ЗНАЧЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе
которой развиваются духовные и физические силы ребёнка.
Особенности развития игровой деятельности, а так же возможности
использования игровой деятельности в дошкольном возрасте исследовались
отечественными педагогами, такими как, А.Н.Леонтьев, К.Д.Ушинский,
Н.К.Крупская, А.В.Запорожец, А.П.Усова.
Отечественная педагогическая и психологическая теория рассматривает
игру как одно из первых проявлений детской самостоятельности, в общении
с окружающими, в познании мира, самого себя, в испробовании своих
разносторонних возможностей. Такое значение игра имеет в период раннего
детства и первых школьных лет жизни детей.
Большинство психологов считают, что игровая деятельность оказывает
большое влияние на развитие памяти, так как во время игры ребёнку
необходимо придерживаться правил, которые необходимо запомнить,
выполнять поставленную задачу. А так же выполнять все условия игры.
Нами было проведено исследование, направленное на выявление значения
влияния игровой деятельности на развитие памяти детей старшего
дошкольного возраста. Была составлена программа развития памяти в
игровой деятельности. В программу вошли дидактические и сюжетно –
ролевые игры. Все игры проводились с детьми старшего дошкольного
возраста в течение полутора месяцев. Игры проводились каждый день во
второй половине дня. Дети проявляли интерес ко всем предложенным
играм. Более охотно дети играли в сюжетно – ролевые игры, с радостью и
энтузиазмом выполняли все необходимые задания. Дидактические игры так
же понравились дошкольникам, дети с интересом выполняли все
поставленные перед ними задачи. Хотя поначалу у дошкольников не всё
получалось. Но уже после двух недель проведения игр дети без труда
выполняли все задания. С детьми проводились следующие игры,
направленные на развитие слуховой и зрительной памяти.
«Мамины помощники» Цель игры: учить запоминать последовательность
действий и объектов; развивать слуховую память.
Ход игры: Воспитатель исполняет роль мамы, которая уходит на работу и
просит детей в её отсутствие помыть посуду, постирать и погладить бельё.
«Когда я приду с работы, вы мне всё подробно расскажите». Воспитатель
делит детей на подгруппы: в одной дети моют посуду, в другой - стирают и
гладят бельё. После этого мама уходит на работу, а дети приступают к
уборке. Затем мама приходит домой и видит, что дома чистота и порядок,
посуда сверкает, одежда выстирана и даже поглажена. Она хвалит ребят и
просит
перечислить,
чем
они
занимались,
воспроизвести
последовательность своих действий. После того как дети рассказали маме,
кто чем занимался, дети вспоминают стихи о маме и маминых помощниках.
«Вот так хозяйка» Цель: Учить запоминать и воспроизводить
последовательный ряд образов; развивать слуховую память.
Ход игры: Перед началом игры детям читается стихотворение Ю. Тувима «
Овощи». Затем предлагается обыграть это стихотворение. Между детьми
распределяются роли: хозяйка, картошка, морковь, горох, петрушка, сёкла.
Хозяйке советуют взять корзинку и пойти на базар. Дети напоминают ей,
какие овощи она должна купить, перечисляя их. Затем хозяйка выбирает из
группы детей нужные ей овощи, причем в том порядке, в каком они
перечислены в стихотворении. Дети – «овощи» следуют за хозяйкой.
Воспитатель воспроизводит первую строку стихотворения, дети – вторую.
Овощи начинают между собой разговор, воспитатель повторяет третью
строку, дети – четвёртую. Хозяйка берёт игрушечный нож и делает вид, что
крошит овощи. «Овощи» последовательно встают рядом с кастрюлей. Затем
совместно с детьми воспроизводятся пятая и шестая строки стихотворения.
Далее – седьмая и восьмая, а дети - «овощи» изображают движениями
кипение овощей в горшке.
После этого хозяйка берёт ложку и демонстрирует, какой вкусный суп
получился. По окончании игры устроить соревнование между детьми, кто
больше вспомнит загадок про овощи.
«Весёлый поезд» Цель: Учить запоминать и воспроизводить стихотворный
текст, последовательность событий; развивать слуховую память.
Ход игры: Перед началом игры детям читается стихотворение С. Михалкова
« Песенка друзей». Затем, детям предлагается отправиться в далёкие края,
как зверята из песенки. Между детьми распределяются роли, дети надевают
маски – шапочки и спешат на поезд. Воспитатель совместно с детьми строит
поезд из стульев. «Для того чтобы ехать в поезде, надо купить билеты. А кто
помнит, как поётся в песенке, кто за кем следует?» дети пытаются
вспомнить припев, взрослый помогает при затруднениях. Ребята – зверята
«покупают» в кассе билеты в свои вагоны согласно содержанию
стихотворения: кот – первый вагон, чижик – второй, собака – третий, петух
– четвёртый, обезьяна – пятый, попугай – шестой. После того как ребята
расселись по своим стульям, поезд даёт сигнал и трогается в путь.
Воспитатель поёт первый и второй куплеты, а дети вместе с воспитателем –
припев. Затем поезд останавливается, и «зверята» выходят погулять. Они
весело танцуют под быструю музыку. Но вот даётся сигнал к отправлению в
обратный путь. Дети рассаживаются по своим вагонам, поезд трогается.
Воспитатель поёт третий куплет песенки, и все вместе исполняют припев.
Наконец все приехали домой. У детей воспитатель спрашивает, хорошо ли
они отдохнули, понравилось ли им. Так же необходимо поговорить с детьми
о том, где они отдыхают с родителями, активизируя умение вспоминать
прошедшие события. После этого воспитатель ещё раз поёт песенку в
полном объёме, а затем предлагает детям сделать это самостоятельно.
«Найди клад» Цель: Учить запоминать схематическое изображение,
стихотворный текст, развивать зрительную память.
Ход игры: Детям предлагается отправиться на необитаемый остров,
поплавать, позагорать, поиграть в мяч. Чтобы в пути было веселее,
разучивают песенку. Дети повторяют вслед за воспитателем текст песенки.
Прибыв на остров, воспитатель бутылку, в которой спрятана схема
нахождения клада. Клад был спрятан пиратами, а чтобы не забыть это
место, они нарисовали план. Однажды бутылку смыло волной в море и
прибило к берегу. Дети вступают в игру по поиску клада. Схему
необходимо запомнить, так как хитрые пираты нарисовали её чернилами,
которые на воздухе постепенно исчезают, чтобы никто, кроме них, не смог
найти сокровища. Дети внимательно изучают схему, пытаясь запомнить
расположение предметов. Схема изображения острова не должна быть
очень сложной. На ней стрелочками показан путь к месту нахождения
склада. После нахождения клада, дети садятся на «корабль» и «плывут»
домой, при этом вспоминая песенку про корабли.
После шести недель проведения игр направленных на развитие памяти
старших дошкольников мы провели диагностирование уровня памяти детей
принимавших участие в эксперименте. Уровень развития памяти детей
принимавших участие в эксперименте значительно повысился, по сравнению
с данными полученными перед началом исследования.
Отсюда вывод - специально организованные игры, регулярно, проводимые
воспитателем имеют, огромное значение в формировании различных видов
памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Достарыңызбен бөлісу: |