Б профессиональных; в научных



Дата19.10.2022
өлшемі15,52 Kb.
#44283
түріРешение

Перед человеком стоят не только вопросы, связанные с решением повседневных практических задач: житейских, производственных и т.п. Он пытается найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие: что представляет собой окружающий мир, каково место и предназначение в этом мире человека? Что лежит в основе всего существующего – материальное или духовное начало? Подчинен ли мир каким-либо законам или в нем господствует хаос? Может ли человек познать окружающий мир и что представляет собой это познание? В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность? Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах, которые называются мировоззренческими. 9 Размышляя над ними, человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в Бога или же на знания, добытые наукой к настоящему времени. Другими словами, эти размышления зависят от типа мировоззрения.


Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.
Мировоззрение всегда являет собой «сплав» разнообразных составляющих компонентов. И как в сплаве различные сочетания составляющих, их пропорции дают разный металл, так что-то похожее происходит и с мировоззрением. В структуру мировоззрения входят и играют в нем важную роль, во-первых, обобщенные знания. Они состоят из:
а) повседневных, или жизненно-практических;
б) профессиональных;
в) научных.
Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезный фундамент получает соответствующее мировоззрение. Во-вторых, вся система ценностей (представления о добре и зле, что хорошо, а что плохо, что получает одобрение или осуждение). В-третьих, формы и нормы поведения. Значимость последнего компонента – поведения – обусловлена тем, что без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Именно через поведение человека, его мировоззрение находит свою реализацию. Ведь неслучайно о человеке судят не по тому, что он говорит, а по тому, что делает. В структуре мировоззрения от глубины отражения действительности выделяют следующие уровни: 1) миросозерцание – фиксируются лишь внешние проявления бытия; 10 2) миропредставление – здесь создается уже цельная картина мира, но чувства и рассудок еще преобладают над разумом; 3) миропонимание – это самый глубокий уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.
Качественно новым типом является философское мировоззрение. От
мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение
мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся
предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское
мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий
характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте
человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые
характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и
содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения
(философия) , представляет собой логически упорядоченную систему знаний,
характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и
принципы.
Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – люблю, друг и
sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. У древних греков солво любовь,
по отношению к мудрости обозначало «стремление к знанию, жажду знаний».
Первым, кто употребил слово «философ», был Пифагор (ок. 580-500 до н.э.) Он полагал, что смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и
древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н.э.)
Однако, совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes —
мастер, художник). Главная задача философа, считали они, — научить своих
учеников мудрости. Однако, мудрость они отождествляли не с достижением
истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и
выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до
различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто
строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.
Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем
умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь //ты не потерял рога//
следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется
здесь достаточно очевидно.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет