Задания: Культура доисторического человека. Зачатки искусства и религиозных представлений в раннем палеолите



бет1/4
Дата14.06.2023
өлшемі29,78 Kb.
#101358
  1   2   3   4
Байланысты:
История 1 р


Тема 1. Доисторическая эволюция человека
Задания:

  1. Культура доисторического человека. Зачатки искусства и религиозных представлений в раннем палеолите.

Древняя эпоха – страница нашей истории, полная значимых событий. Она включает в себя периоды от момента возникновения первобытных общин до зарождения древних очагов цивилизации. Люди, первоначально занимавшиеся охотой и собирательством, позже освоили скотоводство и земледелие. На смену человеческому стаду пришла родовая община.
В Казахстане широко представлены памятники среднего палеолита. Поздний палеолит охватывает период 40 тыс. - 10 тыс. лет назад. В то время человек расселялся по всем климатическим зонам Земли. Происходило формирование рас и расовых групп.. Общественные отношения ознаменовались образованием родовой общины, возник род ка к фор ма  общественной ор га низа ции. Р одова я ор га низа ция была  ма тр илинейной. Женщина  за нима ла  гла венствующее положение в общине, что опр еделялось спецификой дома шнего хозяйства , р олью женщины ка к пр одолжа тельницы р ода . Это было вр емя фор мир ова ния человека  совр еменного физического типа  homo sa pie ns. Усложнились пр едста вления человека  в духовной сфер е; шир окое р а спр остр а нение получили р а нние фор мы р елигии и искусства , а  та кже культ охотничьей ма гий, в основе котор ого лежа ла  вер а  в получение вла сти на д животными чер ез овла дение его обр а зом-символом. Гла вной темой пер вобытного искусства  было изобр а жение животных, получили р а звитие р езьба , скульптур а . Олицетвор ением плодор одия земли являлись женские фигур ы, выр еза нные из кости, ка мня, глины.
В Ка за хста не на йдено более 130 кр упных скоплений на ска льных изобр а жений.
Пр едста вления о душе, о за гр обной жизни пр оявлялись в возникновении обр ядовых цер емоний. Тр уп посыпа ли кр а сной охр ой, укр а ша ли ожер ельями, бр а слета ми, буса ми, в погр ебение кла ли изделия из ка мней и костей.К тому вр емени выр а бота лись опр еделённые нор мы, р егулир ующие вза имоотношения между людьми. Па мятника ми позднего па леолита  являются в Южном Ка за хста не стоянка  А чиса йска я за па днее поселка  Чула к-Кур га н, в Восточном Ка за хста не на  пр а вор  бер егу р еки Бухта р мы - стоянка  Пещер а , та кже в Восточном Ка за хста не - стоянку Ка на й, Свинча тка  и др . Ор удия тр уда  позднего па леолита  пр едста влены на ходка . ми ка менных изделий в р а йоне хр ебта  Ка р а та у в Южном Ка за хста не, на  Ир тыше в Восточном Казахстане, в районе реки Сарысу и Северном Прибалхашье. Техника изготовления орудий стала виртуозной. Всего известно около 150 типов каменных и 20 костяных орудий позднего палеолита. Люди строят искусственные жилища из дерева, костей, шкур.



  1. Особенности антропо- и зооморфных изображений на памятниках первобытного искусства.

Появление зачатков искусства относят к эпохе мустье (150—120 тыс. — 35—30 тыс. лет назад). На отдельных предметах этого времени находят ритмические ямки и крестики — намёк на орнамент. О появлении зачатков искусства свидетельствует также окраска предметов (как правило, охрой). Изготовление орнамента связывается с т. н. «поведенческой современностью» — поведением, характерным для человека современного типа.
Многие виды искусства, вероятно, характерные для палеолита, не оставили по себе материальных следов. Принято считать, что, помимо сохранившихся до нашего времени скульптуры и наскальных рисунков, искусство древнего каменного века было представлено музыкой, танцами, песнями и обрядами, а также изображениями на поверхности земли, изображениями на коре деревьев, изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов (бусы и т. п.).
Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.
Важнейшие памятники искусства палеолита - где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже — в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных, а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Характерная черта палеолитического искусства — его наивный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений зверей обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его наблюдений определялись повседневным трудовым опытом охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных, от умения выследить их. При всей своей жизненной выразительности искусство палеолита являлось, однако, в полной мере первобытным, младенческим. Оно не знало обобщения, передачи пространства, композиции в нашем смысле слова. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных.



  1. Развитие языка, рациональных знаний, реконструкция религиозных представлений в эпоху мезолита, неолита, энеолита.

Мезолит. Хронологические границы эпохи мезолита в Казах­стане — около 12—5 тыс. лет до н.э. В археологической науке Казахстана эпоха мезолита изучена недостаточно. Только в результате археологических исследований в районе Есиля, в Кустанайской области и близ Тургая были найдены некоторые памятники мезолита. Этот период, по сравнению с другими периодами каменного века, характеризуется подвижностью людей — они часто перемещались с одного места на другое. Поэтому на их стоянках не успевали формироваться культурные слои. Те, что есть, очень тонки, недостаточны. Поэтому стоянки людей этой эпохи встречаются очень редко. эпоху мезолита отмечены попытки людей плавать на бревнах. Началось одомашнивание животных – собаки, лошади, овцы, козы и других. Именно в эпоху мезолита появляются ударные музыкальные инструменты, зарождается рисуночное письмо.
Родовая организация была повсюду матрилинейной и матрилокальной, а женщина занимала главенствующее положение в общине. Материнский род представлял собой экзогамную группу людей, объединенных узами кровного родства между собой и общим происхождением по материнской линии. Высокое положение женщины в общественной жизни определялось также спецификой общинного домашнего хозяйства, ролью женщины в семье как продолжательницы рода. Не случайно в идеологических представлениях древних людей возник культ женщины - родоначальницы и хозяйки очага. получило развитие искусство, об этом говорят находки древней живописи, великолепной, выполненной минеральными красками на стенах и потолках пещер. На них изображены животные, сцены охоты и ритуальных плясок. О развитии религиозных представлений, говорят находки специально устроенных погребений, когда вместе с умершим в могилу клали украшения, орудия труда и оружие. Тело умершего посыпали красной охрой, грудь украшали ожерельями из просверлинных раковин и клыков хищника. Наряду с культом умерших, существуют и другие формы религий: магия, анимизм, фетишизм.
В социальном отношении период неолита был временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем это было время более высокого развития форм организации общества: образования племен или племенных объединений. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровно-родственными узами и однородным характером хозяйства. По данным археологических исследований, на территории Казахстана известно свыше 600 неолитических и энеолитических памятников. Стоянки эпохи неолита по расположению на местности делятся на четыре типа: на берегах рек, озер, родников и в пещерах. На местах стоянок найдено очень много орудий, большинство из них представляли собой ножевидные пластины. На таких стоянках люди жили продолжи­тельное время. Очень много на стоянках орудий из кости – шила, иголки, украшений из костей, бус. В большом количестве найдены и керамические изделия, украшенные примитивным орнаментом. Причем орнамент очень разнообразный, ритмичный. На многих костяных и каменных предметах, на стенах пещер появляются рисунки солнечной ладьи, следовательно уже существовал солярный миф. В Чулакских горах обнаружены изображения “хороводов”, движущихся животных. Скорее всего, они несли культовый смысл. В это время появляются примитивные духовые и струнные инструменты. Исследованные памятники эпохи неолита относятся к трем археологическим культурам – кельтеминарской (юго-западный Казахстан), атбасарской (центральный Казахстан), маханджарской (северный Казахстан).
этапом от камня к первому металлу, был энеолит - медно-каменный век (III-II тыс. до н.э.). Появляются первые изделия из меди. Сначала человек использовал самородную медь, а затем бронзу. К каменным и костяным орудиям неолита добавились более твердые и острые орудия из бронзы, что повышало производительность труда, повышало урожайность.
Энеолит в Казахстане представлен Ботайской культурой Кокшетауской области. Для нее характерно появление плоскодонной посуды, богато орнаментированной керамики. Начался постепенный переход от матриархата к патриархату. Таким образом, в эпоху каменного века происходило становление человечества. Этот период характеризуется низким уровнем производительных сил. Происходит трансформация к производящему типу хозяйства. Социальная организация прошла сложный путь развития: от первобытного стада к родовой общине.



  1. Наскальное искусство – петроглифы (Мыншункыр, Оленты, Енбек, Тесиктас, Шатыртас, Акбидаик, Акбаур, Баянжурек).

Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времен (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тесаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах. В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н.э. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад. Благодаря отсутствию техногенного воздействия на большей части территории Казахстана сохранилось множество памятников, которые изучаются специалистами. Петроглифы Казахстана – великолепные памятники первобытного и средневекового искусства. Специфика казахстанского рельефа, особенности пород камня, слагающего горные массивы, обусловили широкое распространение петроглифов.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет