«вестник вкгту»



Pdf көрінісі
бет1/7
Дата06.03.2017
өлшемі0,72 Mb.
#8030
  1   2   3   4   5   6   7

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА                                                               

ISSN 1561-4212. 

«ВЕСТНИК


 

ВКГТУ


»

 



 2, 2010.

 

 



150

 

 



 

 

 



 

 

СТРОИТЕЛ ЬСТВО 



И АРХИТЕКТУРА 

 

 



УДК 72.03 

 

Г.С. Абдрасилова 

КазКАСА, г. Алматы 

 

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ИСЛАМСКОГО МИРА 

 

Исламская  (мусульманская) архитектура – зодчество стран Ближнего, Среднего Вос-

тока,  Индии,  а  также  Пиренейского  полуострова,  принципы  которого  сформировались 

после VII века под влиянием ислама как господствующей религии в регионе. Наиболее 

впечатляющим элементом мусульманской культуры является архитектура.  

Первые мусульманские культовые здания – мечети –ложился единый стиль, который, 

сохраняя  локальную  специфику  религиозных  построек,  обозначил  общие  принципы 

формирования  архитектурных  сооружений  новой  религии.  «Исламская  архитектура  ро-

дилась  и  формировалась  в  лоне  первой  и  величайшей  мусульманской  державы  –  Араб-

ского халифата (632-1258)» [1, С. 5]. Это теократическое государство было обязано сво-

им  возникновением  и  развитием  основателю  мусульманского  вероучения  Мухаммаду, 

уроженцу аравийского города Мекки.  

Мухаммад начал пророческую деятельность  около 610 года  в Мекке, а со второй по-

ловины 622 года продолжил ее  в Медине, которая и стала первой столицей государства 

мусульман. После смерти Мухаммада в 632 году руководство мусульманами приняли на 

себя  халифы  –  «заместители»  пророка;  правление  каждого  из  них  и  само  государство 

стали  называть  халифатом.  После  смерти  Мухаммада  Арабским  халифатом  управляли: 

Абу Бакр (632-634 гг.), Умар (634-644 гг.), Усман (644-656 гг.), Али (656-661 гг.), Омейя-

ды (661-750 гг.), Аббасиды (750-1258 гг.). Халифам удалось создать огромную державу, 

владения которой в период наивысшего могущества, в VIII веке, простирались до Атлан-

тического океана на западе и Инда и Сырдарьи на востоке, побережий Индийского океа-

на на юге и Кавказских гор на севере [там же].  

 «Замечательные творения мусульманских зодчих в истории мировой архитектуры иг-

рают  неменьшую  роль,  чем  прославленные  достижения  архитекторов  средневековых 

христианских государств Европы или буддийских империй и царств Центральной и Вос-

точной  Азии.  Мусульманские  культовые  здания,  как  и  гражданские  сооружения,  осно-

ванные  еще  в  средние  века,  и  ныне  восхищают  высоким  уровнем  благоустроенности, 

простотой  и  удобством  планировки,  остроумными  инженерными  решениями.  И  мону-

ментальные комплексы, и небольшие камерные постройки покоряют ясностью архитек-

турных  объемов  и  красотой  пропорций,  пленяют  изобретательностью  и  изысканностью 

декора [1, С.18]. 

Традиционно выделяют пять архитектурных школ: сирийско-египетскуюперсидскую, 



индийскую,  магрибинскую  и  османскую  (более  мелкие,  например иракская, среднеазиат-

ская, считаются производными) [2].  

Архитекторы  мусульманского  средневековья,  используя  наследие  прошлых  культур, 

создали новые типы зданий, такие, как мечеть, минарет, медресе, маристан (госпиталь), 

ханака, завия или такия-текке (суфийские обители, странноприимные дома), караван-са-


ISSN 1561-4212. 

«ВЕСТНИК


 

ВКГТУ


»

 



 2, 2010.

                                                               СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА 

 

151


рай,  крытый  рынок  и  многие  другие.  Универсальность  композиционно-планировочных 

схем, разработанных зодчими, позволяла при необходимости менять назначение здания.  

«Важнейшее культовое здание ислама – мечеть – не является храмом, обителью бога, 

строением, посвященным Богу и включающим алтарь для принесения жертвенных даров. 

Мечеть – это отъединенное от мирской суеты место вознесения молитвы Богу,  место со-

брания единоверцев, их общения или уединения, их приобщения к религиозному знанию, 

к духовной жизни. Поначалу очень скромные места молитвы, мечети уже к концу перво-

го века ислама стали главными объектами строительной деятельности халифов и прави-

телей  провинций  Халифата;  именно  в  мечетях  раньше  и  ярче  всего  проявились  успехи 

зарождающегося исламского зодчества»  [1, С. 90]. 

Первая мечеть была построена в Медине сразу после хиджры пророка непосредствен-

но у жилища Мухаммада: это был обширный двор, обнесенный стеной, с северной сто-

роны  которой  на  пальмовых  стволах  была  укреплена  кровля  для  защиты  верующих  от 

солнца. Мечети, которые строились в крупных городах завоеванных территорий, имели 

кровли, опиравшиеся на колонны из стволов деревьев или колонны из разрушенных гре-

ко-римско-византийских сооружений.  

Облик мечетей во многом зависел от строительных материалов, находившихся в рас-

поряжении  строителей:  широко  использовались  базальтовые  породы  (Сирия),  кирпич 

(Иран,  Ирак,  Марокко).  В  Казахстане  до  настоящего  времени  сохранились  мечети,  вы-

рубленные в скальных породах (мечети Шопан-ата, Шакпак-ата), возведенные из сырцо-

вого и обожженного кирпича, деревянные [3].  

Первые  мечети  повторяли  формы  церковной  архитектуры  Византии.  После  переобо-

рудования церкви Иоанна Крестителя в Дамаске в мечеть, на завоеванных землях стали 

строить  мечети,  повторяющие  план  этого  сооружения.  В  некоторых  из  них  сохранялся 

крестообразный  план,  характерный  для  византийских  церквей.  Впоследствии  подобные 

мечети  обрастали  вспомогательными  службами:  библиотеками,  школами,  бесплатными 

столовыми, и первоначальный план менял свои очертания.  

Наряду с колонными мечетями сооружались четырехайванные  с центральным куполом.  

В качестве кровли молельных залов, в мечетях Сирии, Египта и Турции использова-

лись  объемные  купола  на  барабане.  Но  были мечети с плоской и покатой кровлей. Все 

эти культовые сооружения должны были быть ориентированы на Мекку, направление на 

которую указывала кибла в обрамлении михрабной ниши. Ниша михраба обычно пред-

ставляла собой  систему вставленных одна в другую стрельчатых арок, опирающихся на 

полуколонны.  Стены,  в  которых  находится  михраб,  богато  украшались  резьбой,  мозаи-

кой, лепниной, так как именно к кибле устремлены взоры верующего.  

Важный элемент любого культового исламского сооружения - арки различных видов – 

стрельчатые, подковообразные, «сломанные». Как правило, большое внимание уделялось 

и  оформлению  дверей  мечетей  резьбой,  звездчатыми  заклепками,  чеканкой  из  меди. 

Резьба  по  стуку (разновидность алебастра) – еще один характерный прием оформления 

исламских культовых сооружений. Рисунок наносится тонким резцом по слою алебастра, 

а  затем  мастер  удаляет  излишний  материал,  создавая  причудливый  объемный  рисунок, 

куда в общий фон переплетений можно включить картуши с цитатами из Корана или с 

затейливым  цветочным  узором.  В  Иране  часто  применяют  звездообразные  и  крестооб-

разные по форме изразцы, из которых выкладывали настенные панели. Иногда это гео-

метрический узор или многофигурные композиции [2].  

В Средней Азии и Индии культовые здания, как правило, снабжены мощными порта-

лами  - пештаками. Обычно их поверхность полностью покрыта мозаикой из разноцвет-


СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА                                                               

ISSN 1561-4212. 

«ВЕСТНИК


 

ВКГТУ


»

 



 2, 2010.

 

 



152

ной  керамики  (порталы  медресе  Шир-Дор,  Тилля-Кари  в  Самарканде,  мавзолей  Ходжи 

Ахмеда Ясави в Туркестане) [1, С. 307-308; 4, С. 21].  

Большую роль в зодчестве мусульманского Востока играл орнамент: он стал важным 

средством  выражения  художественного  содержания.  Первоначально  в  арабском  орна-

менте  преобладали  растительные  элементы,  а  впоследствии  получил  распространение 

линейно-геометрический  орнамент,  построенный  на  сложном  сочетании  многоугольни-

ков и многоконечных звезд. Таким образом, появился новый тип орнаментальной компо-

зиции, украшавший культовые и светские постройки исламского мира – арабеска. 

Другой  тип  орнамента  –  эпиграфический,  связан  с  арабской  каллиграфией,  приори-

тетным видом искусства в исламе. Для мусульманской архитектуры характерно исполь-

зование в качестве элемента декора отрывков из текста Корана, выполненных художест-

венными средствами с применением разноцветной керамики, резьбы по дереву или сту-

ку. Иногда подобный орнамент исполняет роль фриза, идущего по периметру внутренне-

го помещения. Особую роль эпиграфики в монументальном зодчестве Среднего Востока 

подчеркивали исследователи построек эмира Тимура, в том числе  мавзолея Ходжи Ах-

меда Ясави: «Все фасады сооружений, софиты и щипцовые стены ниш, барабаны купо-

лов, различные панно, картуши, пояски покрывались надписями. Надписи активно вклю-

чались и в интерьеры помещений – в декор стен, дверей, предметов внутреннего убран-

ства» [5, С. 6]. 

Широкое применение в исламском зодчестве получили сталактиты, которыми обычно 

заполняли своды или ниши. Их появление связано с конструктивным приемом, который 

архитекторы  использовали,  когда  необходимо  было  перейти  от  прямых  углов  к  кругу 

(например, поставить купол на прямоугольное основание). Византийские зодчие разрабо-

тали этот переход через применение «паруса», исламские архитекторы стали в основном 

использовать сталактиты.  

Важным  элементом  исламской  архитектуры  является  минарет.  Минарет  соборной 

пятничной  мечети  доминировал  над  каждым  мусульманским  городом,  создавая  особый 

запоминающийся силуэт застройки [1, С. 206; 6, С. 73]. Обычно один из минаретов выде-

лялся своими размерами и красотой. В средневековой Андалусии – это башня Хиральда, 

в Марокко – минарет Кутубии, в Индии  - делийский Кутб-Минар, в Центральной Азии – 

бухарский минарет Калян. Как правило, каждая из архитектурных школ имеет свою, при-

сущую  ей,  форму  минарета.  Минареты  мечети  Ибн  Тулун  (Каир)  и  минарет  Мальвийа 

мечети  аль-Мутаваккиля  (Самарра, Ирак) представляют собой усеченный конус, вокруг 

которого  идет  спиралевидный  пандус  [1,  С.  171].  Турецкие  и  балканские  минареты  ос-

манского периода снабжены каннелюрами, а в верхней части имеют ажурные балкончи-

ки - шюрфэ, с которых муэдзин призывал верующих на намаз. На территории Централь-

ной  Азии  минареты  обычно  стоят  отдельно  от  здания  мечети,  они  представляют  собой 

мощную башню, облицованную кирпичом и покрытую полихромной плиткой.  

В Казахстане, на юге и в Семиречье, ислам как религиозное учение стал преобладать 

во второй половине VIII-IX вв. В этот период мечети стали обязательным элементом го-

родской застройки. Типологически они подразделялись на пятничные («джума»), празд-

ничные  («намазго»),  квартальные  и  поминальные.  В  результате  археологических  иссле-

дований выявлены мечети: в Таразе (IX-XII вв.), на городище Куйрыктобе (IX-XII вв.), на 

городище    Орнек  (X-XII  вв.),  соборные  мечети  Каялыка  (XII-XIII  вв.)  и  Отрара           

(XIV-XVI вв.) и другие [7, С. 343-355]. 

Всемирно  известен  мавзолей  Ходжи  Ахмеда  Ясави  в  г.  Туркестан  (Южный  Казах-

стан).  Это  многофункциональный  комплекс,  включающий  джамаатхану  (зал  для  собра-



ISSN 1561-4212. 

«ВЕСТНИК


 

ВКГТУ


»

 



 2, 2010.

                                                               СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА 

 

153


ний), гурхану (помещение с погребением Ходжи Ахмеда Ясави), мечеть, большой и ма-

лый аксараи (помещения для богословов), библиотеку, худжры для паломников. Размеры 

постройки  46,5

×

65,5  метра,  высота  здания  до  верхней  точки  купола  центрального  зала 



равна  37,5  метра.  «Вход  в  центральный  зал  –  казанлык  -  непосредственно  через  арку 

грандиозного пештака – портала. В плане это грандиозное сооружение, симметричное в 

массах и асимметричное в деталях, состоит из восьми групп помещений. Казанлык пере-

крыт самым большим из сохранившихся в Казахстане и Средней Азии кирпичным купо-

лом диаметром 18,2 метра» [4, С. 19]. Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави поражает вообра-

жение строгостью и великолепием: «в архитектурно-художественной отделке памятника 

средневековые  мастера  применили  все  виды  прикладного  искусства:  резьбу  по  дереву, 

алебастру, кости, камню и металлу; прекрасные изразцы, окрашенные в синий, голубой, 

белый  цвета;  кирпичную  кладку,  образующую  сложный  орнаментальный  узор»               

[7, С. 375]. 

В  соответствии  с  выводами  Б.  Глаудинова,  мечети  Казахстана  по  композиционным 

признакам делятся на несколько групп:  

-  арочно-купольные  с  айванами,  состоящие  из  летнего  и  зимнего  залов  и  открытого 

двора, т.е. имеющие центральноазиатские черты (Южный Казахстан); 

- с расположением минарета прямо в центре прямоугольного объема зала и с главным 

входом сбоку (мечети - в Ханской ставке, 1835 г.; Габдуллы Тукая в г. Уральске, 1880 г.); 

- с расположением всех помещений мечети вдоль оси и минарета над входным объе-

мом  (мечети  Курмангали,  Тыныбая  –  в  Семипалатинске;  Рамазанова  –  в  Павлодаре;  по 

ул. Муканова и ул. Кирова  – в Петропавловске; по ул. Урицкого в Кокчетаве и др.); 

- с отдельно стоящими минаретами (двухминаретная мечеть в Семипалатинске, Боль-

шая мечеть в Казалинске); 

- с чертами дальневосточной архитектуры (мечеть Валибая в Джаркенте) [3, С. 280]. 

Современные специалисты при сооружении новых мечетей используют мировой опыт 

исламской  культовой  архитектуры.  Новые  технологии,  современные  методы  расчета 

конструкций  помогают  в  решении  задач,  которые  в  прежние  времена  представляли 

большую сложность для зодчих. Тем не менее, при реставрации памятников архитектуры 

или возведении новых сооружений специалистам нередко приходится обращаться к ста-

ринным методикам, воспроизводить орнаменты, эпиграфические надписи и каскады ста-

лактитов в соответствии с традициями мусульманского зодчества прошлых веков. И зна-

ние общих традиций зодчества исламского мира, а также локальных особенностей мест-

ной архитектуры необходимо для грамотного проектирования с учетом современных по-

требностей. 

 

Список


 

литературы

 

 

1.



 

Стародуб


-

Еникеева


 

Т



Сокровища

 

исламской



 

архитектуры

. - 

М

.: 



Белый

 

город



, 2004. – 

455 


с

2.



 

http://www.krugosvet.ru

3.

 



Глаудинов

 

Б



История


 

архитектуры

 

Казахстана



 (

с

 



древних

 

времен



 

до

 



начала

 

ХХ



 

века


). 

Алматы



КазГАСА


, 1999. - .

Т

. 1. – 294 



с

4.



 

Нурмухамедов

 

Н

.



Б

Мавзолей



 

Ходжи


 

Ахмеда


 

Ясеви


. - 

Алма


-

Ата


Онер


, 1980. – 182 

с



5.

 

Туякбаева



 

Б

.



Т

Эпиграфический



 

декор


 

архитектурного

 

комплекса



 

Ахмеда


 

Ясави


. - 

Ал

-



ма

-

Ата



Онер


, 1989. – 176 

с



6.

 

Ardalan N. The Sense of Unity. / N. Ardalan, L. Bakhtiar. - Chicago, London: ABC 



International Group, 1973. – 151 p. 

7.

 



Байпаков

 

К



Великий


 

Шелковый


 

путь


 

на

 



территории

 

Казахстана



.  - 

Алматы


Адамар


2007. – 496 

с



 



Получено

 19.05.10 



СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА                                                               

ISSN 1561-4212. 

«ВЕСТНИК


 

ВКГТУ


»

 



 2, 2010.

 

 



154

УДК 666.914 

 

Д.К. Галкина, А.Н. Родин, А.А. Хайруллина 

ВКГТУ им. Д. Серикбаева, г. Усть-Каменогорск 

 

РАЗРАБОТКА ВЯЖУЩЕГО ПОВЫШЕННОЙ ВОДОСТОЙКОСТИ ИЗ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА 

ФТОРИСТОГО ВОДОРОДА 

 

Для Восточно-Казахстанской области – региона размещения топливно-энергетической, 



металлургической  отраслей,  характерно  образование  большого  количества  отходов.  Во 

всем мировом пространстве в последние десятилетия отчетливо прослеживается тенденция 

к вовлечению в хозяйственный оборот минерального сырья с созданием безотходных тех-

нологий и с заменой природных сырьевых компонентов попутными продуктами и отхода-

ми других отраслей промышленности. Большие возможности по наиболее полному исполь-

зованию отходов и попутных продуктов имеются в промышленности строительных мате-

риалов. Это объясняется тем, что многие отходы по своим свойствам и составам близки к 

природному  сырью,  которое  используется  для  получения  строительных  материалов.  Все 

это  актуализирует  исследования  по  использованию  отходов  Восточно-Казахстанской  об-

ласти в качестве компонентов строительных материалов и изделий. 

В  2009  году  на  кафедре  строительных  материалов,  стандартизации  и  сертификации 

Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбае-

ва в рамках государственного гранта на проведение научно-исследовательских работ ав-

торами были проведены исследования по вопросу утилизации гипсосодержащих отходов 

Восточного Казахстана с целью получения вяжущего и строительных материалов на его 

основе [1-3]. 

Предметом  исследований  был  кислый  фторангидрит  –  гипсосодержащий  отход  Вос-

точного  Казахстана,  образующийся  на  АО  «Ульбинский  металлургический  завод»  (АО 

«УМЗ») при производстве плавиковой кислоты. 

Строительные  материалы  и  изделия  на  основе  гипсовых  и  ангидритовых  вяжущих 

среди большой номенклатуры строительных материалов отличаются такими свойствами, 

как: эстетичность, гигиеничность, огнестойкость,  малая трудоемкость, топливо- и энер-

гоемкость изготовления; создают благоприятный микроклимат помещений, что обуслав-

ливает актуальность их использования в промышленном и жилищном строительстве. Ос-

новным  сырьем  для  производства  гипсовых  вяжущих  служит,  в  основном,  природный 

гипсовый камень (CaSO

4

·2H


2

O), природный ангидрит (CaSO

4

) и гипсосодержащие поро-



ды – глиногипс, гажа, арзык и др. Дополнительным источником сырья для производства 

гипсовых вяжущих и изделий на их основе могут служить отходы химических, металлур-

гических, топливно-энергетических отраслей – фосфогипс, борогипс, титаногипс, фторо-

гипс (фторангидрит), сульфогипс и др. 

В  районах,  располагающих  достаточными  легкодоступными  залежами  качественного 

гипсового и ангидритового сырья, внедрение способов переработки гипсосодержащих от-

ходов зачастую является экономически нецелесообразным. Напротив, применение их в ре-

гионах, не имеющих природного сырья для производства гипсовых материалов и изделий, 

является  целесообразным  и  перспективным,  несмотря  на  то,  что  использование  гипсосо-

держащих отходов, как правило, требует дополнительных затрат на устранение негативных 

факторов их использования (вредные примеси, отсутствие стабильного состава и пр.). 

Фторангидрит  на  предприятии  Восточного  Казахстана  АО  «УМЗ»  образуется  при 



ISSN 1561-4212. 

«ВЕСТНИК


 

ВКГТУ


»

 



 2, 2010.

                                                               СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА 

 

155


производстве  плавиковой  кислоты  (HF)  путем  термической  обработки  при  температуре 

200-250 °С плавикового шпата (CaF

2

) серной кислотой (H



2

SO

4



). При этом серная кислота, 

по  технологическому  регламенту  производства  плавиковой кислоты, подается с 20 %-м 

избытком сверхстехиометрического отношения реагентов. 

Химизм процесса образования фторангидрита описывается формулой 

 

CaF

2

 + H

2

SO

4

 = 2HF + CaSO

4

Непосредственно  выходящий  из  печи  кислый  фторангидрит  представляет  собой  гра-

нулированный материал серого цвета, размеры гранул которого составляют от 0,3 мм до 

40-60 мм. Уровень рН колеблется в пределах ~ 1,8-2,8. Химический состав отхода приве-

ден в табл. 1. 

 

Таблица 1 



Химический состав кислого фторангидрита 

 

Компоненты 



Содержание, % 

СаО 


28-39 

SO

3



 

38-56 


SiO

2

 



0,2 

Al

2



O

3

 



0,5 

Fe

2



O

3

 



0,3 

MgO 


0,4 

Cr

2



O

3

 



0,01 

TiO


2

 

0,012 



NaO 

0,015 


K

2



0,01 

H

2



SO

4

 



10-15 

H

2



O

гигр


 

CaF



2

 



 

По результатам рентгенофазового анализа (РФА) кислый фторангидрит имеет следую-

щий фазовый состав, мас. %: CaSO

4

 – 88,5



÷

98,2; H


2

SO

4



 – 10

÷

15; CaF



2

 – 1


÷

1,5; HF – до 0,5. 

Для того чтобы использовать кислый отход производства фтористого водорода перво-

начально  необходимо  нейтрализовать  избыточное  количество  кислот.  Нейтрализацию 

кислого отхода проводили до достижения нейтрального или слабощелочного уровня рН. 

При затворении водой нейтрализованный фторангидрит проявил слабовяжущие свой-

ства, так как представлен, в основном, нерастворимым ангидритом (АII). С целью акти-

визации фторангидрита использовалась известь, и дополнительно был произведен помол 

смеси до удельной поверхности  6000 см

2

/г.  



При этом известь имела следующие характеристики: 

- количество непогасившихся зерен – 20 %; 

- содержание СаО+MgO – 78 %. 

В  результате  было  получено  ангидритовое  вяжущее  воздушного  твердения  со  сле-

дующими физико-механическими характеристиками (табл. 2). 

 

 



 

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА                                                               



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет