Трилогией «Кочевники» Ильяс Есенберлин, как и своим первым романом «Опасная переправа», способствовал пробуждение национального самосознания своего народа



Дата02.12.2023
өлшемі19 Kb.
#132468
түріУрок

ЭССЕ
АЛМАС ҚЫЛЫШ


Трилогией «Кочевники» Ильяс Есенберлин, как и своим первым романом «Опасная переправа», способствовал пробуждение национального самосознания своего народа. Взявшись за очень трудную тематику, он, тем самым, выбрал для себя очень нелегкий путь, на котором его ждало много гонений и несправедливостей. Своей главной целью писатель считал пробудить народ, заставить его думать о завтрашнем дне, не забывая уроки прошлого, когда народ стоял перед угрозой исчезновения. Эту мысль он выразил в разговоре хана Касыма с Онай-батыром


В истории казахской литературы роман-трилогия «Кочевники» Ильяса Есенберлина воспринимается как главное произведение в жизни самого писателя. В ней писатель «уверенно шагнул в отдаленные времена национальной истории, когда казахами правили кровавые чингизиды, а жизнь степи была зыбкой и переменчивой и многое зависело в ней лишь от настроения того или иного батыра и его рода. Необходимо было проделать огромную исследовательскую работу, ввести в обиход новый, неизвестный читателю материал.
Первая книга трилогии «Кочевники» казахского писателя Ильяса Есенберлина. Это — широкое эпическое полотно, воссоздающее историю казахского народа, начиная с XV века и кончая серединой девятнадцатого столетия.
Исторический роман Ильяса Есенберлина повествует о событиях произошедших на территории Казахстана, в периоды сплочения казахских родов и образования Казахского Ханства. В те самые тяжелые периоды, когда каждая осечка и непредусмотрительность могла привести к гибели, а затем к последующим страданиям народа, каждая личность сыграла свою роль в этой цепочке и тем самым становилась еще одним кирпичиком в становлении Казахского ханства. Даже в те моменты когда судьба уже предрекала смерть Керея и Жанибека, происходили удивительные вещи. Например когда Хан Абулхаир зазвав двух правителей казахских родов на охоту, и спланировав их убийство очень тщательно, в конце концов так и не смог убить, тем самым дав хороший опыт как Керею, так и Жанибеку в трезвом рассмотрении происходящих вокруг вещей в последующих этапах правления. Также, нужны были такие правители которые бы смогли довести начатое дело до конца, образовав Ханство казахов и сплотив роды, коими и оказались вышеупомянутые 2 хана. С четкой выдержкой, с напористым характером и мудростью смогли избежать каверзных ситуаций когда дело касалось межродовых усобиц, и тем самым достигнув своей цели. А какаю цель была изначально поставлена ими? К чему были все жертвы? Как можно охарактеризовать столь сильное стремление обособиться?
Моим личным доказательством государственности казахов испокон XV-х веков, является то что вся та работа проделанная Кереем и Жанибеком и говорит о том что их главной целью было сплотить казахские роды и создать мощное государство казахов. В повествовании книги «Заговоренный меч», говорится как видные люди того времени, такие как Казтуган-жырау в сопровождении нескольких аулов присоединялись один за другим. Причиной тому была нестабильность внутреннего состояния ханств, страхом был поглощен народ и пытался всячески найти того хана, который сумел бы сохранить спокойствие и мир. Именно в тот период, когда величайшие беды обрушивались на роды и племена проживавших на территории Казахстана, султаны Керей и Жанибек вверили в свой народ идею, целью которой являлось создание Казахского Ханства. В контексте данной книги, можно подчеркнуть не мало важную деталь, из уста народа можно было понять то что в потенциале двух султанов не сомневались даже враги и ожидали больших перемен в степи. Помимо этого потенциала, даже сам путь в Моголистан оказался не легкой прогулкой. Хан Абулхаир узнав о переселении казахов через Сейхундарью в Моголистан, приказал поголовно казнить всех, и в том числе детей, женщин и стариков. Осведомленность казахских султанов помогла избежать столкновения с войском Абулхаира, и на один шаг приблизила консолидацию казахских родов и Моголистана. Свою многозначительную роль играл и Хан Касым, сын султана Жанибека, который вел другие роды в Моголистан несколько иным маршрутом, всячески отводя прицел хана Абулхаира от основной переселенческой массы во главе двух султанов. И вот наконец сыны Барака и Булата после 4х дневной откочевки, от подданств притесняемых со стороны хана Абулхаира, были щедро и много уважительно приняты со стороны хана Моголистана, Исан-Буга хана. Так можно повествовать один из главных шагов сделанных Кереем и Жанибеком, шагом который определил будущее процветание народа, истощившегося от давления со стороны ненасытного потомка Шайбани. Далее начались первые шаги в формировании власти над своим народом со стороны главных султанов, распределялись аулы, пастбища, словом образование пошло полным ходом. Исходя из фактов и примеров формирования приведенных выше, можно смело утверждать наличие государственности казахского народа.
Говоря о главных аргументах приведенных Ильясом Есенберлином, и могу посчитать несколько косвенным аргументом как раз доказательство образовании Казахского государства. Не могу не согласится с автором в этом случае, так как считаю этот аргумент очень подкрепленным фактами и насыщенными подробностями. Конечно же стоит отметить, что четкую аргументацию автора тяжело уследить, так как в повествовании очень подробно описано и каждый сюжет может исказить и добавить новые цвета в ленту событий и заставляет человека менять свой взгляд на происходящее.
К примеру , в начале книги хан Абулхаир казался читателю очень мудрым и добрым правителем, хотя в последующее продолжение книги, он повествуется читателю как безжалостный и ненасытный хан. Каждое его решение сопровождалось негативной перспективой, описывавшей его врагом, а так же Керея и Жанибека. То есть, автор пытался донести, какие трудности доставлял всем хан Абулхаир, и как из этих трудностей выходили два султана. Из этого следует отметить что у наследника Шайбани были на то свои мотивы, и в моем понимании данной ситуации, является то что у Абулхаира был огонь внутри, который не давал ему покоя и заставлял захватывать и править. Для кого то он казался злым и плохим персонажем в данном повествовании, но стоит учесть тот факт что он по прежнему оставался ''добрым” и ''хорошим'' для своих, своей семьи, сыновей и приближенных. Данный аргумент, который так же присутствовал и не был четко сформулирован по ходу всей книги, все же остается аргументом, и с чем я не могу согласится. Да Абулхаир персонаж не из позитивных, но не стоит сразу его отбрасывать в корзину, и вешать на него всю вину в страдании народа, надо постараться взглянуть на это по иному и дать трезвый анализ его действиям. Такого анализа не может быть дано в историческом романе, и считаю что ''аргумент’’ автора по поводу Абулхаира, по поводу его безобразности, вызывает не слишком четкие пояснения и требует от читателя более мягкого подхода при чтении данной литературы.
Когда читаем роман, то сталкиваемся с многочисленными дворовыми интригами, кознями, хитроумных политических расчетах чингизидов, в которых жизнь человека не имела никакой цены и на протяжении всего романа испытываем бесконечную боль за поруганное человеческое достоинство.
Из всех ханов особой изощренной жестокостью отличался хан Тимур, который после себя оставил незыблемый закон «о наказаниях для матерей, преступных перед своими детьми», когда дети сами должны были выбрать род казни.
Много притч оставил Чингизхан из жизни птиц и зверей, его наследники ненавидели певцов, музыкантов и жырау, которые проповедовали человеколюбие и воспитывали в детях особое чувство, которое заключалось в том, что человек должен вести себя иначе, чем волки, птицы и др. Обширно население трилогии Ильяса Есенберлина – ханы и жырау, батыры и бии, степные красавицы и простолюдины. И почти у каждого свой характер, своя судьба, выписанная автором ярко и детально. На протяжении всей трилогии чувствуется умиление автора натурами художественными. При показе Олжабай-батыра писатель тонко подметил, что через семь поколений повторится его любовь к песне, так как батыр погиб тогда, когда услышал хорошую джунгарскую песню, повернул коня к костру и погиб во тьме от руки вражеской стрелы. Автор пишет, что « через семь поколений в роде каржас родился мальчик, которому по свято хранимой традиций дали имя предка-батыра, больше всего на свете любившего песни. И мальчик этот стал поэтом»
Данное произведение Ильяса Есенберлина, цепляет читателя тем что помимо исторических фактов и событий, все украшено подробностями и диалогами. Данный подход писателя можно только поощрять, так как это делает историю интересней и завлекающей. Конечно же не стоит забывать, что данные диалоги это задумка и полет фантазий автора, и является только украшением событий. И в моем личном понимании, нужно воспринимать диалоги с осторожностью, и воспринимать в виде отрывков из художественной литературы. Интерпретация исторических фактов с диалогами и красками автора делает произведение захватывающим, и в моем личном понимании искажение исторических фактов в данном произведении не имеет места. По ходу прочтения произведения, не повстречались факты и события которые были бы сильно искажены от хронологических событий, и посему считаю работу автора довольно правдивой и красивой одновременно.
В заключение анализа и изучения книги Ильяса Есенберлина, «Заговоренный меч», хочется сказать что сплочение казахского народа в XV веке, как единая масса вызвала переворот в степи, и дала толчок новой истории. Истории, которая была шикарно описана автором данной книги, во всех деталях и нюансах была воспроизведена лента событий произошедших во времена образования Казахского ханства. Непременно следует отметить великий талант писателя, который скорее всего будет признан еще в больших масштабах.
Также, думаю что трилогия Ильяса Есенберлина, покажет всему казахскому народу наиболее подлинную историю образования Казахского государства. И тогда, когда картина ясно преобразуется перед глазами народа, важность государственности повысится, что приведет к дальнейшему развитию культуры и национального
духа населения, просто потому что народ без истории это не народ. И считаю что последующим эффектом будет правильный подход к празднованию юбилея государственности казахского народа, а также укрепит в молодежи этот прочный хронологическо-поэтический сюжет. После прочтения данной книги, все сомненья и раздумья, по поводу отсутствия государственного устоя казахов испокон веков, улетучиваются и дают ясно понять что автор хотел доказать всему миру что государственность казахов существовала, существует и будет существовать!

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет