Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №2, 2015 ж



Pdf көрінісі
бет1/25
Дата12.03.2017
өлшемі3,2 Mb.
#8980
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №2, 2015 ж. 
 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 
 
УНИВЕРСИТЕТ КАЙНАР 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ҚАЗАҚ ӨРКЕНИЕТІ 
КАЗАХСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ 
THE KAZAKH CIVILIZATION 
 
№ 2 (59). 2015 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ISSN 2226-1044 
 
 
Алматы 
2015 

 

Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №2, 2015 ж. 
 
Требования к оформлению статей, публикуемых  
в «Вестнике Университета «Кайнар» и  
журнале «Казахская цивилизация» 
 
Объем  статьи  должен  быть  не  менее  5  страниц,  набранных  на  компьютере  12 
шрифтом через один интервал с соблюдением издательской рамки (поля - 3 см слева, 2 
см снизу и сверху, 1,5 см справа). Необходимы аннотация и ключевые слова на языке 
статьи,список  используемых  источников  указывается  в  конце  статьи  по  мере 
цитируемости, ниже резюме на казахском (русском), английском языках с включением 
названия статьи на соответствующем языке. Магистранты, докторанты предоставляют 
рецензию на статью. 
К  статье  прилагаются  следующие  сведения  об  авторе  (авторах):  фамилия,  имя, 
отчество;  ученая  степень  и  звание;  место  работы  и  должность  или  место  учебы; 
служебный  и  домашний  адреса;  номера  служебного  и  домашнего  телефонов, 
электронный адрес.Рукописи статей передаются в редакцию журналов лично автором, 
или нарочным, на бумажном и электронном носителях (диск). 
Ответственность  за  концептуальное  содержание  статьи  несет  автор  (авторы).  
Редакционный  Совет  оставляет  за  собой  право  публикации,  редактирования  или 
отклонения  рукописи.    Рукописи  статей  не  возвращаются,  не  рецензируются  и  не 
восстанавливаются. Ссылка при перепечатке на наше издание обязательна. 
Журналы выходят ежеквартально.  
Статьи принимаются по адресу: Сатпаева 7а.  
Справкипотел.  87077233784; e-мail: 180710@mail.ru 

 

Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №2, 2015 ж. 
 
 
ҚАЗАҚ ӨРКЕНИЕТІ 
КАЗАХСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ 
THE KAZAKH CIVILIZATION 
ISSN 2226-1044 
 
№ 2(59). 2015 
 
2001 жылдан бастап 
шығады 
Жылына 4 рет шығады 
 
Издается с 2001 года 
Выходит 4 раза в год 
 
Учредитель: университет Кайнар 
 
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: 
 
Курманалиев К.А.  –  главный редактор, доктор  филологических 
наук, чл.-корр.  НАН РК  
Еркинбекова  М.А.  –  ответственный  редактор,  кандидат 
психологических наук 
 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: 
Омаров Е.С. – профессор, академик КазНАЕН РК, председатель 
Еркинбекова  М.А.  –  кандидат  психологических  наук,  
ответственный секретарь 
Члены Совета: 
Айдаралиев  А.А.  –  академик  НАН  КР,  ректор  Международного 
Университета Кыргызстана (Республика Кыргызстан) 
Айтбаев О.А.–доктор филологических наук, академик НАН РК 
Гощенко Ж.Т. –доктор филологических наук, профессор, чл.-корр. 
РАН, гл.ред.журнала «СОЦИС» (Россия) 
Зайниева Л.Ю. – доктор политических наук, профессор 
Калюжнова  Е.  -  директор  центра  Евро-Азиатских  исследований 
Редингского университета (Великобритания) 
Кирабаев Н.С. –доктор философских наук, профессор, проректор 
Российского университета дружбы народов (Россия) 
Маер М. – профессор Тюбингенского университета (Германия) 
Нурмуратов С.Е.– доктор философских наук, профессор 
Нысанбаев А.Н. –доктор  философских наук, академик НАН РК 
Лазаревич А.А. – директор института философии (Беларусь) 
Осипов В.П. – кандидат исторических наук,профессор 
Романова Н.В. – доктор политических наук, профессор 
Сазык Т. – доктор, профессор, центр культуры Ататурка (Турция) 
Сарыбаев Ш.Ш. – доктор филологических  наук, академик НАН 
РК 
Сапарбаев  А.Д.  –  доктор  экономических  наук,  профессор, 
почетный академик НАН РК 
Тлеуов Т.Х. – доктор исторических наук, профессор 
Тогусаков  О.А.  –  доктор  филологических  наук,  профессор, 
чл.корр. НАН КР (Кыргызстан) 
Халилов  С.  –  доктор  филологических  наук,  профессор,  чл.-корр. 
НАН  Азербайджана,  гл.ред.журнала  «Филология  и  социально-
полититические науки» (Азербайджан) 
Саметова Ф.Т. – кандидат филологических наук, профессор 
 
 
Регистрационное 
свидетельство 
№693-Ж от 31 мая 1999 г.   
Выдано Министерством 
культуры, информации и 
общественного согласия  
Республики Казахстан 
 
Издательство университета 
Кайнар 
 
 
Адрес: 
г. Алматы, 
ул.Сатпаева 7а, 
тел: 255-86-72, 
87016252626 
Факс: (7272) 558366 
E-mail: 
180710@mail.ru
 
 
 
Сдано в набор 05.06.2015. 
Подписано в печать 
06.06.2015. 
Бумага офсетная. 
Гарнитура «Таймс». 
Усл.печ.л. 8,3. 
Усл.кр.отт. 8,0. 
Уч.-изд.л. 8,8. 
Тираж 500 экз. 
 
 
Отпечатано в типографии  
Университета Кайнар 
Ответственный – Бакыт Б. 

Университет Кайнар, 2014 

 

Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №2, 2015 ж. 
 
 
МАЗМҰНЫ 
 
 
Тарих, философия, саясаттану, құқықтану 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ  
 
 
История, философия, политология, юриспруденция  
 
 
 
 
 
 
 

 

Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №2, 2015 ж. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
CONTENTS 
 
 
History, philosophy, political science, jurisprudence 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №2, 2015 ж. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №2, 2015 ж. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ҚАЗАҚ ХАНДЫҒЫНЫҢ  
550 
ЖЫЛДЫҒЫНА АРНАЛҒАН  
«
ҚАЗАҚ ХАНДЫҒЫ ФЕНОМЕНІ: ТАРИХ ЖӘНЕ 
ТАҒЫЛЫМ»  
 
АТТЫ ХАЛЫҚАРАЛЫҚ ҒЫЛЫМИ-
ТЕОРИЯЛЫҚ  КОНФЕРЕНЦИЯ МАТЕРИАЛДАРЫ  
 
 
 
 
 
 
 
16-
17 маусым 2015 ж. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
АЛМАТЫ  
 

 

Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №2, 2015 ж. 
 
ИЗ ИСТОРИИ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 
 
Омаров Е.С., 
Президент Академии Кайнар  
 
Наступают  интересные  времена,  на  наших  глазах  происходит  переписывания 
истории,  особенно  российской  истории,  кстати  так  было  всегда  и  во  всех государствах.  
Создается  концепция  нового  учебно-методического  комплекса  по  истории  России,  в 
которой  в  корне  будут  менятся  положения  общепринятые  в  СССР.  Например,  вместо 
татаро-монгольского ига в новой истории будет говорится о системе зависимости русских 
земель  от  ордынских  ханов  (т.н.  ордынское  иго,  всетаки  иго  оставили),  тем  самым 
незаметно  принимается  новый  подход  к  истории  времен  Чингисхана  и  после.  Таким 
образом  нет  монголов,  т.е.  это  придуманная  народность.  Давно  об  этом  идет  полемика 
среди казахских и других тюркоязычных историков. Теперь есть орда, а это Золотая орда, 
чисто  казахско-кыпчакское  государство.  Европейцы  называли  нас  куманы,  что  означает 
ку-лебедь или гусь, ман-люди, известно, как один из вариантов происхождения этнонима 
казах, казак – белый лебедь. Вся Европа того времени кипчакский язык использовали для 
международного  общения,  а  армяне  во  Львове  молились  на  кипчакском  языке  (А. 
Горковец). Кипчаки были образцом воинственности и можно сказать государственности, 
т.е.  образцом  для  подражания.    Вот  таким  образом  нам  Казахстану  надо  по  новой 
пересмотреть  нашу  историю,  особенно  историю  государственности  и  казахской 
цивилизации. Мы говорим, что мы тюрки, а тюрки Турции говорят, что они из Алтая, а 
Казахстан их родина, не правда ли парадокс! Вот и думай, кто первым образовался как 
народ, а кто от них берет начало! Да наш язык относится к тюркоязычной группе языков, 
давайте  не  будем  путать  язык  и  народ.  Американцы  и  англичане  говорят  на  одном  - 
английском  языке,  но  почему-то  англичане  не  говорят,  что  они  происходят  от 
американцев. Кстати о народах.  
В глубокой древности наши предки размножаясь и в поисках пищи шли по Земле, 
им  в  сложнейших  условиях  приходилось  выживать.   Мировая  популяция  двух  типов 
человекоподобных  предков:  неандертальцев  и Homo sapiens в  борьбе  за  выживание 
завершилось  победой  Homo  sapiens,    которые  и  образовали—  «человечество».  Человек 
вынужден был перемещаться по миру в поисках воды, пищи и тепла. И если он находил 
более-менее  пригодный  для    обитания  уголок,  этот  уголок  часто  оказывался  занятым 
другими. Человек начинал сражаться с себе подобными или объединяться. Таким образом, 
стали  появляться  первые  сообщества  людей,  они  изначально  образовывали 
близкородственные  группы,  которые  назывались  также  «племенами»,  которые  в 
дальнейшем становились государствами. Они себя стали называть каким-то именем или 
их именовали соседи. С появлением ранних государств, создание которых первоначально 
осуществлялось  одним  или  близкородственными  группами  (народами),  появилась 
тенденция именовать национально-территориальное объединение по имени такого народа. 
Народы  -  это  не  языковые,  не  политические  и  не  зоологические  единства,  но  единства 
душевные. На основе этого чувства О. Шпенглер выделяет народы народы до культуры, 
внутри нее и после. Первые до культурные объединения людей он назвал - 
пранародами. 
К  пранародам  он  отнес  иудеи,  микен,  египетских  номов  и  персов[1,с.167].  Для 
О.Шпенглера 
народ  –  это  единство  души.  Народы  каждого  государства  вырабатывали 
свой особенный характер поведения, это весьма интересно
Интересно  наблюдать  за  нациями  и  народами,  сформированными  в  песках  пишет 
автор  Е.Д.  Лучезарнова  [2],  которая  посетила  два  полюса  планеты  Земля,  облетела 
экватор.  Они  нынешние  арабы,  всегда  перемещались,  на  одном  месте  практически  не 
задерживались. Одежда, шатёр и верблюд, лошадь являлись главными помощниками в по-
иске  средств  выживания.  Сейчас,  когда  в  современном  человеке  просыпается  натура 
песчаного  жителя,  он  приобретает  себе  машину  как  дополнительную  одежду,  делает  из 

 

Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №2, 2015 ж. 
 
неё  жилище  и  начинает  в  ней  путешествовать,  поскольку  включился  ген  постоянного 
перемещения. Кстати и европейцы свои отпуска ныне проводят таким образом. 
Люди, которые перемещались пешком, допустим, возьмём национальность «еврей», 
очень  ярко  распределяются  по  земному  шару  и  пытаются  быть  незамеченными[2].  Их 
было 10 колен, когда началось их передвижение, ныне 9 из них нашлись, но до сих пор 
ищут десятого колена[3]. У них была задача  проникнуть в другой этнос, с этим этносом 
слиться,-  приспособиться,  но  при  этом  сохраниться,  евреи  дошли  даже  до  Бухары.  И 
инстинкт выживания входит в инстинкт накопления, который снаружи приспособился к 
среднему  уровню  достатка.  Поэтому,  даже  если  еврейский  ген  становится  достаточно 
сильным при большом количестве богатства, показная демократичность всегда остается. 
И желание показать: «У меня ничего нет» - приводит к приглашению для уборки своего 
жилища других людей, даже если самому нужно убирать жилище своего друга или своего 
соседа.  Но  собственное  жилище  он  убирать  не  будет.  Надо  же  быть  открытым, 
прозрачным, но внутри что-то сохранить. 
 
И  когда  человек  пускается  в  пешеходное  путешествие,  ему  очень  хочется  своими 
ногами  померить  мир  -  в  нём  проснулось  что-то  от  евреев.  Ему  хочется  нести  с  собой 
рюкзак, который он считает самым сокровенным или обязательно иметь деньги про запас. 
Но  при  этом  снаружи,  казаться  человеком  достаточно  среднего  достатка,  чтобы  не 
выпячивать  своё  богатство.  Отсюда  -  скромные  дома,  скромные  офисы,  скромные 
производства  при  достаточном  объёме  внутренних  Денег.  Это  видно  по  современному 
Израилю, ничего современного не построили. 
Татары  и  монголы  мчались  по  этому  миру,  завоевывая,  забирая  у  людей  самое 
лучшее  и  развешивая  на  себе:  меха,  монеты,  золото  -  демонстрация:  «Да,  у  меня  всего 
много».  У  татар  прямо  обратная  позиция  относительно  евреев.  Даже  если  внутри 
останется  мало  денег,  снаружи  важно  показать
:  «как  Я  богат»  [2].  Вся  внешняя 
атрибутика  достаточно  важна  для  проявления  собственного  достоинства.  Автор  под 
татарами  видимо,  имеет  в  виду  и  других  кочевников:  гуннов,  казахов,  кипчаков.  Все 
кочевники  одевались  очень  красиво,  особенно  авары,  когда  они  впервые  появились  в 
Европе удивили всех. 
У русских как у народа, имеющего границы, но внутреннюю пустотность, естъ два 
инстинкта: один - инстинкт накопления, другой - инстинкт транжиры. Когда ты копишь-
копишь  деньги  и  потом  способен  в  один  миг  их  все  потратить.  Душа  попросила,  душа 
развернулась
 
[2].  Огромный  инстинкт  общинности.  Пригласить  всех  погулять,  даже 
незнакомых людей, всех накормить. А потом остаться ни с чем в надежде, что кто-то и с 
тобой  так  же  поступит.  Это  точное  определение,  которое  можно  наблюдать  у  новых 
русских. 
Отношение к энергиям у европейских народов постепенное: маленькими дольками, 
но  надолго.  Поэтому  они  собирают  своё  богатство  достаточно  долго  и  точно  так  же 
расходуют  маленькими  долями.  Всё  сразу  не  могут  вынести  ни  снаружи,  ни  оставить 
внутри,  ни  положить  по  границам,  а  будут  выстраивать  свои  бизнес-отношения 
постепенно, размеренно. 
Еврею очень сложно отдать долг деньгами, гораздо легче отдать предметами[2].  Это 
тоже генетически обусловлено, поскольку, когда он вынужден был покидать своё жилище 
и уходить практически босой, прикрывшись одеждой, мягко говоря, скромной, предметы 
оставались.  И  он  привык  меньше  ценить  предметы,  одежду.  Зато  он  с  собой  уносил  и 
прятал глубоко в себе сами деньги, которые потом мог снова поменять. 
Также у разных национальностей очень разное отношение к 
слову. У русских есть 
понятия:  «слово  офицера»,  «честное  пионерское  слово»,  «слово  купца»,  генетически 
русские доверчивы, оттого что они привыкли верить обещаниям[2].  Им могут много что 
наговорить  -  они  поверят,  туда  и  поблагодарят  того,  кто  их  устремил.  Хотя  он  явно 
говорил полную неправду, но доверчивость к словам слишком велика. Кстати, весь восток 
привыкли  верить  обещаниям,  словам  и  жили  по  этому  принципу.  Если  взять  слова 

 

Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №2, 2015 ж. 
 
европейских  народов,  их  требовалось  скреплять  свитками,  печатями,  документами, 
поскольку  на  словах  не  могли  договориться,  или  их  слабо  фиксировали,  или  потом  не 
выполняли. Нужны были дополнительные документальные подтверждения. 
Древние 
народы 
и 
государства 
Центральной 
Азии 
Арии
.  
Длительное  время  история  тюркского  мира  и  народов  Центральной  Азии  в  СССР 
изучалась  в  отрыве  от  истории  всемирной  цивилизации,  народов  Востока.  Гласность  в 
исторических  и  археологических  исследованиях  дали  положительный  результат.  За 
последние  два  десятилетия  на  стыке  лесостепи  и  великого  пояса  степей  восточной 
Евразии  обнаружено  и  частично  исследована  большая  группа  памятников  (поселений  и 
могильников),  относящихся  к  периоду  от  энеолита  -  времен  ариев  до  позднесакского 
времени.  Находка  их  по  праву  равна  научному  открытию,  а  изучение  (раскопки  и 
публикации) явилось вкладом в историческую науку и внесло существенные коррективы в 
наше представление о древностях евразийских степей. [5] Среди новых, но уже широко 
известных  памятников  интерес  представляют  поселения  энеолитического  времени 
(Ботай),  бронзового  века  (Синташта,  Аркаим)  и  позднесакского  периода  (Актау). 
Обнаружено еще несколько городищ, подобных Аркаиму недалеко от г. Кустанай, и даже 
превосходящих  его.  Например,  два  массивных  жилых  комплекса  найдены  в  Западном 
Казахстане  и  три  комплекса  в  Акмолинской  области.  Один  из  них  давно  признается 
непревзойденным  поселением  -  мегаполисом  неолита:  более  15-20  тысяч  жителей 
(Зерендинский район Кокчетавской области). 20 тысяч городских жителей для тех далеких 
времен  по современным меркам равносильно миллиону человек. Исторические  открытия  
этих эпох показали, что уже тогда они оказали мощное воздействие на этнокультурную и 
социально-экономическую жизнь всего индоевропейского мира. Величайшим событием и 
изобретением  ставшим,  монолитным  фундаментом,  на  котором  возникла  цивилизация, 
были металлургия и доместикация злаковых культур и животных, особенно лошадей. Как 
считают  казахстанские  археологии,  металлургия  была  поставлена  на  государственную 
промышленную  основу  на  месторождениях  центрального  Казахстана,  таких  как: 
Жезказган,  Саяк,  Кенказган,  Атасу,  Кент  и  другие.  Египет,  Месопотамия,  Иран  и 
возможно  другие  государства  имели  прямые  торговые  отношения,  т.к.  самые 
качественные бронзовые изделия и оружия изготавливались в этих местах.  
Этимологически  «арии»  на  древнем  языке,  на  котором  они  говорили,  означало  – 
почтенные,  превосходные.  Слово  «ар»  по  казахский  означает  –  совесть,  белый,  чистый. 
Арии  называли  себя  детьми  Неба.  Слог  «ар»  связывается  со  значением,  относящимся  к 
стихии огня. Имеется и другой вариант. Арий, Арья – ведические слова древнеиндийского 
происхождения.  Согласно  Ведам,  арийские  народы  объединил  особый  тип 
самодисциплины.  Шри  Ауробиндо  указывает,  что  корень  «ар»  означает  «особый 
дисциплинированный  труд  и  битву».  Н.К.  Рерих  расшифровывает  название  «арии»  как 
«верные  истине».    Арья  –  это  устремленная  душа,  совершающая  великую  работу.  Арья 
(Арьян) – добрый и благородный человек, преодолевающий в себе и вне себя, т.е. вовне, 
все то, что противостоит человеческому продвижению вперед. Это – Воин Света, идущий 
к  истине,  человек,  целью  которого  является  достижение  духовного  совершенства.  На 
санскрите «арья» буквально означает святой.[6]  
Арии  закончили свое существование под этим именем в начале I тыс. до н.э. Но не 
все они ушли из степей Казахстана в Иран и Индию. Те, что остались, явились предками 
новых кочевых народов Великой степи – саков, савроматов, скифов. Скифы и Саки жили в 
Великой  степи  и  на  Алтае,  где  и  до  этого  они  обитали  под  именем  –  арийцы.    Как 
свидетельствует «Авеста», Центральная Азия была ареалом проживания многих народов и 
этносов. Их общим самоназванием в то время было этноним арья.  Казахи до сих пор при 
встречах  с  большим  скоплением  людей  не  задумываясь  здороваются  словом  «ар-
мысыздар»,  т.  е.  «вы-ары  или  мы-ары  (арьи)».    Таким  образом,  память  об  арийцах 
заложена у казахов на генетическом уроне.  
10 
 

Қазақ өркениеті / Казахская цивилизация. №2, 2015 ж. 
 
Арийцы, первыми образовали  государство более 
4000 лет назад, одно из которых, 
по-видимому,  находилось  в  Аркаимском  регионе  степи  южного  Урала  и  Центрального 
Казахстана  и  создали  предпосылки  для  развития  государственности  всех  последующих 
народов. Таким образом первым пранародом являются арии.  
 
Арий из Центрального Казахстана. Скульптура найдена в г. Кустанай 
 
 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет