Тест за 04 модо ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже. Аль-Фараби



Дата12.04.2022
өлшемі16,38 Kb.
#30779
Байланысты:
Тест за 8.04 МОДО 9кл


Тест за 8.04 МОДО

Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже.

Аль-Фараби

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника. Умер в 950 году.

Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль, как Нил для Египта, Тигр и Ефрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области. В IX-X вв., по описанию современников, это был крупный центр, важнейший пограничный и узловой пункт караванных дорог мировой торговли того времени, в котором связывались кочевая степь и оседлое население. Широко известен факт разрушения монголами города в 1218 г., вошедший в историю как «Отрарская катастрофа». Здесь же в феврале 1405 г. умер Тимур. Но на карте культурного развития Отрар отмечен как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей.

В молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом. Многие годы жизни он провел в Багдаде, явившимся политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, изучая труды деятелей «Бейт аль-хикма», переводчиков греческих авторов, входит в контакт с видными учеными и по истечении определенного времени занимает первенствующее место среди них благодаря нравственной высоте и силе мысли. Именно здесь ему был присвоен титул «Муаллим ассана» – Второй учитель. Звание «второго» подразумевало наличие «первого», под которым имелся в виду Аристотель.

И действительно, их многое сближает: широта и разносторонность научных интересов, стремление философски понять бытие и место человека в нем, близость к «общепринятому мнению», к практической житейской мудрости народа. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. Необычность и смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой философии и науки. А прямые нападки на некоторые предрассудки эпохи заставили многих людей подозревать его в ереси и отходе от религии.

Он был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в его трактате «Слово о классификации наук». Фараби мыслил как реформатор педагогики, стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности. (349 сл)



1. Утверждения, не соответствующие тексту

1. Багдад – политический и культурный центр арийского халифата.

2. Фараб стал именоваться Отраром.

3. Аль-Фараби изучал и переводил греческих авторов.

4. Стремился систематизировать знания своего времени.

5. Аристотеля и Тимура сближает широта и разносторонность научных интересов.

А)1,4,5

В)1,3,5


С)1,3,4

Д)2,4,5


Е)1,2,3

2.Определи стиль речи.

А)научный стиль

В)публицистический стиль

С)официально-деловой стиль

Д)разговорный стиль

Е)художественный стиль

3. Цель второго абзаца

А) представить земляков ученого

В) узнать происхождение фамилии

С) подчеркнуть культурное значение родины

Д) выразить интерес к истории современной науки

Е) показать общие знания о поэте



4. Последовательность событий

1. в Багдаде пополняет свои знания

2. Его философские воззрения противоречили общественному мнению

3. Аль-Фараби был реформатором наук

4. родился в семье знатного тюркского военачальника

5. юношей покинул свой родной город

А)4,5,1,2,3

В)4,2,5,3,1

С)3,1,5,2,4

Д)3,1,2,4,5

Е)2,4,3,5,1

5.Определи тип речи

А)повествование

В)рассуждение с элементами описания

С)повествование с элементами описания

Д)описание

Е)описание с элементами повествования

6. Выражение «близость к общепринятому мнению» в контексте подразумевает

А)авторитаризм

В)консерватизм

С)прагматизм

Д)реализм

Е)романтизм

7. Аль-Фараби присвоили титул «Второй учитель» за

А) самостоятельный вклад в науку логики

В) нравственную высоту и силу мысли

С) философское понимание бытия и человека

Д)реформы в науке

Е)знатное происхождение

8. Ученого не волновали вопросы

А) реформы в педагогике

В) материальное благосостояние народа

С) развитие человечности

Д) просвещение и систематизация наук

Е) сближение традиций и нравственности

9.Изучал труды

А) "Отрарская катастрофа"

В) «Жизни Аристотеля»

С) «Бейт аль-хикма»

Д) «Муаллим- ассана

Е) «Трактат о взглядах жителей добродетельного города»

10. Почетное прозвище его -

А) Фараб

В) Тигр


С) Второй учитель

Д) Аристотель



Е) Тимур

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет