Антон Павлович Чехов



жүктеу 401.88 Kb.
Pdf просмотр
Дата03.03.2017
өлшемі401.88 Kb.

50

Антон Павлович Чехов

 

Перед чтением текста вспомните, что означают термины «юмор» и 



«сатира».

Писательская манера Чехова фор-

мировалась в годы его учёбы в Москов-

ском университете, когда молодой писа-

тель постоянно публиковал свои произве-

дения, ежедневно придумывая новые 

сюжеты. В центре внимания Чехова нахо-

дится человек со своими особенностями, 

слабостями и странностями. Поэтому ос-

новные интонации ранних рассказов Че-

хова — улыбка и смех, юмор и сатира.

Ведущий жанр раннего творчества 

Чехова  — юмористические рассказы. 

В них юмор и сатира направлены на ос-

меяние нелепого и безобразного в жиз-

ни. При этом сатира  — смех неприми-

римый, язвительный, беспощадный, в 

то время как юмор представляет собой 

смех добродушный, мягкий, примиряющий. Между юмором и сати-

рой существует целая гамма оттенков, широко представленных в рас-

сказах Чехова. В них писатель высмеивал недостатки и пороки жиз-

ни, находя нелепое в условиях повседневности, в поведении обыкно-

венного человека из толпы. Например, в рассказе «Толстый и тонкий» 

(1883) приводится случайная встреча двух старых приятелей на вок-

зале, и на фоне этой встречи обличается угодничество и чинопочита-

ние, в рассказе «Злой мальчик» (1883) Чехов смеётся над поведением 

мальчика, использующего для своей выгоды секреты старшей сестры, 

рассказ «Хирургия» (1884) переносит читателя в земскую больницу, 

выставляя бахвальство фельдшера, а в рассказе «Унтер Пришибеев» 

(1885) писатель язвительно, с гражданским негодованием показыва-

ет тупость и самодурство унтер-офицера Пришибеева, заканчивая 

рассказ ставшей хрестоматийной фразой: «Наррод, расходись! Не 

толпись! По домам!»

1.  Назовите ведущий жанр раннего творчества Чехова.

2.  Найдите в тексте ответ на вопрос: что высмеивал Чехов в своих 

ранних произведениях?



(1860–1904)

51

Рассказы А. П. Чехова «Смерть чиновника», 

«Хамелеон», «Толстый и тонкий»

В поисках сюжетов для юмористических рассказов Чехов опирал-

ся на традиции сатирической литературы XIX века, в частности на про-

изведения Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель сатириче-

ски изображает чиновничество, утрату людьми под гнётом админи-

стративно-бюрократической машины достоинства и черт человеческой 

личности. Так, рассказ «Смерть чиновника» напоминает во многом по-

весть Гоголя «Шинель» (1842), в которой мелкий чиновник Акакий 

Акакиевич Башмачкин подвергается беспощадной отповеди генерала 

и умирает; нечто похожее произошло и с героем рассказа Чехова 

«Смерть чиновника» — Червяковым.

В рассказе «Хамелеон» поведение человека напоминает реакцию 

животного, меняющего окраску в случае опасности. Этот мотив распро-

странён в творчестве Гоголя: черты внешности и поведение многих ге-

роев его произведений сравниваются с животным миром, например 

в поэме «Мёртвые души». Опускаются до уровня животных и герои ска-

зок Салтыкова-Щедрина: «Повесть о том, как один мужик двух генера-

лов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».

В рассказе «Хамелеон» Чехов показывает, как быстро меняется 

настроение человека от непомерного самодурства до унизительной 

трусости и наоборот. Подобное поведение Салтыков-Щедрин описы-

вает в сказке «Медведь на воеводстве».

Рассказ «Толстый и тонкий» написан Чеховым в 1883 году, в нём 

автор обращается к традиционной для русской литературы XIX  века 

теме: чинопочитание  — отрицательное явление в социальной жизни 

людей, которое всегда подвергалось осмеянию. Наиболее ярко про-

блема искажения естественных отношений между людьми представа-

ла в сатирическом изображении Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедри-

на. Нетрудно найти источник идеи чеховского рассказа. Прочитаем ав-

торское рассуждение в начале поэмы Гоголя «Мёртвые души» (Гоголь 

приступил к её созданию в 1835  году): «Мужчины здесь, как и везде, 

были двух родов: одни тоненькие... Другой род мужчин составляли 

толстые... <…> Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать 

дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным 

поручениям... их существование как-то слишком легко, воздушно и со-

всем ненадёжно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, 

а всё прямые, и уж если сядут где, то сядут надёжно и крепко...»


65

Внеклассное чтение

Михаил Михайлович Зощенко

 

Перед чтением текста вспомните, какие рассказы Зощенко вы чи-



тали в 5 классе. Чем вам запомнились герои этих рассказов?

Михаил Михайлович Зощенко  — рус-

ский писатель. Он известен как один из са-

мых лучших русских сатирических писате-

лей XX  века. Диапазон сатиры Зощенко 

очень широк. Вы уже читали весёлые, насы-

щенные добрым юмором детские рассказы 

Зощенко, в них сатира почти полностью от-

сутствует, потому что это истории о детях, и 

автор улыбается, описывая слабости челове-

ка и смешные поступки детей. Между тем в 

детских рассказах Зощенко много серьёзно-

го, особенно это проявляется в их поучи-

тельном тоне и воспитательной направлен-

ности.

Взрослые рассказы Зощенко отличают-



ся большей долей сатиры. Сатира — это осо-

бый вид смеха, возникающего в результате несогласия писателя с от-

рицательными явлениями действительности и выступающего против 

них. Время литературной деятельности Зощенко отличалось резким 

изменением в устройстве российского государства, повлёкшим за со-

бой множество нелепых и бессмысленных последствий в жизни обще-

ства. Зощенко пишет свои сатирические произведения от лица обыва-

теля, оценивающего всё со своей примитивной жизненной позиции.

Зощенко остро реагировал на все проявления нелепости в чело-

веческих отношениях. Возможно, на такую реакцию писателя повлиял 

тот факт, что молодые годы он провёл в армии и на фронте, в экстре-

мальных условиях, когда с особой ясностью видны ложь, неправда, 

дурные качества человека. И когда Зощенко начал заниматься литера-

турной деятельностью, он был уже сложившейся личностью, челове-

ком, отчётливо различающим негативные стороны жизни. Характер 

смеха у Зощенко-писателя зависит от того, на кого и против чего он 

направлен: он гуманный и добрый в своей основе, но беспощадный 

к недопустимым фактам и злу и язвительный в тех случаях, когда сати-

рик смеётся над недостатками, пусть очень плохими, но поправимыми.

(1894–1958)


Такой смех мы встречаем в рассказе «Галоша» (1927). В нём Зо-

щенко, подражая обывателю, рассказывает о нелепой ситуации: для 

того чтобы вернуть свою утерянную рваную галошу, человек должен 

раздобыть справки, притом там, где выдавать подобные справки нет 

оснований. Рассказ высмеивает бюрократизм, доведённый до степени 

бессмыслицы.

 

1.  Чем различаются детские и взрослые рассказы Зощенко?

2.  Каков образ рассказчика в произведениях Зощенко?

3.  Против каких жизненных пороков направлена сатира Зощенко?

 

 



Возьмите в библиотеке сборник рассказов М. М. Зощенко, прочи-

тайте рассказ «Галоша» и выполните следующие задания.



1.  Каким вы представляете себе рассказчика? Какие особенности 

его речи помогают представить этого героя?



2.  Возмущается ли рассказчик по поводу того, что с ним произо-

шло? Как вы думаете, почему?



3.  Как бы вы охарактеризовали ситуацию, описанную в рассказе: 

как типичную или как абсурдную? Раскройте свою точку зрения.



4.  Какие приёмы создания комического эффекта и с какой целью 

использует автор в рассказе?



5.  Как вы думаете, чем похож рассказ Зощенко на рассказы Чехо-

ва и чем отличается от них?



68

Тематика 

литературного произведения

Перед чтением текста вспомните, что такое тема литературного 

произведения. 

В основе сюжета литературного произведения лежит тема, объ-

единяющая все элементы его содержания. Благодаря точно найденной 

теме писатель ясно выражает проблему и задачу произведения. На-

пример, темой сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воевод-

стве» является глупость и самодурство властей, призванных обеспечи-

вать порядок и справедливость в обществе. Задачей автора становит-

ся объективное изображение проблемы, возникающей при выборе 

темы: какой должна быть справедливая власть в обществе. Совокуп-

ность тем в литературе и в отдельном произведении называется тема-



тикой. Тематика литературных произведений разнообразна, а число 

тем огромно и неисчислимо.

В основе многообразия тематики лежат основные, «вечные» 

темы, которые неизменно присутствуют в жизни человека. К этим те-

мам относятся тема Родины, тема природы, тема человека и обще-

ства, тема патриотизма, тема национального характера, тема смысла 

жизни, чести и достоинства, тема любви и дружбы. «Вечные» темы от-

ражают суть нашей жизни и глубину возникающих в ней проблем. Как 

правило, в литературном произведении сочетается несколько основ-

ных тем, но главной всё же является одна из них. Например, в повести 

Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» главной является тема героической борьбы 

за свободу народа, то есть тема патриотизма, но вместе с тем важны 

темы любви, дружбы, чести, достоинства и другие.

Выделение тем и проблем в произведении называется 



тема-

тическим анализом

. Правильный тематический анализ помогает 

лучше и глубже понять идею литературного произведения. Напри-

мер, анализ трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» проясняет 

идею трагедии, её основную мысль: истинная любовь выше вражды и 

ненависти, даже если любящие погибают. А главная мысль комедии 

Д. И. Фонвизина «Недоросль» заключается в том, что в обществе до-

бродетель человека и гражданина должна побеждать самодурство и 

невежество.

 

1.  Назовите «вечные» темы в литературе.



2.  Что такое проблема в литературном произведении?

3.  Для чего проводится тематический анализ произведения?

69

4.  На примере любого известного вам литературного произведе-

ния покажите многообразие его тематики. Какая тема этого про-

изведения является главной? Почему?

Родная природа

Михаил Юрьевич Лермонтов

 

Перед чтением текста вспомните, в каких известных вам стихо-



творениях М. Ю. Лермонтова изображена природа. Какие картины 

природы создаёт поэт? Какое настроение они отражают?

Михаил Юрьевич Лермонтов был ма-

стером поэтического пейзажа. Уже в раннем 

творчестве поэт создаёт великолепные кар-

тины природы, особенно проникновенно 

звучат описания волнующейся морской сти-

хии и движения речной волны. Так, напри-

мер, в стихотворении «Парус» (1832) «струя 

светлей лазури» стремится за кормой паруса 

в беспредельном просторе моря или в сти-

хотворении «Для чего я не родился…» (1832) 

катится в лунном свете прохладная речная 

волна. В своих ранних кавказских поэмах 

Лермонтов запечатлевает величественные 

громады гор, их суровую жизнь. Природа в 

лермонтовской поэзии живёт, она насыщена 

красками, дыханием ветра, движением. Ма-

стерство Лермонтова в создании поэтического пейзажа объясняется не 

только точным выбором нужных слов и образов — поэт обладал также 

большим талантом рисовальщика. Многочисленные рисунки Лермонто-

ва помогают лучше понимать его произведения.

В зрелой поэзии Лермонтова встречаются шедевры пейзажной 

лирики, в которых создаются вдохновенные картины русской приро-

ды. Например, замечательное стихотворение «Когда волнуется желте-

ющая нива…» (1837), образы которого проникнуты любовью поэта 

к родной земле. События поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, 

молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) разворачи-

ваются на фоне зимнего пейзажа: тревожная вечерняя позёмка, лихая 

(1814–1841)


98

Защита Отечества

Александр Трифонович Твардовский

 

Читая текст, выделите факты биографии Твардовского, которые по-



казались вам необычными.

Интерес Твардовского к литературе 

возник ещё в раннем детстве. Он родился в 

семье кузнеца, человека тяжёлого физиче-

ского труда, но в то же время грамотного, 

очень любившего русскую литературу. В доме 

Твардовских часто по вечерам читали произ-

ведения русских классиков, особенно поэзию 

А. С.  Пушкина,  М. Ю.  Лермонтова,  Н. А.  Не-

красова. Раннее знакомство с литературой 

оказало большое влияние на развитие талан-

та будущего писателя.

Твардовский родился в деревне Заго-

рье Смоленской губернии. Там прошло его 

детство и школьные годы. Детские и юноше-

ские впечатления легли в основу поэзии 

Твардовского. Чувство русской природы, знание жизни и характера 

русского человека наполнили поэтическое слово Твардовского глубо-

ким содержанием и сделали его подлинно национальным поэтом. 

Смоленская земля, Смоленщина стала родиной поэзии Твардовского.

Писать Твардовский начал ещё в юности. Его начинания поддер-

жали известные поэты М. В. Исаковский и М. А. Светлов, напечатавшие 

его стихи. Однако Твардовский не сразу нашёл свою поэтическую ма-

неру: он осознал себя поэтом, лишь написав первую поэму «Страна 

Муравия» (1936) о коллективизации в деревне. Вся жизнь Твардовско-

го была посвящена литературе: во время Великой Отечественной вой-

ны он был военным корреспондентом, писал фронтовые стихи. После 

войны создал поэмы «Дом у дороги» (1946), «За далью — даль» (1950–

1960), «По праву памяти» (1967–1969).

Самым известным произведением в творчестве Твардовского 

стала поэма «Василий Тёркин» (1939–1945).

Большой вклад в развитие русской культуры Твардовский внёс на 

посту главного редактора одного из ведущих литературных журналов 

«Новый мир».



(1910–1971)

99

 

1.  Какие события жизни и впечатления повлияли на творчество 

Твардовского?

2.  Назовите главные темы его творчества.

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»

Поэму «Василий Тёркин» Твардовский писал всю войну. Книга о 

русском солдате создавалась глава за главой. Солдаты на фронте жда-

ли продолжения рассказа о Тёркине как рассказа о себе, о своей 

фронтовой жизни. Поэма как будто создавалась не писателем, а рож-

далась из самой жизни, проходила день за днём вместе с солдатами 

все четыре года войны. Образ Василия Тёркина, солдата-балагура, 

солдата-богатыря был для фронтовиков не литературным, вымышлен-

ным персонажем, а реальным героем, знакомым, близким человеком. 

Василий Тёркин воплотил в себе русский характер, и поэма о нём по 

своему вкладу в победу была так же важна, как и освобождение горо-

дов или деревень от захватчиков.

В поэме 28 стихотворных глав и 3 обращения от автора. Начи-

нается она с главы «На привале», в которой читатель знакомится с 

Василием Тёркиным. С этой главы, повествующей о короткой пере-

дышке между боями, начинается и рассказ о долгом пути к победе. 

Жизнь солдата на войне изображается как цепь эпизодов, из кото-

рых складывается общая картина войны. Главы поэмы представляют 

разные, но связанные между собой сцены фронтовой жизни: пере-

права, ранение, дорога в часть, сражение, борьба со смертью, по-

бедное наступление. Завершает поэму глава «В бане» — словно по-

сле тяжкого, изнурительного дня солдаты очищают себя от скверны 

войны.

Василий Тёркин

Книга про бойца

Отрывки

 

Читая главы поэмы, дайте каждой из них второе название, в кото-



ром будет отражена особенность характера Тёркина, проявившая-

ся в этой главе.



122

молодой поэт говорил о ненависти к врагам, воспевал героизм совет-

ских солдат и оплакивал их гибель. После войны Гамзатов учился в Мо-

скве, в Литературном институте им. М. Горького. За годы учёбы поэт 

хорошо узнал и полюбил русскую литературу, особенно классическую 

поэзию. Благодаря знанию русской и мировой литературы Гамзатов 

оказал большое влияние на развитие литературы Дагестана.

Гамзатов за свою жизнь написал десятки книг. Красота родной 

природы, её величественных гор и быстрых рек получила своё вопло-

щение в поэзии. Благодаря Гамзатову аварская поэзия стала известна 

во всём мире. На русский язык стихи и поэмы Гамзатова переводили 

И. Л.  Сельвинский,  Р. И.  Рождественский,  А. А.  Вознесенский,  Юнна  Мо-

риц и другие известные поэты. Сам же Гамзатов переводил на авар-

ский язык лучших русских поэтов.



Стихотворение Р. Гамзатова 

«Товарищи далёких дней моих…»

 

Перед чтением текста вспомните, в основе каких известных вам 



произведений лежат народные легенды.

В послевоенной поэзии Гамзатова особенно ярко выделяется мо-

тив скорби по павшим на войне солдатам. Для Гамзатова это был и 

глубоко личный мотив, ведь на фронте погибли два его старших бра-

та. Поэт воспринимает потерю братьев, товарищей, ровесников как 

невосполнимую утрату в жизни своего поколения, поэтому память о 

них всегда присутствует в его творчестве. С большой художественной 

силой автор выразил скорбь по павшим в знаменитом стихотворении 

«Журавли», в котором образ белых журавлей символизирует светлые 

души погибших. К теме судьбы военного поколения Гамзатов обраща-

ется и в стихотворении «Товарищи далёких дней моих…».

 

1.  Найдите в тексте ответ на вопрос: что явилось источником поэ-

тического вдохновения и основой творчества Гамзатова?



2.  Назовите основные темы поэзии Гамзатова.

 

Перед чтением стихотворения вспомните основные признаки жанра 



стихотворного послания.

123

* * *

Товарищи далёких дней моих,

Ровесники, прожившие так мало!..

Наверное, остался я в живых,

Чтоб память на земле не умирала.

На поле боя павшие друзья —

Вас было много, страстно жизнь любивших.

Я ведаю: в живых остался я,

Чтоб рассказать о вас, так мало живших.

Перевод Л. Дымовой

 

1.  Как меняется настроение стихотворения от первой ко второй

строфе?


2.  Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.

3.  Можно ли данное стихотворение отнести к жанру послания? 

Обоснуйте свою позицию.

Стихотворение «Товарищи далёких дней моих…» состоит из двух 

строф. В первой передаётся размышление поэта, навеянное воспоми-

нанием об ушедших из жизни, мыслью о том, что ровесники его, «про-

жившие так мало», остались в том далёком прошлом, не испытав ра-

достей жизни. Перед поэтом мучительно встаёт вопрос: почему же 

именно он остался в живых? Поэт так отвечает себе: он жив, «чтоб па-

мять на земле не умирала». Вначале он произносит слово «наверное», 

то есть его вывод — результат раздумий и сомнений.

Во второй строфе память поэта словно озаряется: он как будто 

видит своих товарищей молодыми, «страстно жизнь любившими», ви-

дит их всех, говоря «вас было много». И тогда он уже ясно осознаёт 

свой человеческий и гражданский долг. Поэтому поэт вместо «навер-

ное» твёрдо говорит «я ведаю». Он должен в своих стихах запечатлеть 

погибших на войне, словно изваять их в своей поэзии.



181

М.В. Ломоносов. Полтавская битва. (Мозаика)

Внеклассное чтение

Александр Сергеевич Пушкин

Поэма «Полтава»

 

Перед чтением текста вспомните из курса истории или прочи-



тайте в энциклопедии или Интернете об основных событиях, 

связанных с нашествием на Россию Карла XII в 1708–1709 годах.

В середине 1820-х годов усиливается интерес Пушкина к истории 

России. В 1824  году, находясь в Михайловском, ссыльный поэт пишет 

историческую трагедию «Борис Годунов». В ней он обращается ко вре-

мени, когда на рубеже XVI–XVII веков Россия выбирала свой путь раз-



182

вития, описывает историю Дмитрия Самозванца (Григория Отрепье-

ва), эпоху смены царских династий.

После восстания декабристов (1825) в российском обществе 

вновь остро встал вопрос об историческом пути России и её роли в 

мире, об отношениях власти и подданных. Для того чтобы осознать эти 

проблемы, Пушкин анализирует прошлое, обращаясь к эпохе Петра I, 

эпохе укрепления Российского государства и радикальных реформ во 

всей жизни общества. Особенно важными для России в нача-

ле XVIII века были отношения с Украиной и Швецией.

В 1828 году Пушкин пишет поэму «Полтава». Главный герой поэ-

мы — старый гетман Украины Мазепа, восставший против России. Пе-

риод 1708–1709 годов был временем нашествия на Россию шведского 

короля Карла ХII в союзе с изменником Мазепой. От исхода этой вой-

ны зависела самостоятельность России, её будущее. В поэме «Полтава» 

Пушкин показывает сокрушительное поражение шведского войска в 

битве под Полтавой (1709) и крах планов честолюбивого и властного 

гетмана Мазепы.

К драматической фигуре Мазепы обращались разные писатели, 

самым известным предшественником Пушкина был Дж.Г. Байрон. 

Именно из его поэмы «Мазепа» Пушкин берёт эпиграф для своей по-

эмы, показывая тем самым, что главной целью измены Мазепы было 

стремление к мощи и славе, а не борьба за независимость Украины. 

Пушкин изображает Мазепу как коварного заговорщика, жестокого и 

мрачного человека, Мазепа отнял красавицу дочь у соратника своей 

боевой молодости Кочубея, а потом казнил его самого.

Поэма состоит из трёх песен: в центре первой — история любви 

дочери Кочубея Марии к Мазепе, во второй  — казнь Кочубея, 

в заключительной песне ставшими хрестоматийными стихами описан 

разгром шведов под Полтавой и бегство короля Карла и Мазепы. Три 

песни поэмы представляют три этапа бесславной истории заговора и 

войны против Петра I. Мастерство Пушкина при создании поэмы про-

явилось в удачном совмещении двух линий сюжета  — любовной и 

исторической.



 

1.  Почему в середине 1820-х годов усиливается интерес Пушкина к 

истории?


2.  Чем заинтересовала Пушкина эпоха Петра I?

3.  Охарактеризуйте каждую из трёх частей поэмы.

183

Возьмите в библиотеке поэму Пушкина «Полтава», прочитайте её и 

выполните следующие задания.

1.  Расскажите об основных событиях исторической и любовной 

линии сюжета поэмы.



2.  Как вы думаете, для чего Пушкин совмещает две сюжетные ли-

нии в одном произведении?



3.  От лица кого ведётся повествование в поэме? Свой ответ про-

иллюстрируйте примерами из текста поэмы.



4.  Каким изображён Петр I в поэме? Какие изобразительные сред-

ства и художественные приёмы использует Пушкин, создавая образ 

Петра I?

5.  Приведите примеры антитезы (противопоставления) в поэме. 

С какой целью она использована?



6.  Почему такими непохожими изображены Пётр I и Карл XII в по-

эме?


7.  К эпическому или лирическому роду литературы относится поэ-

ма «Полтава»? Обоснуйте свою точку зрения.



8.  Проанализируйте сцену Полтавской битвы: какие эпитеты и 

метафоры использует автор; каковы особенности стихотворного 

ритма этого фрагмента; почему в этом эпизоде так много глаго-

лов?


 

1.  Согласны ли вы с утверждением одного из литературоведов: 

«Мазепа, пожалуй, первый из пушкинских характеров, выдержан-

ный с начала до конца как резко отрицательный, заслуживающий 

самого сурового приговора, в нём нет ни одной светлой, проти-

воречащей его злым помыслам черты»? Обоснуйте свою точку 

зрения.


2. Как вы понимаете слова В. Г. Белинского: «…картина Полтав-

ской битвы начертана кистью широкою и смелою… живописец мог 

бы писать с неё, как с натуры»?

  

Проведите сопоставительный анализ сцены Полтавской битвы из 



поэмы Пушкина и стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонто-

ва. Сравните тему, проблему, идею этих произведений; охаракте-

ризуйте главных героев; проанализируйте ключевые сцены; сопо-

ставьте изобразительные средства, которые используют авторы.



242

Дружба

Александр Сергеевич Пушкин

 

Перед чтением текста вспомните стихотворение Пушкина, адресован-



ное лицейскому другу. Расскажите, что для Пушкина означала дружба.

В жизни Пушкина огромное значение в отношениях с людьми 

имела дружба. История большой дружбы началась в его жизни 19 октя-

бря 1811 года, в день открытия Царскосельского лицея, и продолжалась 

всю дальнейшую жизнь. Показательно, что на дуэли с Дантесом 27 янва-

ря 1837 года секундантом Пушкина был его лицейский товарищ Данзас.

Открытый, благожелательный характер поэта, его порядочность и 

деликатность дали Пушкину возможность приобрести большой круг 

друзей и близких знакомых. Среди них были писатели, люди искусства, 

общественные деятели: князь П. 

А. 

Вяземский, А. 



М. 

Горчаков, 

А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, П. Я. Чаадаев и многие 

другие блестящие современники Пушкина. Вся поэзия Пушкина напол-

нена духом дружбы, обращениями к друзьям, размышлениями о своём 

поколении. Это особенно проявляется в жанре дружеского послания, 

распространённого в лицейской лирике Пушкина и позднее в таких из-

вестных посланиях, как «К Чаадаеву» (1818) и «И.И. Пущину» (1826). 

Образы друзей и упоминания о них часто встречаются в творчестве 

Пушкина, например в романе в стихах «Евгений Онегин» (1823–1831):

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы не бились, отличить.

За этой характеристикой главного героя романа встаёт образ 

друзей Пушкина, молодых людей, для которых жизнь, поэзия и высо-

кие цели едины.

Особое значение для понимания поэзии Пушкина имеет его от-

ношение к драматическим событиям в политической жизни россий-

ского общества, главным из которых было восстание декабристов и 

судьба его участников. Оно наиболее ярко отразилось в послании к 

сосланным на каторгу декабристам «Во глубине сибирских руд…» 

(1827), в уцелевших фрагментах уничтоженной поэтом 10-й главы ро-

мана «Евгений Онегин» (1830), стихотворении «Памятник» (1836) и 

других.


243

Стихотворения А. С. Пушкина 

«19 октября» и «Арион»

Стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») 

написано поэтом в 1825 году во время ссылки в Михайловском. Изоли-

рованный от общественной жизни, лишённый душевного и творческо-

го общения с друзьями, Пушкин обращается к теме дружбы, стремится 

выразить своё понимание её значения для человека. Поэт испытывает 

сложную гамму чувств: от одиночества и удручённости до чувства во-

одушевления и восторга. Это позволяет поэту высказать глубокую 

мысль о скоротечности жизни, противопоставив её вечной дружбе.

Стихотворение «Арион» (1827) посвящено судьбе поколения де-

кабристов. Пушкин обращается к мифу о певце Арионе, который бро-

сился в море, спасаясь от корабельщиков-грабителей, но не погиб: 

внезапно из волн вынырнул дельфин и вынес Ариона на берег. Одна-

ко, используя древнегреческий миф, Пушкин обращается к событиям 

современности, передавая в описании гибели пловцов и корабля кру-

шение надежд своего поколения и изображая в образе спасшегося 

певца собственную судьбу. Стихотворение было опубликовано в 

1830 году без подписи и при жизни Пушкина в собрания сочинений не 

включалось, возможно, из-за острого политического содержания.

 

1.  Какие особенности личности Пушкина снискали ему большой 

круг друзей?

2.  В каком жанре в творчестве Пушкина чаще всего выражается 

тема дружбы?



3.  Кто из перечисленных в тексте друзей Пушкина вам известен? 

Подготовьте сообщение о жизни одного из них. Объясните, поче-

му этого человека называют блестящим современником Пушкина.

 

Читая стихотворение, постарайтесь разделить его на смысловые части.



19 октября

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.


252

Любовь

Василий Андреевич Жуковский

 

Перед чтением текста вспомните, какое произведение В. А.  Жуковского 



вы изучали в 6 классе. Каков жанр этого произведения?

Жуковский вырос в селе Мишенском 

Тульской губернии, в имении отца Афанасия 

Ивановича Бунина. Учился Жуковский в Туль-

ском пансионе, получил также домашнее 

образование. Большое влияние на форми-

рование личности Жуковского оказала учёба 

в Московском университетском пансионе 

(1797–1801), в котором он приобщился к ли-

тературной деятельности. После учёбы в 

Москве Жуковский возвращается с село Ми-

шенское, где в сельской тишине и уединении 

занимается самообразованием и много пи-

шет. Именно в годы, проведённые в Мишен-

ском, Жуковский стал настоящим поэтом, за-

нявшим видное место в русской элегической 

поэзии.

Жуковский дебютировал как поэт в возрасте четырнадцати лет, 



напечатав своё стихотворение на смерть крёстной матери В. А. Юшко-

вой. В нём и последующих стихотворениях Жуковского определились 

основные мотивы и настроения его поэзии: воспевание чувств челове-

ка и тихих радостей жизни, уединение и размышление о бренности 

бытия и вечном покое, любование природой, чистотой помыслов и 

безмятежностью души. Наибольшую известность Жуковскому прино-

сят его элегии «Сельское кладбище» (1802) и «Вечер» (1806), баллады 

«Людмила» (1808) и «Светлана» (1808–1812).

Пушкин назвал Жуковского «гением перевода», имея в виду, что 

Жуковский не просто удачно переводил зарубежную поэзию, а на её ос-

нове создавал национальные русские произведения. Так, например, 

элегия «Сельское кладбище» представляет собой переложение элегии 

английского поэта-сентименталиста Томаса Грея, баллада «Людмила» — 

баллады «Ленора» немецкого поэта Г. Бюргера, баллада «Лесной царь» 

(1818) — баллады И.В. Гёте. Баллады «Перчатка» (1831) и «Кубок» (1825–

1831) знакомят русского читателя с балладами Ф. Шиллера. Жуковский 



(1783–1852)

253

переводит самых значительных поэтов своего времени, в том числе 

Г. Байрона и В. Скотта. Большим вкладом в русскую литературу и культу-

ру стал перевод Жуковским поэмы Гомера «Одиссея» (1842–1849).

 

1.  Каковы главные темы поэзии Жуковского?

2.  Почему Пушкин назвал Жуковского «гением перевода»?

Баллада В. А. Жуковского «Светлана»

Баллада «Людмила», имевшая большой успех у публики, была 

вольным переводом баллады Г. Бюргера «Ленора», которая послужила 

сюжетной основой и для баллады «Светлана». Пушкин, считая Жуков-

ского своим учителем в поэзии, называл слог Жуковского-переводчи-

ка образцовым, а В. Г. Белинский сравнивал Жуковского с Колумбом, 

открывшим для русской поэзии «Америку романтизма».

Баллады «Людмила» и «Светлана» объединяет сходный сюжет: де-

вушки ждут с войны своих суженых. Людмила ропщет на Бога и судьбу, 

и небеса, казалось бы, внемлют её просьбам  — жених возвращается. 

Однако по законам фантастических, страшных баллад, происходит ужас-

ное событие: мёртвый жених увлекает Людмилу за собой в могилу.

В балладе «Светлана» Жуковский отказывается от фантастики, 

придаёт ситуации национальный колорит, обращаясь к русскому фоль-

клору, народным обычаям, русской природе. Главное новаторство Жу-

ковского состоит в том, что он впервые в русской литературе создал 

национальный тип женского характера.

Светлана

 

Читая балладу, постарайтесь разделить её на смысловые части и оза-



главьте их.

А. А.  Воейковой

Раз  в  кре щен ский  ве че рок

Де вуш ки  га да ли:

За  во ро та  баш ма чок,

Сняв с но ги, бро са ли;

Снег  по ло ли;  под  ок ном

Слу ша ли;  кор ми ли

Счёт ным  ку ри цу  зер ном;

Ярый  воск  то пи ли;

В ча шу с чис тою во дой

Кла ли  пер стень  зо ло той,

Серь ги  изум руд ны;

Рас сти ла ли  бе лый  плат


282

Внеклассное чтение

Мы помним

Борис Львович Васильев

 

Перед чтением текста вспомните известные вам произведения о Ве-



ликой Отечественной войне. Какое из них произвело на вас самое 

сильное впечатление?

Борис Львович Васильев — русский пи-

сатель. Васильев родился в семье профес-

сионального военного. Литературные на-

клонности проявились у него рано  — уже в 

школе он с другом издавал литературный 

журнал. Но будущее литератора сразу оказа-

лось под угрозой: когда Васильев окончил 

9  класс, началась война. Он ушёл на фронт 

добровольцем, участвовал в боях под Смо-

ленском. После контузии юношу направили 

учиться в военную академию, после оконча-

ния учёбы в 1946  году он работал военным 

испытателем. Однако через восемь лет Васи-

льев принял решение демобилизоваться, 

решив посвятить себя литературе.

Основная тема литературных произве-

дений Васильева — война. Герои его произведений — люди, чьи жиз-

ни искалечила война. Васильев создаёт произведения, полные драма-

тизма и эмоционального напряжения.

Среди наиболее известных произведений писателя повести 

«А  зори здесь тихие…» (1969), «В списках не значился» (1974), «Аты-

баты, шли солдаты…» (1976), «Завтра была война» (1984) и другие. По 

сценариям и книгам Васильева снято пятнадцать художественных 

фильмов.


В повести «Завтра была война» рассказывается о последнем 

предвоенном годе, о десятиклассниках, которым приходится делать 

непростой выбор, отстаивая свою жизненную позицию. Писателю 

важно время, воспитавшее поколение людей, выстоявших под нати-

ском врага. Как писал об этом времени сам Васильев, «…так было во 

всех семьях, инерционно стремившихся передать нам нравственность 

вчерашнего дня, тогда как улица  — в самом широком смысле  — уже 

(1924–2013)


победно несла нравственность дня завтрашнего. Но это не рвало нас 

на части, не сеяло дисгармонию, не порождало конфликты: это двой-

ное воздействие в конечном итоге и создало тот сплав, который так и 

не смогла пробить крупповская сталь».

 

Какова главная тема произведений Васильева?



 

Возьмите в библиотеке повесть Б. Л. Васильева «Завтра была вой-

на», прочитайте её и выполните задания.

 1.  На какие части можно разделить повесть? От чьего лица ведётся 

повествование в этих частях? Какова роль пролога и эпилога?



2.  Согласны ли вы с утверждением, что свою первую боевую побе-

ду герои повести одержали ещё до войны? Обоснуйте свою точку 

зрения.

3. Расскажите об Искре Поляковой. Справедливо ли директор 

школы назвал её «хорошим человеком»? Обоснуйте свою точку 

зрения.

4.  Как повлияла на Искру трагическая судьба Вики Люберецкой? 

Почему прощальное письмо Вика адресовала именно Искре?



5.  Кто из героев произвёл на вас самое большое впечатление? 

Расскажите об этом герое.



6.  Чем необычно название повести? Раскройте его смысл.

285

Содержание

Введение .................................................................................................. 

3

Как в литературе проявляется отношение к миру

Сатирическое в литературе

 .................................................................  

6

Жан-Батист Мольер



 ......................................................................

 

6



Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» .............................  

7

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 



 ..................................

 

20



Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина  ..............................................   21

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил  ......   21

Дикий помещик  .........................................................................   28

Премудрый пискарь  ...................................................................   34

Медведь на воеводстве  ................................................................   39

Антон Павлович Чехов

 ................................................................

 

50



Рассказы А. П. Чехова «Смерть чиновника», «Хамелеон»,

«Толстый и тонкий» ....................................................................   51

Внеклассное чтение ................................................................................   65

Михаил Михайлович Зощенко

 ....................................................

 

65



Что лежит в основе пафоса

Тематика литературного произведения

 ...........................................   68

Родная природа

 .........................................................................................   69

Михаил Юрьевич Лермонтов

 .....................................................

 

69



Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» ...............................   70

Алексей Константинович Толстой

 ............................................

 

73



Стихотворения А. К. Толстого 

«Колокольчики мои…», «Не ветер, вея с высоты…» ......................   74

Анна Андреевна Ахматова

 ...........................................................

 

81

«Родная земля» ............................................................................   83



Гражданский пафос

 ...................................................................................   85

Александр Сергеевич Пушкин

 ....................................................

 

85

Стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву» ...............................   85



Михаил Юрьевич Лермонтов

 .....................................................

 

88

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума» ..................................   89



Николай Алексеевич Некрасов 

 .................................................

 

93

Стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник» ..............................   94



Защита Отечества

 ......................................................................................   98

Александр Трифонович Твардовский

 .......................................

 

98

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» ...............................   99



Расул Гамзатов

 ...............................................................................

 

121


Стихотворение Р. Гамзатова «Товарищи далёких дней моих ......   122

Муса Джалиль 

 ...............................................................................

 

124



Стихотворение М. Джалиля «Прощая, моя умница» ..................   125

Мустай Карим

 ................................................................................

 

128



Национальный характер

 ...........................................................................   129

Иван Сергеевич Тургенев 

 ...........................................................

 

129


Рассказы И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч», «Певцы» ................   131

Василий Макарович Шукшин

 .....................................................

 

159



Рассказы В. М. Шукшина 

«Миль пардон, мадам!» и «Микроскоп» ......................................   161

Внеклассное чтение ................................................................................   181

Александр Сергеевич Пушкин

 ....................................................   181

Поэма «Полтава» ........................................................................   181

Проблема бытия. Честь и достоинство 

 ...................................................   184

 

Проспер Мериме ...................................................................................... 



184

Новелла П. Мериме «Маттео Фальконе» .....................................   185

Лев Николаевич Толстой

 ............................................................

 

197


Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» ............................................   198

Максим Горький

 ............................................................................

 

208



Рассказ М. Горького «Челкаш» ....................................................   209

Внеклассное чтение ................................................................................   239

Валентин Григорьевич Распутин 

 ..............................................

 

239


Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» ............................   240

Дружба 


 .....................................................................................................   242

Александр Сергеевич Пушкин

 ....................................................

 

242



Стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» и «Арион»  ............   243

Любовь 


 ......................................................................................................   252

Василий Андреевич Жуковский

 .................................................   252

Баллада В. А. Жуковского «Светлана»  ..........................................   253

Александр Сергеевич Пушкин  .................................................... 

260


Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»  .........................   260

Алексей Константинович Толстой

 ............................................

 

278



Стихотворение А. К. Толстого 

«Средь шумного бала, случайно…» ...............................................   279

Внеклассное чтение ................................................................................   282

Мы помним

 ...............................................................................................   282

Борис Львович Васильев

 .............................................................

 

282



Памятка. Как подготовиться к конференции 

и организовать её проведение

 ...........................................................

 

284



Document Outline

  • Как в литературе проявляется отношение к миру
    • Сатирическое в литературе
      • Антон Павлович Чехов
        • Рассказы А.П. Чехова «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий»
    • Внеклассное чтение
      • Михаил Михайлович Зощенко
  • Что лежит в основе пафоса
    • Тематика литературного произведения
      • Родная природа
        • Михаил Юрьевич Лермонтов
      • Защита Отечества
        • Александр Трифонович Твардовский
          • Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»
        • Расул Гамзатов
          • Стихотворение Р. Гамзатова «Товарищи далёких дней моих...»
      • Национальный характер
        • Внеклассное чтение
          • Александр Сергеевич Пушкин
            • Поэма «Полтава»
      • Дружба
        • Александр Сергеевич Пушкин
          • Стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» и «Арион»
      • Любовь
        • Василий Андреевич Жуковский
          • Баллада В.А. Жуковского «Светлана»
        • Внеклассное чтение
          • Мы помним
            • Борис Львович Васильев
  • Содержание



Поделитесь с Вашими друзьями:


©emirsaba.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет