. Положение в обществе определялось кастовой принадлежностью человека.
Аналогичным образом строилась система власти в Древней Индии. Согласно древнеиндийскому религиозному тексту "Ригведа", мировой порядок основывается на идее господства божественного закона и сословно-кастового строя.
Поскольку земной порядок, исходя из религиозно-мифологических представлений, составляет часть мирового, космического порядка, постольку соблюдение его является священным. Любые нарушения этого порядка рассматриваются как вызов богам. Отсюда весьма детальная регламентация человеческого поведения, наличие различного рода запретов и наказаний, а само искусство правления людьми рассматривается как искусство наказания.
Классический вариант религиозной традиции в истории политической мысли представлен учениями Августина (Блаженного Августина) (353-430 г.г.) и Фомы Аквинского (1224-1274 г.г.), которых считают основными создателями христианской политической теории эпохи Средневековья. В своих теориях и Аврелий Августин и Фома Аквинский стремились обосновать верховенство церкви над светской властью. В их теологическом политическом учении власть имеет божественный характер, что не исключает значения в ней человеческого начала. Особенно заметен этот подход в трудах Фомы Аквинского, который ис­ходил из того, что существуют три элемента власти: принцип, способ и осуществление. И если первый исходит от Бога, то второй и третий элементы производны от человеческого права и исходят от народа. Поэтому, несмотря на то, что власть по существу всегда остается божественной и выступление против нее - грех, Аквинский все же допускал, что в случае тирании правомерно даже тираноубийство.
Ярким представителем средневековых мыслителей мусульманского мира является Абу Наср Аль-Фараби (870-950). Будучи последователем Платона и Аристотеля, он полагал, что цель человеческой деятельности - счастье, которое возможно лишь при помощи разумного познания. Аль-Фараби придерживался организматического взгляда на общество, которое отождествлял с государством. Одним из первых философов средневековья он определяет предмет и задачи политической науки, которую он относит к числу наук об общественной жизни. В задачу политической науки, по мысли Аль-Фараби, входит изучение моральных норм, привычек, нравов, методов и способов достижения счастья, предпосылкой которого является умелое управление государством и нравственный облик правителя.
Кроме учения восточного перипатетизма в мусульманском мире того времени получило распространение учение мусульманских юристов (факихов) и теологов ислама (улемов). Представителем классической теории государства в исламской политической мысли является аль-Газали (1058-1111). Проблема, над которой размышлял мыслитель, - это идея укрепления единого исламского государства путем политической централизации. Для преодоления противоречий между религиозной властью и светской во главе с султаном нужно, с точки зрения аль-Газали, во-первых, рассматривать политику как необходимое составляющее религий и морали; во-вторых, рассматривать религию как основу социальной жизни человека, а власть как страж этой жизни, который обеспечивает ее защиту и незыблемость; в-третьих, аль-Газали считал необходимым союз религиозной и светской власти, полагая, что султан может обеспечить существование единого исламского государства. Будучи противником восточного аристотелизма, аль-Газали считал, что главной задачей государства является защита ислама и исламского образа жизни, а исламское государство должно олицетворять союз власти и религии.
Выдающимся ученым арабского Востока был Ибн-Халдун (1332-1406), с чьим именем связана разработка классификации форм правления и определения "естественных законов" становления, развития и падения государств. Любое государство, по Ибн-Халдуну, имеет временные рамки существования, определяемые возрастом трех поколений. В течение этого срока оно проходит пять этапов развития: возникновение новой власти и свержение прежней; сосредоточение власти в одних руках, уничтожение союзников и приближенных, обеспечивающих захват власти; расцвет государства, в котором господствует порядок, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне; подавление оппозиции и применение открытых форм насилия для поддержания власти; упадок и гибель государства. Из форм правления Ибн-Халдун выделял три: "естественную" монархию, "политическую" монархию и халифат.
С окончанием средневекового периода религиозная, теологическая концепция перестает быть господствующей, однако она не утратила своего значения и в последующие эпохи. Так, анализ этой концепции был бы неполным, без анализа Реформации - религиозного и политического движения, охватившего в начале XVI века почти всю Европу и направленного против католической церкви. Крупнейшим идеологом Реформации был немецкий ученый-богослов Мартин Лютер (1483-1546), положивший начало протестантизму.
Влияние религиозной традиции на политическую жизнь разных народов вплоть до современности связано с тем, что, во-первых, религиозная традиция поддерживает веру людей в возможность установления справедливого общества на Земле; во-вторых, религиозная традиция зачастую и в наше время определяет характер и идеологическую направленность того или иного государства. В качестве примера можно сослаться на социальную доктрину ислама, которая выступает как теоретическая основа национально-политического развития многих стран, в особенности ближневосточных.
В политических учениях древнего мира в недрах религиозного мировоззрения зарождается юридическая традиция, свидетельством чему является рационализм, который нашел свое выражение в политических учениях Конфуция, Мо-цзы, Лао-цзы, легистов в Китае, Будды - в Индии, Заратустры в Персии, в трудах философов - в Греции, юристов - в Риме. Рационализация политических представлений, наблюдаемая в первом тысячелетии до н.э., означала не только отход от мифологической идеологии и одновременно преодоление монополии жрецов, но и более широкое использование для обоснования власти идеи права и закона.
Примером раннего формирования юридической традиции может служить политическая и правовая мысль Древнего Рима, которая связана, прежде всего, с именем Цицерона (106-43 г.г. до н.э.). Особый интерес представляют его идеи о формах государства, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве как вечном, неизменном и неотъемлемом свойстве природы и человека, о гражданине как субъекте права и государства. Впоследствии эти идеи использовались для обоснования концепции правового государства. Цицерон на протяжении всей своей жизни вел активную борьбу против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.
Кроме юридической, к глубокой древности восходит и политико-социологическая традиция, носители которой пытались дать комплексный анализ политики в целом. Такой подход был характерен, прежде всего, для древнегреческих политических мыслителей, среди которых заметное место
занимает Платон (427-347 г.г. до н.э.). Главным в творчестве Платона является его учение о двух мирах: мире идей и мире явлений. Мир идей - это истинное бытие, мир явлений - это искаженная копия мира идей. Поэтому задача государства и политики заключается в том, чтобы привести государственную жизнь в соответствие с идеей государства. Идеальной моделью такого государства должна стать аристократия, которая обеспечивает приход к руководству лучших и благородных представителей.
С именем Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.) связано зарождение политической науки как самостоятельной отрасли знания. Согласно Аристотелю, политическая наука занимается государством, полисом. Он утверждает, что государство - естественное образование. Человек, будучи "политическим животным", несет в себе инстинктивное стремление к "совместному сожительству": развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от него к государству (городу-полису). Главная цель государства - достижение блага всех граждан, а принципом политического властвования является добродетель. Формы государства по Аристотелю определяются тем, с одной стороны, кто правит (один, немногие, все), а с другой - тем, во имя чего осуществляется само правление (во имя общей пользы или личного блага). Исхода из этих оснований, Аристотель подразделяет формы государства на правильные (монархию, аристократию, политию), при которых правители преследуют общую пользу, и неправильные (тирания, олигархия, демократия), где в основе лежат только собственные интересы правителей. В "Политике" Аристотель называет политию наилучшей из правильных форм, хотя монархия представляется ему "первоначальной и самой божественной". Что касается демократии, то Аристотель вслед за Платоном, для которого демократия равнозначна лишь охлократии (власть толпы, черни), относится к демократии критически. Он полагает, что как власть масс она может привести к тирании большинства либо к власти единоличного тирана.
В политическом учении как Платона, так и Аристотеля можно проследить истоки тоталитарных тенденций: человек рассматривается как часть государства, личные интересы подчинены общественному благу. Гражданин - это безликая частица единой политической общности.
Свое дальнейшее развитие политико-социологическая традиция получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения. Систему взглядов на государство, общество и личность этого периода можно назвать гражданской концепцией. Ее отправной точкой был индивид-гражданин, который рассматривался как источник власти. Это открытие Ренессанса: человек, а не Бог - центр Вселенной - выразил Никколо Макиавелли (1469-1527 г.г.), итальянский мыслитель. Репутацией теоретика политики он обязан, во-первых, своему новому "научному методу", во-вторых, доктрине моральной целесообразности отделения политики и права от морали, благодаря чему возник термин "макиавеллизм", и, в-третьих, теории политического республиканизма. Как известно "макиавеллизмом" принято называть политику, основанную на культе грубой силы, пренебрегающую нормами морали. Однако Макиавелли не проповедовал политическую безнравственность и насилие. Для него утверждение "цель оправдывает средства" не абсолютно, он считал, что любая цель, связанная с благом государства, законна и достижение ее даже безнравственными средствами, оправдано.
Дальнейшее развитие гражданско-юридической традиции в осмыслении политики связано с именем английского мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679г.г.). Он полагал, что монархия - лучшая форма власти, но отрицал ее божественное происхождение. Он утверждал, что источник королевской власти - общественный договор, который люди, живущие в догосударственном обществе, конфликтов и "войны всех против всех" заключают с властью в обмен на закон.
Родоначальником либерализма принято называть еще одного выдающегося мыслителя Джона Локка (1632-1704 г.г.). Он впервые четко разделил такие понятия как "личность", "общество" и "государство", поставив личность выше общества и государства. Согласно Локку, человек от рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами. Такими правами он считал права "на жизнь, свободу и собственность".
Значительный вклад в создание концепции гражданского общества был сделан французским просветителем Шарлем Монтескье (1689-1755 г.г.). Он обратил внимание на фактор воздействия географической среды: климата, почвы, рельефа местности, величины территории и т. д., на характер государства. Теория разделения властей - второе достижение Монтескье. Политической властью, отмечал Монтескье, всегда злоупотребляют, и чтобы гарантировать безопасность граждан от беззакония, ее (власть) следует разделить на законодательную, исполнительную и судебную, причем такая гарантия возникает лишь тогда, когда отдельные власти взаимно сдерживают друг друга.
Теория общественного договора получает свое дальнейшее развитие в трудах французского просветителя Жан Жака Руссо (I7I2-I778 г.г.). Согласно Руссо, основная задача этого договора состоит в том, чтобы "найти такую форму ассоциации (государства), которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и, благодаря которой, каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде" (Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969., С.160). Руссо яв­ляется сторонником социального равенства и прямой демократии.
В период Ренессанса возникают политические теории, которые получили название социальной утопии и выражали интересы неимущих слоев населения. Термин утопия происходит от названия книги "Утопия" Томаса Мора (1478-1535 гг.) - английского гуманиста, государственного деятеля, писателя. Создавая модель идеального государства, утописты (Т.Мор, Т.Кампанелла, позже Фурье, Сен Симон, Оуэн) отталкиваются от идеи утверждения общественной собственности и критики частной собственности как причины социального зла. Государство должно быть народным и выполнять функции распределения общественного достояния. В конечном итоге утопии рисуют картину жестко регламентированного общества тоталитарного толка, с детальной регулировкой всех аспектов жизни людей.
На смену гражданской концепции политики в Новое время приходит социальная концепция, согласно которой отправной точкой, источником власти рассматривается уже не индивид, а группа: нация, класс, человечество. Индивиды же рассматриваются как продукты своей группы. Социальная парадигма объединяет группу весьма разнородных теорий, сходных в своем стремлении объяснить природу политики через роль какой-либо сферы общества, эти теории оперируют социальными, но внешними по отношению к политике величинами. Например, свое развитие политико-социологическая традиция получила в трудах идеологов рабочего класса - К.Маркса, Ф.Энгельса, В. И. Ленина. Под воздействием учения Гегеля и Фейербаха К.Маркс создает теорию материалистического толка, стержневой идеей которой в политологическом плане является тезис об определяющей роли надстроечных факторов, в том числе политики и государства, базисными основами, существующим способом производства, представляющим совокупность производительных сил и производственных отношений. Смена способов производства происходит революционным путем. Главный вывод Маркса состоит в том, что любая сторона жизни, в том числе и политика, определяется материальными факторами.
Несомненный интерес представляет социологическая теория Людвига Гумпловича (1838-1909 г.г.), профессора государственного права в Австрии. В качестве основного социологического закона Гумплович объявлял "стремление каждой социальной группы подчинить себе другую социальную группу, встречающуюся на ее пути". (Гумплович Л. Социология и политика. М.,1985. С. 159), По мнению Гумпловича, не божественное провидение, не общественный договор, не идея свободы создает государство, а столкновение различных групп и племен, а также насилие и борьба между ними.
Свое развитие социальная концепция политики получает в работах Эмиля Дюркгейма (1858-1917), который считался главой социологической школы во Франции. Он - один из авторов теории "социальной солидарности". Социальная солидарность, по мнению Дюркгейма, формируется под влиянием разделения труда в обществе. В развитом обществе каждый индивид выполняет какую-либо одну специфическую функцию в соответствии с разделением труда и, тем самым, ставя себя в зависимость от других индивидов, способствует формированию органической солидарности.
История политической мысли XX столетия представлена широким спектром разнообразных теорий и концепций. В начале столетия господствующим был социологический подход, исследующий проблемы политической власти и ее социальных основ ("теория заинтересованных групп" А.Бентли, "теории элиты" Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс, социологическая теория государства М.Вебера, поведенческая теория Г.Лассуэла). К середине XX века происходит активное расширение сфер политологических исследований и осуществляется поворот к проблемам либерализации политической жизни, укрепления демократии, совершенствования социальной политики государства. Например, "новая теория демократии" Й.Шумпетера, который рассматривал политический процесс как рыночный: избиратели - спрос, политики - предложение. Чтобы добиться поддержки избирателей, политики должны быть, по крайней мере, отзывчивы на их требования. Кроме того, следует отметить труды американского политолога Р.Даля, одного из основоположников теории плюралистической демократии. В своей работе "Полиархия. Участие и оппозиция" он выделяет черты идеального демократического режима. Это почти всеобщее избирательное право; право голоса, равное праву занять официальную должность; справедливые выборы; защита свободного выражения мнений, включая критику правительства, общества, господствующей идеологии; существование альтернативных средств массовой информации; свобода создавать независимые организации, включая оппозиционные партии; относительно высокая ответственность правительства перед избирателями.
Вторая половина XX столетия характеризуется поиском новых парадигм развития политической науки, направленных на обоснование адекватных современному этапу западного общества теоретических моделей и концепций власти. Этот этап представлен концепциями ярких представителей западной политологической мысли. Можно назвать имена Р.Арона, Дж.Гелбрейта, З.Бжезинского, Д.Белла, О.Тоффлера, Дж. Нейсбита, Г.Моргентау, Г.Алмонда, Х.Арендта, Р.Дарендорфа, С.Липпсета, С.Хантингтона, К.Поппера, Д.Истона, Т.Парсонса.
Основные этапы развития политической мысли Казахстана. Политическая мысль Казахстана в современных условиях.
Зарождение политической мысли на территории Казахстана восходит к временам седой древности. История ее развития в полной мере еще не изучена, но некоторые политические идеи мыслителей, общественных деятелей прошлого дошли до наших дней. Так, в работе Юсуфа (Жусупа) Баласагунского (Баласагуни) "Кутадгу Билиг" ("Благодатное знание"), который жил в XI в., большое место отводится вопросам, способам и методам управления государством, нормам и законам, с помощью которых регулируются взаимоотношения между людьми. Идея многоступенчатой системы подчинения, где власть принадлежит хану, задача и цель которого состоит в подчинении бедняков середнякам, последних - богатым, а также в управлении народом, нашла яркое отражение в труде Баласагуни. По мнению философа, главное внимание бека должно быть направлено на умение управлять и руководить разными ка­тегориями людей, учитывая их социальное и имущественное положение, а также интересы и потребности. В сфере внимания мыслителя находились не только правовые нормы, но и нравственные, направленные на создание единой этической основы идеального государства. Главная роль в утверждении этих норм принадлежит беку, который должен знать добродетели и пороки, влияющие на поведение граждан. Хан также должен создавать условия для упрочения законности и бдительности, от которых зависит процветание государства. Другим философом периода расцвета Караханидского каганата является Махмут Кашгари (XI в.), который в своем труде "Дивану лугат аттатюрк" (Словарь тюркских наречий), дает не только описание языка, обычаев тюркских народов, но и рисует картину истории и политической жизни тюрков. Большое внимание он придает роли нравственного начала, таких его черт как патриотизм, преданность родине, храбрость, которые должны способствовать укреплению государственности.
В ХП в. в своем дастане "Акикат сыйы" (Подарок истины) Ахмет Иугинаки также уделяет большое внимание роли нравственного начала в построении взаимоотношений между людьми и государствами, считая, что адаб (совершенный человек) является основой создания современного государства.
В более позднее время в ХУ1 в. в своих трудах Мухаммед Дости и Ибн Рузбихана дают картину политической жизни территории Казахстана XIV-XVI в.в., описывают систему политического устройства государства, в которой нормы и обычаи права вписывались в традиции степной государственности и строго ее охраняли.
Дальнейшее развитие политической мысли в Казахстане тесно связано с историей страны, деятельностью крупных представителей Казахского ханства, таких как Касым-хан, Хак-Назар-хан, Тауекел-хан, Есим-хан, Тауке-хан. Кроме того, Тауке-хан был одним из первых законодателей, реформаторов традиционного казахского общества. Его свод законов говорит о достаточно высоком уровне правосознания казахского общества.
Надо отметить, что в казахской степи сложилась достаточно демократичная система политических отношений, базировавшаяся на номадном способе производства, важным показателем которой был институт выборности ханов. Последующие времена истории Казахстана связаны с распадом Казахского ханства, борьбой против джунгар, принятием российского подданства Младшим и Средним жузами и впоследствии, в 60-е гг. XIX в., присоединением к России Старшего жуза. Колониальная политика царизма в Казахстане привела к развитию национально-освободительной борьбы казахского народа за независи­мость и свободу. Среди наиболее ярких движений конца XVIII - начала XX столетия следует назвать движения под руководством Срыма Датова, Исатая Тайманова, Махамбета Утемисова, Кенесары Касымова, Амангельды Иманова. Историю этого периода развития казахской государственности нельзя рисовать черно-белыми красками. Именно такой, противоречивой, со своими достижениями и трудностями, предстает она в осмыслении блестящих просветителей - Ч.Валиханова, С.Бабаджанова, И. Алтынсарина, а также самородка казахской культуры Абая. Абай Кунанбаев (1845-1905) - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы. Оценить его социокультурные взгляды, богатство политической мысли можно, познакомившись с его идеями, высказанными в главном философско-этическом труде "Слова назидания". Абай считает, что необходимо культивировать основные нравственные ценности - знание и веру, учась у других народов, перенимая у них все самое полезное. Для этого нужна сильная власть, которая будет ликвидировать разобщенность, содействовать пробуждению национального самосознания, устанавливать порядок в степи. Однако Абай предостерегает и от увлечения насильственными методами осуществления власти, от ее антигуманных действий. Препятствием для установления сильной власти в степи, по мысли Абая, были, во-первых, потеря суверенитета, зависимость от центральной российской власти, а во-вторых, разрушение устоев самобытной государственности, разрыв с традиционными правовыми нормами, ликвидация управленческих и властных структур прошлого. Поэтому он подчеркивает ценность степных кодексов, созданных ханами Есимом, Касымом и Тауке.
Новый этап в развитии казахской государственности и осмыслении перспектив ее будущего начался в 1917г. Происходит размежевание в политически активной части казахского общества. Наиболее яркие представители казахской либерально-демократической интеллигенции в лице А. Букейханова, М. Дулатова и др. отстаивали идею национальной и государственной независимости Казахстана посредством создания культурно-национальной автономии. Представители левых (Т. Рыскулов, А. Джангильдин, А. Иманов) поддержали политический курс большевизма. Судьбы либеральной казахской интеллигенции трагичны, практически все были подвергнуты репрессиям со стороны утвердив­шегося в стране советского режима.
Следующая страница истории открывается в начале 90-х годов XX в., когда народ Казахстана взял в свои руки историческую судьбу Родины и, провозгласив суверенитет государства, выдвинул идеи демократизации общества, возрождения национальной культуры и приоритета прав личности как высшие политические ценности. В новых условиях, свободных от идеологических наслоений, возникают широкие возможности для изучения политико-правовой мысли прошлого и создания собственных политических доктрин настоящего и будущего.

Рекомендуемая литература



  1. История политических и правовых учений /Под ред. В.Г. Нерсесянца. М., 2000.

  2. История политических и правовых учений /Под ред. О.Э.Лейста. М.,1997.

  3. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.

  4. История политических и правовых учений ХХ в. М., 1995.

  5. Джунусова Ж.Х., Булуктаев Ю.О., Акимова А.М. Введение в политологию. Алматы, 1998.

  6. Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Политология: Уч. пособие. Алматы, 2000.

  7. Политология. Учебник /Под ред. А.Н. Нысанбаева. Алматы, 1997.

Контрольные задания для СРС (о.-3,6, 9, д.-8,9,10)



  1. Основные тенденции в развитии политической мысли

  2. Политическая мысль Арабского Востока


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет