* См об этом, например: Начальная школа: плюс-минус. 1999, №12



Pdf көрінісі
Дата12.03.2017
өлшемі296,23 Kb.
#8875

* См. об этом, например: Начальная школа: плюс–минус. 1999, № 12.

** Чутко Н. Я. Методические пояснения к курсам. – М., 1996.

димы  ребенку  для  ориентации  в  том

мире, в котором он живет, – в окружа

ющем мире. Из этого следует, что уже

в младшем школьном возрасте он дол

жен  получить  определенные  знания  о

нашей  социальной  действительности,

так же как и некоторые знания по ис

тории,  отражающей  прошлое,  т.  е.  по

всемирной  и  прежде  всего  по  родной

истории.


Н. Я. Чутко (автор курсов истории и

историко обществоведческих  знаний

для младших школьников*) так объяс

няет  особенности  своих  методических

предложений  учителю:  «В  соответст

вии  со  свойствами  вариантности...  ме

тодические пояснения... не содержат и

не  могут  содержать  единообразных

предписаний,  поурочных  разработок.

Уроки  в  системе  Л.  В.  Занкова,  в  том

числе  и  уроки  истории,  чрезвычайно

разнообразны, вариативны. Это – уро

ки легенды,  уроки беседы,  уроки  –

деловые игры. Скорее всего, это – ком

бинированные  уроки  с  включением  и

того, и другого, и третьего.

Учитель  сам  должен  решать,  как

построить  урок  в  зависимости  от  кон

кретных  целей,  которые  он  ставит  в

каждом реальном случае, имея в виду

и трезво оценивая как свои професси

онально личностные  данные,  так  и

особенности  своих  учеников,  своего

класса»**.

Курс  обществоведения  в  системе 

Л. В. Занкова основан на глубоком до

верии  к  профессиональным  знаниям,

умениям  и  творческим  возможностям

учителя.  Учитель  вправе  сам  соста

вить  тематический  план:  скомпоно

вать материал по своему усмотрению,

что то  взять  для  изучения,  от  чего то

отказаться,  определить  методику  ра

боты над каждой темой, учитывая осо

бенности  своего  класса,  свои  знания  и

опыт.


В  нашем  опыте  работы  показалось

естественным  соединить формирова



ние обществоведческих знаний с фор

мированием  общеучебных  интеллек

Дидактическая игра

на уроках обществознания

А. А. Воронцова

Любая  система  развивающего  обу

чения предполагает наличие высокого

уровня  творческой  активности  учите

ля и его учеников.

Творческую личность в ученике мо

жет воспитать только творчески рабо

тающий учитель.

Создавая  в  классе  атмосферу  твор

чества, мы, учителя, тем самым созда

ем оптимальные условия для развития

ребенка: здоровый микроклимат, рост

познавательных интересов, возможно

сти для активного общения детей, для

реализации  способностей  и  талантов

каждого... Работая творчески сами, мы

сохраняем  свое  здоровье,  оптимизм,

обновляем  свой  методический  арсе

нал,  пополняем  свои  знания  и  лучше

понимаем детей.

Развивающая и развивающаяся си

стема Л. В. Занкова предлагает учите

лю  все  возрастающие  требования  к

уровню  профессионализма,  самостоя

тельности и ответственности перед де

тьми,  перед  самим  собой.  Не  зажатый

рамками строгих и безусловных пред

писаний, учитель вправе быть творцом

учебного  процесса  в  самом  глубоком

смысле этого слова. Именно на это ори

ентирует система Л. В. Занкова, одним

из типических педагогических свойств

которой является вариантность, выте

кающая  «из  самой  природы  учебного

процесса,  многообразно  варьирующе

гося в зависимости от конкретных ус

ловий».

Новый курс «Обществоведение» для



3–4 х классов четырехлетней началь

ной  школы  является  взаимодополня

ющей частью образовательного компо

нента «Окружающий мир».

Обществоведческие  знания  необхо

УЧИТЕЛЬСКАЯ КУХНЯ



57

12/01

ему  кругом  действительности  только 

в игре.


Исследования  Л.  С.  Выготского, 

Д.  Б.  Эльконина  свидетельствуют,  что

закономерности  формирования  умст

венных  действий  в  ходе  формирова

ния школьного обучения обнаружива

ются  и  в  игровой  деятельности  детей.

В  ней  своеобразными  путями  осуще

ствлялось  нормирование  психических

процессов:  сенсорных,  основных  мыс

лительных  процессов  анализа,  синте

за,  абстракции,  произвольного  запо

минания, припоминания и т. д.

Рассматривая игру как потребность

растущего человека, мы выдвигаем ее

в  ряд  педагогических  приемов,  вызы

вающих  усилие  мысли,  стимулиру

ющих к познанию мира. Дети познают

мир в своих играх легко, свободно, без

«нажима».

На  этом  основано  создание  игр,  на

звания  которых  весьма  обнадежива

ют:  интеллектуальные,  развивающие,

познавательные,  учебные,  умствен

ные, обучающие, дидактические. Дан

ный вид игр представляет собой не что

иное, как игровое обучение.

В  таких  играх  моделируются  более

адекватные  по  сравнению  с  обычным

обучением  условия  формирования

личности, необходимые для професси

ональной деятельности в будущем.

Учебная  игра –  это  педагогически

направленная  деятельность,  наце

ленная  на  эффективное  усвоение

учебного  материала.  Игра,  способст

вуя  активизации  познавательной  де

ятельности  школьников,  не  только

помогает  им  лучше  представить  то

или иное событие, того или иного кон

кретного человека или представителя

определенного  слоя  населения,  но  и

вовлекает их в процесс самостоятель

ного  поиска  новых  знаний,  делает

учебный  труд  разнообразным,  рас

ширяет  кругозор,  возбуждает  и  под

держивает интерес, в частности, к ис

тории. Нехватка времени не позволя

ет  учителям  часто  проводить  игры,

занимающие  урок  или  его  большую

часть: это требует особой подготовки,

продумывания, режиссуры. 



туальных  умений.  Такой  подход,  на

наш  взгляд,  определяет  и  системати

зирует выбор методов и приемов орга

низации  учебной  деятельности  –  ос

новной в жизнедеятельности младших

школьников  и  реализуемой  в  обще

учебных интеллектуальных умениях.

Ребенок  входит  в  мир  великим  ис

следователем.  Уровень  его  любозна

тельности  в  младшем  школьном  воз

расте настолько высок, что нельзя не

воспользоваться  моментом  и  не  от

крыть  перед  ребенком  дверь  в  мир

истории.


Можно сделать это и позже, но ост

рота  восприятия,  яркость  впечатле

ний  значительно  ослабнут.  Мы  упус

тим  время.  Не  будет  пытливого  поис

ка, заинтересованного чтения детской

исторической  литературы,  не  будет

раннего  формирования  столь  необхо

димых  в  жизни  любого  человека  эле

ментарных  и  ярких  исторических

представлений.

Вводя урок истории в начальное зве

но  школы,  нельзя,  однако,  переносить

в  него  методику  работы,  приемлемую

для  старшеклассников.  В  этом  случае

можно  совершить  еще  более  тяжкий

грех:  превысить  уровень  трудности,

который в состоянии преодолеть млад

ший школьник. Тогда мы оттолкнем его

от  истории,  от  науки.  И,  может  быть,

навсегда.  «Не  навреди!»  –  здесь  очень

уместен этот призыв.

Ребенку  хочется  учить  то,  что  ему

интересно, может быть, трудно, но по

сильно.


Практика  свидетельствует,  что  де

тям 9–10 лет (если возраст меньше, то

тем более) нравятся занятия, на кото

рых  им  представляется  возможность

поиграть.  Методисты  рассматривают

игру как важнейший метод обучения в

начальной школе.

С  древности  игра  использовалась

как средство обучения детей. По Пла

тону, игра – свидетель того, что чело

век не пребывает в состоянии утомле

ния, она источник удовольствия.

А. Н. Леонтьев доказал, что ребенок

овладевает  более  широким,  не

посредственно  недоступным

58


УЧИТЕЛЬСКАЯ КУХНЯ

Игра  возможна  на  всех  этапах 

урока:  при  проверке  и  закреплении

знаний учащихся, при изучении нового

материала.  Игры  могут  быть  коллек

тивные (в них принимает участие весь

класс), групповые и индивидуальные.

Мы  попытались  создать  систему



интеллектуальных  игр,  сопровожда

ющих  процесс  начального  обучения

истории. Приведем пример некоторых

таких игр:



I. «Найди правильный ответ».

В этой игре (она может проводиться

устно и письменно) полезно направить

учащихся  на  поиск  правильного  отве

та  в  споре,  на  коллективное  обсужде

ние выбранного ответа. При этом авто

ры  ответа  должны  разъяснить  (дока

зать) его правильность.

1.  На  Куликовом  поле  русские  вой

ска сражались:

а) с немецкими рыцарями;

б) с монголотатарами;

в) со шведами.

2. Бородинское сражение произошло:

а) в XV (15) в.;

б) в XVIII (18) в.;

в) в XIX (19) в.

3.  Современный  государственный

флаг России:

а) красно сине белый;

б) черно желто белый;

в) бело сине красный.



II. «Продолжи цепочку слов».

1. Масленица, Троица, ... (праздники).

2. Князь Олег, князь Игорь, ... (киев

ские князья).

3. Галикарнасский мавзолей, Колосс

Родосский, ... (7 чудес света).

4.  Храм  Василия  Блаженного,  Пре

ображенский собор, Кижи, ...



III.  «Люди  и  события» (соединить

стрелками).

С именем какого исторического дея

теля связано то или иное событие?



IV. «Исключи лишнее».

Исключи  лишнее  и  объясни  пра

вильность ответа.

1.  Батый,  Мамай,  Челубей,  Чингис

хан.

2.  Береста,  папирус,  глина,  перга



мент.

V. Хронологические задачи.

1. Сосчитай, сколько прошло веков:

а) от сохранившихся записей грече

ского ученого историка Геродота (V в.

до н. э.) до первого упоминания о Моск

ве (1147 г.);

б) от введения христианства на Руси

до нынешнего года.

2. «Лента времени».

а)  «Расположить»  карточки  с  дата

ми на «ленте времени».

б) Закрашивание «ленты времени».

Самые значительные периоды в ис

тории Руси желательно выделить цве

том на «ленте времени». Так, начинаем

закрашивать  ленту  розовым  цветом  с

конца IX в. (начало становления Киев

ской Руси), усиливаем этот цвет до яр

ко красного  в  X  в.  (расцвет  Киевского

государства),  постепенно  уменьшаем

насыщенность  красного  тона  –  до  ро

зового  –  к  XII  в.  (период  раздроблен

ности Руси). В начале XIII в. этот цвет

сменяется  серым  (цвет  надвинувшей

ся  на  Русь  темной  тучи,  цвет  беды  –

нашествия Батыя). Этот цвет сохраня

ется на протяжении двух с половиной

веков  –  всего  периода  монголотатар

ского  ига  на  русской  земле.  На  мрач

ном  сером  фоне  дети  помещают  даты

сражения  Александра  Невского  со

шведами и немецкими рыцарями кре

стоносцами, запоминая таким образом

параллельность  борьбы  русских  кня

жеств с врагами и с востока, и с запада.

Затем ученики отмечают дату победо

носного Куликовского сражения. И да

лее, чуть ослабевая, серый цвет тянет

а) Юрий Долгорукий

а) Крестьянская война 1773 г.

б) Александр Невский

б) Основание Москвы

в) Дмитрий Донской

в) Ледовое побоище

г) Иван Федоров

г) Куликовская битва

д) Емельян Пугачев

д) Первая печатная книга



59

12/01

ся еще на целое столетие... Стояние на

реке Угре в 1480 г. (при Иване III) за

канчивает  этот  тяжкий  период  рус

ской истории.

Цветовое  оформление  «ленты  вре

мени» помогает детям лучше понять и

усвоить последовательность и взаимо

связь событий. Новые знания зритель

но  привязываются  к  определенному

периоду  русской  истории,  что  особен

но  важно  для  детей,  у  которых  еще

слабо развито абстрактное мышление.

«Лента  времени»  –  опора  для  рас

суждений,  справочное  пособие,  увле

кательная игра.

3. «Соотнеси дату и век».

Выслушав  называемую  учителем

дату, соотнеси ее с веком и запиши век.

Например:  1740  г.;  1564  г.;  988  г.; 

1700 г.; 1812 г.

4. «Найди связь»:

а) 1223 г.; 1360 г.; 1480 г.;

б) 1147 г.; 1703 г.;

в) 862 г.; 1037 г.; 1564 г.



VI. «Отгадай событие».

Зачитываются  стихотвор

ные  отрывки,  по  которым  ученики

должны  определить,  о  каком  событии

сообщается, когда оно произошло.

Можно подобрать отрывки из книги

Н.  Кончаловской  «Наша  древняя  сто

лица»:


1. 

По долине голубой

Снежною дорогой,

Соблюдая меж собой

Распорядок строгий,

Шла в поход большая рать

Князя полководца,

Чтоб от немцев защищать

Землю новгородцев.

Позади остался дом

И тепло людское,

Впереди сверкало льдом

Озеро Чудское.

(Ледовое побоище, 1242 г.)

2.

Стоял такой великий стон,



Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья...

А князя Дмитрия – Донским

С тех пор прозвал народ.

(Куликовская битва, 1380 г.)

3. 


Молодой, широкоплечий, статный,

Перед Грозным Федоров Иван

О палате рассуждал печатной:

Где поставит он печатный стан,

Пояснял он царственному тезке,

Как сушить печатные листы,

Как хранятся для печати доски

Да какие буквы отлиты.



(Книгопечатание, 1564 г.)

VII. «Распредели по группам».

Запиши  в  соответствующую  ко

лонку:

Перстень императора



Монета скифского царя

Шапка Мономаха

Надпись на стене древнего города

Рассказ участника сражения

Фотография бабушки

Глиняные  таблички  с  клинописным 

текстом

60

Вещественные

Устные

Письменные



УЧИТЕЛЬСКАЯ КУХНЯ

VIII. Игры с текстами.

1. Найди ошибки:

Зимой 1242 года разыгралось знамени

тое  Ледовое  побоище.  Прием  крестонос

цев  был  всем  известен.  Они  выстраивали

свое  войско  острым  клином.  Впереди  ряд

за  рядом  двигалась  тяжелая,  закованная

в  латы  конница.  Потом  шли  конники  в

легких  доспехах,  затем  пешие  рыцари.

«Бараном»  называли  русские  этот  строй

крестоносцев.



2. Заполни пропуски:

Когда то,  пятьсот  с  лишним  лет  назад,

правил Москвой великий князь Иван Тре

тий. Не раз хмурился он, глядя на белока

менные стены 

, построенные

еще прадедом его, Дмитрием 

.

От  частых  пожаров  и  вражеских  набегов



стены  эти  совсем  обветшали,  осыпались.

Там  и  тут  виднелись  на  них  деревянные

заплаты.

И  задумал  тогда  великий  князь  пере

строить  Московский  Кремль.  Призвал  он

из разных городов самых искусных стро

ителей,  пригласил  из  Италии  тамошних

знаменитых  архитекторов зодчих  и  ве

лел возводить новые 

вокруг


Кремля.

В  основе  любой  игры  лежит  какая

то «тайна», неизвестность результата.

Процесс  игры  –  ведущее  к  развязке

приключение. Ее мотив с процесса де

ятельности  перемещается  на  резуль

тат завоевание  первенства  своей  ко

мандой  или  личного  первенства  в  ум

ственном состязании.

Результативность  учебных  игр  за

висит, во первых, от систематического

их использования, во вторых, от целе

направленности  программы  игр  в  со

четании  с  обычными  дидактическими

заданиями.

Игровые  коллизии  вызывают  у

школьника  стремление  анализиро

вать, сопоставлять, исследовать скры

тые причины явлений. Это – творчест

во! Игра вызывает и важнейшее свой

ство  учения  –  потребность

учиться, знать.

Мы  убеждены,  что  игра  может  со

провождать  человека  в  течение  всей

его  жизни  и  служить  инструментом

его развития.

Собранные  нами  игры  по  истории

для  младших  школьников  способ

ствуют  привитию  интереса  к  новому

учебному  предмету.  Восьмилетний

опыт работы показал, что в результа

те  применения  игровых  приемов  на

уроках успеха достигали даже самые

«слабые» ученики. Интерес к предме

ту не угасает и в средней школе, уче

ники остаются любознательными, ак

тивными.

Литература

1. Азаров Ю. П. Игра и труд. – М., 1973.

2. Безбородова Н. Я., Шмаков С. А. Досуг

школьника. – Липецк, 1983.

3. Беляков Е. А. 365 развивающих игр. –

М., 1992.

4. Выготский Л. С. Воображение и твор

чество в детском возрасте. – М., 1967.

5. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Ме

тодические  рекомендации  учителю  исто

рии.  Основы  профессионального  мастер

ства. – М., 2000.

6. Гельфман Е. М., Шмаков С. А. От игры

к самовоспитанию. – М., 1971.

7. Платонов В. Я. Деловые игры: разра

ботка, организация, проведение. – М., 1991.

8. Чутко Н. Я., Родионова Л. Е. Методи

ческие  пояснения  к  курсу  «История  Рос

сии в рассказах для детей» (3 класс). – М.,

1996.


9. Шмаков С. А. Игры учащихся – фено

мен культуры. – М., 1994.

10.  Игры шутки,  игры минутки.  –  М.,

1993.


11. Эльконин  Д.  Б.  Психология  игры.  –

М., 1978.



61

12/01

À.À. Âîðîíöîâà –  учитель  началь

ных классов, г. Пермь.


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет