СРОП №1.«Роль философии в осуществлении третьей модернизации современного Казахстана».
Вариант 1 Задание. Прочитать философский текст и ответить на вопросы Иван Ильин. Философ должен совершенствовать философский опыт и философское созерцание…Необходимо совершенствование дара созерцания, притом разнообразного созерцания, способности к вчувствованию, глубокого чувства ответственности, искусство творческого сомнения, вопрошания, упорной воли к окончательному удостоверению и живой любви к предмету. Тот, кто должен в качестве исследователя обратиться к нравственности, добродетели и добру, должен, прежде всего, углубить и расширить свой нравственный опыт. Нравственность не может быть ни постигнута, ни изображена в отвлеченных построениях и спекуляциях. «Нравственное» должно быть пережито исследователем…Нравственный опыт требует всего человека, он нуждается в его любви. его страстях, в его решениях, его деяниях. Человек должен отдать этому опыту всю свою личность - свою жизненную силу, свой жизненный успех, свою судьбу. Он должен предстать перед своей совестью; он должен предаться ей, деятельно зажить из нее; осуществляя эти деяния, он должен увидеть перед собой угрозу для жизни, взглянуть в глаза смерти и преодолеть свой страх смерти. Нравственный опыт не дается тому, кто сидит неподвижно в своей комнате, кто предается праздным фантазиям, кто является «дезертиром» своего призвания и своего долга. Кто хочет написать этику, тот должен иметь за собой живой опыт любви, борьбы и страданий.
Николай Бердяев. Во всяком случае, одно несомненно: философское познание есть духовный акт, в котором действует не только интеллект, но и совокупность духовных сил человека, его эмоциональное и волящее существо…Предрассудок думать, что познание всегда рационально и что нерациональное не есть познание.
Через чувства мы познаем гораздо больше, чем через интеллект. Замечательно, что познанию помогают не только любовь и симпатия, но иногда также ненависть и вражда. Вся оценочная сторона познания – эмоционально-сердечная…Признание эмоционального познания, познания через чувство ценности, через симпатию и любовь, не есть отрицание разума…Дело идет о восстановлении целостности самого разума, который в средние века, несмотря на интеллектуализм схоластики, был более целостен, так что интеллект часто обозначал дух. Философия должна не отрицать разум, а раскрыть противоречия разума и имманентно обнаружит границы его…
Философия есть творческое осознание духом смысла человеческого существования, но это предполагает, что сам познающий философ несет в себе опыт о противоречиях человеческого существования… В этом опыте нельзя отделить жизнь интеллектуальную от жизни эмоциональной и волевой.